Автор: Глухова Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципалного общеобразовательного учреждения Ермоловская средняя школа
Населённый пункт: Вешкаймского района Ульяновской области
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность в воспитательной работе с младшими школьниками. коллетивный проект "Мой прадедушка - ветеран Великой Отечественной войны"
Раздел: начальное образование
Глухова Светлана Анатольевна
учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ермоловская средняя школа имени П.Д. Дорогойченко
село Ермоловка, Вешкаймский район, Ульяновская область
Начальная
школа является
главной ступенью
в обучении,
поэтому
одной
из
приоритетных
задач
современной
школы
является
создание
необходимых
полноценных
условий
для
личностного
развития
каждого
ребёнка, формирования активной позиции .
В связи с этим
ведущее место среди активных методов обучения
принадлежит сегодня методу проектов.
В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с
традиционными,
носящими
репродуктивный
характер,
можно
выделить
следующие его особенности:
- высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их
познавательной мотивированности;
-
развитие
социальных
навыков
школьников
в
процессе
групповых
взаимодействий;
- приобретение детьми опыта познавательной деятельности;
- межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Проектная
деятельность
организуется
с
помощью
инновационных
технологий, позволяет увидеть динамику формирования личности ребенка,
его УУД.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется,
«осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение,
если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на
уроке, в школе, в реальной жизни).
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации
своего продукта.
В проектной деятельности меняется позиция педагога и учащегося.
Роль учителя:
-
помогает ученикам в поиске нужных источников;
-
сам является источником информации;
-
координирует весь процесс;
-
поощряет учеников;
-
поддерживает
непрерывную
обратную
связь
для
успешной
работы учеников над проектом.
В
комплекте
учебников «Планета знаний» проектная деятельность
выступает
как
основная
форма
организации
внеурочной
деятельности
школьников
и
обеспечивает
развитие
познавательных
навыков
учащихся,
умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться
в информационном пространстве.
Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в
каждом
учебнике.
Разворот
содержит
не
только
тему
проекта,
но
и
своеобразную подсказку, облегчающую подготовку проекта.
Одним их таких проектов по предмету Окружающий мир в 4 классе
является проект по теме «Великая война 1941-1945»
"Мой прадедушка- ветеран Великой Отечественной войны"
Работа над проектом направлена на формирование у учащихся чувства
патриотизма, стремления сохранить память об участниках Великой
Отечественной войны; вызвать чувства гордости за своих прадедушек.
Значимость работы заключается в том, что в результате учащиеся получат
практический продукт- фотоматериал о своих прадедушках, а это живая
история.
Работа может быть полезна как для классных руководителей при подготовки
тематических классных часов, так и для учителей-предметников при
проведении уроков истории и литературы.
Руководитель команды: Глухова Светлана Анатольевна
Участники проекта учащиеся 4 класса МОУ Ермоловской СОШ имени
П.Д. Дорогойченко
Проблемные вопросы: Может ли быть история моей семьи частью истории
страны
Учебные вопросы:
1.Как написать очерк?
2. Как подготовить презентацию?
Тип проекта: творческий
Срок реализации проекта: апрель 2016 года
Возраст детей на которых рассчитан проект: от 8 до 10 лет
По продолжительности: краткосрочный
Участники проекта: дети, педагоги, родители
По количеству участников: коллективный
Форма организации детей: групповая, подгрупповая.
Форма проведения: самостоятельная деятельность детей под руководством
педагогов, беседа с родственниками ветеранов-прадедушек.
Методы: экскурсии в комнату Боевой славы, беседы, чтение художественной
литературы о ВОВ, работа в ресурсах ИНТЕРНЕТ
Проблема: Великая Отечественная война для наших детей - далекая история.
Нам необходимо помочь детям, знать эту историю. Формировать у детей
знания о значимости его семьи в победе над фашизмом, что память об этих
событиях бессмертна, а подвиг не забыт.
Цель проекта: Обобщение и расширение знаний о Великой Отечественной
войне. Воспитание нравственно патриотических чувств на основе изучения
истории своей семьи и страны.
Формируемые УУД.
Личностные:
1.
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину.
2.
Формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда
на
мир.
3.
Формирование уважительного отношения к истории народа.
4.
Развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности
за
свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе.
5.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Освоение
способов
решения
проблем
творческого
и
поискового
характера.
3.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
4.
Формирование
умения
понимать
причины
успеха
(неуспеха)
учебной
деятельности
и
способности
конструктивно
действовать
даже
в
ситуациях неуспеха.
5.
Использование
различных
способов
поиска
(в
справочных
источниках
и
информационном
пространстве
сети
Интернет),
сбора,
обработки,
анализа,
организации,
в
том
числе
умение
вводить
текст
с
помощью клавиатуры.
6.
Овладение
навыками
смыслового
чтения
текстов
различных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
7.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам.
8.
Определение
общей
цели
и
путей
ее
достижения;
умение
договариваться
о
распределении
функций
и
ролей
в
совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
9.
Формирование готовности конструктивно разрешать конфликты
посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные:
1. Формирование начальных сведений о судьбе детей в годы войны.
2.
Владение базовым понятийным аппаратом: Великая Отечественная
война, пионер, герой, подвиг.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к защитникам Отечества, к
ветеранам, доблестной истории своей страны.2.Воспитывать любовь к
Родине, гражданско- патриотические чувства.
Развивающие:
1.Закрепить навыки речевой, познавательной деятельности на
патриотическом материале. 2. Обогатить словарный запас детей. 3.
Развивать воображение , наблюдательность ,способность сопереживать
другим людям.
Образовательные:
1.Формирование духовно - нравственного отношения, чувства
сопричастности к семье, стране. 2.Продолжать расширять знания детей
об истории Великой Отечественной войны.
Ожидаемые результаты: оформление альбома «Наши славные прадеды».
Пополнение словарного запаса, знаний о сопричастности семьи к победе над
фашизмом.
Итоговое мероприятие:
Классный час «Мой прадедушка – ветеран Великой Отечественной войны»
Предоставление фотоматериала для празднования дня Победы.
Этапы реализации проекта:
1 этап Начальный. Предпосылки к определению цели детьми: специально
организованная ситуация педагогами (экскурсия в комнату Боевой славы,
знакомство с её материалами.) Сбор литературы, беседы «Что мы знаем о
войне»
2 этап Планирование:
Постановка задачи : Оформление альбома «Наши славные прадеды».
3 этап Выполнение
Цель: Реализация проекта в образовательную деятельность.
1. Непосредственно образовательная деятельность
- Коммуникация
Рассказ педагога о Великой Отечественной войне, подвигах русских солдат
Экскурсия к обелиску и возложение цветов. Посещение библиотеки и обзор
выставки книг о войне.
2. Совместная деятельность педагогов и детей
- слушание песен военных лет
- чтение художественной литературы: Л.Кассиль из книги «Твои
защитники», А.Митяев «Землянка», С.Баруздин «Шел по улице солдат»,
И.Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой».
-рисование по теме
- оформление выставки рисунков «День победы»
-сбор информации ,иллюстраций
- оформление альбома «Наши славные прадеды».
3. Взаимодействие с родителями
-Беседа родителей и детей дома с целью выяснения воевали ли старшие
члены семьи в годы Великой Отечественной войны.
-Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об
истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны
-При помощи родителей запись рассказов, сбор иллюстраций, фотографий
- поиск книг о войне
-заучивание стихов
- просмотр фильмов по теме, обсуждение
4 Этап Подведение итогов
Результат: - многие дети узнали героев в своей семье
- повысился познавательный интерес к художественной литературе, истории
страны.
- пополнилась групповая библиотечка
- организованна выставка детского творчества
5 Этап Защита проекта
Цель: Проведение праздника, посвященного Дню победы, презентация
альбома, написание очерка.
Продукты проектно-исследовательской деятельности учащихся:
Очерк: "Мой прадедушка – ветеран войны"
Презентация: "Мой прадедушка – ветеран войны"