Напоминание

"Использование передовых педагогических технологий на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе".


Автор: Гресс Татьяна Аркадьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ СОШ х.Лебяжья Поляна
Населённый пункт: х.Лебяжья Поляна,Среднеахтубинский район
Наименование материала: статья
Тема: "Использование передовых педагогических технологий на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе".
Раздел: начальное образование





Назад




Департамент по образованию администрации Волгограда

Муниципальное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Центр развития образования Волгограда»

Аттестационная работа

«Использование современных педагогических

технологий (на уроках и внеурочной

деятельности) в начальной школе»

Выполнила:

слушатель курсов

переподготовки по программе

«Педагогическое образование»

ГРЕСС ТАТЬЯНА АРКАДЬЕВНА

учитель начальных классов

МОУ СОШ Х.ЛебяжьяПоляна

Среднеахтубинского района,

Волгоградской области

2017г

Концепция модернизации российского образования определяет цели

общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью

формирования у выпускника общеобразовательной школы целостной системы

универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности,

гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры,

инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в

обществе.

Основные задачи начального общего образования:

- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к

учению, формирование желания и умения учиться;

-воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного

отношения к себе и окружающим.

Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения,

опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны

успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые

условия. И одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к

ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и

личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие

современное качество содержания образования.

Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с

помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма.

Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с

гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и

самореализации личности.

Термин «образовательные технологии» - более ёмкий, чем «технологии

обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с

формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

Педагогическая технология представляет собой системную целостность

методов и средств, направленных на гарантированное достижение

дидактических целей, развитие личности обучаемого, и через это - на

формирование его интеллектуального, поведенческого и профессионального

статусов.

Технология обучения - есть последовательность (не обязательно строго

упорядоченная) процедур и операций, составляющих в совокупности целостную

дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике

приводит к достижению гарантированных целей обучения и воспитания.

Образовательная технология – это система совместной деятельности учителя

и учащихся.

Истинные новации в области педагогики - редкое явление; как правило, это

рассмотрение на новом витке педагогических, социальных, культурных

достижений давно забытых педагогических истин, использовавшихся ранее, в

других условиях, в другой интерпретации методов обучения. Рассмотрение их в

новой учебной, культурно-социальной ситуации дает основу говорить о новых

педагогических технологиях.

Классификация технологий обучения по Епишевой О.Б.:

Группа предметно-ориентированных технологий, построенных на основе

дидактического усовершенствования и реконструирования учебного материала

(в первую очередь в учебниках).

В модульно-рейтинговой технологии (П. Яцявичене, К. Вазина, И.

Прокопенко и др.) основной акцент сделан на виды и структуру модульных

программ (укрупнение блоков теоретического материала с постепенным

переводом циклов познания в циклы деятельности), рейтинговые шкалы оценки

усвоения.

В технологиях «Экология и диалектика» (Л. Тарасов) и «Диалог культур» (В.

Библер, С. Курганов) - на переконструирование содержания образования в

направлениях диалектизации, культорологизации и интеграции.

Технологии дифференцированного обучения (Н. Гузик, И. Первин, В. Фирсов и

др.) и связанные с ними групповые технологии - основной акцент сделан на

дифференциацию постановки целей обучения, на групповое обучение и его

различные формы, обеспечивающие специализацию учебного процесса для

различных групп обучаемых.

Технологии развивающего обучения - ребёнку отводится роль

самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это

взаимодействие включает все этапы деятельности, каждый из которых вносит

свой специфический вклад в развитие личности.

При этом важен мотивационный этап, по способу организации которого

выделяются подгруппы технологий развивающего обучения, опирающиеся на:

познавательный интерес (Л. Занков, Д. Эльконин - В. Давыдов),

индивидуальный опыт личности (И. Якиманская),

творческие потребности (Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов),

потребности самосовершенствования (Т. Селевко).

К этой же группе можно отнести так называемые

природосообразные технологии (воспитания грамотности - А. Кушнир,

саморазвития - М. Монтессори);

их основная идея - в опоре на заложенные в ребёнке силы развития, которые

могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды, и при создании

этой среды необходимо учитывать прежде всего сенситивность - наивысшую

восприимчивость к тем или иным внешним явлениям.

Технологии, основанные на коллективном способе обучения (В. Дьяченко, А.

Соколов, А. Ривин, Н. Суртаева и др.) - обучение происходит путём общения в

динамических парах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается

на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом

средства обучения.

Технологии на основе личностной ориентации учебного процесса - технология

развивающего обучения, педагогика сотрудничества, технология

индивидуализации обучения (А. Границкая, И. Унт, В. Шадриков);

на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся - игровые

технологии, проблемное обучение, программированное обучение,

использование схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Шаталов),

компьютерные (новые информационные) технологии (И. Роберт и др.).

Последние с использованием для предъявления информации языков

программирования транслируют её на машинный язык.

Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.

Зайцев) - основывается на следующих положениях:

главная причина неуспеваемости детей в школе - плохое чтение;

психологическая причина плохого чтения и счёта - недостаточность оперативной

памяти;

основой технологии развития обще учебных умений должна служить

диагностика и самодиагностика;

важна преемственность и постоянное поддержание достигнутого уровня

умений.

Альтернативные технологии - Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер),

технология свободного труда (С. Френе),

технология вероятностного образования (А. Лобок),

технология мастерских (П. Коллен, А. Окунев) представляют собой альтернативу

классно-урочной организации учебного процесса.

Эти технологии используют педагогику отношений (а не требований),

природосообразный учебный процесс (отличающийся от урока и по

конструкции, и по расстановке образовательных и воспитывающих акцентов),

всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод

проектов и методы погружения, безоценочную творческую деятельность

учащихся. К ним, по-видимому, можно отнести и технологию интеграции

различных школьных дисциплин, цель которых - создать у учащихся в результате

образования более отчётливую единую картину мира и мироощущения.

Технологии авторских (инновационных) школ - школа адаптирующей

педагогики (Е. Ямбург, Б. Бройде), школа самоопределения (А. Тубельский),

«Русская школа» (И. Гончаров, Л. Погодина), школа-парк (М. Балабан), агрошкола

(А. Католиков).

Парацентрическая технология Суртаевой Н.Н. предлагает организацию

учебной деятельности детей таким образом, чтобы они общались со средствами

обучения, друг с другом используя методические инструкции, памятки,

алгоритмы, схемы. Ее целевые ориентации: переход от педагогики требований к

педагогике отношений, гуманно-личностный подход к ребенку, единство

обучения и воспитания.

Парацентрическая технология позволяет учить без напряжения с

учетом индивидуальных возможностей учащихся, строить образовательный

процесс на основе следующих гуманных направлений: учиться знать, учиться

действовать, учиться быть, учиться жить вместе. Эти направления выделены в

качестве основных в педагогике 21 века. Они способствуют переходу от

педагогики требований к педагогике отношений, гуманно-личностному подходу

к ребенку что, несомненно, приведет к повышению эффективности учебной

деятельности.

Парацентрическую технологию Н.Н.Суртаевой, с точки зрения ее отношения к

ребенку со стороны взрослых, можно оценить как личностно-ориентированную.

В центре ее стоит личность ученика, обеспечение комфортности,

бесконфликтности и безопасности условий ее развития.

Это технология сотрудничества, которую надо рассматривать как особого

типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового

педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной

мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть

Для нее характерны следующие признаки: осознанность деятельности

учителя и ученика;

эффективность; мобильность; валеологичность; целостность; открытость;

проектируемость; диагностичность; контролируемость; отказ от традиционной

классно-урочной системы; самостоятельность деятельности учащихся в учебном

процессе (60- 90% учебного времени); иная функция педагога (организатор,

помощник, консультант); индивидуализация; предоставление права выбора

способа учения.

Эти направления признаны приоритетными в современной педагогике,

они реализуют методологические принципы, изложенные в законе РФ «Об

образовании» и других законодательных актах.

Таким образом, к настоящему времени разработано большое число технологий

обучения, что побуждает к теоретическому обобщению, анализу и

классификации этих инноваций, выбору оптимальных.

(слайд) Базовые технологии стандартов второго поколения

Технология игровых методов обучения

Здоровьесберегающие технологии

Проектная деятельность

Информационно-коммуникационные технологии

Проблемное обучение

Коммуникативные технологии

Технология развития критического мышления

Технология игровых методов обучения

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие.

Познавательные, воспитательные, развивающие.

Репродуктивные, продуктивные, творческие.

Коммуникативные, диагностические и другие

Типология педагогических игр по характеру игровой методики следующая:

предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматургические –

по всем школьным дисциплинам.

Проектная деятельность

во внеурочной деятельности

на уроках окружающего мира,

технологии, изобразительного

искусства

Здоровьесберегающие технологии

Организация урока с точки зрения здоровьесбережения

Зарядка для глаз

Пальчиковая гимнастика

Физминутки

Задания со здоровьесберегающим содержанием

Эмоциональные разрядки

Информационно-коммуникационные технологии

средство наглядности

звуковое оформление уроков

презентации к урокам

тесты

Технология проблемного обучения

создание проблемных ситуаций

обучение учащихся в процессе решения проблем

сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде

Коммуникативные технологии

работа в группах

работа в парах сменного состава

работа в парах постоянного состава

Технология критического мышления

Основные мотивы внедрения технологии развития критического мышления:

гарантированность достижения результатов обучения;

паритетные отношения учителя и учеников;(умение договариваться друг с

другом ,меняться на время ролями…)

возможность работы обучаемых в парах, в группах;

возможность общения с товарищами;

возможность выбора уровня обучения;

возможность работы в индивидуальном темпе;

"мягкий" контроль в процессе освоения учебного содержания.

Технология развития критического мышления дает учителю:

направляет усилия учеников в определенное русло;

сталкивает различные суждения;

создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;

дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;

подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже

существующих.

(слайд) Приёмы технологии развития критического мышления

Дерево предсказаний

Таблица ЗУХ

Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет»

«Толстый и тонкий вопросы»

Кластеры

Таблица «Плюс-минус-интересно»

«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)

«Шесть шляп мышления»

Синквейн

Приём «РАФТ» … (

Описание приемов в слайдах далее)

Любые образовательные технологии – это ещё не гарантия успеха.

Главным является органическое соединение эффективных образовательных

технологий и личности педагога.

2017г.

Приложения.

1.

Дерево предсказаний

Ствол – тема

Ветви – предположения

Листочки –

аргументы

Что будет дальше?

Чем закончится рассказ?

Как будут развиваться события после финала?

2.

Таблица ЗУХ

ЗНАЮ

ХОЧУ

УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Медведи

впадают в

спячку.

Зайцы

меняют серую

шубку на

белую.

Как зимуют

лягушки,

змеи?

Почему

медведь

сосёт лапу?

Что для птиц

страшнее:

холод или

голод?

Если нет

ответа на

вопрос –

работа

продолжается

дома.

Ответы на

поставленные

вопросы

учащиеся

находят в

тексте

учебника в

течении

урока.

Ежи, барсуки

тоже впадают

спячку.

Что такое

«линька».

У клестов в

зимнюю

стужу

появляется

потомство.

Окружающий

мир

. 1

класс

.

Тема

: «

Уроки

здоровья

».

Приём

«

Кластер

».

3.



В раздел образования