Автор: Перова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 75
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Значение театрализованной деятельности в развитии детей с ЗПР
Раздел: дошкольное образование
Значение театрализованной
деятельности
в развитии детей с ЗПР
Вот
уже
более
20
лет
я
работаю
с
детьми,
имеющими особые возможности здоровья (ОВЗ).
Из них последние 5 лет моими воспитанниками
являются дети с задержкой психического развития
(ЗПР).
Дети
с
задержкой
психического
развития
требуют
особого
подхода
в
воспитании
и
в
обучении.
По
ряду
параметров
эмоционально-волевой
и
интеллектуальной сфер такие дети находятся как бы на более ранней возрастной
стадии.
Их
характеризует
незрелость
поведения
и
личности
в
целом,
несформированность навыков интеллектуальной деятельности, ограниченность
знаний
и
представлений. Проявления ЗПР наблюдаются в практически всех
сферах деятельности детей, включая и творческую.
Дети
с
задержкой
развития
отличаются,
как
правило,
эмоциональной
неустойчивостью,
яркими
импульсивными
вспышками
и
гиперактивным
поведением или наоборот пассивностью и заторможенностью. Они с трудом
приспосабливаются
к
детскому
коллективу,
им
свойственны
колебания
настроения,
повышенная
утомляемость,
неуверенность,
чувство
страха,
манерничанье и фамильярность по отношению к взрослому.
Дети с ярко выраженным симптомом ЗПР, как правило, не могут быть
самостоятельными,
неспособны
контролировать
собственные
действия,
не
знают, как дойти до конца, выполняя задания. Играют дети чаще всего рядом, а
не
вместе.
Творчество
и фантазия в самостоятельных играх практически не
проявляется. Детей с ЗПР больше увлекают подвижные игры.
Кроме эмоциональной сферы дети с ЗПР имеют отставание также в
интеллектуальной
и
речевой
сферах.
У
них
нарушено
формирование
всех
компонентов речевой системы: фонетической и лексико-грамматической.
Дети с ЗПР отличаются низкой познавательной активностью, проявляющейся
во
всех
видах
психической
деятельности,
недостаточным
уровнем
сформированности
всех
основных
интеллектуальных
операций:
анализа,
сравнения, обобщения. В мотивационной сфере у этих детей идёт преобладание
игровых мотивов, стремление к получению удовольствия.
В совокупности эти особенности становятся серьезной проблемой, тормозящей
естественный процесс обучения и развития.
Для
улучшения
результатов
коррекционной
работы
я
пользуюсь
разными
методами
и
приёмами.
Очень
часто
в
работе
помогает
театрализованная
деятельность. Её я использую часто, как в совместной деятельности с детьми,
так и в образовательной.
Театрализованная
деятельность
имеет
большое
значение
для
всестороннего
развития детей. Она близка и понятна детям, так как имеет непосредственную
связь с игрой, а игра является основным видом деятельности дошкольников и
особенно детей с ЗПР. В процессе театральной деятельности и подготовки к ней
у
детей
развиваются
коммуникативные
умения,
так
как
они
начинают
сотрудничать
между
собой,
учатся
общению,
проявлению
сочувствия,
сопереживания.
Подготовка
спектаклей,
репетиции
требуют
от
ребят
трудолюбия,
решительности,
что
формирует
их
эмоционально
–
волевую
сферу.
Театрализованная
деятельность
помогает
детям
преодолевать
застенчивость,
робость и неуверенность в себе. Так, например, сказкотерапия снижает уровень
тревожности и агрессивности, развивает умение преодолевать страхи, помогает
формировать навыки правильного выражения своих эмоций.
Театрализованная
деятельность
даёт
возможность
детям
активно
и
с
интересом
познавать
окружающий
мир.
Она
положительно влияет на их общее развитие. Дети начинают
проявлять
любознательность,
лучше
усваивают
новую
информацию. В непрерывной образовательной деятельности
(НОД) для повышения познавательной активности детей я
использую
сказки
в
том
числе
и
авторские.
Выполнение
различных заданий детьми всегда сопровождается каким-либо
сюжетом.
Большую роль театрализованная деятельность играет в речевом развитии детей.
Упражнения
на
развитие
речи,
дыхания
и
голоса
совершенствуют
речевой
аппарат. Театрализованные игры способствуют активизации разных сторон их
речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, звуковой стороны
речи. Речь становиться более эмоционально окрашенная. Дети учатся читать
стихи с выражением.
Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок
помогает
лучше
овладеть
своим
телом,
осознать
пластические
возможности
движений.
У
детей
развивается
эмоциональность,
творческие
способности,
фантазия.
Театрализованная деятельность – это не просто весёлое развлечение для детей,
это в первую очередь средство для развития уникальной личности ребенка и его
творческого потенциала.
Дети
должны
жить
в
мире
красоты,
игры,
сказки,
музыки,
рисунка,
фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда
мы
хотим
научить
его
читать
и
писать.
Да,
от
того,
как
будет
чувствовать
себя
ребёнок,
поднимаясь
на
первую
ступеньку
лестницы
познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к
знаниям.
В. А. Сухомлинский