Напоминание

"Использование методических приемов элементарного музицирования по системе Карла Орфа для развития выразительных средств речи"


Автор: Мормоль Ольга Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 7 "Одуванчик"
Населённый пункт: Красноярский край, г. Назарово
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Использование методических приемов элементарного музицирования по системе Карла Орфа для развития выразительных средств речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс

«Использование методических приемов элементарного

музицирования по системе

Карла Орфа для развития выразительных средств речи»

Уважаемые коллеги, здравствуйте. Я, Мормоль Ольга Юрьевна,

музыкальный руководитель д/с «Одуванчик» с вашего позволения начну свой

мастер-класс.

Слайд 1. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста речь часто

мало выразительна, монотонна, затруднено интонирование речевых

высказываний. Особенно мне, как музыкальному руководителю, это заметно

при проведении праздников, когда ребята рассказывают стихотворения.

А умеете ли вы, используя выразительные средства речи, передавать

настроения и чувства героев? Кто хочет попробовать?

Я начну читать стихотворение, а вы продолжите от лица своего героя.

(читаем стихотворение по ролям).

ВОЛШЕБНИЦА МУЗЫКА

У старика спросил поэт:

– Что музыка такое, дед?

– Воспоминание она.

В ней юность давняя слышна.

Был задан девочке вопрос,

Она ответила всерьез:

– Похожа музыка на луч,

Окно пробивший из-за туч.

А юноша ответил так:

– Без музыки нельзя никак.

Душа без музыки грустит,

В простор волшебный не летит.

А девушка, пожав плечом,

Сказала: «Музыка – наш дом,

В ней – все родное, все свое.

Во всем дыхание ее».

– Вы правы все, – сказал поэт,

Прекрасен каждый ваш ответ.

Одно хочу я повторить –

Нас учит музыка любить.

Слайд 2. Какие выразительные средства речи мы использовали, читая

стихотворение? (темп, тембр, динамику, интонацию) И это получилось у нас

довольно успешно.

А причем здесь музыка, спросите вы меня?

Слайд 3,4. Сегодня я вам предлагаю ознакомиться с методами и приемами по

системе Карла Орфа, которая позволяет развивать не только музыкальные

способности, но и необходимые компоненты выразительных средств речи с

помощью музыкальных инструментов.

Немного истории:

Слайд 5. Карл Орф – немецкий композитор и педагог, был убежден, что для

детей нужна своя особая музыка, неразрывно связанная с речью и

движением: это значит, что ребенок должен одновременно петь и

приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть.

Слайд 6. Орфом же был создан набор инструментов, которые обладают

особым качеством звучания. Все они являются шумовыми

.

Согласитесь со мной, что особого умения играть на этих инструментах не

требуется. Детей привлекает в них то, что они могут сами извлекать из них

столь красивые звуки. Купить такой набор не каждому под силу (от 7000), но

нет ничего невозможного.…Как говорится, «голь на выдумку хитра», и мы

стали изготавливать самодельные музыкальные инструменты, которые, я не

сомневаюсь, есть и у вас в музыкальном уголке группы.

Слайд 7. Именно эти инструменты позволяют всем детям, независимо от

способностей, участвовать в музицировании.

Да, а что такое элементарное музицирование?

Слайд 8. Скажите, что будет делать ребенок, подойдя к музыкальному уголку

и увидев бубен? Конечно, он непременно его возьмет и начнет звенеть им,

ударять по нему, доведя до полного изнемождения педагога. Причем, делать

это он будет вовсе не молча, а что-нибудь приговаривая и выкрикивая. Это и

есть идея ЭМ в его самом прямом проявлении. А если к нему присоединятся

ещё и единомышленники, которые будут также стараться показать свои

«уникальные» возможности игры на ДМИ, то это уже будет являться

творческим музицированием.

Слайд 9. Так вот, чтобы этот процесс творческого самовыражения не был

пущен так сказать на самотек, была разработана методика Татьяны

Эдуардовны Тютюнниковой «ЭМ с дошкольниками» по принципу Карла

Орфа.

Слайд 10. Меня привлекла она тем, что предоставила широкий спектр

возможностей использования детских музыкальных инструментов во всех

видах деятельности, но на музыкальном занятии на это отводится очень мало

времени. Результат в обучении детей музицированию возможен только при

взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя.

Слайд 11. Данная методика для вас, если заинтересуетесь, позволяет

обеспечить комплексный, интегрированный подход к построению занятия, а

также дает возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать

взаимодействие с детьми. Ну, и конечно, последует огромная благодарность

от вашего музыкального руководителя!

Проследим интеграцию на примере потешки «Скок-скок-поскок».

Скок-скок-поскок,

Сколочу мосток,

Серебром замощу,

Всех ребят пущу.

Дети по кругу выполняют ритмичные поскоки в одну сторону,

отстукивая ритм потешки, водящий в другую.

В конце все останавливаются, водящий вступает в диалог с кем-нибудь

из участников («ритмический разговор»).

Можно использовать для объединения в пары, заменяя последнюю

строчку потешки на слова «и тебя пущу».

Давайте рассмотрим некоторые методические приемы, которые вы можете

использовать в своей работе.

Слайд 12. Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела,

инструментами, которые всегда «с собой».

Опять же потешка «Фома и Тимошка».

Именно малые формы фольклора, как утверждал Орф, являются

хорошим материалом для ритмических импровизаций.

Задача: развитие слухового внимания, ритмичности.

Стучит, бренчит по улице, Топающий шаг вперёд по кругу

Фома едет на курице.

Тимошка на кошке Хлопки

Туда же по дорожке. Шлепки по коленям

Слайд 13. Следующий пример - включение озвучивания в импровизацию

рассказов по репродукциям картин.

Проведение

подобных

занятий

требует

предварительной

работы.

Педагогу

вместе

с

детьми

необходимо

рассмотреть

картину,

выбрать

те

элементы

картины,

которые

будем

озвучивать,

подобрать

по

тембру

соответствующие

музыкальные

инструменты,

а

это

значит

нужно

учесть

состояние

героев, природы,

подбирая

при

этом

образные

определения и

начать составлять рассказ.

На первых порах нужно подсказать детям, как это нужно сделать, поскольку

данное задание очень сложное и требует развитого мышления, внимания,

фантазии, воображения, высокой речевой культуры.

Подойти к составлению рассказа вы можете нетрадиционно- придумать свое

начало, изменить ход повествования, продолжить картину.

Например, рассматривая картину И.Шишкина «Рожь», придумать,

Рассказать и озвучить о чем шептались колоски, как играл с ними ветерок, с

каким настроением светили солнечные лучики и т.д.

в составлении рассказов мы ещё потренируемся. Следующий прием-

озвучивание стихотворения.

Стихотворение «Зимнее рондо» Т. Тютюнникова

Едем, едем на лошадке по дорожке зимней гладкой:

Скок, скок, скок, скок, скок, скок. /металлофон/

Саночки скрипят, бубенчики звенят. /колокольчики/

Дятел стучит, вьюга свистит. /кубики/

Белка на елке орешки все грызет: «Цок, цок». /погремушки/

Рыжая лисичка зайчишку стережет, / конфетные обертки/

Холод, холод, стужа, стужа.

Снег пушистый кружит, кружит. /трещетки/

Ехали, мы ехали, наконец доехали. /металлофон/

С горки – Ух! В ямку – Бух! Приехали! /бубен/

И. Шишкина «Рожь». Придумать и рассказать о чём шептались колоски, как

играл с ними ветерок, с каким настроением светили солнечные лучики.

Слайд 15. Русские народные сказки с их яркими образами предоставляют

огромные возможности для их озвучивания шумовыми ударными

инструментами, особенно в работе с маленькими детьми.

Вот как можно озвучить сказку «Теремок». Вы начинаете рассказывать

сказку. Предлагаете детям подобрать для каждого персонажа инструмент.

Например: теремок – ложки,

стук в дверь – деревянная коробочка или два кубика,

мышка – треугольник,

лягушка – бубен,

зайка – ксилофон (свободная спонтанная игра)

Волк – рубель,

медведь – барабан,

«теремок развалился» – тутти (знак игры всех инструментов) .

Без

условно, те или иные способы озвучивания должны

соответствовать возможностям детей, их интересам.

В старшем возрасте важно активизировать творческий поиск ребенка в

подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его

содержания и т.д.

Практика.

Уважаемые

коллеги,

давайте

попробуем

загадать

друг

другу

музыкальные

загадки.

Перед

вами

серия

картинок.

Предлагаю

каждой

группе загадать свой образ и передать его звучанием в определённом ритме,

на выбранном вами инструменте. Другой группе предлагаю отгадать.

Более сложный вариант - озвучивание собственных рассказов.

Наше путешествие.

Я предлагает каждой группе придумать небольшой рассказ о своем

путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном

инструменте.

Главный критерий правильности методики работы с детьми - то

удовольствие, которое получают дети, и то спонтанное эмоциональное

выражение радости, которое сопровождает их деятельность на занятиях и

игровой самостоятельной деятельности.

Если учесть такое утверждение о том, что наша память сохраняет 90% из

того, что мы делаем, 50% из того, что мы видим, и только 10% из того, что мы

слышим, то именно методику Карла Орфа в данном утверждении я считаю

очень эффективной, где ребёнок выступает не только слушателем, но и

творцом, создателем музыки.



В раздел образования