Автор: Халикова Роксана Микаиловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОБУ СОШ №1 имени И.Д. Бувальцева
Населённый пункт: Краснодарский край, г. Кореновск,
Наименование материала: статья
Тема: "ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ ПОДРОСТКОВ"
Раздел: среднее профессиональное
ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ
ПОДРОСТКОВ
Тесное
переплетение
социальных
и
познавательных
мотивов,
в
совокупности
составляющих учебную мотивацию ребенка являются, в первую очередь, результатом
социального
влияния
семьи,
в
которой
он
воспитывается.
Следовательно,
встает
необходимость
решения
проблемы
социального
влияния
семейного
воспитания
на
учебную
мотивацию.
Цель:
изучение
влияния
детско-родительских
отношений
на
учебную
мотивацию.
Для
проведения
исследования
мы
использовали
такие
методы
психодиагностики, как: тест – опросник «Подростки о родителях» Шафера, и методика
«Почему я учусь?». Выборочную совокупность составили 50 подростков, обучающихся в
МОБУСОШ№1 г.Кореновска.
Проанализировав полученные данные, мы с уверенностью можем сделать вывод,
что
у
девочек
уровень
внутренней
учебной
мотивации
в
подростковом
возрасте,
направленный, на получение знаний и на новые впечатление выражен сильнее, чем у
мальчиков.
Это
говорит
о
том,
что
девочки
в
большей
степени
проявляют
свою
заинтересованность. Они
включается в деятельность ради интереса.
У мальчиков же
наоборот больше проявляется уровень внешний мотивация, как идентификация, так и
интроекция. Это говорит о том, что целью обучения является не результат деятельности, а
какое-либо поощрение.
Матери в большей мере проявляют к своим сыновьям позитивный
интерес и автономию. Ребенок не отрицает ее власть на собой и принимает все наказания.
Так же мать полностью берет на себя ответственность за все, что сделал, делает и будет
делать ребенок.
В отношениях с отцом доминируют интерес, дружба и доверии, он
стремятся
достигнуть
расположения
детей
и
почитания
отцовского
авторитета,
не
прибегая к насилию. Подростки всегда слушаются отца и выполняют все его требования, а
он корректитрует их поведения, исключая деспотичность.
Внешняя мотивация у девочек
возрастает в том случае, если мать будет проявлять непоследовательность, то есть, если
мать меняет стили воспитания, то девочки начинают нуждаться в поощрении. А если отец
проявляет интерес, директивность, враждебность, автономию или непоследовательности
дочерей, то у них снижается уровень внутренней мотивации, направленной на знания, то
есть, если отец не принимает девочку, проявляют к ней строгость, то у девочек перестает
проявляться заинтересованность в учебной деятельности.
Так же при повышении уровня
директивности
со
стороны
матери,
у
мальчиков
-
подростков
повышается
уровень
внутренней мотивации направленной на компетентность, и повышается уровень внешней
мотивации, то есть мать стремится любым способом исключить неправильное поведение
сына, и благодаря этому у мальчиков повышается потребность быть компетентными.
Исходя из полученных нами данных, мы можем утверждать, что наша гипотеза
частично подтвердилась, т. к не только проявление позитивного интереса со стороны
родителей, повышает уровень развития внутренней мотивации к обучению у подростков.