Автор: Хасанова Альфия Зуфаровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 10 "Белочка"
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: статья
Тема: Психогимнастика, логоритмика и музыкально-дидактическая игра как формы работы музыкального руководителя с детьми ОВЗ.
Раздел: дошкольное образование
Хасанова Альфия Зуфаровна,
музыкальный руководитель
МАДОУ города Нижневартовска ДС №10 «Белочка»
Психогимнастика, логоритмика и музыкально-дидактическая игра как
формы работы музыкального руководителя с детьми ОВЗ
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-
инвалидами
образования
является
одним
из
основных
и
неотъемлемых
условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в
жизни общества.
Задача
педагогов
и
родителей (законных
представителей) -
помочь
детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки
и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых
достижений, не отставая от своих сверстников.
Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме
образования является сопровождение и поддержка детей с ОВЗ.
Функции сопровождения в нашем дошкольном учреждении возложены
на психолого-медико-педагогический консилиум, который дает возможность
педагогам и специалистам активно взаимодействовать друг с другом.
Музыкальное воспитание в нашем детском саду, является составной
частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ и имеет помимо
общеразвивающей,
коррекционно-компенсаторную
направленность.
Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка
к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке,
развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их
своим настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно
на
развитие
основных
движений,
сенсорных
функций
(зрительного
и
слухового восприятия), и речевой деятельности.
Среди проблем можно назвать:
непроизвольность движений;
боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;
речевые нарушения или отсутствие речи;
замкнутость, неактивность детей;
неустойчивые внимание и память у дошкольников.
Переосмыслив свой опыт, я пришла к выводу, что особенность работы с
такими детьми состоит:
не
в
поиске
способов
освоения
разных
танцевальных
движений,
а
в
стимуляции элементарной активности у ребенка;
не
в
совершенствовании
произношения,
а
в
развитии
элементарных
вокализаций, простейших звукоподражаний;
не
в
разучивании
танцев,
а
в
поиске
способов
побудить
ребенка
к
танцевальному творчеству.
Главное,
и
самое
важное
на
моих
занятиях
—
это
атмосфера,
которая
создается особым качеством общения равных партнеров — детей и педагога.
Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть
принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять
свою индивидуальность. В этой игровой форме не все дети должны делать то
же, что остальные, но каждый со своим личным опытом может участвовать в
игре.
Своеобразная
ритуализация
(повторяющаяся
структура
занятия)
помогает
детям
быстро
ориентироваться
в
новом
материале,
быть
уверенными, создавать образы, творить, помогать другим и радоваться их
успехам
и
удачным
находкам.
У
нас
в
таких
детей
верят,
любят
и
поддерживают.
У детей с ОВЗ круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо
развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная
система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Дети не
умеют
согласовывать
движения
с
музыкой,
подчинять
свои
действия
различным внешним сигналам — зрительным, слуховым. Но у них есть одно
свойство — подражательность, — которое проявляется как в музыкально-
ритмических движениях, так и в подпевании и пении.
Чтобы успешнее решать задачу развития базовых психических функций,
необходимых для общего развития и адаптации детей, я решила использовать
в своей работе следующие виды музыкально-двигательной терапии:
психогимнастику – тренировочные, активизирующие психомоторику этюды,
упражнения,
игры,
направленные
на
развитие
и
коррекцию
различных
отклонений в психических процессах;
логоритмические
занятия
(с
подгруппой
или
группой
детей)
–
вариант
двигательной терапии, используемой в работе с дошкольниками, систему
музыкально-двигательных,
речедвигательных
и
музыкально-речевых
игр,
объединенных одним общим сюжетом и игровой формой;
систему музыкально-дидактических игр, эффективных в работе с детьми,
имеющими определенные проблемы в развитии.
Все эти направления работы основаны на наиболее доступном для детей виде
деятельности
–
игре.
Решение
коррекционных
задач
в
игровой
форме
позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу
совместного
творчества
детей
и
взрослых,
побуждает
каждого
ребенка
принять
активное
участие
в
учебном
процессе,
поддерживает
познавательный интерес и внимание.
Мастер - класс.
«Чудесные гномики».
1.
Вводная часть: ритмическая разминка «Добрый день»
Дети свободно входят в зал.
Педагог: Ребята, давайте поприветствуем друг друга и пожелаем доброго дня
друг другу!
«Добрый, добрый, добрый день (Дети свободно ходят по залу или
Нам здороваться не лень, маршируют)
Нам совсем не лень!
Ну ка, руку подавай (Останавливаются, находят пару себе),
Не зевай, не зевай, здороваются, пожимая руку,
Ну ка, руку подавай,
Крепче обнимай!!! (обнимают друг друга)
2.
Основная часть.
Педагог: Ребята, нас в гости сегодня пригласил веселый гном. Он живет в
лесу. Этот гномик такой маленький, что ростом всего с большой гриб. А на
голове у него забавный колпачок. А чтобы он нас принял за своих друзей,
давайте тоже превратимся в маленьких гномиков. У меня есть колпачки, я
сейчас вам их надену (дети надевают колпачки). Нам придется идти через
лес, до большой поляны, где он живет. В лесу тропинка узкая, поэтому мы
пойдём друг за другом. Тропинка не такая ровная, она то поднимается, то
спускается, то через пенек надо перепрыгнуть, а то и через упавшее дерево.
Ну, пора в путь!
(звучит песня « Из - под дуба»)
Педагог: Мы шагаем по тропинке,
По лесной тропинке.
Мы шагаем дружно в ногу,
Поспевай за нами!
(Звучит муз. Н. Александрова «Веселый бег»)
Вот тропинка наклонилась-
Вниз мы побежали,
Но бежали мы недолго,
Снова зашагали!
(Звучит мелодия «Из под дуба»)
Вдруг перед нами возник пень - надо перепрыгнуть. Прыгнули мы друг за
дружкой, дальше зашагали. Давайте, ребята, немного передохнем и вспомним
нашу распевочку на «О».
Дети: О-О-О-О (тянут звук. прохлопывают)
о.о.о (остро. пальчиками касаются об пальчик)
Педагог: Ах, как солнце высоко!
Дети: О-О-О-О! о.о.о.
Педагог: А идти так далеко.
Дети: О-О-О-О! о.о.о.
Педагог: И устали мы давно.
Дети: О-О-О-О! о.о.о.
Педагог: Идти в гору нелегко.
Педагог: Вот мы, ребята, вышли на полянку, где живёт веселый гномик. Нам
нужно постучаться, чтобы он открыл дверь, а стучать будем вот так: стук-сту-
ки-сту-ки-стук (хлопают в ладоши с ритмослогом. Гномик выходит из
своего дома).
Гном: Доброе утро и солнцу, и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
Педагог: Улыбнемся же мы тоже гномику в ответ.
(Упражнение «Улыбнись»)
Гном:
На гармошке мы играем,
Рот пошире открываем,
К небу язычки прижмем,
Ниже челюсть отведем.
(Упражнение «Гармошка»)
Педагог: А ребята знают веселую песенку и хотят подарить тебе!
Песня: «Веселый гномик» (с движениями)
Живет веселый гномик (показ «дразнилки»)
В таинственном лесу (смотреть вдаль)
И носит сто веснушек (показываем веснушки на носу)
На крохотном носу.
Припев:
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля-ля (качаем головой вправо, влево)
И носит сто веснушек (показываем веснушки на носу)
На крохотном носу.
Педагог: Посмотрите, ребята, около домика Гномика очень, очень много
опавших листьев. Давайте мы их возьмем и подуем на них, как легкий,
добрый ветерок. Пока музыка звучит – дует ветерок, музыки нет – ветерок
набирается сил, чтобы снова подуть.
(Упражнение на дыхание)
Гном: На моей полянке очень много цветов, и я хочу поиграть с вами в
цветочный оркестр! (на проигрыш дети свободно двигаются по залу в разные
стороны, разглядывают цветы)
3.
Заключительная часть: игра с музыкальными инструментами
Педагог:
1. Колокольчики звенят,
Нас с тобою веселят:
Дили-ли, дили-ли,
Нас
с
тобою
ве селят!(д ети
подходят
к
цветку
и
звенят
в
колокольчики)
2. И ромашки в бубен бьют,
Танцевать с собой зовут:
Бом-бом-бом, бом-бом-бом,
Танцевать с собой зовут! (играют на бубне)
3. Ну а красный мак, мак
В ложки бьёт вот так, так:
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
В ложки бьёт вот так! (играют на ложках)
Педагог: Наш оркестр играет в лад
Все цветы играть хотят!
Этот гномик-шалунишка
Вышел с нами поиграть.
Педагог: Нам пришла пора прощаться с милым гномиком, давайте скажем
ему «До свидания!» и отправимся обратно по лесной тропинке в детский сад!
(Шагают по залу)
Занятия
с
использованием
психогимнастики,
логоритмики
и
музыкально-дидактических игр дают свои результаты. Сочетание музыки и
игры
вызывает
много
эмоций,
очень
многие
дети
с
удовольствием
включаются в деятельность, в такой форме они готовы выполнять даже те
дейcтвия, на которые не способны на других занятиях. Очевидно, что у детей
появилось
желание
вступать
во
взаимодействие
друг
с
другом
и
со
взрослыми,
подражать
действиям
окружающих.
Наблюдается
развитие
произвольности движений, т.е. ребенок не просто играет на музыкальном
инструменте,
а
только
когда
звучит
музыка,
выполняет
мои
просьбы,
отказываясь от немедленного осуществления своих собственных желаний, а
главное
–
повышается
активность
малышей.
Движения
становятся
более
координированными,
ритмичными.
Ребенок
учится
извлекать
звук
из
музыкального
инструмента,
двигается
рядом
с
другими
детьми,
не
сталкиваясь с ними, развивается общая и мелкая моторика. Дети осваивают
все более сложные инструменты, требующие активного участия двух рук:
ложки, треугольник и др. Многие ребята самостоятельно стараются изменять
движения в соответствии с музыкальным звучанием.