Автор: Куликова Олеся Аркадьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО МЭЦ
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Программа по ритмике
Тема: Программа по ритмике "Хрустальный башмачок"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МЕЖШКОЛЬНЫЙ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
АССОЦИИРОВАННАЯ ШКОЛА ЮНЕСКО
Программа по ритмике
«Хрустальный башмачок»
Куликова Олеся Аркадьевна
педагог дополнительного образования
2
Содержание
Введение------------------------------------------------------------------3 стр.
Направленность программы------------------------------------------3 стр.
Новизна-------------------------------------------------------------------4 стр.
Актуальность------------------------------------------------------------4 стр.
Отличительные особенности----------------------------------------5 стр.
Принципы построения------------------------------------------------5 стр.
Основная цель----------------------------------------------------------7 стр.
Задачи--------------------------------------------------------------------7 стр.
Основные положения программы----------------------------------9 стр.
Ожидаемый результат------------------------------------------------10 стр.
Учебно-тематические планы----------------------------------------12 стр.
Программное содержание-------------------------------------------22 стр.
Используемая литература--------------------------------------------25стр.
3
ПРОГРАММА « Хрустальный Башмачок »
Введение
Ритмика
является
важной
составной
частью
физического
и
художественного
воспитания
детей.
Занятия
ритмикой
способствуют
гармоническому физическому развитию ребенка, развитию музыкального слуха,
музыкальной
памяти,
внимания,
музыкально-ритмического
чувства,
выразительности движений, знакомит детей с музыкой, танцами, песнями, учит в
движениях выражать характер музыкального произведения. В процессе занятий
укрепляется организм ребенка, развивается мускулатура, улучшается дыхание,
воспитываются
такие
морально-волевые
качества
как
ловкость,
точность,
быстрота, целеустремленность, мягкость движений, энергичность, пластичность,
улучшается
осанка
детей.
Музыкально-ритмическая
деятельность
оказывает
огромное влияние на развитие воли, характера и интеллекта ребенка. Известно,
что при помощи движения ребенок познает мир. Учитывая потребность ребенка
в движении, вызываемую ростом организма, мы стремимся к формированию его
моторики,
а
главное,
к
всестороннему
развитию
посредством
органического
сочетания движений с музыкальным звучанием.
Основное место в разделе музыкально-ритмических движений занимают
игры.
Музыкальная
игра
-
это
активная
деятельность,
направленная
на
выполнение
музыкально-ритмических
задач.
Она
вызывает
веселое,
бодрое
настроение,
влияет
на
активность
процесса
развития
движений,
формирует
музыкальные способности. Являясь основной деятельностью детей дошкольного
в о з р а с т а ,
и г р а
с п о с о б с т вуе т
п р оя в л е н и ю
с а м о с т о я т е л ь н о с т и ,
"исследовательских" способностей ребенка. Поэтому успешность музыкального
воспитания определяется музыкально-сенсорным развитие ребенка, его умением
ориентироваться
в
физических
свойствах
музыкального
звука,
форме
музыкальных
произведений,
характере
музыки
и
средствах
музыкальной
выразительности.
Направленность программы
Социально – педагогическая. Обучение дошкольников правилам.
Родителям и педагогам необходимо помочь маленькому человеку вписаться
в
социум,
познать
тайны
человеческих
взаимоотношений,
приобрести
поведенческие
ориентиры,
без
которых
нельзя
чувствовать
себя
в
обществе
уверенным. В ходе изучения данной программы дошкольниками осуществляется
выбор,
как
поступить,
опираясь
на
этические
нормы
в
предложенных
педагогом
ситуациях общения и сотрудничества.
Новизна
При
активном
использовании
различных
форм
и
видов
музыкальной
деятельности
повышается
уровень
развития
музыкально-танцевального
4
восприятия,
который способствует формированию танцевальных навыков и
развитию творчества.
Сегодня,
анализируя
движения
под
музыку
в
различных
системах
и
методиках, мы стремимся выявить его сущность и направленность воздействия
на
развитие
личности
ребенка.
Не
редко
не
правильный
подбор
музыки
и
движения закладывает отрицательный опыт, и только ясное понимание природы
танца
позволяет
педагогу
осмысленно
и
квалифицированно
решать
задачу
интеграционного подхода развития ребенка.
Идти за музыкой, а не под музыку,
правильно
воспринимать
музыкальный
материал,
уметь
сочетать
его
с
определенными
пространственными
представлениями
-
вот
главное
что
позволит в дальнейшем развивать музыкальность, творчество и танец.
Актуальность
В данное время возникла необходимость
разработать соответствующую
систему, связанную с музыкальным восприятием и музыкальным репертуаром
дошкольников
в
определенной
последовательности
приобщения
детей
к
целостному
и
дифференцированному
восприятию
музыки
и
движения.
Музыкальное
восприятие
–
сложный,
чувственный,
поэтический
процесс.
Произведения,
вошедшие
в
музыкальный
репертуар
доступные
детям
по
содержанию, близкие их жизненному опыту и выраженные простыми, ясными
средствами. Выражать себя через музыку и танец является одной из главных
задач, но «акцент» внимания педагога концентрируется не только на результате,
сколько на процессе обучения.
Все это доказывает актуальность овладения танцевально-ритмическими
навыками старшего дошкольного возраста в системе музыкального восприятия,
и требуют поиска путей эффективных методик преподавания.
Отличительная особенность программы
Отличительной
особенностью
данной
программы
является
то,
что
представленный в ней материал ориентирован как наиболее глубокое изучение
ребенком
содержания
традиционной
программы,
так
и
на
освоение
дополнительных
вопросов, выходящих за рамки традиционной программы.
Содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно
согласованы с закономерностями развития ребенка.
Принципы построения программы
Программа основана на системе упражнений, выстроенных по принципу
«от
простого
к
сложному»
С
учетом
всех
необходимых
музыкально
-
ритмических
навыков
и
навыков
выразительного
движения,
при
условии
многократного
повторения
заданий
–это
поможет
успешному
выполнению
требований программы.
1.
Обучение
строится
посредством
показа
педагогом
разнообразных
движений.
Показ
педагога
помогает
детям
освоить
достаточно
сложные
двигательные упражнения.
5
2.
Совместное
исполнение
движений
способствует
созданию
общего
приподнятого
настроения,
регулирует
психофизиологические
процессы,
максимально концентрирует внимание детей.
В
процессе
подражания
у
детей
легче
формируются
разнообразные
двигательные навыки и умения. Степень сложности движений подбирается с
учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка.
В
процессе
совместного
исполнения
важно
дать
детям
возможность
ощутить свои возможности и закрепить их в сознании.
При
последующих
повторениях
движения
уточняются,
закрепляются
и
автоматизируются. При этом важно, чтобы педагог не фиксировал внимание
детей на том, что у них что-то не получается
3. Идет активное развитие самостоятельности. Педагог время от времени
прекращает
показ
в
процессе
совместного
исполнения
движений,
детям
предлагается
исполнять
их
самостоятельно.
Умение
детей
самостоятельно
выполнять упражнения свидетельствует о
формировании у них двигательных
навыков, является показателем результата обучения. Акцент в процессе обучения
делается
на
правильность,
выразительность
исполнения
упражнений,
их
самостоятельное выполнение в других игровых ситуациях.
4. Работа строится на основе развития пластических возможностей детей,
расширения
их
двигательного
опыта.
Педагог
активно
развивает
у
детей
творческие возможности, раскрывает их индивидуальность. Приобретая знания и
навыки в области танца, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое
содержание, характер, образ.
У
детей
развивается
чувство
прекрасного,
расширяется
кругозор.
Эмоциональная
восприимчивость
к
музыке
позволяет
детям
на
этом
этапе
самостоятельно передавать выразительность танцевальных образов, запоминать
не только движения и их последовательность (что само по себе положительно
влияет
на
развитие
внимания
и
памяти),
но
и
мобилизовать
воображение,
наблюдательность, творческие возможности.
5. Для лучшего усвоения материала обучение проводится в игровой форме.
При закреплении материала целесообразно вводить дидактические музыкально-
танцевальные игры.
Главным
направлением
в
работе
над
музыкально-ритмическими
движениями
является
систематическое
музыкальное
развитие
ребенка.
Музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущность, т.е.
движение не должно быть только движением под аккомпанемент музыки или на
фоне
музыки,
оно
должно
соответствовать
характеру,
средствам,
форме
музыкального
произведения.
Среди
средств
музыкальной
выразительности
особое
значение
для
музыкально-ритмического
воспитания
имеют
темп,
метроритм и динамика.
Темп – это скорость движения музыкального произведения.
Метроритм
–
организация
сильных
и
слабых
долей,
соотношение
различных длительностей,
Динамика
–
с и л а
( г р о м к о с т ь )
з в у ч а н и я .
В зависимости от темпа музыкального произведения ребенок двигается быстро
или медленно, замедляет или ускоряет свои движения. Метроритм определяет
6
к о о р д и н а ц и ю
т е х
и л и
и н ы х
д в и ж е н и й .
Таким
образом,
чувство
ритма
развивается,
прежде
всего,
в
музыкально-
ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске
музыки. Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий,
необходимых для развития этой способности. Занятия ритмикой, хореографией
позволяют
прочувствовать
и
выразить
в
движениях
смену
настроений
в
музыкальном
произведении,
совершенствовать
чувство
ритма
с
помощью
координаций
движений
и
музыки
–
этому
в
большей
степени
помогают
музыкальные игры, хороводы, пляски.
В связи с этими в программе подобран очень интересный материал. Это
музыкальный материал, который включает в себя: игры, танцы, пляски шествия,
построения, хороводы. Большое значение в программе уделяется упражнениям.
Музыкально-ритмические
упражнения
помогают
ребенку
научиться
владеть
своим телом., координировать движения, согласовывая их с движениями других
детей,
учат
пространственной
ориентировке,
укрепляет
основные
виды
движений, способствуют усвоению элементов плясок ,танцев,
игр, углубляют
навыки обращения с различными предметами.
В
программе
для
развития
танцевально-игрового
творчества
детям
предлагают
творческие
задания.
С
этой
целью
используется
фольклорный
песенно-игровой, танцевальный материал.
Основная цель программы
Основная цель программы по музыкально-ритмическому воспитанию —
создать условия для всестороннего развития личности ребенка, приобщить детей
к хореографическому искусству, развить музыкальность, выработать основные
навыки и умения, научить общаться, творчески использовать двигательный опыт
в условиях коллективных действий.
Основные задачи данной программы
Общие
задачи,
которые
открывают
принцип
всестороннего
развития
личности
ребенка,
характеризуют
воспитание
средствами
музыкального
искусства, нравственно-эстетического отношения к окружающему, способствуют
развитию
интереса
к
определенным
явлениям
деятельности,
обогащению
представления о ней.
Обучающие задачи
Научить детей осваивать и выполнять движения самостоятельно;
Научить детей двигаться с характером музыки, в медленном и быстрым
темпе;
Научить детей реагировать на начало и окончание звучания музыки.
Научить детей исполнять простейшие движения;
Научить детей определять характер музыки;
Научить детей начинать и заканчивать движения в соответствии с началом
и окончанием музыки;
Научить детей выполнять разнообразные движения
7
Научить детей овладевать пространственными представлениями ---- слева,
справа, за, перед и другие
Научить детей исполнять несложный ритмический рисунок;
Научить
детей
выразительно
исполнять
игры,
пляски,
хороводы,
построения, шествия.
Воспитывающие задачи:
Воспитание
личностных
качеств,
чувства
коллективизма
умения
соблюдать правила выполнения упражнений
Воспитание внимания к окружающему миру;
Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку;
Воспитание культуры движений;
Воспитание
социальных
навыков
–
через
сотрудничество
в
игре
и
соблюдение ее правил;
Готовность к поиску творческих решений.
Развивающие задачи:
Развитие
эстетическое
воспитание
средствами
хореографического
искусства;
Развитие интереса к занятиям физическими упражнениями под музыку;
Развитие умения соотносить движения с музыкой и отражать в движении
характер музыки;
Развитие умения ориентироваться в пространстве;
Развитие умения концентрироваться и расслабляться;
Развитие двигательного творчества;
Развитие памяти – слуховой и зрительной;
Развитие образного мышления, фантазии, воображения;
Развитие творческих способностей и психических процессов;
Поскольку
программа
рассчитана
на
три
года,
учитывая
возрастные
особенности детей,
методические приемы и задачи ставятся на каждом году
разные.
Задачи первого года обучения:
Развивать основные двигательные навыки детей
Создавать
благоприятные
условия
для
начального
развития
музыкально-образного творчества.
Свободно ориентироваться в пространстве.
Формировать к образному
перевоплощению через изображение
внешних действий, амплитуду движений и темп.
Развивать образное мышление, фантазию, воображение.
Задачи второго года обучения:
Соотносить движения с музыкой
Развивать пластические возможности ,выразительное исполнение
Усложнять музыкальные и двигательные навыки
8
Развивать самостоятельность
Учить ритмично двигаться с разным характером музыки,
точно начинать и заканчивать движения с музыкой
Задачи третьего года обучения:
Развивать у детей интерес к хореографическому искусству
Развивать познавательный интерес
Развивать творческие возможности, раскрывать индивидуальность
Воспитывать заботливое отношение друг к другу
Развивать способность к совместной деятельности и анализу.
Основные положения программы
Возраст обучающихся от 4-х до 7 лет
Форма проведения занятий – групповые по 8-9 человек
Продолжительность занятий 20 минут
Темы программы повторяются 1-2 раза
Возможен повтор тем до 3-х раз. Это зависит от сложности движений,
навыков запоминания и повтора выученных номеров.
Данная
программа
является
музыкально-ритмическим
психотренингом
для
детей,
развивающим
музыкальность
эмоциональность,
творческое
воображение, танцевальность, что требует свободного и осознанного владения
телом. Развитие и укрепление этих качеств ребенка является залогом успешной
учебной деятельности на протяжении всех дальнейших школьных лет.
Программа рассчитана на 54 часа, при занятиях 2 раза в неделю включая
«Креативный июнь» и 80 часов, при занятиях 3 раза в неделю. Сами занятия
делятся на следующие блоки:
Разминка (в нее входит разученный материал)
Основная часть (разучивание нового материала, упражнения, этюды)
Заключительная часть (в нее входят танцы, игры, творческие задания)
Программа
предполагает
включение
учащихся
в
различные
виды
творческой деятельности - театральную, словесную, музыкальную, поисковую.
В
ходе
занятий
широко
используется
музыкально-дидактические
игры
и
упражнения творческие задания сюжетные игры и этюды. Они
стимулируют
активность
детей,
создают
положительный
эмоциональный
настрой.
В
соответствии с возрастом, формы организации занятий очень разнообразны - это
коллективное
разучивание
танцевальных
элементов
ритмических
рисунков
и
композиций,
импровизация,
многократные
упражнения,
имитация
движений
самостоятельное создание вариантов движения, экспериментирование, элементы
театральной деятельности, подвижные игры, занятия- развлечения. Развитие
восприятия
идет
через
зрительные,
слуховые
,тактильные,
двигательные
ощущения. Данная программа развивает внимание волю память подвижность и
гибкость
мыслительных
процессов
а
так
же
направлена
на
развитие
музыкальности
и
эмоциональности,
творческого
воображения,
фантазии
способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и
осознанного
владения
телом
Развитие
и
укрепление
ритмической
системы
9
ребенка является залогом успешной учебной деятельности на протяжении всех
дальнейших школьных лет.
Занятия проходят в большом, светлом ,оснащенным зеркалами зале
,при наличии как музыкального инструмента ,так и ауди аппаратуры .Так же в
зале имеются шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий, учебных
материалов и танцевальных атрибутов
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
К концу 1 года обучения дети научатся:
Свободно ориентироваться в пространстве
Образно
перевоплощаться
через
внешние
действия
(темп,
амплитуда
движения )
Овладевать основными двигательными навыками
Развивать фантазию, воображение, образное мышление
К концу 2 года обучения дети научатся:
Соотносить движение с музыкой
Развивать выразительное исполнение
Усложнять музыкальные и двигательные навыки
Ритмично двигаться с характером музыки, точно начиная и заканчивая
движения с музыкой
Самостоятельности
К концу 3 года обучения дети научатся:
Анализировать и оценивать выполненные задания
Раскрывать творческие возможности и индивидуальность
Развивать способность к совместной деятельности
Определять стили хореографического искусства
Отслеживать
результативность
предполагается
через
педагогическое
наблюдение,
концертную
деятельность,
открытые
уроки,
объединенные
репетиции, утренники, развлечения, а так же
активность
обучающихся на
занятиях, их эмоциональный отклик.
10
Учебно-тематический план по предмету «Хрустальный башмачок»
в группах раннего развития детей «Элита»
5-й год обучения 2 дня
№
п/п
Название темы
Теория
Практика
Всего
1.
ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ
1
1
2.
ВЕСЕЛАЯ ПОЛЯНА
1
1
3.
ВОТ И ПОДРУЖИЛИСЬ.
1
1
4.
ПРЫЖКИ
1
1
2
5.
ДРУЖБА
1
1
6.
ПАРТЕРНАЯ ГИМНАСТИКА
1
1
2
7.
СКАЗОЧНЫЙ МИР
1
1
8.
НА МОРСКОМ ДНЕ
1
1
9.
МОРСКАЯ ГИМНАСТИКА
1
1
2
10.
ПОИГРАЕМ, ПОФАНТАЗИРУЕМ
1
1
11.
ПОСТРОЕНИЯ И ПЕРЕСТРОЕНИЯ
1
2
3
12.
ХОДЬБА РАЗНОГО ХАРАКТЕРА
1
1
2
13.
ХОРОВОД; РАЗНОВИДНОСТИ
ХОРОВОДНОГО ШАГА
1
1
2
14.
ЧТО ЗИМОЙ БЫВАЕТ?
1
1
15.
ЗИМНИЙ ТАНЕЦ
1
1
16.
ПЛЯСОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ РУССКОГО
ТАНЦА
1
1
2
17.
ПОЛОЖЕНИЯ РУК И НОГ В НАРОДНОМ
ТАНЦЕ
1
1
2
18.
ПРЫЖКИ И ПРИТОПЫ
0,5
0,5
1
19.
РУССКИЙ ПЛЯСОВОЙ ТАНЕЦ
2
2
11
20.
СЛУШАЕМ. ТАНЦУЕМ. ФАНТАЗИРУЕМ
1
1
21.
ЗНАКОМСТВО С ЭСТРАДНЫМИ
ТАНЦАМИ
1
1
2
22.
СОВРЕМЕННЫЕ ТАНЦЫ ХХ
ВЕКА:ТВИСТ.ДИСКО.ЧАРЛЬСТОН И ДР
1
1
2
23.
РАЗУЧИВАНИЕ ТАНЦА В СОВРЕМЕННЫХ
РИТМАХ
2
2
24.
ЖЕСТЫ В ТАНЦАХ
0,5
0,5
1
25.
В РИТМАХ ТАНЦА
1
1
26.
ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
1
1
27.
ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ
1
1
28.
ЗНАКОМСТВО С ВАЛЬСОМ
1
2
3
29.
АХ, ЭТОТ ВАЛЬС!
1
1
30.
ПРОЩАЛЬНЫЙ ВАЛЬС «МЫ В ШКОЛУ
ИДЕМ»
1
1
31.
НА ПОЛЯНКЕ В СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЕК
1
1
32.
ИГРАЕМ, ФАНТАЗИРУЕМ
1
1
2
33.
ЛЕТНЕЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ
1
1
34.
ЗДРАВСТВУЙ ЛЕТО!
1
1
35.
ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ
1
1
36.
КАК ХОРОШО УМЕТЬ ИГРАТЬ
1
1
37.
ЛЕТНИЕ ФАНТАЗИИ
1
1
38.
ЗАГАДКИ О ЛЕТЕ
1
1
12
Всего:
13
41
54
Учебно-тематический план по предмету «Хрустальный башмачок»
в группах раннего развития детей «Элита»
4-й год обучения 2 дня
№
п/п
Название темы
Теория
Практика
Всего
1.
ВОСПОМИНАНИЕ О ЛЕТЕ
1
1
2.
ОСЕННИЙ ДЕНЬ
1
1
3.
ЧУДЕСНАЯ ОСЕНЬ
1
1
4.
ОСЕННИЙ ДОЖДЬ
1
1
5.
ПРИГЛАШЕНИЕ К ТАНЦУ
0,5
0,5
1
6.
ДАВАЙ ДРУЖИТЬ!
1
1
7.
ПРИВЕТСТВИЕ.
0,5
0,5
1
8.
ТЫ СМОТРИ НЕ ШАЛИ
1
1
9.
ЛЕСНЫЕ ЖИТЕЛИ
1
1
10.
ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ
1
1
11.
СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ
1
1
12.
ФЕЯ И ГНОМЫ
1
1
13.
ЧТО ЗИМОЙ БЫВАЕТ?
1
1
14.
НОВОГОДНИЕ ИГРУШКИ
1
1
15.
ИГРУШКИ С ЕЛКИ
1
1
16.
НОВОГОДНИЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ
1
1
17.
ВОТ И К НАМ ПРИШЛА ЗИМА
1
1
18.
ПРОГУЛКА В ЗИМНИЙ ЛЕС
1
1
19.
МОРЯКИ
1
2
3
20.
13
В ГОСТИ К МОРЯКАМ
2
2
21.
МЫ - СОЛДАТЫ
1
2
3
22.
КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
1
1
23.
НА ПРОТАЛИНКЕ ЛЕСНОЙ
1
1
24.
ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК
1
1
25.
ВЕСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ
1
1
26.
ЗНАКОМСТВО С ДВИЖЕНИЯМИ
РУССКОГО ТАНЦА
1
3
4
27.
ПРЫЖКИ И ПРИТОПЫ В НАРОДНОМ
ТАНЦЕ
1
2
3
28.
«РУССКАЯ ПЛЯСОВАЯ»
1
2
3
29.
ПАРТЕРНАЯ ГИМНАСТИКА
1
3
4
30.
ПОСТРОЕНИЯ И ПЕРЕСТРОЕНИЯ
1
2
3
31.
ЗДРАВСТВУЙ ЛЕТО!
1
1
32.
ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ
1
1
33.
КАК ХОРОШО УМЕТЬ ИГРАТЬ
1
2
3
34.
ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
1
1
35.
ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ
1
1
36.
ВСЕГО:
9
45
54
Учебно-тематический план по предмету «Хрустальный башмачок» в
группах раннего развития детей «Элита»
3-й год обучения 2 дня
№
п/п
Название темы
Теория
Практика
Всего
1.
ПРОГУЛКА
1
1
2.
ДОЖДИК
0,5
0.5
1
3.
ОСЕННИЙ ДОЖДЬ
1
1
4.
ЛЕСНЫЕ ЗВЕРИ
1
2
3
5.
В ГОСТИ В ЛЕС
1
1
14
6.
ЛОШАДКА
0,5
0.5
1
7.
ЕДЕМ К БАБУШКЕ В ДЕРЕВНЮ
1
2
3
8.
НА ПРУДУ
1
1
9.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗООПАРК
1
1
10.
МАГАЗИН ИГРУШЕК
1
1
11.
СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ
1
1
12.
ЛЕСНЫЕ ЖИТЕЛИ
1
1
13.
ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ
1
1
2
14.
ЦИРКОВЫЕ ЗАБАВЫ
1
2
3
15.
СКОРО НОВЫЙ ГОД
1
1
16.
ДЕД МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ
1
1
17.
СНЕЖНЫЙ ТАНЕЦ (СНЕЖИНКИ)
1
2
3
18.
НОВОГОДНИЕ ЗАБАВЫ
1
1
19.
ПОДАРОК ИМЕННИНЕКУ
1
1
20.
КАК ЛИСА ПЕТУШКА ПОХИТИЛА
1
1
21.
ДАВАЙ ДРУЖИТЬ
0,5
0,5
1
22.
КУКЛЫ
1
2
3
23.
СТРАНА «КУКЛЯНДИЯ»
1
1
24.
В ГОСТЯХ У «КНОПОЧКИ»
1
1
25.
СТАРАЯ КУКЛА
0,5
0,5
1
26.
ВЕСЕННИЙ ДВОР
1
1
27.
ВЕСЕЛЫЕ ПЕТУХИ
0,5
0,5
1
28.
ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ
1
1
29.
КОШКА И КОТЯТА
1
1
2
30.
МЫШКИ-ШАЛУНИШКИ
0,5
0,5
1
31.
НА ПОЛЯНЕ
1
1
32.
НА ПРУДУ
1
1
15
33.
ВОДНЫЕ ОБИТАТЕЛИ
2
2
34.
ЗДРАВСТВУЙ ЛЕТО!
1
1
35.
ВЕСЕЛЫЙ КОЛЕЙДОСКОП
1
1
36.
ЛЕТНИЕ ФАНТАЗИИ
1
1
37.
КАК ХОРОШО УМЕТЬ ИГРАТЬ
2
2
38.
ТАНЦУЕМ ,СЛУШАЕМ
,ФАНТАЗИРУЕМ
1
2
3
39.
ВСЕГО:
11
43
54
Учебно-тематический план по предмету «Хрустальный башмачок»
в группах раннего развития детей «Элита»
4-й год обучения 3 дня
№ п/п
Название темы
Теория
Практика
Всего
1,
ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ
1
1
2
ВЕСЕЛАЯ ПОЛЯНА
1
1
3.
ВОТ И ПОДРУЖИЛИСЬ.
1
1
4.
ПРЫЖКИ
1
1
2
5.
ДРУЖБА
1
1
6.
ПАРТЕРНАЯ ГИМНАСТИКА
1
1
2
7.
СКАЗОЧНЫЙ МИР
1
1
8.
НА МОРСКОМ ДНЕ
1
1
9.
МОРСКАЯ ГИМНАСТИКА
1
1
2
10.
ПОИГРАЕМ, ПОФАНТАЗИРУЕМ
1
1
11.
ПОСТРОЕНИЯ И ПЕРЕСТРОЕНИЯ
1
1
2
12.
НАСТРОЕНИЕ В МУЗЫКЕ
1
1
2
13.
ОСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ
1
1
16
14.
ПРИРОДА И МУЗЫКА
1
1
15.
ХОДЬБА РАЗНОГО ХАРАКТЕРА
1
1
2
16.
ХОРОВОД :РАЗНОВИДНОСТИ
ХОРОВОДНОГО ШАГА
1
1
2
17.
ПЕТРУШКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ГОРОДЕ
1
1
18.
ЗИМНИЙ ТАНЕЦ
1
1
19.
ПРИРОДА И МУЗЫКА
1
1
20.
ЗИМНЕЕ НАСТРОЕНИЕ
1
1
21.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПОДАРКИ
1
1
22.
ПЛЯСОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ РУССКОГО
ТАНЦА
2
2
4
23.
ПОЛОЖЕНИЕ РУК И НОГ В НАРОДНОМ
ТАНЦЕ
1
1
2
24.
ПРЫЖКИ И ПРИТОПЫ
1
1
2
25.
РУССКИЙ ПЛЯСОВОЙ ТАНЕЦ
1
1
26.
КОНТРАСТЫ В МУЗЫКЕ И ТАНЦЕ
1
1
27.
ПАУЗА В МУЗЫКЕ
1
1
2
28.
СЛУШАЕМ,ФАНТАЗИРУЕМ,ТАНЦУЕМ
1
1
2
29.
ЗНАКОМСТВО С ЭСТРАДНЫМИ
ТАНЦАМИ
2
2
4
30.
СОВРЕМЕННЫЕ ТАНЦЫ ХХ
ВЕКА:ТВИСТ,ЧАРЛЬСТОН,ДИСКО И ДР,
1
1
2
31.
РАЗУЧИВАНИЕ ТАНЦА В СОВРЕМЕННЫХ
РИТМАХ
2
2
32.
ЖЕСТЫ В ТАНЦАХ
1
1
2
17
33.
В РИТМАХ ТАНЦА
1
1
34.
ПРИРОДА И МУЗЫКА (ВЕСНА)
1
1
35.
ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
1
1
.36.
ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ
1
1
37..
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ
1
1
38.
ЗНАКОМСТВО С ВАЛЬСОМ
2
2
4
39.
АХ, ЭТОТ ВАЛЬС!
2
2
40.
ПРОЩАЛЬНЫЙ ВАЛЬС «МЫ ИДЕМ В
ШКОЛУ»
2
2
4
41.
НА ПОЛЯНКЕ В СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЕК
1
1
42.
СЛУШАЕМ,ФАНТАЗИРУЕМ
1
1
43.
ЛЕТНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ
1
1
44.
ВСЛЕД ЗА ПЕСЕНКОЙ
1
1
45.
ЗДРАВСТВУЙ,ЛЕТО!
1
1
46.
ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ
1
1
47.
ТАНЕЦ ОДИН ИЗ «КИТОВ» В МУЗЫКЕ
1
1
48.
КАК ХОРОШО УМЕТЬ ИГРАТЬ
2
2
49.
ЛЕТНИЕ ФАНТАЗИИ
1
1
50.
ЗАГАДКИ О ЛЕТЕ
1
1
51.
НАШ ДВОР
1
1
52.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ МАРАФОН
1
1
ВСЕГО:
22.
59
80
18
Программное содержание
Период прохождения: сентябрь, октябрь, ноябрь
1. Музыкально-ритмические навыки:
учить
ритмично,
двигаться
в
соответствии
с
различным
характером
музыки, динамикой (громко – умеренно – тихо, громче – тише), регистрами
(высокий – средний – низкий);
отмечать
в
движении
сильную
долю
такта,
менять
движение
в
соответствии с формой музыкального произведения;
слышать и передавать в движении ярко выраженные ритмические акценты;
различать малоконтрастные части музыки;
закреплять
навык
двигаться
в
соответствии
с
характером
музыки,
самостоятельно начинать и заканчивать движение с началом и окончанием
музыки;
самостоятельно ориентироваться в характере музыки;
точно начинать движение после выступления;
2. Навыки выразительного движения
:
ходить и бегать ритмично, ходить спокойным, бодрым шагом и с высоким
подъемом ног;
скакать с ноги на ногу;
легко, свободно выполнять прямой галоп;
развивать навыки пружинящего движения;
в прыжке поочередно выбрасывать ноги вперед;
делать шаг на всей стопе с продвижением вперед и в кружении;
закреплять умение выставлять ногу поочередно на носок и на пятку;
свободно ориентироваться в пространстве.
учить кружиться в парах;
повторить мягкий пружинистый шаг.
Репертуар:
Марши: «Марш» М.Иорданского, «Марш» Н.Богославского, «Марш» М.Роберта.
Польки: Е.Тиличеевой
Хороводы: «Осень просим» Ф. Надененко
Пляски: «Пляски с притопами» (укр. н. м.) обр. Н.Метлова «Дружные тройки»
И.Штрауса, «Хлоп-хлоп-хлоп» обр. А.Роомере, «Зеркало» обр. М.Раухвергера.
Марши: «Марш» И.Кишко, «Марш» Т.Ломовой
«Бег» Т.Ломовой «Шагают девочкой и мальчики» В.Золоторева
«Полетаем на самолете» В.Золоторева
«Смелый наездник» Р.Шумана
19
Период прохождения: декабрь, январь, февраль
1
. Музыкально-ритмические навыки
различать
части
и
фразы
произведения,
динамические
оттенки
и
передавать их в движении;
передавать хлопками простой ритмический рисунок;
учить выразительно, двигаться в соответствии с характером музыки;
закреплять
умение
чувствовать
в
музыке
переход
от
умеренного
к
быстрому или медленному темпу;
закреплять умение отмечать в движении, в хлопках метр, метрическую
пульсацию,
самостоятельно
менять
движение
со
сменой
частей,
музыкальных фраз;
2. Навыки выразительного движения:
упражнять
в
спокойном
шаге,
шаге
с
высоким
подъемом
ног,
легком
поскоке, в легком более широком беге;
повторять прыжки на двух ногах с продвижением вперед;
самостоятельно строить круг, ходить по кругу, взявшись за руки; сужать и
расширять круг; соблюдать расстояние между парами, двигаться по кругу;
добиваться непринужденных, плавных движений рук; улучшать качество
исполнения знакомых плясовых движений;
учить
выполнять
приставной
шаг
с
приседанием,
полуприседанием
с
выставлением ноги на пятку;
закреплять умение ритмично, выразительно двигаться прямым галопом;
в играх действовать самостоятельно, искать выразительные движения, не
подражать друг другу; придумывать движения в соответствии с характером
музыкального произведения.
Репертуар:
Марши: «Марш» Е.Тиличевой , «Марш» Н.Богославского
Хороводы: «Песенка про елочку» Е.Тиличевой «Новогодний хоровод»
Т.Попатенко
Инсценировки: «Веселые музыканты» Е.Тиличевой
Инсценировки: «К нам гости пришли» Ан.Александрова
Пляски: «Веселые дети» (лат. н. м.) «Дружные тройки» И.Штрауса
20
Период прохождения: март, апрель, май, июнь
1. Музыкально-ритмические навыки:
упражнять
в
умении
самостоятельно
темповые
изменения
в
музыке
и
отвечать на них движением;
передавать в хлопках еще более сложный ритмический рисунок;
передавать
в
движениях
смену
частей
музыкального
произведения,
чередование музыкальных фраз;
самостоятельно начинать движение после вступления;
менять движения со сменой частей, музыкальных фраз;
выразительно,
ритмично
передавать
движение
с
предметами(мячом,
игрушками, платочками),согласовывать их с характером музыки.
2. Навыки выразительного движения:
творчески
использовать
знакомые
движения
в
свободных
плясках,
импровизациях;
учить высокому бегу;
продолжать учить двигаться в парах по кругу, сохраняя расстояние между
парами;
познакомить
с
общим
характером
русской
пляски,
отдельными
простейшими движениями русского танца;
закреплять знакомые плясовые движения;
учить шаг вальса;
закреплять пройденный материал повторами.
Репертуар:
Пляски: «Хлопки» Ю.Слонова, «Выйду ль я на реченьку» (р. н. м.)
Хороводы: «Веснянка» (ук. н. м.), обр. С.Полонского
Инсценировка: «Где был, Иванушка?» (р. н. м.) обр. М.Иорданского
«Как у наших у ворот» (р. н. м.) обр. В.Агафонникова
21
Литература:
Т.И. Суворова «Танцевальная ритмика для детей» Санкт-Петербург 2004г.
А.Н.Зимина "Мы играем, сочиняем!" (Музыкальное воспитание детей 5-7 лет)
Москва, "Ювента", 2002г.
В.Н.Шебеко, Н.Н.Ермак "Физкультурные праздники в детском саду" Москва,
"Просвещение", 2000г.
А.С.Галанов "Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет"
Москва, "АРКТИ", 2001г.
"Радуга" (Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и
образованию детей 5-6 лет в детском саду) Москва, "Просвещение", 1997г.
"Радуга" (Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и
образованию детей 6-7 лет в детском саду) Москва, "Просвещение", 1997г.
Т.А.Рокитянская "Воспитание звуком" (музыкальные занятия с детьми от 3 до 9
лет) Ярославль, "Академия развития", 2002г.
Е.Е.Каява,
Л.Н.Кондрашова,
С.Д.Руднева
«Музыкальные
игры
и
пляски
в
детском саду», Ленинград, 1963г.
И. Лифиц «Разминка» Москва1999г.
22