Автор: Рябчун Ольга Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7
Населённый пункт: город Крымск Краснодарского края
Наименование материала: презентация
Тема: "Устранение мышечных зажимов у заикающихся дошкольников с использованием игровых приёмов"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 7 города Крымска муниципального образования
Крымский район
Устранение мышечных зажимов у
заикающихся дошкольников с
использованием игровых приёмов
Подготовила учитель-логопед Рябчун О.В.
Современные научные данные доказывают, что для психического
здоровья детей необходима сбалансированность положительных и
отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного
равновесия и жизнеутверждающего поведения.
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно
научить его управлять своим телом.
Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение,
скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
Специально подобранные релаксационные упражнения на
расслабление определенных частей тела и всего организма помогают
детям с заиканием ощущать свои
эмоции, управлять своим
поведением, слышать свое
тело, а значит помогают
говорить свободно и легко.
Релаксация
(от лат. relaxation – ослабление, расслабление)
глубокое мышечное расслабление,
сопровождающееся снятием психического напряжения.
Релаксация может быть как непроизвольной,
так и произвольной, достигнутой в результате применения
специальных психофизиологических техник.
В основе теории мышечной релаксации лежит
утверждение, что разум и тело человека крепко
взаимосвязаны. Следовательно, для того, чтобы
расслабить тело, нужно расслабить разум (и
наоборот); а психическое расслабление ведёт к
расслаблению физическому, мышечному.
Как известно, мышечная и эмоциональная
раскованность – главное условие для естественной
речи.
Методика мышечной
релаксации Э. Джекобсона
Методика мышечной релаксации принадлежит
профессору Эдмунду Джекобсону,
получившая название «Прогрессивная
мышечная релаксация».
Нервно – мышечная релаксация – это
техника снижения нервно-мышечного
напряжения, которое достигается
путем первоначального напряжения и
последующего расслабления мышц,
формирующая способность улавливать при помощи
концентрации внимания напряжение в мышцах и достигать
расслабления.
Кому рекомендуется
применение метода
•
взрослым и детям, испытывающим
психическое напряжение;
•
взрослым и детям, с повышенной
тревожностью, склонным к беспокойствам и
волнениям;
•
взрослым и детям, страдающим нарушениями
сна, паническими атаками, неврозами;
•
а так же всем здоровым людям для снятия
усталости и эмоционального напряжения.
Рекомендации по проведению
упражнений:
-
время выполнения одного упражнения не более 4-5 минут
-
релаксация включает в себя комплекс из 3-4 упражнений на
разные группы мышц
-
сеанс полной релаксации проводится с музыкальным
сопровождением и текстом, направленным на спокойствие и
восстановление сил
-
основной задачей выполнения упражнений является
обучение детей восстановительным техникам для
дальнейшего самостоятельного применения
-
упражнения на расслабление мышц рук, ног, туловища, шеи,
живота, речевого аппарата повторяются по 2-3 раза, кроме
упражнений на мышечную релаксация по представлению
-
завершение релаксации только на позитиве
Релаксационные упражнения для
дошкольников направлены на:
- расслабление отдельных групп мышц
(лица, шеи, рук, ног, туловища) - мышечная
релаксация по контрасту с напряжением;
- расслабление всего тела - мышечная
релаксация по представлению (внушение
состояния покоя и расслабленности);
- внушение мышечной и эмоциональной
релаксации (введение формул правильной
речи).
Мышечная релаксация по контрасту с
напряжением
"Лимон"
Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке
находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно
сжимать как можно сильнее правую руку в кулак.
Почувствовать, как напряжена правая рука.
Затем бросить "лимон" и расслабить руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю —
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю
Выполнить это же упражнение
левой рукой.
«Драгоценность».
Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень
ценное, дорогое для вас, но кто-то хочет отнять у вас это.
Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче...еще крепче,
уже побелели косточки, кисти начинают дрожать... Но вот
обидчик уходит, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы
становятся расслабленными, кисти рук спокойно
лежат на коленях... они отдыхают.
"Пара"
(попеременное движение с напряжением и
расслаблением рук).
Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед
ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую
руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера.
Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера
выпрямляется.
«Кораблик»
Представьте, что мы на корабле. Чтобы не упасть,
расставьте шире ноги и прижмите их к полу. Сцепите руки
за спиной. Качнуло палубу - прижмите к полу правую ногу,
затем левую. Вдох-выдох!
Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
а другую расслабляем.
Упражнение «Штанга».
Будем заниматься спортом. Встаньте! Представим, что поднимаем
тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки.
Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело! Подержали
штангу... Устали руки и бросили штангу. (Руки резко опускаются и
свободно повисают вдоль туловища). Руки расслабились, не
напряжены, отдыхают. Легко дышится! Слушайте и делайте, как я.
Спокойно вдохнуть — выдохнуть!..
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом. (Наклониться вперед.)
Штангу с пола поднимаем... (Распрямиться.)
Крепко держим...
(Прикасаясь к мышцам плеча и предплечья детей,
обращаем их внимание на напряжение и
последующее расслабление.)
– И бросаем!(Упражнение повторяется три раза)
Наши мышцы не устали –
И еще послушней стали!
Нам становится понятно:
Расслабление – приятно.
«Сорви яблоко»
Представьте, что перед вами растет высокая яблоня с
чудесными сладкими яблоками. Они висят прямо над
головой, но достать их нелегко. Потянитесь как можно выше,
поднимитесь на цыпочки и сделайте глубокий вдох. Теперь
можно достать яблоко. Медленно выдохните и расслабьтесь.
«Снеговик»
Представьте, что каждый из вас снеговик, вылепленный из
чистого снега. У вас есть голова, туловище, две торчащие в
стороны руки-ветки, и вы стоите на крепких ножках.
Наступила ночь, подул сильный морозный ветер. Снеговик
начал замерзать (постепенное напряжение мышц): у него
замерзли голова, нос, уши... Сильно напрягите шею, мышцы
лица, плечи, руки, живот, ноги. Но вот наступило утро,
засветило солнце. Оно начинает припекать, и снеговик тает.
Сначала голова (расслабить мышцы лица,
шеи), потом плечи (опустить плечи), левая
рука, правая рука (расслабить руки). Постепенно
начинает таять туловище, ноги, и снеговик
превращается в лужицу.
«Любопытная Варвара»
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова
прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо.
Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону.
Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
-Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед — тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше.
Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
-А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно — расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди.
Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А теперь посмотрим вниз — мышцы шеи
напряглись!
Возвращаемся обратно —
расслабление приятно!
Шея не напряжена и рассла-а-бле-на...
«Воздушный шарик»
Откиньтесь на спинку стульчика, спина прямая и
расслабленная, руки сложены на груди так, чтобы
пальцы сходились. Глубоко вдохните воздух носом,
представьте, что ваш живот – это воздушный шарик.
Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик.
А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика.
Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик
наполняется воздухом и становится все больше и больше.
Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика.
Сделайте паузу, сосчитайте до пяти.
Снова вдохните и наполните легкие воздухом
Выдохните, почувствуйте, как воздух выходит через легкие, горло, рот.
Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим
настроением.
«Качели»
Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает,
ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены).
Но вот летит бабочка, садится к вам на брови. Она хочет
покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на
качелях. Двигать бровями вверх – вниз.
Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление
мышц лица) (повторить 2-3 раза).
«Улыбка»
Представьте себе, что вы видите
перед собой на рисунке красивое
солнышко, которое вам улыбается.
Улыбнитесь в ответ солнышку и
почувствуйте, как улыбка переходит
в ваши руки, доходит до ладоней.
Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться еще
радостнее. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы
щек…
Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются
улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).
Мышечная релаксация по представлению
«Облака»
Представьте себе теплый летний вечер. Вы
лежите на траве и смотрите на проплывающие
в небе облака - такие белые, большие, пушистые
в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам
тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете
медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к
самым облакам. Ваши ручки легкие-легкие, ваши ножки легкие,
все тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к
большому и пушистому самому красивому облаку на небе. Ближе
и ближе. И вот вы уже лежите на нем и чувствуете, как нежно оно
гладит вас, это пушистое и нежное облако... (Пауза - поглаживание
детей.) Вам хорошо и приятно... Вы расслаблены и спокойны... Но
вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку,
потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули
на облачке!
«Водопад»
Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день,
голубое небо, теплое солнце! Горный воздух свеж и приятен. Вам
дышится легко и свободно! Но водопад наш необычен, вместо
воды в нем мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите
под этим водопадом, и почувствуйте, как прекрасный белый свет
струится по вашей голове. Чувствуете, как он льется по лбу, лицу,
шее?.. Белый свет течет по вашим плечам... помогает им стать
мягкими и расслабленными... (Пауза - поглаживание детей.) Потом
он течет дальше: по груди, животу, ногам... и вы чувствуете, что
все тело становится мягче, вы расслабляетесь. Этот удивительный
водопад из белого света струится по вашему телу. Вы чувствуете
себя совершенно спокойно и с каждым
вдохом все сильнее расслабляетесь. А
теперь потянитесь и на счет «три»
откройте глаза. Волшебный свет
наполнил вас свежими силами и
энергией.
Внушение мышечной и
эмоциональной релаксации
(введение формул правильной
речи)
Мышечная релаксация вызывается только
внушением (например, «Волшебный сон»).
Вводятся новые формулы, направленные на
внушение уверенности и спокойствия при
речевом общении: «Говорим неторопливо, очень
четко и красиво», «Всегда говорим мы, когда
выдыхаем, как будто бы парус мы ртом надуваем»
Внушение мышечной и
эмоциональной релаксации
(введение формул правильной
речи)
Выполнение таких упражнений очень нравится детям,
т. к. в них есть элемент игры.
Если релаксационные упражнения проводить
систематически, то это позволит детскому организму,
сбрасывая излишнее напряжение и восстанавливая
ресурсные возможности, сохранять психическое
здоровье.
Уважаемые родители!
Ваше внимание, любовь, ласка и
терпение, а так же ваше
внутреннее спокойствие и вера
помогут обрести равновесие и
гармонию в душе ребенка, вселив
в него уверенность в себя, в свои
силы. А это и является самым
необходимым условием для
исправления речи.
Терпения вам, удачи и
внутреннего спокойствия!!!