Автор: Обоева Оксана Николаевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "Бугульминская детская школа искусств №2" БМР РТ
Населённый пункт: г.Бугульма Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Значение начального периода обучения в классе специального фортепиано"
Раздел: среднее профессиональное
1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Бугульминская детская школа искусств №2» БМР РТ
Методическая работа на тему:
«Значение начального периода обучения
в классе специального фортепиано»
Преподаватель специального фортепиано
высшей квалификационной категории
Обоева Оксана Николаевна
2017 г.
2
Оглавление.
1
Введение............................................................................................................. 3
2.Подготовительный «донотный» период обучения......................................5
2.1 Музыкально-слуховые данные и способы их выявления при
поступлении детей в музыкальную школу......................................................5
2.2 Особенности подготовительного периода обучения......................9
3.Второй этап - методы работы над новыми произведениями в начальных
классах.............................................................................................................. 12
4.Заключение…...................................................... …………..........................14
5.Список использованной литературы………………………………..……16
3
1.
Введение.
Музыкально-эстетическое
воспитание
детей
является
одним
из
важнейших звеньев воспитания подрастающего поколения.
Разработке вопросов музыкального воспитания и образования уделяю
большое
внимание.
Изучаю
и
обобщая
накопленный
богатейший
опыт
прошлого и современные достижения. Мною прочитано большое количество
разнопрофильных
работ,
раскрывающих
общие
принципы,
конкретные
формы и методы музыкального воспитания детей в процессе их обучения
игре на фортепиано.
Глубоко
прав
Д.Б.Кабалевский,
говоря,
что
«интерес
к
музыке,
увлеченность музыкой, любовь к ней - обязательные условия для того, чтобы
она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, для того, чтобы она
могла выполнять свою воспитательную и познавательную роль» Эти слова
должны стать девизом каждого педагога, работающего с детьми.
В
нашей
школе
искусств
о суще ствляет ся
и н т е р е с н а я
экспериментальная работа по творческому внедрению новых музыкально-
воспитательных методов в процессе индивидуального обучения младших
школьников.
Разумеется,
чтобы
найти
наилучшие
пути
для
достижения
полноценных
результатов,
педагоги,
отдающие
свою
жизнь
и
силы
музыкальному
обучению
детей,
должны
обмениваться
опытом,
делиться
своими находками. Этой цели и должна послужить данная работа.
Объектом
работы
были
дети
младшего
школьного
возраста,
обучающиеся
школы искусств №2. Предметом явился уровень природных
физических
музыкально-слуховых
данных
и
развивающихся
музыкально-
исполнительских способностей.
Актуальность разработки вопросов фортепианной детской
педагогики продиктована требованиями жизни. Ведь уже на раннем этапе
обучения игре на фортепиано дети полнее, чем при занятиях на каком-либо
другом
инструменте,
знакомятся
с
музыкой,
её
выразительными
4
возможностями.
Одной
из
центральных задач
моей
педагогической
деятельности
является поиск средств и приёмов интенсификации музыкально-слухового и
творческого
развития
начинающих
пианистов
и
её
органичное
проникновение в различные процессы обучения.
Существующая
программа
класса
специального
фортепиано
для
детских
музыкальных
школ,
суммируя
лучшие
из
опыта
фортепианной
педагогики прошлого и современности, ставит передо мною ряд конкретных
задач,
направленных
на
улучшение
процессов
воспитания
и
обучения
пианиста, которые я стараюсь выполнять. Особое место отвожу развитию
музыкального
мышления
обучающегося,
достигаемого
систематическим
совершенствованием навыков музицирования. На видное место выдвигаю
вопросы слухо-творческого воспитания пианиста.
5
2. Подготовительный «донотный» период обучения.
2.1 Музыкально-слуховые данные и способы их выявления при
поступлении детей в музыкальную школу.
Прежде чем начать обучение ребёнка игре на фортепиано, я проверяю
его музыкально - слуховые данные. Полученные в первичном общении с ним
сведения
не
будут
исчерпывающими,
однако
помогут
в
выборе
путей
начального образования.
Компонентами
музыкально-исполнительского
дарования
ребёнка
являются, с одной стороны, комплекс природных физических музыкально-
слуховых данных, и с другой - развивающихся музыкально-исполнительских
способностей.
Проверка музыкально-слуховых данных помогает мне определить лишь
начальный,
пока
ещё
не
до
конца
распознанный
уровень
музыкально--
слуховых возможностей - первичных предпосылок для будущего обучения
игре на инструменте.
Когда
меня
спрашивают
родители
моих
учеников
«надо
ли
учить
ребенка музыке», мой ответ всегда бывает положительным. Ибо я считаю, что
решительно
всем
детям
надо
дать
начальное
музыкальное
образование.
Каждому человеку необходимо в начале его жизни хотя бы прикоснуться к
той большой и прекрасной её области, которую образует музыка.
Советуя учить музыке всех детей без исключения, я считаю, что первая
встреча должна лишь помочь определить, когда и с чего надо начинать
обучение, как знакомить ребёнка с музыкой. Первое испытание я провожу по
заранее
разработанному
плану
для
того,
чтобы
начать
занятия
профессионального обучения.
В план я непременно включаю пение песенки, любой, какую знает
ребёнок. Сначала песенку поёт ребёнок один, потом вместе со мной, под
аккомпанемент фортепиано. Проверять интонацию лучше не на словах песни,
а на какой-либо удобной гласной. Например, имитируя кукушку, предложить
спеть в удобном регистре малую терцию или большую терцию (начало всем
6
известной песенки «Чижик»). Малую секунду можно «промяукать» и т.д.
Затем я перехожу к угадыванию регистров и высоты звука. Здесь на помощь
мне снова приходят образы животных: медведь - низкий регистр, птицы -
высокий и т.д.
Ритм проверяю в движении ребёнка под музыку. При этом, играя,
внезапно изменяю сначала скорость, потом ритм музыки, под которую дети
должны прыгать, бегать, ходить (к примеру, двухдольный на трехдольный
или синкопированный).
В план свой включаю непременно простейшее определение характера:
громко
-
тихо,
весело
-
грустно;
более
сложное
-
устойчивость
и
неустойчивость звуков, их тяготение к тонике.
Наиболее
полно
слуховые
данные
детей,
их
проявления
в
области
восприятия
музыки
и
оценки
её
выразительных
возможно стей,
обнаруживаю в обстановке работы подготовительных групп по воспитанию
детей в музыкальной школе. Во всех видах занятий ставлю своей основной
задачей
широкое
музыкально-эстетическое
и
слуховое
воспитание
детей
средствами пения, пластических движений в связи с музыкой, слушанием
музыки.
К
этим
способностям,
кроме
эмоциональной
отзывчивости
на
слушаемую музыку, отношу такие музыкально психологические свойства,
как
степень
устойчивости
слухового
внимания,
быстрота
эмоциональной
реакции
на
разнохарактерные
музыкальные
образы,
чистота
и
выразительность в пении.
Для
детей,
свободно
чувствующих
себя
в
пении,
рекомендую
подбирание
на
инструменте.
Подбирание
начинается
с
поступенных
нисходящих и восходящих мелодических отрывков. Затем я пробую дать ему
подобрать знакомую мелодию. Я не слишком отрицательно реагирую на
отсутствие
у
ребёнка
абсолютного
слуха,
мне
гораздо
важнее
увидеть,
загорится ли в глазах ребёнка огонёк интереса к «музыкальным действиям», в
которых я предлагаю ему принять участие. Часто бывает с проснувшимся
7
интересом
к
музыке,
она
сама
помогает
проявлению
и
развитию
нреобходимых специфических для музыканта данных: слуха, памяти, ритма и
т.д. Интерес и желание в большей мере, чем всё остальное, служат залогом
успеха в обучении. Именно поэтому я не считаю, что наличие абсолютного
слуха является единственным критерием музыкальных способностей.
Ритмическое
чувство
достаточно
чётко
устанавливаю
при
проверке
звуковысотного слуха в пении (яркое подчёркивание ритмической пульсации
мелодии).
Испытание
слуховой
памяти
не
является
самостоятельной
областью выявления слуховых задатков. Свойства этой памяти обнаруживаю
уже в процессе пения мелодических построений разной протяжённости. Для
выявления уровня музыкальной одаренности весьма существенны показатели
в области музыкально-образной памяти, т.е. способности к запоминанию
музыки: при повторном проигрывании уже исполнявшихся произведений
выявляю способности ребёнка к узнаванию произведения или отдельных его
частей.
Начало испытаний (2-3 встречи) я предпочитаю проводить не с одним,
а хотя бы с двумя-тремя детьми. «Вхождение» в музыку и выражение в ней
себя
для
детей
всегда
эффективнее
в
коллективе.
Видя
реакцию
своих
товарищей, ребёнок включается как бы в игру, естественнее взаимодействует
с ними, воспринимает музыку гораздо внимательнее и полнее, чем наедине с
взрослым. Чем разнообразнее собравшиеся у инструмента дети, тем лучше
они себя проявляют во всем объёме своей маленькой личности. Если один
молчалив и скрытен, это сразу будет замечено и восполнено активностью
других; если другой забияка, слишком задиристый и прыткий, он «вырвется»
из окружения и его невольно будут «усмирять» другие; если кто-то проявил
особые способности, он «удивит» и невольно потянет за собой флегматичных
или
робеющих.
Я
неоднократно
замечала,
что
когда
объясняешь
или
спрашиваешь что-нибудь, и ребёнок ещё только начинает соображать, что
ответить на вопрос, то рядом стоящий и наблюдающий, - если даже его
способности не превышают уровня того, кому задан вопрос, - этот второй
8
поднимает
ручку
и
горд,
счастлив,
что
он
уже
понял
и
первым
может
ответить. Со стороны ребёнок как-то легче улавливает, видит, понимает. Не
думаю,
что
здесь
имеет
решающее
значение
род
конкуренции,
желание
опередить
товарища
-
просто
качества,
способствующие
пониманию
и
освоению нового, так проявляются у ребёнка свободнее.
Если же встреча происходит с одним ребёнком, то первым делом надо
распознать,
чем
ребёнок
живет,
что
ему
интересно.
И
тут
все
средства
хороши, но главное - надо создать ассоциации с приятными ребёнку вещами.
Я хочу сказать, что безгранично верю в скрытые в ребёнке творческие
силы, которые, если суметь их пробудить, могут яркой вспышкой озарить
сложный педагогический процесс и позволить шагнуть через все скромно
намеченные нормы и планы.
Если ребёнок что-нибудь очень любит, он способен проявить чудеса
неутомимости и дать такие результаты работы, на которые не смеешь и
надеяться.
2.2
Особенности подготовительного периода обучения.
Подготовительный
период
является
основой
для
успешного
дальнейшего обучения - фундаментом для создания творческой личности,
музыкально-грамотного
человека.
Часто
именно
от
этого
этапа,
самого
9
сложного
и
наиболее
ответственного
в
музыкальной
педагогике,
зависит
дальнейшая судьба ребёнка: будет ли он профессиональным музыкантом,
горячим любителем музыки или навсегда останется к ней равнодушным. Это
во многом зависит от мастерства педагога.
Зажечь, заразить ребёнка желанием овладеть языком музыки - моя
главнейшая
из
первоначальных
задач.
Заинтересованность
ребёнка
к
занятиям достигается правильным подходом к детской душе. Для этой цели
создаю
ассоциации
со
всем,
что
ему
привычно
и
понятно.
На
уроках
специальности
я
стараюсь
как
можно
больше
давать
музыкальных
произведений для слушания: разных по характеру, небольших по объёму. Это
могут
быть
фрагменты,
ведь
внимание
и
навык
слушать
недостаточно
сформирован.
Это
формирует
оценочный
критерий
ребёнка,
его
музыкальный
«инстинкт», который в дальнейшем сможет служить надёжным компасом для
ориентировки в огромном разнообразии музыкальных явлений.
« Му зы ка
в ы с о ко го
кач е с т ва »
пр е жд е
вс е го
о т л и ч а е т с я
содержательностью,
яркой
и
характерной
художественной
образностью,
выразительностью
мелодического
языка,
гармонии,
ритма.
Всем
этим
требованиям отвечает народное творчество - татарские, русские, украинские
и др. народные песни и танцы, произведения классиков мировой музыки,
которые были и остаются фундаментом музыкального воспитания. Это и
лучшие образцы современной музыки, которая особенно созвучна юному
поколению своим содержанием и эмоциональным строем. Прослушивание
музыки
чередую
с
беседами
о
представленных
образах,
как
правило,
сказочных: лисичка и зайчик, Баба-яга, Золушка.
В работе с детьми стараюсь брать произведения, связанные с игрой,
сказкой, фантазией. Главное не отпугнуть детей чем-то слишком серьёзным,
что может показаться им утомительным и скучным. Поём песни, попевки,
обращая внимание на их характер и настроение.
Знакомлю
детей
с
доступной
и
понятной
им
музыкой,
предлагаю
10
нарисовать представленный образ.
Знакомство с нотным текстом, с длительностями, тактом, размером
тоже проходит в игровой доступной форме с использованием иллюстраций,
наглядных пособий, подобранных и нарисованных мной и используемых
очень часто в дальнейшей работе.
Процесс
постановки
руки
начинаю
с
упражнений.
Каждое
имеет
близкое детскому воображению название: «качели», «листики», «надувная
кукла», «лошадка», «гномики» и т.п.
Фантазии
вызывают
у
ребёнка
ассоциации,
и
помогают
выполнить
очень точно каждое упражнение. Чтобы сконцентрировать внимание ребёнка,
стараюсь заинтересовать ярким, качественным исполнением. Понравившаяся
мелодия вызывает желание спеть, подобрать на музыкальном инструменте.
Это тоже то, чем мы занимаемся в «донотный» период - подбору знакомых,
любимых песенок и мелодий.
Подбирая по слуху на фортепиано, ребёнок пробует играть их с любой
клавиши.
Транспонирование
служит
развитию
слуха
и
ориентировке
на
клавиатуре, усвоению звучания различных интервалов и представлению об
их расположении на клавиатуре.
Присочиняем
аккомпанемент
и
играем
в
ансамбле.
Детям
очень
нравится играть в ансамбле. Ведь для своего возраста, а также навыков и
умений, они не могут исполнять сольно так, как получается при игре в
ансамбле - красочно и многозвучно.
Занимаемся подтекстовкой. Это происходит позже, когда мы переходим
к игре по нотам пьес без слов. Присочиняем слова к мелодии, что помогает
ребёнку
лучше
осмыслить
метроритмическую
структуру
и
её
образно-
выразительный
строй.
Тогда
пьесы
разучиваются
значительно
быстрее
и
музыкальные данные ребёнка получают большой стимул для своего развития.
Всё это способствует обогащению музыкальных впечатлений, следовательно,
возрастает
интерес
к
музыке.
Слова
помогают
конкретизировать
музыкальный образ и даже находить нужные движения рук. Ведь каждый
11
образ
диктует
определённые
исполнительские
приёмы:
штриховые,
динамические. Более того, от яркости образа у ребёнка, как бы само собой
рождается способность передать его необходимыми для этого движениями
рук. И я помогаю, направляю воображение по правильному пути, используя
уже перечисленные приёмы.
От педагога в каждый момент работы требуется большое внимание,
такт
и
понимание
особенностей
ученика.
Сам
учитель
должен
увлечься
работой, чтобы «заразить» учащегося своим темпераментом и творческой
заинтересованностью.
Одно из условий в ранних занятиях - суметь привлечь к себе симпатии
ученика. Педагог не может надеяться, что ребёнок полюбит музыку, если ему
не стала близка личность педагога.
Ребёнок от природы доверчив и восприимчив, поэтому я серьёзно и
ответственно
отношусь
к
начинающим
обучение
музыке.
В
детстве
закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное
мышление и умение работать.Только сумев достигнуть заинтересованности
на первых встречах с музыкой, можно постепенно вводить ребёнка в узкий
круг профессиональных навыков.
Переходя к профессиональному обучению, в первую очередь стараюсь
как можно легче и понятнее преподносить ребёнку необходимые знания.
3. Второй этап - методы работы над новыми произведениями в
начальных классах.
Начальный период обучения детей игре на фортепиано состоит из двух
основных этапов: подготовительного «донотного», который уже был мной
описан, и этапа, когда ребёнок под руководством своего наставника внедряет
полученные и приобретаемые знания в процессе разбора небольших пока
ещё пьесок в течение первых лет обучения в музыкальной школе.
12
Уже
начало
работы
ученика
над
музыкальным
произведением,
отдельными
деталями
музыкальной
ткани,
звуковыми
и
техническими
приемами
неразрывно
связано
с
доступностью
для
него,
поставленного
задания.
Чаще всего каждое новое произведение, несмотря даже на близость его
к ранее освоенным, выдвигает перед ним новые исполнительские задачи.
Поэтому уже на начальной ступени изучения нового материала необходима
моя помощь, как педагога, направленная на подготовку слуха, сознания и
игрового аппарата к активному усвоению нового произведения, как в целом,
так
и
отдельных
вычленённых
деталях:
трактовка
мелодии,
ритма,
голосоведения, исполнительского приема.
Все эти средства направлены на то, чтобы новое стало близким и
интересным, недоступное - доступным, сложное - простым, непонятное -
понятным.
Чем сложнее музыкальное произведение, тем менее конкретно
выражено в музыкальном языке его образное содержание, тем полнее я
должна
раскрыть
художественное
богатство
произведения
и
отдельные
выразительные особенности его музыкального языка.
Обилие
стоящих
перед
учеником
задач,
часто
тормозят
главное
-
восприятие музыки и её осмысленное исполнение. Поэтому я, руководствуясь
методическим
приемом
вычленения
простого
из
сложного,
облегчаю
восприятие музыки, временно фиксируя внимание ученика на одних заданиях
и допуская при этом лишь приблизительное выполнение других. Например,
при точном прочтении высотности и аппликатуры, можно временно лишь
слухом контролировать метрику или же, сохраняя точность и осмысленность
исполнения всех трёх названных компонентов постепенно подключать новые
(ощущение фразы, динамики, штрихов и т.д.) Рассмотренный методический
прием
вычленения
простого
из
сложного
сохраняет
свое
значение
и
в
последующем обучении.
В воспитании самостоятельности ученика прием наводящих вопросов
13
использую и в таких заданиях, как обозначение учеником аппликатуры в
отдельных
отрывках
произведения
или
цезур
между
мелодическими
построениями.
В пьесах и этюдах необходимо добиваться от учащегося мягкого и
глубокого звука. Важнейшим условием для развития правильных игровых
навыков являются плавные, не заторможенные и не резкие движения рук при
опускании
её
на
клавиатуру
и,
что
не
менее
важно,
при
её
подъёме,
собранные, нерастопыренные пальцы и отсутствие напряжения в мышцах
кисти
и
ладони.
Палец,
нажимающий
клавишу,
должен
быть
несколько
закруглён, и касаться её «подушечкой».
Овладение
правильными
и
естественными
игровыми
навыками
-
процесс
длительный
и
сложный,
требующий
терпения
и
большой
сосредоточенности как от педагога, так и от ученика.
Правильность игровых движений проверяется прежде всего звуковым
результатом: ученик должен вслушиваться в то, что у него получается, играть
осмысленно и выразительно.
При анализе изложенных выше методических принципов и приемов
обучения
я
опиралась
не
только
на
существующий
опыт
фортепианного
обучения, но и на те менее изученные в практике методы работы, которые
могут ещё больше укрепить связь обучения с воспитанием и развитием
ученика.
4. 3аключение.
Задача начального периода обучения и моя задача - введение ребёнка в
мир музыки, её выразительных средств и инструментального воплощения в
доступной
и
художественно
-
увлекательной
для
этого
возраста
форме.
Основное
положение
общей
педагогики
-
связь
обучения,
воспитания
и
развития - находит естественное отражение в принципах первоначального
фортепианного обучения.
В работе с начинающими заостряю внимание, особенно на музыкально-
воспитательных приёмах обучения близких к общим формам воспитания
14
младших
школьников.
Объединяю
развитие
творческо-слуховых,
пианистических, познавательных способностей в единую систему методов и
дидактических приёмов обучения.
Моё искусство обучения начинающих заключается в умении найти на
каждом этапе необходимый комплекс средств для гармонически целостного
развития ученика.
Раскрывая основную направленность обучения начинающих пианистов,
Г. Нейгауз отмечал: «Учитель игры на любом инструменте... должен быть,
прежде всего учителем музыки, то есть её разъяснителем и толкователем.
Особенно это необходимо на низших ступенях развития учащегося».
Главенствующим исходным положением в моей системе комплексного
обучения
начинающих
пианистов
является
соединение
принципов
музыкально-эстетического
воспитания
с
исполнительским
обучением.
Стремление к содержательности, правдивости исполнения, естественному и
красивому
звучанию
инструмента
в
сочетании
с
последовательным
усвоением
исполнительских
навыков
-
таков
девиз
моей
системы
комплексного обучения.
Методические принципы начальной фортепианной педагогики строятся
на
важнейших
взаимосвязанных
звеньях
воспитывающего
музыкального
обучения.
В
первую
очередь
акцентирую
внимание
на
развитие
слуховой
и
музыкально-образных
сфер,
эмоционального
и
интеллектуального
начал,
х у д о ж е с т в е н н о - т в о р ч е с к о й
и
д в и г а т е л ь н о - т е х н и ч е с к и х
сфер,исполнительского и музыкально - теоретического образования.
Все
эти
принципы
в
практике
учебно-воспитательной
работы
я
реализую
в
системе
музыкально-педагогических
и
общепедагогических
методов и приемов обучения.
Систематическая, кропотливая работа даёт прекрасные результаты.
Обучающиеся
моего
класса
специального
фортепиано:
солисты
Кошель
Никита, Жигалова Кристина,
Лысова Екатерина, Абдулхаирова Ангелина,
15
фортепианный ансамбль «Гармония» - многократные призёры на городских,
региональных, республиканских, российских и международных конкурсах и
фестивалях.
О
достижениях
и
успехах
в
работе
свидетельствуют
многочисленные благодарственные письма, грамоты и дипломы.
Общепедагогические
принципы
доступности,
постепенности
и
наглядности
особенно
близки
к
моей
практике
обучения
начинающих
пианистов. Ещё раз хотелось бы отметить те методы и приемы работы,
которые являются наиболее действенными в моей работе с обучающимися
начальных классов: подготовка к восприятию новых для ученика
художественных и пианистических явлений и задач; исполнительский показ;
прочное закрепление приобретаемых навыков и знаний; наведение, словесное
пояснение; приём вычленения простого в сложном.
Заинтересованность ученика и все перечисленные приёмы и методы
работы, именно в самый сложный период могут дать ожидаемый результат -
развить музыкальные данные маленькой личности.
5. Список использованной литературы.
1.
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978.
2.
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Из опыта работы
педагога- пианиста с детьми дошкольного и младшего возраста. М., 1975.
3.
Баренбойм
Л.
Размышления
о
музыкальной
педагогике
//
Баренбойм Л. За полвека: Очерки: Статьи: Материалы. Л., 1989.
4.
Баринова М. О развитии творческих способностей ученика. Л.,
1961.
5.
Выготский Л. Психология искусства / Изд. 3-е. М.: Педагогика,
1986.
6.
Гаккель
Л.
Фортепианная
музыка
XX
века:
Очерки.
Л.:
Сов.
16
композитор, 1990.
7.
Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве: Сб.ст. и мат. Л.:
Музыка, 1985.
8.
Гольденвейзер
А.
32
сонаты
Бетховена.
Исполнительские
комментарии. М.: Музыка, 1966.
9.
Гофман
И.
Фортепианная
игра.
Ответы
на
вопросы
о
фортепианной игре. М.: Классика-ХХ1, 2003.
10.
Коган Г. У врат мастерства. Работа пианиста. М.: Музыка, 1969.
11.
Кременштейн
Б.
Воспитание
самостоятельности
учащихся
в
классе специального фортепиано. М., 1965.
12.
Леймер
К.
Современная
фортепианная
игра
//
Выдающиеся
пианисты- педагоги о фортепианном искусстве. М.-Л.: Музыка, 1966.
13.
Либерман Е. Работа над фортепианной техникой.
14.
Милынтейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства. М.:
Сов. композитор, 1983.
15.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1982.
16.
Николаев
А.
Очерки
по
истории
фортепианной
педагогики
и
теории пианизма: Учебное пособие. М.: Музыка, 1980.
17.
Очерки по истории советского фортепианного искусства:Учебное
пособие. М.: Музыка, 1979.
18.
Тараканов М. Замысел композитора и пути его воплощения //
Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980.
19.
Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.: изд.АПН,
1947.
20.
Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М.,
1975.
21.
Фейнберг С. Пианизм как искусство. М.: Музыка, 1965.
22.
Харлап М. Тактовая система музыкальной ритмики // Проблемы
музыкального ритма. М.: Музыка, 1978.
23.
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.
17
24.
Черни К. Полная теоретическая и практическая фортепианная
школа // Из истории фортепианной педагогики: Хрестоматия. Киев: Музична
Украина, 1974.
25.
Щапов А. Фортепианная педагогика. М., 1960.