Автор: Тимина Юлия Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Республиканский дворец детского творчества" г.Владикавказ
Населённый пункт: Республика Северная Осетия - Алания
Наименование материала: методическая разработка открытого занятия
Тема: "Береги свой край Родной!"
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Республиканский дворец детского творчества» г.Владикавказ
Методическая разработка открытого занятия
«Береги свой край родной!»
2 год обучения
творческоеобъединение «Юный эколог»
Тимина Юлия Игоревна – педагог
дополнительного образования
Цели:
Образовательная: расширять знания учащихся о флоре и фауне родного края,
формировать
представление
о
связи
человека
и
леса,
об
ответственном
отношении человека к природе.
Развивающая: развивать активность, сплоченность, творческое мышление.
Воспитательная: воспитывать экологическую культуру, бережное отношение
к природе, любовь к своему краю.
Задачи:
-Сформировать устойчивое понимание необходимости бережного
отношения к природе Родного края.
С помощью изготовления поделки на тему «Животный мир Северной
Осетии», обучающиеся развивали творческое мышление, интеллектуальные
способности.
Оборудование:
Проектор, компьютерная презентация «Животный и растительный мир
Северной Осетии», Красная книга Северной Осетии, плакат «Береги свой
край Родной!».
Ход занятия:
1.
Организационный момент.
2. Основная часть.
Проходит беседа с обучающимися об особенностях нашего региона.
Республика Северная Осетия восхищает разнообразием своей природы, а
всё благодаря тому, что она размещается в разных физико-географических
зонах.
Кавказские
горы,
лесостепи,
равнины
—
каждая
зона
обладает
уникальным климатом, животным и растительным миром.
Отдельно стоит упомянуть о ледниках, которые простираются на площади
в 200 000 м². Но это не мёртвые ледники, здесь живут птицы и звери,
произрастают
лишайники,
мхи
и
рододендроны.
Ледники
пользуются
особенной популярностью и у альпинистов, и у обычных туристов.
Животный мир Северной Осетии
Животный
мир
Северной
Осетии
разнообразен.
Больше
всего
его
обитателей проживает в лесной зоне и лишь выше, на границе леса и
альпийских лугов – немногие
Из крупнорогатых: олени, косули обитают на Пастбищном и Скалистом
хребтах. На субальпийских лугах, у границы леса водится серна. В недавние
годы начали разводить зубров, однако с течением времени поголовье их
сильно
уменьшилось.
Косули
часто
спускаются
в
предгорье,
на
поля.
Из хищников водятся волки, шакалы, больше всего их в Садоно-Унальской
котловине. Шакал имеет длину до 80 см, вес - до 10-12 кг. На людей они
обычно
не
нападают.
Изредка
можно
встретить
медведя,
кабана.
На склонах и тропах попадаются змеи: уж, гадюка (медянка). Гадюка - до
0,5 м длиной, грязно-бурая или сероватая с тёмной зигзагообразной полосой
на спине, иногда чёрного цвета - ядовита. На камнях в тёплую погоду
греются кавказские ящерицы. В пещерах обитают рукокрылые (летучие
мыши) — сумеречные животные, вылетающие на кормёжку после 19 часов,
п и т а ю т с я
н а с е к о м ы м и .
В высокогорье Северной Осетии, там, где скалы покрыты лишь мхами и
лишайниками, водится дагестанский тур - крупное красивое животное. Вес
его
достигает
150
кг,
длина
рогов
-
до
1
м
по
изгибу
(у
самцов).
Их
численность
порядка
1700
голов.
Поднимаются
они
до
высот
4000
м,
отлично двигаются по скалам, перескакивая с выступа на выступ. Часто
можно встретить тура-сторожевика, гордо стоящего на высокой скале.
П р и
м а л е й ш е й
о п а с н о с т и
о н и
и з д а ю т
т о н к и й
с в и с т .
В поясе альпийских лугов водится множество птиц. Из крупных хищных
здесь обитает чёрный гриф. В вышине плавно описывают круги орлы. В
непосредственной близости от снегов, до высоты 2800 м, держатся горные
индейки-улары, вес до 3 кг. Улар - птица оседлая, населяет определённый
участок. Ранним утром можно слышать их посвистывание. На открытых
каменных площадках среди обломков скал гнездятся каменные куропатки-
кеглики.
Постоянные спутницы - альпийские галки. Имеют чёрное оперение и
красивые ноги, короткий клюв. Гнездятся небольшими колониями только в
скалах, кормясь плодами можжевельника. Весьма любопытны, слетаются
т у д а ,
г д е
м о ж н о
ч е м
л и б о
п о ж и в и т ь с я .
Всевозможные бабочки, стрекозы вьются вокруг. Часто можно видеть их
на больших высотах, совершающих перелёты через перевалы.
Растительный мир Северной Осетии.
Долины, горные ущелья и склоны хребтов покрыты лесами. Пояс лесной
растительности занимает высотную ступень 800 (1300) - 2400 (2600) м.
над уровнем моря.
Нижняя часть горных склонов покрыта густым и невысоким лесом.
В Северной Осетии растёт дуб, крушина, орешник, ольха, алыча, кизил,
боярышник, груша, ясень, клён, яблоня, множество мелких различных
кустарников. Деревья опутаны хмелем и диким виноградом. Местами
встречаются целые заросли бузины и папоротников. Колючие малинники
преграждают дорогу. В поймах рек густые заросли облепихи высотой от 1,5
до 3 метров.
В верхнем поясе в основном буковые леса с примесью граба, липа, карагач,
ясень, высокогорный клён. Вблизи троп встречаются широкие листья
жгучего борщевика. У верхней границы леса появляется берёза и сосна.
Выше начинаются субальпийские и альпийские луга. Пояс субальпийской
растительности расположен на высоте 1800 - 2800 метров над уровнем
моря, насчитывает более 135 видов. На северных склонах широко развиты
субальпийские луга, представленные злаково-разнотравными и
высокотравными растениями. Исключительная роль принадлежит
формации овсяницы пёстрой, обитающей преимущественно на скально-
осыпных склонах. Часто встречаются заросли рододендронов, относящихся
к виду стлаников. В марте-апреле они распускают бутоны белых и жёлто-
белых цветов. Вечнозеленые растения-можжевельники перемежаются с
карликовой берёзой. Субальпийские луга часто смешиваются с лесной зоной.
Выше идут альпийские луга, располагающиеся на высоте 2700 - 3000
метров над уровнем моря. Здесь господствуют многолетние растения с
хорошей корневой системой, хорошо переносящие холода: лишайники, мхи,
злаки. Цветут белые и розовые анемоны, светло-сиреневые примулы, нежно-
голубые незабудки.
Основной тип почв - горно-луговой, формируется под луговой
растительностью альпийского и субальпийского поясов.
В закрытых, засушливых котловинах растительность совершенно иная.
Это настоящая степь, низкорослые травы - полынь, кипчак, шалфей, да
редкие кустики можжевельника и шиповника, барбариса. На южных
склонах - круглые, колючие кустики - подушечки астрагала. В нижней части
- редкий смешанный лес, попадаются ядовито-жёлтые цветки азалии.
Выше - низкорослые карликовые берёзы.
Моя Осетия!
Владимир Рябов
Моя ОСЕТИЯ! Прекрасный, горный край.
Ни где красивей, знаю места нет!
И если существует рай!
То это здесь, на Родине моей!!!
Люблю твои прекрасные черты!
Пусть для кого-то это только горы.
Люблю твои звенящие ручьи!
Несущие жизнь на равнинные просторы.
И щедрости тебе не занимать!
Любому путнику всегда ты рада.
Три пирога поставишь ты на стол!
И пива чашу - путнику услада!
Люблю прохладу твоих пышных рощь
Садов красу! Чудесного цветенья!
И рек твоих, стремительный разбег!
Всем естеством люблю, до поклоненья!!!
И поклоняясь я молюсь!
Небесным силам, всем Всевышним!
Хранить тебя прошу во век!
Моя Осетия, любимая Алания!!!
И еще оно стихотворение про Осетию…
«Осетия»
Люблю я горы эти, скалы,
Люблю кристальные ручьи,
И воздух чистый как брильянты,
И солнца жаркого лучи.
Используется проектор для демонстрации документального фильма «Осетия -мой
край родной!», посредством которого происходит знакомство обучающихся с
животным и растительным миром Северной Осетии.
Далее проводится беседа с обучающимися на тему «Экологические проблемы
нашего региона».
На территории Северной Осетии расположено большое количество
предприятий. Основными загрязнителями атмосферного воздуха являются
стационарные источники выбросов, и автотранспорт.
Районным комитетом по охране природы проводилась интенсивная работа
по контролю за системой водопотребления и сбросом загрязняющих
веществ со сточными водами. В районе потребности промышленного и
сельскохозяйственного производства в воде удовлетворяются как за счет
поверхностных, так и подземных источников водоснабжения. В каждом
населенном пункте района имеется своя водопроводная сеть, состояние
каждой удовлетворительное.
На территории района протекают реки Терек, Урух, Камбилеевка, Змейка.
Состояние бассейнов этих рек находится под постоянным контролем
районного комитета по охране природы. Систематически проводятся
анализы воды, ведется работа по улучшению санитарного состояния
водоохранных зон.
Основными загрязнителями водных объектов на территории района
являются спиртзаводы, которые сбрасывают сточные воды без очистки в
реку Терек. Продолжительное время законсервировано строительство
очистных сооружений заводов в связи с отсутствием финансовых средств.
Канализационные сети, по которым подводятся стоки промышленных
предприятий, находятся в удовлетворительном состоянии. Очистные
сооружения функционируют неплохо, однако контрольными проверками
установлены факты повторного загрязнения сточных вод.
За последние годы в результате бессистемных интенсивных рубок на
значительных площадях снизилось полнота насаждений. Резко снизились
защитные функции лесов, что не могло не отразиться на гидрологическом
режиме рек.
Истощение лесных массивов неблагоприятно сказывается и на животном
мире. Поголовье диких животных сокращается происходит массовая
миграция диких животных в леса соседних республик.
Вызывает большую тревогу снижение рыбных запасов в реках,
протекающих на территории района. Одной из главных причин, снижающих
рыбопродуктивность наших водоемов, является то, что рыба с низовьев
Терека не поднимается к местам нереста, путь ей преграждают плотины.
А так же загрязнение Терека и других рек сточными водами.
Обобщение.
Проведение викторины «По следам снежного барса».
1.
Самая высокая вершина в Северной Осетии?
2.
Назовите площадь Северной Осетии?
3.
Какое животное изображено на гербе Северной Осетии?
4.
В Назовите копытных животных обитающих в Северной Осетии?
5.
Назовите птиц обитающих на территории СО?
3.Подведение итогов:
Вопросы по проведённому занятию:
а) Что нового вы узнали про Северную Осетию-Аланию?
б) Что больше всего вам запомнилось из фильма?
в) Что бы вы сделали, для решения экологических проблем нашего края?
г) Какое у вас осталось ощущение после проведенного занятия?
д) Какой вывод можете сделать для себя?
В завершении хочется поблагодарить всех, кто присутствовал на нашем
занятии.