Автор: Бутенко Наталия Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №12 "Журавушка"
Населённый пункт: Город Балаково Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Планирование и организация работы по формированию у дошкольников основ здорового образа жизни".
Раздел: дошкольное образование
Планирование и организация работы по формированию у дошкольников
основ здорового образа жизни.
Одним
из
приоритетных
направлений
нашего
государства
и
современного
образования
становится
укрепление
здоровья
нации
и
особенно подрастающего поколения.
« Купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными
постоянными усилиями» (Чумаков 2000:38). Но для того, чтобы сохранить
здоровье
ребенка
необходимо
объединить
усилия
всех
взрослых,
окружающих его (родителей, врачей, учителей), с целью создания вокруг
него
атмосферы
наполненной
потребностями,
традициями
и
привычками
здорового
образа
жизни.
Таким
образом,
с
ранних
лет
формируется
определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания,
умения
и
навыки
валеологического
характера,
заложенные
в
детском
возрасте,
станут
прочным
фундаментом
для
создания
положительной
мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль
жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в
неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является
развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим
детей, они должны применять в реальной жизни.
Проблема
здоровья
–
это
главная
проблема
человеческой
жизни,
поэтому
главное
место
в
плане
воспитательной
работы
занимает
программа
«Здоровье».
Выполнению
этой
программы
способствуют
мероприятия по воспитанию санитарно-гигиенических норм: непрерывная
образовательная
деятельность,
занятия
по
физкультуре,
спортивные
соревнования, Дни здоровья, походы и экскурсии, изучение на занятиях по
ОБЖ правил дорожного движения.
Дошкольный возраст - самый поддающийся воздействиям период. В
этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает.
Целью нашей системы
оздоровления
стало
создание
таких
условий,
которые
помогут
каждому
ребенку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным,
радостным и счастливым.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие
задачи:
- сформировать у детей адекватное представление об окружающем
человеке (о строении собственного тела);
-
формировать
потребность
в
физическом
и
нравственном
самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
-
привить
навыки
профилактики
и
гигиены,
первой
медицинской
помощи,
развивать
умение
предвидеть
возможные
опасные
для
жизни
последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
-
развивать
охранительное
самосознание,
воспитывать
уважение
к
жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
- ознакомить с правилами поведения на улице, в быту;
- научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
- ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления
о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и
поручения).
- формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения
всех видов деятельности.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и
отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё,
что относится к образовательному учреждению – характер обучения и
воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных
программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет
непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь
увидеть эту связь. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих
технологий позволило мне добиться положительных изменений в состоянии
здоровья воспитанников.
Большую работу по укреплению здоровья обучающихся необходимо
проводить и во внеурочное время, включать мероприятия, направленные на
формирование навыков здорового образа жизни - это экскурсии, участие в
спортивных
соревнованиях,
бассейн,
беседы,
конкурсы
рисунков,
уроки
здоровья,
утренники,
консультации
для
родителей
и
тематические
родительские собрания.
Очень
важно,
чтобы
каждая
технология
имела
оздоровительную
направленность,
а
используемая
в
комплексе
здоровьесберегающая
деятельность в итоге сформировала бы у ребёнка стойкую мотивацию на
здоровый образ жизни.
Использование
здоровьесберегающих
технологий
в
учебно-
воспитательном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в
образовательном
и
социальном
пространстве,
раскрыть
творческие
способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального
поведения.
Критерием успешного использования здоровьесберегающих
технологий является индивидуальная ориентация обучения, направленная на
полную
реализацию
личностного
потенциала
обучающихся
через
формирование у них заинтересованного отношения к обучению.
Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье,
если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то
только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более
здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и
физически.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М., 1987.- 63 с.
Апанасенко Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное
существование? // Валеология.- 1996.- №2.- С. 9-14.
Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. - М., 1986.- 192 с.
Чумаков Б.Н. Валеология. Учебное пособие. - М: Педагогическое общество России,
2000.- 407с.