Напоминание

Непроизносимые согласные в корне слова


Автор: Майструк Инна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11
Населённый пункт: г. Обнинск, Калужская область
Наименование материала: интегрированный урок
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова
Раздел: начальное образование





Назад




Интегрированный урок русского языка и математике по теме

"Правописание непроизносимых согласных в корне слова".

3-й класс

Цель урока. Усовершенствование навыка правописания слов с непроизносимыми

согласными в корне.

Задачи урока.

1.

Учить видеть данную орфограмму в словах.

2.

Способствовать развитию орфографической зоркости, памяти, речи, мышления.

3.

Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, прививать

любовь к родному языку и математике.

Оборудование: презентация, раздаточный дидактический для учащихся.

План урока:

I.

Актуализация опорных знаний

- Начиная наш урок, вспомним, что мы знаем о частях слова. Для этого проведем

тест.

- Давайте проверим, что у вас получилось? ( Слайд1.)

-Какое слово лишнее?

-А что такое орфограмма?

- А какие орфограммы вы знаете и используете при написании корня? (Слайд2.)

II. Сообщение темы и цели урока.

На прошлом уроке мы познакомились с орфограммой непроизносимые согласные в

корне слова и сегодня мы будем говорить о правописании непроизносимых

согласных в корне слова, и учиться их проверять.

.

III. Чистописание

-Какие согласные могут быть непроизносимыми? (д, т, в, л)

Прописываем согласные.

IV. Словарная работа.

- Ребята, вам всем очень нравится быть в роли исследователей и открывать что - то новое.

Вот и сегодня вам, на уроке русского языка, предоставляется возможность совершить

открытия. Итак, за работу.

Исследовательская работа проводится в парах.

ГРУС..НЫЙ –

ЧУ..СТВО –

ПРАЗ..НИК –

КАПУС..НЫЙ –

ЗВЁЗ..НЫЙ –

ЛЕС..НИЦА –

- Подберите проверочные слова и вставьте пропущенную букву.

Проверка.( Слайд 3.)

- К каким словам получилось подобрать проверочное слово?

- К каким словам не удалось подобрать проверочное слово?

- ЧУВСТВО, ПРАЗДНИК, ЛЕСТНИЦА – ЭТО СЛОВАРНЫЕ СЛОВА, ИХ НУЖНО

ЗАПОМНИТЬ!!! ( слайд 4)

-Орфографическое чтение слов и запись в тетрадь.

- Составьте словосочетания с новыми словами и запишите.

весёлый праздник

красивая лестница

радостное чувство

V. Работа по теме урока.

- Продолжим исследовать слова. Определите, если среди них такие, в которых при

стечении согласных СТН буква Т не пишется.

ИНТЕРЕ..НЫЙ –

ЧЕС..НЫЙ –

ПРЕЛЕС..НЫЙ –

ВКУС..НЫЙ –

МЕС..НЫЙ –

Проверка: в словах интересный, вкусный буква Т не пишется.( Слайд 5)

- Что же нужно сделать, чтобы определить, есть ли в корне непроизносимый согласный

звук?

Вывод: чтобы определить, надо подобрать однокоренное слово и посмотреть,

слышится ли согласный звук перед гласным или на конце слова.

VI. Физкультурная минутка. ( Слайд 6)

VII. Повторение изученного о непроизносимых согласных звуках.

- Хоть за окном у нас зима, а в классе у нас осеннее настроение и мы переходим к

следующему заданию.

- Ой, ребята, а ветер унёс некоторые буквы. Сейчас я прочитаю текст, а вы скажите на

какое правило эти орфограммы? ( Слайд 7)

Р едко светит со?нце. Стоят ненас?ные дни. Грус?но в эту пору в лесу. Отошли ягоды и орехи.

Пахнет прелой листвой.

Еще видны кое-где запоздалые поз?ние цветы.

- Какая же это орфограмма?

- Как называется согласный, который не произносится в слове?

- Давайте выпишем эти слова в столбик. Только сначала будем писать проверочное слово, а

через тире запишем слово в котором буква улетела. Подчеркните непроизносимый

согласный и выделите корень.

Народная примета. ( Слайд 8)

Если осень стоит ненастная, будет дождливая весна.

Есть ли в этом предложении слова с непроизносимыми согласными?

(ненастные – ненастье, дождливая – дождик)

Спишите предложение ,проговаривая каждое слово. Пишите красиво и аккуратно.

VIII. Закрепление изученного с элементом математики. ( Слайд 9)

Поздняя осень была любимой порой АС Пушкина, и он писал:

Дни поздней осени

Бранят обыкновенно,

Но мне она мила.

Пушкин и математика… ( Слайд 10)

- Япредлагаю каждому варианту решить по одному уравнению и доказать, что в математике

не все заканчивается нулем!

Решение уравнений

( Слайд 11)

Мы уже знаем много стихов об осени поэта, но мне хочется посмотреть, как вы помните сказки

поэта. ( Слайд 12)

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце

С печальной думой на лице.

Добрый день, князь ты мой прекрасный,

Что ж ты тих, как день пасмурный?

Опечалился чему?

Узнали сказку? Замените подчеркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными, и

тогда мы получим тот текст, который был у Пушкина.

(Слайд 13).Схема-опора.

С печальной – с грустной

Добрый день – здравствуй

Пасмурный – ненастный

(Слайд 14).

Чтение отредактированного текста.

IX. Домашнее задание ( Слайд 15)

Написать 4-5 предложений о своём городе, используя слова с непроизносимыми

согласными.

X. Рефлексия. (Слайд 16)



В раздел образования