Напоминание

Значение театрализованной деятельности в развитии детей с ЗПР


Автор: Перова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 75
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Значение театрализованной деятельности в развитии детей с ЗПР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Значение театрализованной

деятельности

в развитии детей с ЗПР

Вот

уже

более

20

лет

я

работаю

с

детьми,

имеющими особые возможности здоровья (ОВЗ).

Из них последние 5 лет моими воспитанниками

являются дети с задержкой психического развития

(ЗПР).

Дети

с

задержкой

психического

развития

требуют

особого

подхода

в

воспитании

и

в

обучении.

По

ряду

параметров

эмоционально-волевой

и

интеллектуальной сфер такие дети находятся как бы на более ранней возрастной

стадии.

Их

характеризует

незрелость

поведения

и

личности

в

целом,

несформированность навыков интеллектуальной деятельности, ограниченность

знаний

и

представлений. Проявления ЗПР наблюдаются в практически всех

сферах деятельности детей, включая и творческую.

Дети

с

задержкой

развития

отличаются,

как

правило,

эмоциональной

неустойчивостью,

яркими

импульсивными

вспышками

и

гиперактивным

поведением или наоборот пассивностью и заторможенностью. Они с трудом

приспосабливаются

к

детскому

коллективу,

им

свойственны

колебания

настроения,

повышенная

утомляемость,

неуверенность,

чувство

страха,

манерничанье и фамильярность по отношению к взрослому.

Дети с ярко выраженным симптомом ЗПР, как правило, не могут быть

самостоятельными,

неспособны

контролировать

собственные

действия,

не

знают, как дойти до конца, выполняя задания. Играют дети чаще всего рядом, а

не

вместе.

Творчество

и фантазия в самостоятельных играх практически не

проявляется. Детей с ЗПР больше увлекают подвижные игры.

Кроме эмоциональной сферы дети с ЗПР имеют отставание также в

интеллектуальной

и

речевой

сферах.

У

них

нарушено

формирование

всех

компонентов речевой системы: фонетической и лексико-грамматической.

Дети с ЗПР отличаются низкой познавательной активностью, проявляющейся

во

всех

видах

психической

деятельности,

недостаточным

уровнем

сформированности

всех

основных

интеллектуальных

операций:

анализа,

сравнения, обобщения. В мотивационной сфере у этих детей идёт преобладание

игровых мотивов, стремление к получению удовольствия.

В совокупности эти особенности становятся серьезной проблемой, тормозящей

естественный процесс обучения и развития.

Для

улучшения

результатов

коррекционной

работы

я

пользуюсь

разными

методами

и

приёмами.

Очень

часто

в

работе

помогает

театрализованная

деятельность. Её я использую часто, как в совместной деятельности с детьми,

так и в образовательной.

Театрализованная

деятельность

имеет

большое

значение

для

всестороннего

развития детей. Она близка и понятна детям, так как имеет непосредственную

связь с игрой, а игра является основным видом деятельности дошкольников и

особенно детей с ЗПР. В процессе театральной деятельности и подготовки к ней

у

детей

развиваются

коммуникативные

умения,

так

как

они

начинают

сотрудничать

между

собой,

учатся

общению,

проявлению

сочувствия,

сопереживания.

Подготовка

спектаклей,

репетиции

требуют

от

ребят

трудолюбия,

решительности,

что

формирует

их

эмоционально

волевую

сферу.

Театрализованная

деятельность

помогает

детям

преодолевать

застенчивость,

робость и неуверенность в себе. Так, например, сказкотерапия снижает уровень

тревожности и агрессивности, развивает умение преодолевать страхи, помогает

формировать навыки правильного выражения своих эмоций.

Театрализованная

деятельность

даёт

возможность

детям

активно

и

с

интересом

познавать

окружающий

мир.

Она

положительно влияет на их общее развитие. Дети начинают

проявлять

любознательность,

лучше

усваивают

новую

информацию. В непрерывной образовательной деятельности

(НОД) для повышения познавательной активности детей я

использую

сказки

в

том

числе

и

авторские.

Выполнение

различных заданий детьми всегда сопровождается каким-либо

сюжетом.

Большую роль театрализованная деятельность играет в речевом развитии детей.

Упражнения

на

развитие

речи,

дыхания

и

голоса

совершенствуют

речевой

аппарат. Театрализованные игры способствуют активизации разных сторон их

речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, звуковой стороны

речи. Речь становиться более эмоционально окрашенная. Дети учатся читать

стихи с выражением.

Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок

помогает

лучше

овладеть

своим

телом,

осознать

пластические

возможности

движений.

У

детей

развивается

эмоциональность,

творческие

способности,

фантазия.

Театрализованная деятельность – это не просто весёлое развлечение для детей,

это в первую очередь средство для развития уникальной личности ребенка и его

творческого потенциала.

Дети

должны

жить

в

мире

красоты,

игры,

сказки,

музыки,

рисунка,

фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда

мы

хотим

научить

его

читать

и

писать.

Да,

от

того,

как

будет

чувствовать

себя

ребёнок,

поднимаясь

на

первую

ступеньку

лестницы

познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к

знаниям.

В. А. Сухомлинский



В раздел образования