Автор: Трушина Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ 763 ДУК 3
Населённый пункт: Г. Москва
Наименование материала: занятие по развитию речи в подготовительной группе
Тема: "Праздник золотой осени"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Праздник золотой осени».
Цель: используя художественный текст, иллюстрации , движения,
звукоподражание, создавать у детей образное представление о
ранней осени, развивать наблюдательность, закреплять умение
иллюстрировать словесный образ действием.
Игрушки: кукла Кузька ,кленовые листья с изображением деревни,
где жил Кузька.
Кузька здоровается с детьми и показывает им разложенные на
столе разноцветные листья. Прочитать стих Пушкина :
Унылая пора , очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
Интонационно подчеркивая каждое слово, Кузька произносит: я
тоже люблю «пышное природы увяданье». Посмотрите , какие
пышные , желтые деревья нарисованы на этой осенней картинке
(иллюстрация Устинова в книге Ушинского «Четыре желания».
Затем Кузька вспоминает о том как проходило прощание с осенью в
лесу у Лешика: «осенний праздник начинается тихо, любуйся
красотой , да так , чтобы не один золотой или красный листик не
упал с ветки. Такого синего неба и летом не увидишь . День
радовался солнцу, солнце –всякому зверю и птице . Береза
кургузенькая сияла такой красотой , что все деревья кругом
восхищенно шелестели. Осина – трясушка в красной одежке была
так хороша, что с ее красотой могло поспорить лишь ее отражение
в большой луже. Всяк хотел оставить о себе добрую память на
долгую зиму.
Домовенок предлагает провести праздник золотой осени.
Воспитатель создает игровую ситуацию : предлагает детям
представить , что они в лесу ходят по шуршащим осенним листьям.
Эту прогулку они совершают под стихотворение Майкова:
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу
С холоду щеки горят,
Любо в лесу мне бежать.
Слышать как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Затем дети усаживаются , и Кузька говорит им: а еще на празднике
Лешик и его дедушка Диадох показали свое умение превращаться.
«Вдруг старый леший пропал , вместо него среди поляны появился
корявый пень, и вместо Лешика –зеленый кустик. Пень превратился
в старого седого волка, кустик в веселого волчка.
Подбежал волчок к Кузьке , хвать его за рубаху . Кузька обмер , а
волчок завизжал и превратился в Лешика. Старый седой волк снова
сделался добрым дедом Диадохом.
Воспитатель организует игру-превращение: каждый ребенок
выбирает себе осенний листочек и изображает свое дерево:
березу, осину , клен ,дуб…(руки-ветки, пальцы –листочки).
Ветра нет –все деревья замерли, подул ветерок –листья
шелестят(движения пальцами ), ветки гнутся , качаются (движения
руками).Кузька хвалит ребят.
Воспитатель продолжает чтение: вдруг верхушки деревьев
зашумели, побежали. Листья заплясали в воздухе. Летят как
изукрашенные грамоты неведомо от кого неведомо кому.
Вот зеленый лист с пурпурным узором, вот пурпурный с золотом.
Который краше? Оба хороши!
-Давайте и мы попляшем , как листья .Дети кружатся под строки
Есенина :
Закружилась листва золотая
В розоватой листве на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замиранием летит на звезду.
Кузька вспоминает, как в конце праздника : «вдруг листья полетели,
будто метлой метут. Словно летит – то, метлой машет , гудит:
«унесу-у-у». Дети повторяют как гудит ветер «унесу-у-у». В конце
занятия домовенок дарит ребенку кленовый лист с рисунком его
деревеньки. Наблюдать за деревьями , шуршат листьями ,
кружиться , как листики, под те же стихи можно и на прогулке
после занятия.