"Физическое развитие детей с нарушением зрения в условиях Крайнего Севера
Автор: Федорова Наталия Юрьевна Должность: воспитатель коррекционной по зрению группы Учебное заведение: МБДОУ д/с №47 Населённый пункт: г. Североморск Мурманскойобласти Наименование материала: статья с презентацией Тема: "Физическое развитие детей с нарушением зрения в условиях Крайнего Севера Раздел: дошкольное образование
г. Североморск
2016 год
«Есть ли что-нибудь более важное, чем дети?
. Думаю, что все, кто имеет дело с маленькими,
. скажут : « НЕТ!».
Н.М. Амосов «Здоровье и счастье ребёнка»
В условиях Крайнего Севера проблема здоровья детей особенно актуальна. Сегодня
мы имеем большое количество детей, имеющих проблемы со здоровьем и одна из
них – зрение. Дети с нарушением зрения имеют определённую специфику развития,
до 62% детей с амблиопией и косоглазием в младшем возрасте имеют отклонения в
физическом развитии, и к старшему возрасту до 70%. Специфические особенности
физического развития могут проявляться в различных нарушениях опорно-
двигательного аппарата и осанки . Это происходит по причине не достаточной
двигательной активности , обусловленной сложностями зрительно- пространственной
ориентации детей с нарушениями зрения . В связи с особенностями зрительного
восприятия у детей с нарушением зрения отмечается замедлительность, снижение
скорости выполняемых действий, быстрая утомляемость и в последствие этого потеря
интереса к выполняемым заданиям.
Движение составляет основу любой детской деятельности. « Для детей с нарушением
зрения дефицит движения (по сравнению со здоровыми сверстниками) возрастает в
несколько раз, так как эти дети ограничены в движении со зрительными
возможностями». Движение для детей- это лекарство, которое помогает развитию и
становлению жизненно важных систем организма.
В группе, где прибывают дети с амблиопией и косоглазием, наряду с общими
задачами физического воспитания, предусмотренной «Программой воспитания и
обучения» для массовых групп, мы решаем специальные задачи с учётом
познавательной деятельности детей и предшествующего двигательного опыта:
повышаем двигательную активность детей путём создания специальных условий,
позволяющих преодолевать скованность, ограниченность, недостаточность движений,
боязни передвижения в пространстве; формируем жизненно необходимые
двигательные умения и навыки на основе деятельности сохранных анализаторов,
личностные качества, воспитываем положительные мотивации к самостоятельной
двигательной деятельности, преодолению ложного стыда, неуверенности в своих
силах.
Решение этих задач дают положительный результат лишь при систематической работе с
детьми на протяжении всего учебного . В коррекционной по зрению группе дети много
проводят времени на участке, в походах по городу, на стадионах, в каменном городке,
и др.. А так как в условиях Крайнего Севера долгая зима и много снега, то дети в
совершенстве овладевают ходьбой на лыжах, скоростному катанию на санках,
управлению ледянкой при скатывании с ледяной горки, скольжению по ледяной
дорожке, сохраняя равновесие. Дети принимают активное участие в командных играх
« Зимняя спартакиада», в олимпийских играх внутри садика на общих основаниях, в
спортивных мероприятиях « Мой папа – Защитник Отечества», « Зимушка- зима, зима
снежная была» и т. д..
Формирование правильных движений, развитие моторики и тактильно-
кинестетических ощущений мы проводим при ежедневных занятиях , во время
утренних гимнастиках, и , конечно же, на прогулках. Двигательные навыки
вырабатываются успешно при активном участии детей в постройках, здесь
развиваются и силовые способности, взаимопомощь, желание получить
удовлетворение от своего и коллективного труда.
И в заключении : дети нашей группы имеют самый низкий процент заболеваемости
по ОРЗ, ОРВИ, и др.. Считаю, что развитие двигательной активности детей с
нарушением зрения, проводимое на базе нашей группы на правильном пути.
Занятия, прогулки, дальние пешеходные прогулки, индивидуальный подход,
проведение профилактических закаливающих процедур дают хорошую динамику в
физическом развитии детей с нарушениями зрения и в условиях Крайнего Севера.