Автор: Сребрянская Светлана Станиславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ № 1
Населённый пункт: город Кыштым, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Тема труда в учебниках русского языка Т. А. Ладыженской. 6 класс"
Раздел: среднее образование
С. С. Сребрянская
Россия, г. Кыштым Челябинская обл.
Тема труда в учебниках русского языка (6 класс)
Учебники являются важным средством социализации учащихся, так как
она предполагает включение обучающегося в систему общественных
взаимоотношений, поддерживающих ценностные нормы и установки
общества, а также самостоятельное осознанное воспроизводство школьником
усвоенного в своем поведении. Среди них особое место принадлежит
учебнику русского языка. Учебник по русскому языку является ведущим
средством обучения предмету "Русский язык", реализующим Требования к
результатам освоения основной образовательной программы ФГОС НОО.
Учебник по русскому языку, как и учебники по другим предметам, есть
специальная книга, в которой представлен необходимый объем научных
знаний согласно требованиям программы основной школы. Он призван
систематизировать, интегрировать сведения по русскому языку, полученные
школьниками из различных источников информации, задает различные
способы деятельности учащихся на уроках русского языка.
Роль учебника в освоении содержания учебного курса многообразна. Он
организует образовательную деятельность, т.е. помогает учиться;
предоставляет сведения теоретического плана в определенной системе;
обеспечивает (посредством системы заданий и упражнений) развитие
предметных умений и навыков; выступает как справочное пособие для
запоминания; воспитывает у учащихся познавательную активность,
самостоятельность, расширяет кругозор учащихся – благодаря текстам и
упражнениям о природе, об истории России, о народных промыслах,
трудовой деятельности человека, о людях различных профессий, об
искусстве и спорте.
Проанализируем учебник русского языка Ладыженской Т.А.– «Русский
язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях/[М.
Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н. М.
Шанский] с точки зрения использования в нём темы трудовой деятельности
человека. Цель – изучение того, как отражается в школьном учебнике по
русскому языку для 6 класса тема труда.
С какой же позиции можно проанализировать дидактический материал
учебника? Примеры по различным разделам языкознания выбраны с учетом
их актуальности для темы нашего исследования. Чтобы достичь
поставленной цели, я рассмотрю учебный материал с трех позиций:
-тексты
- упражнения
- творческие работы.
Учебный материал можно классифицировать следующим образом:
1)
Задания, в которых говорится, о какой профессии идёт речь (или о
человеке какой профессии идёт речь).
2)
О каком труде – умственном, физическом, индивидуальном,
коллективном – идёт речь.
3)
О какой отрасли идёт речь – сельскохозяйственной, промышленной,
домашнем труде.
В учебнике используются тексты, содержащие информацию о какой – либо
профессии и о людях разных профессий, а также об индивидуальном и
коллективном труде. Например, в разделе «Повторение изученного в 5
классе» в упр. 46 учащиеся не только должны найти однородные члены
предложения, но и выполнить задание – рассказать о субботниках в своей
школе.
В разделе «Текст» в упр. 63 учебника «Русский язык. 6 класс. 1 часть» от
лица автора (Г. Скребицкий) говорится о том, как фотограф заметил
удивительной красоты воробья и запечатлел его на снимке. Используется и
подробное описание воробья, есть и иллюстрация к данному упражнению.
Даже поза фотографа, который выбирает выгодный ракурс для лучшего
кадра, очень красноречиво говорит об увлеченности человека этой
творческой профессии.
В этом же разделе, в упр. 86, в задании учащимся предлагается определить
стиль текста. Сам текст содержит информацию о первом первопечатнике
Иване Фёдоровом. То есть используется и исторический материал (события
1563-1564 г.), есть словарная работа (на «полях» вынесено новое словарное
слово – «типография»), и рассказ о создании типографского станка и издании
первой русской печатной книги.
В упр. 264 (автор В. Тендряков) этого же учебника речь идёт о шестилетнем
мальчике Саше и его отце, который взял с собой мальчика в поле –
посмотреть, как работает трактор, как люди весной пашут землю.
Кроме основного задания к упражнению: «Прочитайте и озаглавьте текст.
Сгруппируйте слова с пропущенными буквами по видам вставленных
орфограмм, одновременно обозначая графически условия их выбора»,
учащимся предлагается найти в словаре слово «лемех» (Толковый словарь
есть во всех учебниках Т. А Ладыженской). После выполненной работы
шестиклассники пишут по этому тексту диктант.
Помимо текстов о людях различных профессий, в учебниках Т. А.
Ладыженской есть тексты о старинных русских промыслах – Жостовской
росписи («Русский язык. 5 класс, часть 1», стр. 137 § 59 Описание предмета),
русской матрёшке («Русский язык. 6 класс, 2 часть», упр. 373, диктант),
искусстве Хохломы («Русский язык. 6 класс, часть 2» стр. 41 упр. 391),
Богородские игрушки («Русский язык. 6 класс, часть 2», стр. 19 упр. 345).
Использование подобного учебного материала имеет огромное значение –
рассказы о народных традициях ремёсел являются действенным средством
формирования художественной, технологической культуры учащихся ввиду
того, что являются неисчерпаемыми источниками красоты, гармонии,
целесообразности, прекрасным материалом для формирования ценностного
отношения к труду. В народных ремёслах, как и во всём декоративно-
прикладном искусстве, сложившиеся традиции уже сами являются
критериями прекрасного, того, что является фундаментом не только
художественной культуры, но и незаменимым средством для воспитания
любви и уважения к людям труда, настоящим мастерам своего дела.
При изучении раздела «Лексика» в 6 классе учащиеся знакомятся с
богатейшим материалом о мире профессий. С § 23 по § 27 дети знакомятся с
профессиональными словами (тема «Профессионализмы»), относящимися к
той или иной профессии, учатся группировать профессионализмы, узнают о
том, чем занимаются и люди умственного труда, и творческие люди, и
рабочих специальностей. Представлен и прекрасный иллюстративный
материал.
В упр. 111 учащимся предлагается объяснить разницу между
предложениями и изображением. Художник кое-что перепутал. Какие
ошибки он допустил? Какие слова он имел в виду: общеупотребительные или
профессиональные?
1.
Экскаваторщик высыпает грунт из ковша.
2.
Рабочий положил башмак под колесо вагона.
По заданию упр. 112 дети должны в четыре столбика записать
профессиональные слова, которые употребляют фотографы, художники,
столяры и музыканты – мольберт, тубус, стамеска, октава и др.
В упражнении 115 в этом же разделе говорится о медицинских работниках.
Материал представлен согласно возрастным особенностям шестиклассников
– построен в форме диалога и от лица мальчика Алика, просто и интересно.
Такой вид работы позволяет познакомить учащихся с профессионализмами в
доступной форме.
Но с названиями профессий и профессиональными словами учащиеся
знакомятся не только благодаря теме «Профессионализмы». В § 26 – «Новые
слова (неологизмы)» в 129 упражнении речь идёт о начале и продолжении
космической эры, а в упр. 130 шестиклассникам предлагается ответить на
вопросы, связанные с названиями не просто новых, но и редких профессий
или увлечений – планетолог, бобслеист, акванавт, плагиатор.
В разделе «Фразеология» тоже есть ряд упражнений, в которых речь идёт о
труде. Так, в на стр. 81, сразу после ознакомления с понятием Фразеология»
используются предложения с фразеологизмами о труде и безделье:
1.
Петя на уроке труда работал плохо. Он бездельничал.
2.
Петя на уроке труда работал спустя рукава. Он бил баклуши.
Перед выполнением этого задания учащимся уместно дать историческую
справку о происхождении фразеологизмов.
В разных упражнениях этого
раздела употреблены и другие фразеологизмы: топорная работа, не
разгибая спины, не покладая рук.
В разделе «Словообразование» («Русский язык. 6 класс, 1 часть») в § 41
«Соединительные гласные О и Е в сложных словах» учащимся предлагается
образовать сложные слова:
Лес, рубить – лесоруб, сад, водить – садовод, пчёлы, водить – пчеловод,
язык, ведать – языковед, экскурсия, водить – экскурсовод.
Знакомство с профессиями встречается и в разделе «Имя существительное».
1)
В теме «Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных –чик (-щик)»:
прокатчик, формовщик и т.д.
В упражнениях 294-297 учащиеся знакомятся с множеством профессий и
профессиональных слов: каменщик, арматура, арматурщик, пильщик,
сварщик, бетонщик, печник, кузнец, шофёр, грузчик, агент, стекольщик,
железнодорожник, вертолётчик, пулемётчик, переводчик.
2)
В теме «Имена существительные общего рода», в упр. 279 ,
шестиклассники должны правильно употребить глаголы в прошедшем
времени и согласовать их с существительными, например: Врач
Смирнова (выписать) рецепт. Опытный инженер Иван Петрович
(участвовать) в научно – технической конференции. По оживлённым
лицам архитектор Нина Николаевна (понять), что проект принят.
3)
В упр. 280 задание усложняется. Ученикам предлагается составить
предложения с данными словами – археолог, биолог, балетмейстер,
тренер, искусствовед, бухгалтер – употребляя для обозначения лиц как
мужского, так и женского пола.
Особую роль авторы учебника отводят пословицам и поговоркам.
Практически во всех разделах есть упражнения, в которых встречаются эти
формы устного народного творчества. Задания в таких упражнениях разные –
на различные виды орфограмм и пунктограмм, но пословицы о труде
используются всегда. Например: За напрасный труд никто тебе спасибо не
скажет. Кто работы не боится, у того она и спорится.Дело мастера
боится.
Отдельно нужно сказать об упражнениях, в которых речь идёт о посильной
работе, которую могут выполнять дети – помогают взрослым, делают
подарки своими руками, пытаются сделать «взрослую» работу. Так, в части 2
учебника «Русский язык. 6 класс», тема «Местоимение», в упр. 476 – текст о
подарке для мамы:
Твоей маме приятно получить от тебя не купленные на её же деньги цветы
или конфеты, а выпиленную твоими руками рамку или полочку, сделанную
тобой шкатулку, нарисованную тобой картинку, вышитую тобой салфетку.
На иллюстрации к этому упражнению изображён мальчик, пилящий
дощечку, и девочка с пяльцами в руках.
На стр. 110 и 119 этого же учебника есть задания, в которых говорится о
работе детей по дому. Очень уместно к ним помещён иллюстративный
материал, на котором дети носят дрова, моют посуду.
Взял пилу (взял что?) – не взял пилы (не взял чего?)
Распилил доски (распилил что?) – не распилил досок (не распилил чего?).
Принести дрова (принести что?) – принести дров (принести чего?).
Юмор в следующем упражнении делает материал интереснее, понятнее для
шестиклассников. Но самое главное – побуждает детей выполнять работу по
дому:
Если был бы я девчонкой, - я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал, я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол, я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки – ложки, сам начистил бы картошки,
Все свои игрушки сам я б расставил по местам!
Отчего ж я не девчонка? Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала: - Молодчина ты, сынок!
Предусмотрены авторами учебника и творческие работы (устные
выступления, рассказы, сочинения, изложения), связанные с темой труда.
Упр. 106 (часть 1) Напишите сочинение на предложенные темы:
- Русские праздники как часть культуры народа.
- Обычаи и традиции моего народа.
- Народные промыслы моего района (области).
- Достопримечательности моего города (области, села).
Упр. 179 (часть 1) Пользуясь этимологическим словарём, подготовьте устное
выступление на одну из тем:
- История слова «работа».
- История слова «привередливый».
- История слова «обворожить».
Упр. 392 (часть 2) Составьте 5-6 предложений на одну из данных тем:
- Произведение народного декоративного искусства.
- Деревянное золото.
- Костяное кружево.
- Изделия палехских художников.
Упр. 393 (часть 2) Подготовьте на основе составленных предложений (см.
упр. 392) и материалов из энциклопедий, Интернета и т.д . устное публичное
выступление на одну из выбранных тем. Постарайтесь выступить так, чтобы
слушатели почувствовали ваше отношение к произведениям народного
промысла.
Упр. 448 (часть 2) Рассмотрите рисунки. Напишите по ним рассказ на тему
«Как я однажды помогал маме».
О том, насколько уместен юмор в упражнениях для детей, выше уже было
сказано. Так и в этом задании, и в упр. 517, уже судя по картинкам к
учебному материалу, можно понять, что не всегда помощь детей
действительно становится помощью. А смешные ситуации побуждают
сделать что-то по дому так, чтобы не быть похожими на героев этих заданий.
Абсолютно противоположными по содержанию являются тексты
упражнений, в которых рассказывается о предприятиях или организациях
(сельскохозяйственных, промышленных и др.). Например, упр. 542,
напрямую связанное с упр. 541- «Витькина гайка». Изложение.
Представьте, что вы – Витька и рассказываете о своей экскурсии на
автозавод. Как вас слушали одноклассники? Кому было интересно? Как вы
это заметили?
Таким образом, мы рассмотрели основные группы заданий в учебнике
Ладыженской Т.А.– «Русский язык. 6 класс». Всего же в нём использовано
около64 упражнений о труде (что составляет 10, 3 % от общего количества
учебного материала), в которых так или иначе раскрывается тема труда.
Весь представленный материал доказывает, что тема труда в учебниках по
русскому языку отражена очень широко.
В процессе выполнения различных упражнений, заданий ушкольников
формируютсяпонятия об умственном, физическом, индивидуальном
(домашнем) и коллективном труде, наряду с которыми развиваются
правописные и речевые навыки, навыки самостоятельной работы и
творческой работы, мастерство устного выступления. Через специально
подобранные тексты воспитывается уважение и любовь к труду и людям
труда, появляется стимул выполнять определённую работу самим.
По моему мнению, учебный материал столь разнообразен, что позволяет
говорить о том, насколько всесторонне авторы учебника подошли к этому
вопросу. Отлично подобран и комплекс упражнений, и иллюстративный
материал. Кроме того, есть упражнения, связанные инженерными и
рабочими профессиями, связанными с промышленностью.
Литература
1.
Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
в 2 частях/[М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.;
науч. Ред. Н. М. Шанский] – М.: Просвещение, 2014.
2.
Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. – М.:
ВАКО, 2016.