Напоминание

"Основные требования к предметно развивающей среде ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"


Автор: Моренова Юлия Андреевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №11
Населённый пункт: г.Киржач,Владимирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Основные требования к предметно развивающей среде ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Основные требования к предметно развивающей среде

ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

При создании педагогических методик (технологий), отвечающих на вопрос: что и как

предлагается детям, а также при выборе готовых, несомненно, нужно опираться на

указанные принципы, которые являются результатами многолетних психологических и

педагогических исследований.

Однако никакое обучающее влияние взрослого не может быть успешно осуществлено без

реальной деятельности самого ребенка. Содержание и способы этой деятельности

обуславливаются окружающей ребенка предметной средой, в которой он постоянно

живет, действует, творит.

Каким же общим требованиям должна отвечать развивающая предметная среда,

независимо от специфики образовательного учреждения? Обратимся к исследованиям

С.Л. Новоселовой и обозначим, на наш взгляд, основные требования.

Предметная среда должна:

быть системной, отвечающей целям воспитания и обучения, а также требованиям

проектной культуры;

инициировать деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их

достижения задаются предметной средой;

учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка, т. е. специфику как

ведущей деятельности (общения, предметной деятельности, игры), так и других,

возникающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту, т. е.

обеспечивать переход ребенка к следующему этапу развития. Иначе говоря,

способствовать решению задачи создания "зоны ближайшего развития" (Л.С. Вы-

готский) через организацию предметной среды;

обеспечивать возможность взаимодействия детей между собой и со взрослыми, что

способствует формированию у них навыков коллективной работы;

иметь, наряду с консервативными компонентами, часто меняющиеся составляющие,

которые проблематизируют взаимодействие с ней, побуждают детей к их познанию

через практическое экспериментирование с ними, а также в связи с этим и к наделе-

нию новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи,

образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструиро-

вание и т. д.), так и развитие детей в ней;

обеспечивать возможность ребенка жить в 3-мерном предметном пространстве:

сомасштабном действиям его рук (масштаб "глаз-рука"), его росту и предметному

миру взрослых.

С опорой на реализацию названных принципов и с учетом разных условий работы ДОУ

педагоги могут выстроить вариативные развивающие среды.

Поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущей, особое значение имеет

создание условий для ее формирования как деятельности. Немаловажную роль в этом

играет организация предметно-игровой среды для каждого дошкольного возраста,

имеющего свою специфику развития.

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА

Для детей 3-4 лет

Очень важно создать необходимые условия для формирования такой игровой

деятельности, которая бы отражала знакомые сюжеты и передавала

смысловые результативные связи между предметами.

Необходимо, чтобы в распоряжении малышей были наборы или игрушки,

помогающие доступно отражать содержание занятий и социальные

взаимоотношения взрослых. Поскольку в сюжетно-отобразительной игре дети

осваивают предметные способы решения игровых задач, нужен разный по

степени обобщенности игровой материал.

Игрушки могут быть реалистическими, условными, символическими. Прежде

всего, это различные условно-образные куклы (мальчики, девочки,

мягконабивные, из пластика, от 35 до 40-50 см) и наборы разнообразной

одежды для них, комплекты предметов игрового обихода для кухни (плита,

мойка с краном и т. д.), различная посуда; постельные принадлежности; ко-

ляски, санки для кукол; различная мебель, домики с мебелью для кукол;

различные предметы домашнего обихода (ведра, тазики, сумки, корзинки,

телефоны и др.); предметы игрового обихода для игры в магазин: касса и др.;

игрушки, изображающие животных с детенышами; наборы объемных и

плоскостных игрушек, изображающих овощи и фрукты; различные машины

(грузовики, легковые автомобили, мотоциклы, трактор); комплект "Железная

дорога"; самолет, кораблик; комплект элементов костюмов и украшений;

различные народные игрушки (клюющие курочки, медведь-плясун,

шагающий бычок и др.). При организации игр на участке с песком и снегом с

целью развития орудийных действий необходимы комплекты различных

формочек, комплекты силуэтов на колышках.

Детям также нужен разнообразный обобщенный игровой материал:

обрезки поролона, меха, кожи, пластмассовые флаконы, катушки и др., а

также средообразующие модули (С.Л. Новоселова, Н.Т. Гринявичене).

Чтобы в самостоятельных играх у детей возникали игровые действия с во-

ображаемыми предметами, следует использовать своеобразные игрушки-кар-

тинки. Например, на картонном круге взрослый рисует знакомые детям фрук-

ты, овощи. Получается тарелка. Можно использовать и крупные элементы

оформления, представленные на панно-картинах. Но важно помнить, что

различные панно-картины не надо оставлять в группе надолго.

Детям этого возраста интересны музыкальные инструменты с фиксированной

мелодией (шарманка, музыкальная шкатулка и др.), образные заводные и ме-

ханические игрушки (музыкальный волчок, заводные зайцы, медведи и др.).

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА

Для детей 4-5 лет

Замыслы игр у детей становятся разнообразнее. Для их реализации

дошкольникам нужны разные по тематике игрушки. Тематика зависит от

игровых интересов детей и того окружения, в котором они живут.

В сюжетно-ролевой игре дети принимают на себя роли. Для выразительного

их исполнения нужны самые разнообразные элементы костюмов: юбки, жиле-

ты, пелерины, украшения, головные уборы, др.

Для игр дошкольникам требуются разные ролевые атрибуты, это могут быть

руль, бинокль, сумки, фотоаппарат и видеокамера, якорь и др. Некоторые

атрибуты полезно делать вместе с детьми тогда, когда они потребуются в игре.

Появлению ролевых высказываний помогают игрушки-партнеры. У девочек

ими становится кукла. С ней девочки разговаривают, и тем самым у них

формируются ролевые высказывания, обращенные к игрушке-партнеру.

Девочки играют с самыми разными куклами — мальчиками, девочками,

младенцами. Различна одежда кукол: это всевозможные комплекты

сефессиональной одежды. Разнообразнее становятся комплекты мебели,

посуды, предметов домашнего обихода и др.

Увеличивается количество игрушек, изображающих животных — диких и

домашних. Для детей этого возраста интересны игрушки, воспроизводящие

образы различных птиц, насекомых, рыб и других обитателей морей.

Чтобы появились ролевые высказывания, обращенные к воображаемому

собеседнику, нужно предложить телефон или телефонную будку, в которой

ребенок может уединиться от остальных детей и в спокойной обстановке

сосредоточиться на разговоре, преодолеть стеснительность.

В сюжетно-ролевой игре дети этого возраста вступают во взаимодействие,

поэтому им нужны игрушки для совместных игр. Объединению

воспитанников помогает крупный игровой материал. Это могут быть крупные

игрушки, например, макеты машины, теплохода и др., а также предметы-

заместители: средообразую-щие модули, конструкторы. Используя крупный

игровой материал, дети замещают в игре не один предмет, а целый комплекс

объектов. Например, построили корабль, вокруг разбросали кубы, как будто

лодки или льдины; поставили треугольники — это скалы или акулы. Такая

обстановка создает у дошкольников иллюзию подлинности переживаемых со-

бытий.

Ценность крупного материала и в том, что, играя с ним, воспитанники

много двигаются. Установлено также, что чем разнообразнее отображаемые в

играх события, тем более обобщенный игровой материал требуется, поэтому,

наряду с игрушками, предлагаются крупные и мелкие предметы-заместители.

Используются различные тематические наборы игрушек, например,

"Гараж", "Ферма", "Магазин", "Пожарная станция", I "Аэропорт", "В деревне"

и др. (всего 6-7 разновидностей); наборы игрушек, изображающих различные

виды транспорта: пассажирский, грузовой, специальный (автобус, машина-

фургон, пожарная машина, машина скорой помощи и др.), воздушный

(самолет, вертолет), водный (катер, корабль, яхта) и др.

Для более яркого представления отображаемых событий воспитатели при-

бегают к различного рода картинам. С этой же целью можно использовать и

коллективные детские работы, которые могут быть выполнены вместе со

взрослыми.

В группе обязательно должен быть "чудесный короб", в котором хранится

неоформленный материал (веревка, шнуры, проволока, природный материал,

пластмассовые флаконы и др.). Такой "короб" может находиться в доступном

для детей месте.

Для режиссерских игр детям нужны мелкие игрушки, изображающие

транспорт, животных, предметы быта и др. Чтобы с ними было удобно играть,

их размещают на возвышениях, подиумах.

Кроме этого, для режиссерской и театрализованной игры используются

наборы фигурок и декораций по сюжетам сказок, набор для пальчикового

театра. Для театрализованной игры необходимы набор кукол на штоках,

элементы костюмов сказочных героев, набор масок на штоках, фланелеграф

с набором картинок.

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА

Для детей 5-7 лет

Предметно-игровая среда старших дошкольников не должна сковывать ини-

циативу детей при постановке и решении ими игровых задач, возникающих

по ходу игрового замысла. В группе и на участке следует разместить

необходимое количество разнообразного игрового материала, который дети

используют по своему усмотрению. Наряду с многофункциональными

предметами (кубы, бруски, цилиндры), разными по размеру, форме, матери-

алу, детям старшего возраста требуются обычные игрушки и игровая

атрибутика.

Нужны и готовые игрушки, и полуфабрикаты для изготовления самоделок и

различных игровых атрибутов. Готовые игрушки могут быть различными по

тематике (куклы, бытовая техника, средства труда, транспорт, различная

мебель) и по степени обобщенности их образного решения. Они могут быть

детализированные, приближенные к реальным прототипам (куклы с

различным набором одежды, куклы в национальных костюмах, игрушечные

орудия труда и оборудование, модель-копия машины и т. д.); условные, в

которых акцентирована лишь какая-либо характерная черта предмета (плита с

яркими переключателями) или только обозначена образность (кукла-чурбачок

в косынке, комната — складная коробка с окошком и т. п.).

Старшим дошкольникам нужны комплекты игрушек самой различной те-

матики: изображающие воинов разных эпох; животных разных континентов;

набор динозавров и других животных древних времен.

Для развития театрализованной игры полезно использовать комплекты ку-

кольного театра (би-ба-бо), теневого театра, куклы-марионетки.

Старшим дошкольникам необходимы различные настольно-печатные игры

различной тематики ("Наша улица", "Кемчто выращено", "Космос", "Океан",

"Подводный мир" и др.).

Наиболее насыщенная игра возникает тогда, когда дети могут комбиниро-

вать в ней любые средства, доступные им: модули, традиционные игрушки,

неоформленный бросовый материал, который они будут использовать как

мелкие предметы-заместители, разнообразную атрибутику и пр.

"Костюмерная", помимо традиционных наборов костюмов, должна напол-

ниться множеством самых разных аксессуаров (шарфики, платочки, шляпки,

ленточки, сумочки, бусы, браслеты и др.), а также разными по фактуре

тканями. Нужный им костюм для игры (если в этом возникнет необходи-

мость) дети скомбинируют из имеющихся элементов сами.

Самостоятельная организация игровой среды, подбор атрибутики, дополня-

ющей настоящую самодеятельную игру, в которой дети сами придумывают

сюжет, сами моделируют и разыгрывают свои роли, способствуют развитию

игры и их творчества, а также их активности, инициативности и воображения.

В заключение хотелось бы акцентировать внимание на проблеме готовности

ребенка к школе, прежде всего, психологической.

Как правило, к концу старшего возраста дети выражают желание пойти в

школу, "быть школьником", что является лишь внешним мотивом и не всегда

устойчивым. Однако развитие умственной активности, любознательности,

познавательного интереса являются предпосылками возникновения

подлинной мотивации, значимой для подготовки ребенка к школе.

Целенаправленное наблюдение предметов и явлений в системе, выделение в

них разных свойств и на основе этого установление взаимосвязей и зави-

симостей способствуют высокому уровню развития образного мышления и

отдельных логических операций. Обобщение способов в "специфически

детских видах деятельности" в результате их самостоятельного нахождения и

творческого использования приводят детей к осознанию самих способов, что

является важным компонентом учебной деятельности (Д.Б. Эльконин). В

процессе игр и продуктивных видов деятельности (рисование, конструи-

рование и др.) начинает формироваться умение управлять своим поведением

(произвольность), действовать по правилам, добиваться цели и

контролировать свои действия, что также играет колоссальную роль в

подготовке детей к школьному обучению.

Развитие речи детей как средства общения, мышления, присвоения куль-

турно-исторического опыта, общечеловеческих ценностей, которым в

дошкольных учреждениях уделяется особое внимание, является одним из

оснований дальнейшего успешного обучения в школе. Игра, толкование

разных смыслов вербальными и невербальными средствами формируют у

дошкольников умение осмысливать разные ситуации, поэтому такие дети

никогда не будут "складывать землекопов с лопатами".

Обучение детей грамоте в дошкольных учреждениях не ставит своей основ-

ной задачей научить читать, а преследует цели общего развития ребенка

(фонематический слух, обращенность к письменной речи, символическая

функция мышления и т. п.).

И, наконец, диалогическое общение в играх, на занятиях, в повседневной

жизни способствует формированию у ребенка уверенности, направленности

на успешность, открытость и доверительность, что является немаловажным

для адаптации его к новым условиям школьной жизни.

Диагностическая методика "Секрет" ("Подарок")

(разработана ТА. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой)

Цель: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе

детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении

сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их

эмоционального благополучия.

Эксперимент проводится педагогом-психологом и (или) старшим

воспитателем индивидуально с каждым ребенком, желательно в первой

половине дня. Дети с воспитателем находятся в групповой комнате. Педагог-

психолог приглашает одного из детей группы в спальную комнату (или

раздевальную), предлагает сесть за стол, на котором заранее разложены

картинки или игрушки в количестве трех предметов.

Инструкция: "Сегодня все дети вашей группы по секрету, чтобы пока никто

не знал об этом, дарят друг другу картинки (игрушки). Здесь на столе лежат

картинки (игрушки), которые ты можешь подарить. А другие дети подарят

тебе, ведь сегодня все друг другу дарят. Ты хочешь подарить картинки

(игрушки) детям вашей группы? (Получив положительный ответ, взрослый

продолжает). Тогда выбери, пожалуйста, картинку (игрушку), которая тебе

больше всех нравится. Кому из детей вашей группы ты хочешь ее подарить?

Почему?

(Получив ответ, взрослый предлагает положить подарок под подушку

названному сверстнику, если эксперимент проводится в спальне, или в

шкафчик, если с ребенком беседуют в раздевальной).

Кому из детей ты хочешь подарить вторую картинку (игрушку)? Почему?

А третью?"

После того, как все подарки разложены, взрослый задает ребенку вопросы:

"Есть в вашей группе такие дети, которым тебе совсем не хочется дарить?

Почему? Как ты думаешь, кто из детей тебе подарит? Почему? А кто из детей

не захочет тебе дарить? Почему?"

Ответы фиксируются в протоколе.

По окончании эксперимента взрослый благодарит ребенка и просит его

хранить секрет. Чтобы исключить возможность сговора, ребенка провожают в

другое помещение. Когда все дети группы сделают свой выбор, педагог-

психолог выявляет детей, которые ничего не получили, и кладет им 1 или 2

картинки (игрушки), а затем приглашает всех в спальную (или раздевальную)

комнату, чтобы получить подарки от сверстников.

При этом желательно регистрировать поведение и высказывания детей.

Интегральные показатели развития детей шести-семи лет

1. Символико-моделирующие виды деятельности

Сюжетно-ролевая игра:

• ребенок стремится стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры;

• самостоятельно организует предметно-игровую среду;

• в сюжетах игр отражает и преломляет окружающую действительность, содержание

прочитанных книг, телевизионных передач;

• действия в игре все больше замещает словом ("Уже поели, а теперь отправляемся в

путешествие");

• использует высказывания и ролевую беседу с другими детьми;

и индивидуальные желания соотносит с содержанием игры и взятой на себя ролью.

Режиссерская игра:

• ребенок берет на себя роль организатора и исполнителя всех действующих лиц в игре;

• ребенок создает и проигрывает целостные сюжеты;

• удерживает разные позиции и планирует действия за различных героев, используя

развернутую речь.

Народные игры:

• четко соблюдает правила игры и получает удовольствие от их выполнения ("Ручеек",

"Бояре", "Колечко" и др.);

• испытывает чувство радости от принадлежности к группе сверстников, от принятия его

другими детьми (выбрали в пару, в качестве ведущего и т. п.).

Дидактические игры:

« стремится к достижению заданного игрой результата (правильно сложил картинку,

нашел выход из лабиринта); « умеет следовать логике действий в игре (последователь-

ность ходов, ориентация на условия действия).

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация):

« в рисунке отражает людей, бытовые сюжеты, картины природы, городской и сельской

жизни, сказочные образы; я речь (замысел) предвосхищает создание рисунка;

• использует выразительные средства (цвет, форма, композиция, ритм и др.) в создании

рисунка; в создает оригинальные рисунки (не повторяющие рисунки других).

Конструирование:

и создает конструкции из разных материалов по собственному замыслу;

• применяет разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки,

образцы и др.);

• пользуется обобщенными способами конструирования (комбинаторика, изменение

пространственного положения, дополнение и убирание лишнего для получения новой

целостности);

• участвует в создании разных поделок в соответствии с их функциональным

назначением (для праздника, карнавала, спектакля, для украшения интерьера, для игры и

др.).

Самообслуживание и элементы труда:

и распределяет и координирует свои действия в процессе выполнения обязанностей

дежурных по столовой, в уходе за животными и растениями в группе и на территории

детского сада, в поддержании порядка в групповой комнате;

• владеет культурно-гигиеническими навыками как элементами здорового образа жизни

(умывается, причесывается, носит одежду и обувь опрятно, моет руки после туалета,

улицы и перед едой и др.);

• стремится быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и убирать участок,

расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.).

2. Общение

Общение со взрослым:

• инициативен в общении с педагогами, персоналом учреждения, родителями других

детей;

• поддерживает тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечает на

вопросы и отзывается на просьбы;

• беседует на различные темы (бытовые, общественные, познавательные, личностные и

др.);

• умеет попросить о помощи и заявить о своих потребностях в приемлемой форме;

• в общении проявляет уважение к взрослому.

Общение со сверстниками:

• способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками (появляются друзья);

• проявляет чувство самоуважения и собственного достоинства, может отстаивать свою

позицию в совместной деятельности;

• умеет договариваться со сверстниками;

• проявляет готовность посочувствовать, пожалеть, утешить, когда сверстник чем-то

расстроен, огорчен; помочь ему, поделиться с ним (игрушками, карандашами и др.).

Речь:

• свободно владеет родным языком, высказывается простыми распространенными

предложениями; может грамматически правильно строить сложные предложения;

• может построить связный рассказ по сюжетной картинке (картинкам);

• использует обобщающие слова, антонимы, сравнения;

• может грамматически правильно строить сложные предложения;

• использует речь для планирования действий;

• понимает ситуацию только на основе словесного описания по контексту (рассказ

другого ребенка о путешествии);

• свободно участвует в диалоге со сверстниками и взрослыми, выражает свои чувства и

намерения с помощью речевых и неречевых средств, владеет формами вежливости;

• проявляет интерес к книгам и может назвать несколько известных ему литературных

произведений;

• по собственной инициативе запоминает и использует разные отрывки речи (из теле-

передач, книг и др.);

• рассказывает различные истории, пытается сочинять сказки, проявляет интерес к игре с

рифмой и словом;

• имеет элементарное представление о языковой действительности (о звуке, слове,

предложении).

3. Познавательное развитие

Ориентировка в окружающем:

• знает свои имя и фамилию, день рождения, как зовут родителей, называет адрес;

• имеет представление о России как своей стране;

• знает символику своей страны (флаг, герб, гимн);

• интересуется явлениями и объектами живой и неживой природы, проявляет бережное

отношение к природе, устанавливает простые причинно-следственные связи (например,

зависимость роста и развития растений от наличия влаги, питательной почвы, света,

тепла и др.);

• имеет представление о сезонных изменениях в природе, домашних и диких животных;

• имеет навыки рационального природопользования (не лить зря воду, не сорить, не

ходить по газону и др.);

• знает и называет материал, из которого сделаны предметы (стекло, металл, дерево,

бумага и др.), и свойства этих материалов (прозрачный, твердый, холодный, гладкий,

бьется, рвется и др.);

• имеет представление о труде окружающих его людей, может назвать несколько

профессий, сказать, что этот человек делает (врач лечит, учитель учит);

• ориентируется в транспортных средствах своей местности, знает основные правила

поведения на дороге и в общественном транспорте, понимает смысл общепринятых

символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка

транспорта и др.);

• понимает слова "вчера", "сегодня", "завтра" и некоторые другие обозначения времени

(в воскресенье, отпуск, праздник и др.);

• обсуждает различные события, приводя самостоятельные аргументы.

Экспериментирование:

• проявляет интерес к практическому экспериментированию и любознательность;

• находит способы решения различных проблем с помощью пробующих действий;

• устанавливает причинно-следственные связи (катание мяча по разным поверхностям —

гладким, шершавым, с разным углом наклона, погружение разных предметов в воду —

тонет, не тонет и др.).

Развитие обобщений:

• обобщает представления и систематизирует объекты по выделенным свойствам и

назначению (раскладывает по величине не менее 10 предметов одинаковой формы);

• объединяет предметы на основе общих признаков и обозначает их обобщающим

понятием (одежда, мебель, посуда и др.);

• имеет представления об элементах универсальных знаковых систем (алфавит, цифры);

• владеет логическими операциями — анализирует, выделяет свойства, сравнивает, уста-

навливает соответствие (анализирует образцы, сравнивает музыкальные произведения,

прогнозирует возможные действия героев книг, фильмов, варианты их завершения и др.).

Эмоциональные состояния:

• инициативен, активен, способен к волевой регуляции поведения, преодолению своих

непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, правилам,

данному слову, общей договоренности; поддается уговорам воспитателя;

• проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности (выполняет

поручение, ищет решение задачи, как лучше собрать модель и др.);

• испытывает удовольствие от предстоящего события (радуется тому, что сегодня будет

театральная постановка, чтение любимой книги, экскурсия в зоопарк, музей и др.);

• с удовольствием слушает доступные музыкальные произведения и эмоционально на

них отзывается;

• хочет нравиться, отличается богатством и глубиной переживаний, разнообразием их

проявлений и в то же время некоторой сдержанностью эмоций (бурная радость, гнев,

злость, страх, тревога);

• осторожен, предусмотрителен в незнакомой обстановке, избегает травм (не идет с

незнакомым человеком, учитывает непредсказуемость поведения животных, осторожно

действует с острыми предметами, хрупкими игрушками и др.).

4. Здоровье

Проявления в психическом развитии:

• хочет заниматься интересными делами, умеет сам их находить;

• стремится к контактам, проявляет доброжелательность в общении со взрослыми и

сверстниками, адекватен в поведении, способен на эмоциональную отзывчивость;

• стремится к освоению нового (информации, игр, способов действия с различными

предметами).

Проявления в физическом развитии:

• у ребенка развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и

силовые качества):

-

сохраняет статическое равновесие (от 15 сек), стоя на линии (пятка одной ноги

примыкает к носку другой ноги);

-

подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз);

-

прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия;

-

бегает свободно, быстро и с удовольствием, пробегает со старта дистанцию 30 м;

ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их;

-

бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок и т. п.

удобной рукой на 5-8 м;

-

хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку;

• у ребенка накапливается резерв здоровья: снижается частота заболеваний, заболевания

протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений. Он активен, хорошо ест и

спит. Владеет элементарными навыками здорового образа жизни (соблюдает правила

личной гигиены, проявляет разумную осторожность в потенциально опасных ситуациях).



В раздел образования