Автор: Баструкова Мария Викторовна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГБПОУ "Брянский аграрный техникум имени Героя России А.С. Зайцева"
Населённый пункт: г.Стародуб Брянская область
Наименование материала: Статья
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ"
Раздел: среднее профессиональное
Введение
«Все наши замыслы, все поиски и
построения превращаются в прах,
если нет у ученика желания учиться».
Сухомлинский В.А
Процесс
образования
в
учреждениях
СПО
имеет
свои
особенности.
Обучающиеся, получающие рабочие профессии, овладевая основами наук,
постигают культуру труда, готовятся к участию в создании материальных благ,
к предстоящей им деятельности на пользу общества.
Они, как правило, имеют заниженную мотивацию к обучению, что создает
о п р е д е л е н н ы е
т р уд н о с т и ,
о с о б е н н о
д л я
п р е п о д а в а т е л е й
общеобразовательного цикла.
Математика для них является наиболее сложным предметом, поэтому
педагог должен не только помочь детям преодолеть психологический барьер
неуспешности, но и показать, что из абстрактных понятий строятся модели
конкретной деятельности, что общие законы математики будут применяться
и в их будущей профессии.
Стандарт
по
математике
на
базовом
уровне
ставит
одну
из
целей:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в
повседневной жизни. И в требованиях к уровню подготовки выпускников
сказано,
что
в
результате
изучения
математики
на
базовом
уровне
ученик
должен
знать
значение
математической
науки
для
решения
задач, возникающих в теории и практике.
Поэтому процесс формирования положительной мотивации к обучению на
уроках математики в ОУ НПО тесно связан с получением профессии.
Основные виды деятельности педагога по формированию положительной
мотивации:
Методы изучения и диагностика учебной мотивации обучающихся.
Повышение мотивации к обучению посредством
профессиональной направленности уроков математики.
Внеклассная работа по предмету, как важный фактор роста
познавательной активности обучающихся.
Сегодня задача формирования положительной мотивации к обучению
очень
актуальна,
так
как
перед
образовательными
учреждениями
стоит
задача-
в ы п у с к
в ы с о к о п р о ф е с с и о н а л ь н о г о
р а б о ч е г о ,
конкурентноспособного на рынке труда, социально адаптированного в
современных условиях, способного к непрерывному профессиональному
росту.
Сформировавшийся стойкий интерес к математике и в целом к обучению
позволит
выпускнику
быть
профессионально
мобильным,
способным
к
непрерывному образованию в течение всей жизни.
Формирование положительной учебной мотивации в процессе обучения
математике в ОУ СПО.
Большинство лиц,
поступающих в
техникум , имели проблемы с
успеваемостью
по
математике
в
школе.
Зачастую
это
связано
не
с
работоспособностью ребят или их интеллектуальными возможностями, а с
резким падением интереса к учению вообще. Несформированность учебной
мотивации является одной из причин слабой успеваемости обучающихся.
Каждый
педагог
должен
направить
свою
деятельность
на
создание
образовательной
среды,
способствующей
формированию
устойчивой
мотивации к обучению, повышению их самооценки.
Этому способствуют многие факторы, в том числе и общая атмосфера в УЗ,
группе, установление отношений сотрудничества между преподавателем и
обучающимся, качественно проводимые уроки и внеклассные мероприятия.
Наиболее
значимой
является
формирование
устойчивой
мотивации
у
обучающихся через производственную направленность образовательного
процесса.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
провести диагностику уровня мотивации обучающихся,
выбрать
оптимальные
педагогические
технологии,
позволяющие
осуществлять
связь
общего
и
профессионального
образования
на
уроках математики,
сделать анализ и оценку результатов формирования положительной
мотивации обучающихся за период изучения предмета в училище.
Работу
по
изучению
возможностей
ребенка
и
формированию
положительной мотивации к обучению следует проводить поэтапно:
1
этап-
сбор
предварительных
данных
об
ученике
(наблюдение
за
поведением на уроке, вне урока), диагностика;
2 этап -сопоставление полученных данных и определение возможных причин
неуспешности детей.
3 этап- выбор средств и методов для совершенствования образовательного
процесса
с
целью
формирования
положительной
мотивации
к
изучению
предмета, корректировка программы и тематического плана.
4 этап - анализ результатов за период обучения в УЗ.
Формирование положительной мотивации следует начинать с определения
исходного ее состояния, провести диагностику педагогическими средствами:
наблюдением, анкетированием и др. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Применение этих и других диагностических методик позволяет на научной
основе,
а
не
вслепую
осуществлять
процесс
обучения,
более
целенаправленно организовывать процесс формирования мотивации.
Как
показывает
анализ
результатов
диагностики
положительную
мотивацию у обучающихся СПО
к изучению предмета математика можно
сформировать
только тогда, когда содержание обучения, цели и задачи, которые ставит
преподаватель перед обучающимися, имели для них ясно понимаемый и
лично значимый смысл.
Процесс обучения в таком случае
был ориентирован, прежде всего, на
развитие внутренней мотивации личности и включал в себя следующие
приемы:
поощрение малейших удач ребенка, воспитание уверенности в себе,
подробное обоснование отметок, выставленных на уроке,
занимательное
изложение
материала,
использование
проблемного
обучения,
связь математики с производственной деятельностью, повседневной
жизнью,
осуществление межпредметных связей со специальными предметами
и производственным обучением,
проведение
внеклассной
работы
по
предмету
для
развития
познавательных интересов обучающихся.
Как
показывает
опыт,
хорошие
результаты
по
формированию
положительной
мотивации
к
обучению
дает
профессиональная
направленность уроков математики. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Преподавателю математики необходимо знать техническую терминологию,
иметь
ясное
представление
об
устройстве
того
или
иного
механизма,
работать в тесном контакте с преподавателями спец. дисциплин и мастерами
производственного
обучения.
Не
всегда
программный
материал
по
математике
можно
связать
с
получаемой
детьми
рабочей
профессией,
в
таких
случаях
на
уроках
в
качестве
разминки
можно
предложить
обучающимся устные упражнения, встречающиеся в повседневной жизни и
на производстве.
На рабочем месте человеку приходится решать множество простейших
задач, где применение калькулятора не всегда оправдано и попросту его нет
под рукой. Устные упражнения содействуют развитию сообразительности,
внимания, памяти. От навыков в устном счете зависит выполнение заданий
по многим другим предметам.
В начале этой работы необходимо напомнить приёмы устного счета. Как
правило, обучающиеся сами выбирают наиболее рациональные для себя.
Упражнения для устного счета можно разбить на 2 основные группы:
1) примеры; 2) задачи.
Их
можно
проводить
в
начале
урока,
используя
различные
виды
деятельности: диктант, соревнование, использование ИКТ, и др.
5-7
минут
такой
работы
позволяют
оценить
каждого
обучающегося
в
вычислительных навыках, дисциплинируют группу в самом начале урока,
вызывают несомненный интерес к математике и формируют понимание о
необходимости её изучения.
Всю жизнь человек сталкивается с решением всевозможных задач и от того,
как
он
их
решает,
зависит
его
личная
жизнь,
производственные
успехи,
материальное благополучие, психологическое и физическое здоровье.
Мышление
всегда
начинается
с
проблемы
или
вопроса,
удивления
или
недоумения,
с
противоречия.
Этой
проблемной
ситуацией
определяется
вовлечение личности в мыслительный процесс.
Специфика
профессионального
обучения
имеет естественную
проблемность.
На уроках математики есть возможность решать более сложные задачи,
возникающие
на
рабочем
месте
и
имеющие
связь
со
многими
другими
предметами. Решение таких задач предусматривает следующие этапы:
Реальная проблемная ситуация→ математическая модель→ решение задачи.
Важнейшее условие таких уроков - создание атмосферы, когда каждый
обучающийся
сможет
поверить
в
свои
возможности
и
в
ходе
индивидуальной или групповой работы с желанием принимается за решение
поставленной задачи. Такие уроки можно проводить в форме: деловой игры,
экскурсии,
бинарного
урока,
лабораторной
или
практической
работы,
защиты проектов, применять ИКТ, использовать модели, детали, макеты и
др.
Большое количество задач можно решать при изучении стереометрии, даже
имеющиеся
в
учебнике
задачи
приблизить
к
реально
существующим
производственным (Приложение 3).
Обучающимся
предлагается
завести
отдельную
тетрадь,
где
записывать
задачи прикладного характера, наиболее часто встречающиеся в той или
иной
профессии
рабочего.
Возможно,
в
реальных
условиях
производственной деятельности этот сборник поможет решить проблему на
рабочем месте.
Большую
роль
в
формировании
положительной
мотивации
играет
внеклассная
работа
по
предмету,
позволяющая
раскрыть
творческие
способности обучающихся и привить интерес к математике.
Существуют различные формы проведения такой работы. В условиях НПО
наибольший
интерес
представляет
проведение
декадников
по
общеобразовательным предметам. Обучающиеся с интересом включаются в
работу
по
проведению
различных
мероприятий.
В
рамках
недели
математики проводим олимпиаду по предмету, защиту творческих работ,
выпуск стенных газет, игры, конкурсы, викторины. Преподавателями даются
нетрадиционные уроки и внеклассные мероприятия.
Особое значение в развитии личностных качеств обучающихся имеет
их
публичное выступление перед аудиторией в качестве докладчика, ведущего,
организатора,
участника
конкурса.
Ребята,
которые
до
сих
пор
этого
не
делали, ощущают свою значимость, ответственность, причастность к общему
делу. Участие в таких мероприятиях раскрывает творческий потенциал
обучающихся, работа с дополнительной литературой углубляет их знания по
предмету, формирует интерес к обучению.
Благодаря
хорошо
продуманной
внеклассной
работе,
которая
является
неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, знания, умения и
навыки,
полученные
обучающимися
на
уроках
математики,
развиваются,
расширяются,
углубляются
и,
в
конечном
счете,
находят
практическое
применение в будущей профессиональной деятельности.
Заключение
На последнем этапе работы по формированию положительной мотивации к
изучению
математики
необходимо
провести
диагностику,
подвести
итоги
обучения
по
предмету
за
2
года,
сделать
анализ
эффективности
применяемых методов работы.
Около 20% обучающиеся после получения рабочей профессии намерены
продолжить образование в ВУЗ-ах и СУЗ-ах, сдавать ЕГЭ по математике.
Таким
образом,
система
работы,
основанная
на
профессиональной
направленности
обучения,
дает
хорошие
результаты
и
позволяет
формировать
положительную
мотивацию
не
только
к
предмету,
но
и
образованию в целом.
Литература:
1.
Валишина
Л.Н.,
«Экспериментальная
работа
по
преодолению
неуспешности учащихся», Справочник заместителя директора школы
№3 - 2008 г.
2.
Паршутин
И.А.
«Использование
учителем
методов
диагностики
учебной
мотивации
учащихся»,
Справочник
заместителя
директора
школы №10- 2008 г.
3.
Притула
Н.П.,
«Методика
повышения
мотивации
к
обучению»,
Справочник заместителя директора школы №8 - 2008 г.
4.
Паршутин
И.А.
«Использование
учителем
методов
диагностики
учебной
мотивации
учащихся»,
Справочник
заместителя
директора
школы №10- 2008 г.
5.
Скороходова Н.Ю., «Деятельность учителя по освоению развивающего
стиля руководства учебной группой», Завуч №7-2004 г.
6.
Фридман
Л.М.,
«Психолого-
педагогические
основы
обучения
математике в школе», Москва, «Просвещение-1983г.