Напоминание

"ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ"


Автор: Баструкова Мария Викторовна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГБПОУ "Брянский аграрный техникум имени Героя России А.С. Зайцева"
Населённый пункт: г.Стародуб Брянская область
Наименование материала: Статья
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Введение

«Все наши замыслы, все поиски и

построения превращаются в прах,

если нет у ученика желания учиться».

Сухомлинский В.А

Процесс

образования

в

учреждениях

СПО

имеет

свои

особенности.

Обучающиеся, получающие рабочие профессии, овладевая основами наук,

постигают культуру труда, готовятся к участию в создании материальных благ,

к предстоящей им деятельности на пользу общества.

Они, как правило, имеют заниженную мотивацию к обучению, что создает

о п р е д е л е н н ы е

т р уд н о с т и ,

о с о б е н н о

д л я

п р е п о д а в а т е л е й

общеобразовательного цикла.

Математика для них является наиболее сложным предметом, поэтому

педагог должен не только помочь детям преодолеть психологический барьер

неуспешности, но и показать, что из абстрактных понятий строятся модели

конкретной деятельности, что общие законы математики будут применяться

и в их будущей профессии.

Стандарт

по

математике

на

базовом

уровне

ставит

одну

из

целей:

овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в

повседневной жизни. И в требованиях к уровню подготовки выпускников

сказано,

что

в

результате

изучения

математики

на

базовом

уровне

ученик

должен

знать

значение

математической

науки

для

решения

задач, возникающих в теории и практике.

Поэтому процесс формирования положительной мотивации к обучению на

уроках математики в ОУ НПО тесно связан с получением профессии.

Основные виды деятельности педагога по формированию положительной

мотивации:

Методы изучения и диагностика учебной мотивации обучающихся.

Повышение мотивации к обучению посредством

профессиональной направленности уроков математики.

Внеклассная работа по предмету, как важный фактор роста

познавательной активности обучающихся.

Сегодня задача формирования положительной мотивации к обучению

очень

актуальна,

так

как

перед

образовательными

учреждениями

стоит

задача-

в ы п у с к

в ы с о к о п р о ф е с с и о н а л ь н о г о

р а б о ч е г о ,

конкурентноспособного на рынке труда, социально адаптированного в

современных условиях, способного к непрерывному профессиональному

росту.

Сформировавшийся стойкий интерес к математике и в целом к обучению

позволит

выпускнику

быть

профессионально

мобильным,

способным

к

непрерывному образованию в течение всей жизни.

Формирование положительной учебной мотивации в процессе обучения

математике в ОУ СПО.

Большинство лиц,

поступающих в

техникум , имели проблемы с

успеваемостью

по

математике

в

школе.

Зачастую

это

связано

не

с

работоспособностью ребят или их интеллектуальными возможностями, а с

резким падением интереса к учению вообще. Несформированность учебной

мотивации является одной из причин слабой успеваемости обучающихся.

Каждый

педагог

должен

направить

свою

деятельность

на

создание

образовательной

среды,

способствующей

формированию

устойчивой

мотивации к обучению, повышению их самооценки.

Этому способствуют многие факторы, в том числе и общая атмосфера в УЗ,

группе, установление отношений сотрудничества между преподавателем и

обучающимся, качественно проводимые уроки и внеклассные мероприятия.

Наиболее

значимой

является

формирование

устойчивой

мотивации

у

обучающихся через производственную направленность образовательного

процесса.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

провести диагностику уровня мотивации обучающихся,

выбрать

оптимальные

педагогические

технологии,

позволяющие

осуществлять

связь

общего

и

профессионального

образования

на

уроках математики,

сделать анализ и оценку результатов формирования положительной

мотивации обучающихся за период изучения предмета в училище.

Работу

по

изучению

возможностей

ребенка

и

формированию

положительной мотивации к обучению следует проводить поэтапно:

1

этап-

сбор

предварительных

данных

об

ученике

(наблюдение

за

поведением на уроке, вне урока), диагностика;

2 этап -сопоставление полученных данных и определение возможных причин

неуспешности детей.

3 этап- выбор средств и методов для совершенствования образовательного

процесса

с

целью

формирования

положительной

мотивации

к

изучению

предмета, корректировка программы и тематического плана.

4 этап - анализ результатов за период обучения в УЗ.

Формирование положительной мотивации следует начинать с определения

исходного ее состояния, провести диагностику педагогическими средствами:

наблюдением, анкетированием и др. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Применение этих и других диагностических методик позволяет на научной

основе,

а

не

вслепую

осуществлять

процесс

обучения,

более

целенаправленно организовывать процесс формирования мотивации.

Как

показывает

анализ

результатов

диагностики

положительную

мотивацию у обучающихся СПО

к изучению предмета математика можно

сформировать

только тогда, когда содержание обучения, цели и задачи, которые ставит

преподаватель перед обучающимися, имели для них ясно понимаемый и

лично значимый смысл.

Процесс обучения в таком случае

был ориентирован, прежде всего, на

развитие внутренней мотивации личности и включал в себя следующие

приемы:

поощрение малейших удач ребенка, воспитание уверенности в себе,

подробное обоснование отметок, выставленных на уроке,

занимательное

изложение

материала,

использование

проблемного

обучения,

связь математики с производственной деятельностью, повседневной

жизнью,

осуществление межпредметных связей со специальными предметами

и производственным обучением,

проведение

внеклассной

работы

по

предмету

для

развития

познавательных интересов обучающихся.

Как

показывает

опыт,

хорошие

результаты

по

формированию

положительной

мотивации

к

обучению

дает

профессиональная

направленность уроков математики. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Преподавателю математики необходимо знать техническую терминологию,

иметь

ясное

представление

об

устройстве

того

или

иного

механизма,

работать в тесном контакте с преподавателями спец. дисциплин и мастерами

производственного

обучения.

Не

всегда

программный

материал

по

математике

можно

связать

с

получаемой

детьми

рабочей

профессией,

в

таких

случаях

на

уроках

в

качестве

разминки

можно

предложить

обучающимся устные упражнения, встречающиеся в повседневной жизни и

на производстве.

На рабочем месте человеку приходится решать множество простейших

задач, где применение калькулятора не всегда оправдано и попросту его нет

под рукой. Устные упражнения содействуют развитию сообразительности,

внимания, памяти. От навыков в устном счете зависит выполнение заданий

по многим другим предметам.

В начале этой работы необходимо напомнить приёмы устного счета. Как

правило, обучающиеся сами выбирают наиболее рациональные для себя.

Упражнения для устного счета можно разбить на 2 основные группы:

1) примеры; 2) задачи.

Их

можно

проводить

в

начале

урока,

используя

различные

виды

деятельности: диктант, соревнование, использование ИКТ, и др.

5-7

минут

такой

работы

позволяют

оценить

каждого

обучающегося

в

вычислительных навыках, дисциплинируют группу в самом начале урока,

вызывают несомненный интерес к математике и формируют понимание о

необходимости её изучения.

Всю жизнь человек сталкивается с решением всевозможных задач и от того,

как

он

их

решает,

зависит

его

личная

жизнь,

производственные

успехи,

материальное благополучие, психологическое и физическое здоровье.

Мышление

всегда

начинается

с

проблемы

или

вопроса,

удивления

или

недоумения,

с

противоречия.

Этой

проблемной

ситуацией

определяется

вовлечение личности в мыслительный процесс.

Специфика

профессионального

обучения

имеет естественную

проблемность.

На уроках математики есть возможность решать более сложные задачи,

возникающие

на

рабочем

месте

и

имеющие

связь

со

многими

другими

предметами. Решение таких задач предусматривает следующие этапы:

Реальная проблемная ситуация→ математическая модель→ решение задачи.

Важнейшее условие таких уроков - создание атмосферы, когда каждый

обучающийся

сможет

поверить

в

свои

возможности

и

в

ходе

индивидуальной или групповой работы с желанием принимается за решение

поставленной задачи. Такие уроки можно проводить в форме: деловой игры,

экскурсии,

бинарного

урока,

лабораторной

или

практической

работы,

защиты проектов, применять ИКТ, использовать модели, детали, макеты и

др.

Большое количество задач можно решать при изучении стереометрии, даже

имеющиеся

в

учебнике

задачи

приблизить

к

реально

существующим

производственным (Приложение 3).

Обучающимся

предлагается

завести

отдельную

тетрадь,

где

записывать

задачи прикладного характера, наиболее часто встречающиеся в той или

иной

профессии

рабочего.

Возможно,

в

реальных

условиях

производственной деятельности этот сборник поможет решить проблему на

рабочем месте.

Большую

роль

в

формировании

положительной

мотивации

играет

внеклассная

работа

по

предмету,

позволяющая

раскрыть

творческие

способности обучающихся и привить интерес к математике.

Существуют различные формы проведения такой работы. В условиях НПО

наибольший

интерес

представляет

проведение

декадников

по

общеобразовательным предметам. Обучающиеся с интересом включаются в

работу

по

проведению

различных

мероприятий.

В

рамках

недели

математики проводим олимпиаду по предмету, защиту творческих работ,

выпуск стенных газет, игры, конкурсы, викторины. Преподавателями даются

нетрадиционные уроки и внеклассные мероприятия.

Особое значение в развитии личностных качеств обучающихся имеет

их

публичное выступление перед аудиторией в качестве докладчика, ведущего,

организатора,

участника

конкурса.

Ребята,

которые

до

сих

пор

этого

не

делали, ощущают свою значимость, ответственность, причастность к общему

делу. Участие в таких мероприятиях раскрывает творческий потенциал

обучающихся, работа с дополнительной литературой углубляет их знания по

предмету, формирует интерес к обучению.

Благодаря

хорошо

продуманной

внеклассной

работе,

которая

является

неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, знания, умения и

навыки,

полученные

обучающимися

на

уроках

математики,

развиваются,

расширяются,

углубляются

и,

в

конечном

счете,

находят

практическое

применение в будущей профессиональной деятельности.

Заключение

На последнем этапе работы по формированию положительной мотивации к

изучению

математики

необходимо

провести

диагностику,

подвести

итоги

обучения

по

предмету

за

2

года,

сделать

анализ

эффективности

применяемых методов работы.

Около 20% обучающиеся после получения рабочей профессии намерены

продолжить образование в ВУЗ-ах и СУЗ-ах, сдавать ЕГЭ по математике.

Таким

образом,

система

работы,

основанная

на

профессиональной

направленности

обучения,

дает

хорошие

результаты

и

позволяет

формировать

положительную

мотивацию

не

только

к

предмету,

но

и

образованию в целом.

Литература:

1.

Валишина

Л.Н.,

«Экспериментальная

работа

по

преодолению

неуспешности учащихся», Справочник заместителя директора школы

№3 - 2008 г.

2.

Паршутин

И.А.

«Использование

учителем

методов

диагностики

учебной

мотивации

учащихся»,

Справочник

заместителя

директора

школы №10- 2008 г.

3.

Притула

Н.П.,

«Методика

повышения

мотивации

к

обучению»,

Справочник заместителя директора школы №8 - 2008 г.

4.

Паршутин

И.А.

«Использование

учителем

методов

диагностики

учебной

мотивации

учащихся»,

Справочник

заместителя

директора

школы №10- 2008 г.

5.

Скороходова Н.Ю., «Деятельность учителя по освоению развивающего

стиля руководства учебной группой», Завуч №7-2004 г.

6.

Фридман

Л.М.,

«Психолого-

педагогические

основы

обучения

математике в школе», Москва, «Просвещение-1983г.



В раздел образования