Автор: Таранова Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Майкопская гимназия №22"
Населённый пункт: город Майкоп, Республика Адыгея
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Красота спасёт мир"
Раздел: начальное образование
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Красота спасёт мир»
3 класс
Составила:
учитель начальных классов Таранова Н. А.
МБОУ «Майкопская гимназия №22»
г. Майкоп, Республика Адыгея.
Пояснительная записка
Программа «Красота спасёт мир» разработана для занятий с учащимися 3
класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего
образования второго поколения. В процессе разработки программы главным
ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного,
коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к
активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и
других народов, уважительного отношения к труду.
Внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению
обеспечивает формирование представлений о технологической культуре
производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления
системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых,
гражданских и патриотических качеств личности.
Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями
по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет
коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость,
стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим,
целенаправленно формировать мотивационную сферу растущего человека.
Во внеурочное время представляются возможности включать детей в
разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство
причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм,
общественную активность и сознательную дисциплину. При выполнении
общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные
задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных
результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу,
ответственность и самостоятельность.
Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонность к
декоративно – прикладному искусству, реализовать свои природные задатки. Занятия
творчеством будут способствовать развитию художественного вкуса.
Цель программы:
развитие умения находить инновационный подход к решению учебных и
практических задач в процессе моделирования изделия или технологического
процесса; воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности,
сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда,
коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности,
развитие творческих способностей, логического и технологического мышления,
глазомера и мелкой моторики рук.
формирование художественно-творческих способностей через обеспечение
эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических
чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи программы:
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде,
Мотивировать учащихся к самореализации в социальном творчестве,
познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Развивать познавательную активность и самостоятельность; индивидуальные
и творческие способности;
Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и
логическое мышление, художественный вкус школьников.
Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от
совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному
творчеству.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность
каждому обучающемуся проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Воспитание предполагается строить с опорой на следующие виды
деятельности:
познавательную,
игровую,
творческую,
коммуникативную,
досуговую,
Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся один раза в неделю во
внеурочное время.
Формирование универсальных учебных действий.
В программе заложены возможности формирования у учащихся
универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и
коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого
отношения к учению, труду, жизни:
• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым
достижениям России и человечества, трудолюбие;
• ценностное и творческое отношение к учебному труду;
• элементарные представления о различных профессиях;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со
сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания
нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и
личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и
наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и
практической, общественно полезной деятельности.
Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:
• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и
результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее
самореализации.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия:
• ценностно-смысловая ориентация учащихся;
• нравственно-этическое оценивание;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение выражать свои мысли;
• разрешение конфликтов, постановка вопросов;
• планирование совместной деятельности;
• управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• целеполагание;
• волевая саморегуляция;
• коррекция;
• оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
• умение структурировать знания;
• смысловое чтение;
• выделение и формулирование учебной цели;
• планирование деятельности для достижения результата.
Логические:
• анализ объектов;
• синтез, как составление целого из частей;
• классификация объектов;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование;
Календарно-тематическое планирование «Красота спасёт мир»,
3 класс, 34 часа в неделю.
№
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
по
плану
Дата
по
факту
«Осенние мотивы»
1
«Содержи всегда в порядке свои книги и
тетрадки».
Ремонт книг библиотечки класса.
1
2
Беседа «Труд людей осенью». Панно из
круп и семян.
1
3
С днём рождения, Майкоп! Конкурс
рисунков ко Дню города.
1
4
Наша клумба.
1
5
День пожилого человека. Изготовление
открытки.
1
6
«Не красна изба углами…» Знакомимся с
рецептами пирогов.
1
7
Выставка «Дары природы.»
Поделки из природного материала.
1
«Мы сами - мастера»
8
Беседа «Всегда найдется дело для умелых
рук».
Коллективная работа «Моя Адыгея.»
1
9
Экскурсия на пришкольный участок.
Сбор листьев для гербария.
1
10
Изготовление гербария из осенних
листьев.
1
11
Беседа «Такой разный чай!» Заваривание
чая.
1
12
Беседа «Птицы – наши друзья!»
Операция «Кормушка».
1
13
Что такое бумажное квилинг?
1
14
Панно в технике квилинга.
1
15
Конкурс рисунков – открыток « С новым
годом!»
1
16
«Мастерская Деда Мороза».
Изготовление елочных игрушек.
1
«Мы – дружная семья»
17
Семейный проект «Откуда я родом»
1
18
Чем украшают одежду. Изготовление
аксессуаров.
1
19
Украшаем свой класс.
1
20
Украшаем свой дом. Рамки для
фотографий.
1
21
Учимся сервировать стол.
1
22
Мой подарок для папы
1
23
Знакомство с профессиями пап.
1
24
Беседа «Ты на свете лучше всех, мама!».
Открытки-самоделки «8 марта».
1
25
Знакомство с профессиями мам.
Портрет моей мамы. Конкурс рисунков.
1
«Трудовой десант»
26
Лепка. Забота человека о животных.
1
27
Проект «Наша школа – чистый и цветущий
сад».
1
28
Акция «Сделаем скворечник»
1
29
Акция «Подарок ветерану»
1
30
Встреча с ветеранами Великой
Отечественной войны.
1
31
«Что могут сделать наши руки?». Уборка
школьной территории.
1
32
Операция «Книжка заболела»
Ремонт книг и учебников.
1
33-
34
Экскурсия на природу.
Итоговая выставка: «Мои успехи».
2
Итого
34
Литература
1. Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык – Медиа»,
2007.;
2. Гульянц. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.;
3. Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская
литература», 1985;
4. Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами
народного искусства. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001;
5. Составитель Каверина Р.Д. Мир профессий, в 5-ти книгах. Издательство «Молодая
гвардия», 1988;
6. Азбука нравственного воспитания И. А. Каиров, О.С.Богданова.
7. Внеклассная воспитательная работа в начальной школе Г.Ф.Суворова
8. Воспитательная работа в начальной школе С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина