Напоминание

"Галилео"


Автор: Патлатая Виктория Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 29 детский сад "Журавушка"
Населённый пункт: ХМАО-Югра, Тюменская область, город Сургут
Наименование материала: образовательная программа
Тема: "Галилео"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дополнительная общеразвивающая программа по экологии для детей 5-7 лет

«В гостях у природы».

Автор-составитель:

Патлатая Виктория Владимировна

г. Сургут, 2017

Паспорт

дополнительной общеобразовательной программы

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №29 «Журавушка»

Полное название

дополнительной

общеобразовательной

программы (ДОП)

Дополнительная общеобразовательная программа естественно-научной направленности «В гостях у Природы»

Ф.И.О. педагогического

работника, реализующего

ДОП

Патлатая Виктория Владимировна

Год разработки ДОП

2017 год

Где, когда и кем утверждена

ДОП

(в случае ее реализации)

Дополнительная общеобразовательная программа принята на заседании педагогического совета _________

Протокол _______________

Программа утверждена заведующим МБДОУ № 29 «Журавушка», приказ от ____________

Информация о наличии

рецензии (в случае если

таковая имеется)

-

Цель дополнительной

общеобразовательной

программы

Формирование у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и

размышлению.

Задачи программы

Образовательные:

- учить различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода).

- навыкам экологически безопасного поведения в природе.

-познакомить с запрещающими и разрешающими экологическими знаками;

- научить проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя

заниматься поисковой деятельностью.

-формировать у детей представления о химических свойствах веществ (выделение веществ из неоднородной смеси

путём отстаивания, фильтрования);

-развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм,

отражение и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды; испарение, сила тяготения, трение,

электричество, инерция);

-развивать представления о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня;

-развивать элементарные математические представления: о мерке как способе измерения объёма, массы, длины, о

единицах измерения длины;

-познакомить с основными чертами рельефа планеты – вулканами, горами, озёрами;

-формировать у детей элементарные представления о Солнечной системе и космических явлениях.

Развивающие:

-сформировать стремление к исследованию объектов природы;

-развивать у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов

(увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокль).

-развивать у детей умственные способности:

формировать мыслительные способности (анализ, классификация, сравнение, обобщение);

формировать способы познания путём сенсорного анализа.

Воспитательные:

-проявление ярко выраженного интереса к объектам и явлениям природы. Ребята будут бережно относиться к

природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

- воспитание гуманного обращения со всеми объектами природы.

способствовать социально-личностному развитию каждого ребёнка: развивать коммуникативность,

самостоятельность, наблюдательность, самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

Информация об уровне

ДОП

Стартовый уровень

Предполагаемые результаты освоения программы

Развитие познавательных интересов, потребности, способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и

сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Развитие личностных свойств детей дошкольного возраста: целеустремлённости, настойчивости, решительности.

Обогащение сознания содержательно упорядоченными сведениями о мире.

Возраст детей

От 3 до 4 лет

Срок реализации

1 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная

цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей; к себе

и людям как к части природы; к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на

элементарных знаниях экологического характера. Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой

обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним живые существа, к котом относится и человек,

то есть он сам.

Актуальность. Непрерывное образование – это открытие ХХ века. Все педагоги с удовлетворением приняли основные положения данной теории, и в

настоящее время создаётся большое количество программ по разным дисциплинам и различным направлениям деятельности образовательных

учреждений, которые базируются на принципах непрерывности образования. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного

экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,

т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но

происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для

всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения

с ним.

Цель данной программы формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих

действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Программа разработана в соответствии с:

международно-правовыми актами:

Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, в СССР вступила в силу 15.09.1990)

Декларация о правах ребёнка (провозглашена резолюцией 1386 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959)

законами РФ и документами Правительства РФ:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 (с изменениями и дополнениями)

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным

программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условием ее

реализации (далее по тексту - ФГТ), утверждённые приказом Министерства образования РФ от 23.11.2009 №655

Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования,

приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. №2151

«Национальная доктрина образования» (одобрена постановлением Правительства РФ №751 от 30.06.2000 г.)

Гражданский и трудовой кодекс РФ

документами Федеральных служб:

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в дошкольных

организациях» от 15.05.2013 № 26

нормативно-правовыми документами:

Приказ Администрации города Сургута №02-11-307/14 от 20 мая 2014 « О внесении изменений в приказ департамента образования

Администрации города от 04.03.2014 №02-11-102/14 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного

образования

в

муниципальных

образовательных

учреждениях,

реализующих

образовательные

программы

дошкольного

образования»

Дорожная карта введения ФГОС ДО МБДОУ №29 «Журавушка»

а также, в соответствии с Уставом МБДОУ №29 «Журавушка», лицензией и локальными правовыми актами ДОУ.

В Программе нашли отражение:

примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех», Березина Н.О., Бурлакова И.А., Герасимова Е.Н.

и др. Под научным руководством Асмолова А.Г.

Проект рассчитан на детей 5-7 лет.

Срок реализации 3 месяца (июнь - август).

Проект «В гостях у природы» может быть реализована в ходе подгрупповых и индивидуальных занятий с воспитанниками. Режим занятий: 2 раза в

неделю в период с июня по август (включительно).

В проекте использованы рекомендации из учебных пособий: Н.С.Николаевой «Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе»,

А.И.Ивановой «Человек. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду».

Принципы

построения

программы

Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей

каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе,

так и внешним условиям.

Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь

между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует

установку на разумное усвоение.

Принцип

доступности

предусматривает

осуществление

экологической

работы

с

учетом

особенностей

возраста,

подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.

Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и

воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

Организационная сторона образовательного процесса

Структура

построения

занятия

Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

Прогнозирование результата.

Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и

результаты совместной деятельности детей в группах.

Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).

Наблюдение результатов эксперимента.

Фиксирование результатов эксперимента.

Формулировка выводов.

Содержание

занятий

внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

тайна, сюрприз;

мотив помощи;

познавательный мотив (почему так?);

ситуация выбора.

Методы обучения

наглядные, словесные, практические, игровые; практические: экспериментирование (опыты), наблюдение, моделирование, игровые и

проблемные ситуации.

Виды и типы занятий

Демонстрационно

е занятие

проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект

существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей

определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).

Фронтальное

занятие

экспериментально-поисковую деятельность дети проводят самостоятельно небольшими подгруппами

Тематическое

занятие

Проводится на прогулке

Итоговое занятие

Проводится в виде диагностики развития познавательной активности.

Формы

подведения

итогов

Контрольные занятия

Открытые занятия для родителей

Демонстрация итогов работы на сайте ДОУ

Итоговое занятие

Предполагаемые результаты освоения программы

Развитие познавательных интересов, потребности, способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и

сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Развитие личностных свойств детей дошкольного возраста: целеустремлённости, настойчивости, решительности.

Сформированность у детей желания принимать познавательные задачи и решать их самостоятельно через поисковую деятельность, использовать

полученные знания в решении проблемных ситуаций.

Ресурсное обеспечение проекта:

1.

Уголок экспериментирования.

Развивающая экологическая среда представлена:

Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;

Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;

Гайки, винтики, гвоздик, проволока;

Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;

Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;

Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;

Детские халаты, фартуки;

Схемы для проведения опытов;

Журнал для фиксирования результатов.

2.

Уголок экологии в группе.

Развивающая экологическая среда представлена:

Календарь природы, модель календаря природы

Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)

Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки)

Воронки

Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)

Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы

Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…)

Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания)

Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)

Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)

2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).

3. Библиотечка юного эколога.

4. Подборка художественной литературы “Писатели о природе”.

5. Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.

Планирование системы занятий в соответствии с задачами обучения

Воспитательно-образовательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН в групповой форме в процессе кружковой работы

с детьми 5-7 лет – 2 раза в неделю по 25-30 минут. Общее количество занятий в год – 72. Обучение на данном этапе предполагает формирование у

детей желания принимать познавательные задачи и решать их самостоятельно через поисковую деятельность.

Учебный план

Направленность образовательной деятельности по ДОПр

Продолжительность занятий по ДОПр

Старший дошкольный возраст

с 5-7 лет

Неделя

Год

Естественно-научная

25-30 мин

2 занятия

72 занятия

Учебно-тематический план

Раздел, тема

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

1.

Цикл вводных занятий

4

-

4

2.

«Я - Человек»

10

4

14

3.

«В мире живой природы»

10

4

14

4.

«Юные экспериментаторы»

15

24

39

5.

Открытое занятие

-

1

1

Итого

39

33

72

Режим работы (5-7 лет)

Период

обучения

Минимальный возраст для

зачисления

Минимальное число воспитанников в

группе

Максимальное количество учебных часов в

неделю

сентябрь-май

5 лет

14

2

Календарно-тематический план работы

СЕНТЯБРЬ

Наименование раздела

программы

Тема занятия

Номер

занятия

Планируемая дата

проведения

Фактическая дата

проведения

Цикл вводных занятий

«Экскурсия в детскую лабораторию»

№1

06.09.2017

06.09.2017

«Экология в картинках»

№2

08.09.2017

08.09.2017

«Друзья природы»

№3

12.09.2017

12.09.2017

«Что такое природа – живая и неживая?»

№4

14.09.2017

14.09.2017

«В мире живой природы»

«Что будет, если из леса исчезнут все птицы?»

№5

20.09.2017

20.09.2017

«Что есть у каждого растения».

№6

22.09.2017

22.09.2017

«Строение семени»

№7

26.09.2017

26.09.2017

«Путешествие в подземное царство»

№8

28.09.2017

«Свойства деревьев»

№9

04.10.2017

«Жизнь растений»

№10

06.10.2017

«Где цветы растут лучше?»

№11

10.10.2017

«Югра – таёжный край»

№12

12.10.2017

«Красная книга»

№13

18.10.2017

«Почему динозавры были такими большими?»

№14

20.10.2017

«Как пчёлки переносят пыльцу?»

№ 15

24.10.2017

«Дышат ли рыбы и кто ест водоросли?»

№ 16

26.10.2017

«Учитесь доброте!»

№ 17

01.11.2017

«Юные

экспериментаторы»

«Вот она какая – вода!»

№ 18

03.11.2017

«Какая бывает вода?»

№ 19

07.11.2017

«Вода – источник жизни»

№ 20

09.11.2017

«Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги?»

№ 21

15.11.2017

«Интересные факты о воде»

№ 22

17.11.2017

«Как работает термометр?»

№ 23

21.11.2017

Познавательно-исследовательская деятельность

«Где можно найти своё отражение?»

№ 24

23.11.2017

Познавательно-исследовательская деятельность

«Вода и масло».

№ 25

29.11.2017

«Песок природный материал»

№ 26

01.12.2017

«В мире камней»

№ 27

05.12.2017

«Кому снег друг, а кому -недруг»

№ 28

07.12.2017

«Волшебные стёклышки»

№ 29

13.12.2017

«Почему предметы движутся»

№ 30

15.12.2017

«Хитрости инерции»

№ 31

19.12.2017

«Почему дует ветер?»

№ 32

21.12.2017

«Как происходит извержение вулкана?»

№ 33

27.12.2017

«Как появляются горы?»

№ 34

29.12.2017

«Как образуются метеоритные кратеры?»

№ 35

10.01.2018

«Удивительные свойства магнита-1»

№ 36

12.01.2018

«Удивительные свойства магнита-2»

№ 37

16.01.2018

«Как появилась соль»

№ 38

18.01.2018

«Путешествие в лабораторию весовых измерений»

№ 39

24.01.2018

«Освобождение бусинок из ледяного плена»

№ 40

26.01.2018

«Почему не тонут корабли?»

№ 41

30.01.2018

«Фартук - непромокашка»

№ 42

01.02.2018

«Что такое масса?»

№ 43

07.02.2018

«Сила тяготения»

№ 44

09.02.2018

«Увлекательные опыты со светом»

№ 45

13.02.2018

«Воздух вокруг нас»

№ 46

15.02.2018

«Воздух невидимка»

№ 47

21.02.2018

«Такая разная бумага»

№ 48

27.02.2018

«Любознательные гномы»

№ 49

01.03.2018

«Эксперименты с мукой»

№ 50

07.03.2018

«Сладкие опыты»

№ 51

09.03.2018

«Что такое молния?»

№ 52

13.03.2018

«Бывают ли мягкие камни?»

№ 53

15.03.2018

«Камень, рождённый деревом»

№ 54

21.03.2018

«Путешествие капельки»

№ 55

23.03.2018

«Я - Человек»

«Я познаю себя»

№ 56

27.03.2018

«Чудеса внутри меня»

№ 57

29.03.2018

«Болезни и здоровье»

№ 58

04.04.2018

«Секреты Кока-Колы»

№ 59

06.04.2018

«Вода и человек»

№ 60

10.04.2018

«Какие мы внутри»

№ 61

12.04.2018

«Отчего мы двигаемся?»

№ 62

18.04.2018

«Как люди помогают лесным обитателям»

№ 63

20.04.2018

«Как люди охраняют природу»

№ 64

24.04.2018

«Польза и вред»

№ 65

26.04.2018

«Я - Человек»

№ 66

04.05.2018

«Как люди заботятся о своём здоровье весной?»

№ 67

10.05.2018

«Экология и здоровье человека»

№ 68

16.05.2018

«Суд природы над человеком»

№ 69

18.05.2018

«Человек – часть природы»

№ 70

22.05.2018

«Станем юными защитниками природы»

№ 71

24.05.2018

Итоговое мероприятие

День открытых дверей.

№ 72

30.05.2018

Методические рекомендации

Содержание программы строится на приоритетном использовании игровых методов и приемов, обеспечивающих ситуацию успеха для каждого

воспитанника, что способствует интеллектуальному, эмоциональному и индивидуальному развитию ребенка. Методы, используемые для реализации

программы:

Наглядные методы:

экскурсии, целевые прогулки;

наблюдения;

показа сказок (педагогом, детьми);

рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

проведение дидактических игр;

Словесные методы:

чтение литературных произведений;

беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

загадывание загадок;

проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практические методы

организация продуктивной деятельности детей;

постановка сказок, отрывков литературных произведений;

изготовление с детьми наглядных пособий.

Основную роль при реализации программы отводится экспериментально-поисковой деятельности. Её целью является формирование у детей

познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Совместная экспериментальная работа с детьми организуется два раза в неделю по 25-30 минут. Работа проводится небольшими группами с учётом

уровня развития и познавательных интересов детей. Во время проведения занятия проводится по 2-3 эксперимента.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

-внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

-тайна, сюрприз;

-мотив помощи;

-познавательный мотив (почему так?);

-ситуация выбора.

НОД

Тема

Задачи

Содержание

Источник

1

Диагностическое

занятие

Определение уровня развития познавательных

способностей воспитанников.

Приложение 1

Цикл вводных занятий

2

«Экскурсия в

детскую

лабораторию»

Уточнить представление детей о том, кто такие

учёные; познакомить с понятием «наука»;

рассказать о способе познания мира –

эксперименте (опыте). Дать представление о

назначении детской лаборатории, культуре

поведения в ней.

Знакомство с хозяином

лаборатории. Беседа об учёных.

Игра «Нюхаем, пробуем, слушаем,

видим, ощущаем» с обозначением

правил работы в лаборатории;

задание с фиксацией результатов.

Организация опытно-

экспериментальной

работы в ДОУ.

Тематическое и

перспективное

планирование работы в

разных возрастных

группах. Выпуск 2.

(стр.85)

3

«Экология в

картинках»

Дать детям представление об экологии как науке;

продолжать учить различать живые и неживые

объекты природы; закреплять знания о том, что

человек является частью природы, и

существование человека без природы немыслимо;

объяснить, что экологи — это те дети, которые

любят природу, беспокоятся о ней; развивать

чувство ответственности; воспитывать желание

заботится о природе.

Беседа «Живая и неживая

природа», дидактическая игра

«Живое-неживое», дидактическая

игра «Панорама добрых дел».

Приложение 5

4

«Друзья природы»

Расширять, пополнять и уточнять знания детей

о природе, раскрывающие взаимосвязь между

объектами природы, а также определяющие

отношения между природой и человеком на

основе конкретных поведений ( в лесу . на лугу и

в других природных сообществах).

Воспитывать любовь и бережное отношение к

природе. Развивать диалогическое общение,

умение слушать, инициативно высказываться,

реагировать на собеседника, задавать вопросы.

Беседа «Человек и природа»,

слушание аудиозаписи «Голоса

леса», дидактическая игра «Кто

правильно назовёт?»,

дидактическая игра «Кто

быстрее?», игровое упражнение

«Кто больше назовёт», игровое

упражнение «Берегите природу»

Приложение 2.

(интернет-ресурсы)

«В мире живой природы»

5

«Что будет, если из

леса исчезнут все

птицы?»

Изучить последствия исчезновения из биоценоза

леса одного из экологических звеньев – птиц;

воспитывать интерес к собственным открытиям

через исследовательскую работу, через

экспериментирование с моделями.

Беседа «Кто живёт в лесу и чем

питается?», сбор модели

биоценоза леса, решение

экологических задач.

Иванова А.И.

Экологические

наблюдения и

эксперименты в детском

саду: Мир растений.

(стр.54)

6

«Что есть у каждого

растения».

Обобщить знания детей о строении растений;

сформировать представление о разнообразии

внешнего вида всех органов.

Игровые упражнения: «Назови

части цветка», «Со бери целое из

частей», практическая

деятельность: рыхление земли.

Иванова А.И.

Экологические

наблюдения и

эксперименты в детском

саду: Мир растений.

(стр.75)

7

«Строение семени»

Изучить строение семени, найти в нём маленькое

растение. Увидеть сходство в строении семян

различных растений.

Проблемная ситуация,

обследование проросшего семени,

беседа «Из чего состоит семя»,

подведение итогов занятия.

Иванова А.И.

Экологические

наблюдения и

эксперименты в детском

саду: Мир растений.

(стр.142)

8

«Путешествие в

подземное царство»

Познакомить детей с почвой, её особенностями.

Расширять представление детей о значении почвы

для

растений,

животных,

человека.

Развивать

умение высказывать предположения, доказывать

свою

точку

зрения

чере з

о р г а н и з а ц и ю

опытнической

деятельности.

Воспитывать

элементарную экологическую культуру.

Проблемная ситуация, проведение

экспериментальной деятельности,

подведение итогов занятия.

Интернет-ресурсы

(приложение 24)

9

«Свойства деревьев»

Актуализировать знания детей о свойстве дерева

( н е

т о н у т ь

в

в о д е ) ;

р а з в и в а т ь умение

формулировать

проблему,

а н а ли з и р о вать

с и т у а ц и и ,

п л а н и р о в а т ь

э к с п е р и м е н т ;

прививать и н т е р е с

к

с к а з к а м ;

стимулировать желание

помочь

герою

сказки;

воспитывать аккуратность.

Проблемная ситуация, проведение

экспериментальной деятельности,

подведение итогов занятия.

Интернет-ресурсы

(приложение 25)

10

«Жизнь растений»

Систематизировать знания детей о растениях.

Закреплять умение отличать природные объекты

от искусственных, продолжать формировать

знания о строении растений, классифицировать

растения по трем группам: деревья, кустарники,

травы; развивать внимание, наблюдательность,

умение сравнивать и сопоставлять, делать

выводы. Закрепить знания детей моделей

растений, умение использовать их при

доказательстве; дать детям представление о

функциях корня растений. При помощи опытов

наглядно показать, что корни дышат, всасывают

влагу и питательные вещества, удерживают

растения в земле; развивать навыки активной

речи, обогащать и активизировать словарный

запас детей: всасывает влагу, функции корня,

опыт-доказательство, схемы-модели.

Развивать интерес к миру природы. Воспитывать

у детей элементы экологического сознания: “Мы

нужны друг другу на земле”.

Знакомство с растениями леса,

проведение опытов-доказательств,

разработка схем-моделей

“Признаки живого”, “Строение

растений”, проведение игр-

превращений “Представь себя

совсем иным”, рассматривание

картин.

Интернет-ресурсы

(приложение 26)

«Юные экспериментаторы»

8

«Вот она какая –

вода!»

Сформировать представления о Мировом океане и

родниковой воде; выяснить знания детей о

свойствах и качествах воды, её значении для

жизни живых организмов; дополнить знания

детей о пользе океанов и рек; развивать навыки

проведения опытов; формировать желание

обсуждать результаты опытов и экспериментов;

активизировать самостоятельную познавательную

Беседа «Что такое Мировой

океан?», игра «Чистая-грязная»,

сказка «Почему заплакал Ручеёк?»

Рыжова Л.В. Методика

детского

экспериментирования.

(стр.82)

деятельность.

9

«Какая бывает

вода?»

Уточнить представления детей о свойствах воды:

прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет

собственной формы; познакомить с принципом

работы пипетки; развивать умение действовать по

алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд;

развивать навыки обследования, используя

зрительный и тактильный анализаторы.

Постановка проблемы; работа с

водой; проверка гипотезы: можно

ли перелить воду с помощью

соломинки, пипетки; игровое

упражнение «Кто больше

перенесёт воды»; фиксация

результатов.

Организация опытно-

экспериментальной

работы в ДОУ.

Тематическое и

перспективное

планирование работы в

разных возрастных

группах. Выпуск 2.

(стр.86)

10

«Вода – источник

жизни»

Уточнить

и

систематизировать

знания

детей

о

воде, как о самой важной и нужной на планете,

необходимой для жизни всего живого на Земле;

закрепить

представления

детей

о

воде

как

экосистеме, об ответственности человека за все

живое

на

земле;

вызвать

интерес

и

желание

экономно

расходовать

воду,

беречь

и

охранять

природные источники воды: реки, озера, водоемы;

развивать

у

детей

доказательность

суждений

и

речи,

продолжать

учить

делать

выводы

и

умозаключения,

анализировать

и

обобщать,

опираясь на полученные ранее знания и опыт;

формировать навыки самоконтроля и самооценки,

быстро переключаться с одной деятельности на

другую;

воспитывать

бережное

отношение

к

природным и водным ресурсам.

Словесно-дидактические игры

«Кому нудна вода?», «Для чего

нужна вода?», рассказ

«Удивительные факты»,

моделирование экологической

катастрофы, подведение итогов.

Интернет-ресурсы

(приложение 28)

10

«Твёрдая вода.

Почему не тонут

айсберги?»

Активизировать и обогащать словарь детей

существительными, прилагательными и

глаголами (Арктика, Антарктика, айсберг;

холодный, ледяной, огромный; плавает, тает и

т.п.); закреплять знания о различных агрегатных

состояниях воды: твёрдом, жидком и

газообразном.

Постановка познавательной

задачи. Высказывание детьми

предположений. Совместные

опыты. Проверка гипотезы. Вывод.

Игра «Арктическое морское

путешествие».

Организация опытно-

экспериментальной

работы в ДОУ.

Тематическое и

перспективное

планирование работы в

разных возрастных

группах. Выпуск 2.

(стр.141)

11

«Интересные факты

о воде»

Напомнить детям о интересных фактах о воде.

Просмотр компьютерной

презентации, выработка правил

Приложение 3 (интернет-

ресурсы)

поведения с водой.

12

«Как работает

термометр?»

Дать детям понятие «термометр», показать его

значение; познакомить детей с работой

термометра, видами; учить определять

температуру на термометре (тепло, холодно);

развивать интерес к явлениям неживой природы.

Познакомить детей с работой прибора в виде

божьей коровки, который обладает способностью

чувствовать окружающий мир;

расширять кругозор детей, создать условия для

развития исследовательских умений;

обогатить знания детей о роли температуры в

жизни человека, животных, растений.

Беседы «Почему холодно-жарко?»,

«Как работает термометр?», «Виды

термометров», практическая часть

– измерение температуры тела,

температуры за окном,

температуры воды.

Подведение итогов занятия.

Приложение 16

(интернет-ресурсы)

13

Познавательно-

исследовательская

деятельность «Где

можно найти своё

отражение?»

Закрепить навыки

исследовательского

поиска,

умение

поэтапно

проводить

сбор

информации,

применять

изученные

методы,

фиксировать

графически

информацию,

используя

в

работе

дневники исследователей; учить детей определять

где можно найти отражение и устанавливать от

чего

оно

зависит;

развивать

к р у г о з о р ,

экспериментальные, исследовательские

умения,

логическое мышление,

п а м я т ь ,

в н и м а н и е ;

в о с п и т ы в а т ь

б е р е ж н о е

о т н о ш е н и е

к

окружающему миру, аккуратность.

Беседа по вопросам, эксперимент,

решение проблемных задач, работа

с дневниками, работа в парах.

Интернет-ресурсы

(приложение 6).

14

Познавательно-

исследовательская

деятельность «Вода

и масло».

Развитие

интересов

детей,

любознательности

и

познавательной

мотивации;

формирование

познавательных действий, становления сознания;

развивать

наблюдательность,

спо собно сть

сравнивать,

сопоставлять,

делать

выводы;

продолжать

учить

читать

схемы; развивать

любознательность

детей,

п о д д е р ж и в а т ь

проявления

самостоятельности

в

познании

окружающего мира; развивать коммуникативные

навыки;

спо собствовать

ф о рм и р о ва н и ю

Беседа по вопросам, эксперимент,

решение проблемных задач, работа

с дневниками, работа в парах.

Интернет-ресурсы

(приложение 7).

социального

партнерства,

желание

действовать

вместе со сверстниками, получая удовольствие от

совместной деятельности.

15

«Песок природный

материал»

Развитие у детей стремления к самостоятельному

познанию и размышлению; формирование

представлений о песке как об объекте неживой

природы, его свойствах и роли в окружающем

мире, обучение приемам работы с сыпучем

материалом; знакомство со способом

изготовления рисунка из песка; обогащение

чувственного опыта, развитие мелкой моторики

рук; развитие умения отвечать на вопросы,

рассуждать; развитие фантазии, творчества,

воображения, инициативности и

самостоятельности.

Просмотр презентации

«Удивительный песок»;

исследовательская деятельность,

заполнение листов наблюдения;

игра с проблемной ситуацией «Что

в мешочке?»; рефлексия.

Интернет-ресурсы

(приложение 8).

«В мире камней»

Обратить внимание на особенности камней.

Вместе с детьми классифицировать камни по

признакам: размер (большой, средний,

маленький); поверхность ( гладкая, шершавая,

ровная, шероховатая ); температура ( теплый,

холодный); вес (легкий, тяжелый), плавучесть

(тонет в воде). Нацелить детей на поисковую и

творческую деятельность в детском саду и дома.

Рассматривание фотографии,

картины гор и горных ландшафтов,

набор схем-рисунков, коллекция

камней,

дидактическая игра «Отгадай, что

в сундучке», экспериментальная

деятельность: работа с приборами

(лупы), постановка, проведение и

обработка результатов

проведенных опытов.

Интернет-ресурсы

(приложение 29)

16

«Кому снег друг, а

кому -недруг»

Выяснить знания о назначении снега в жизни

людей; сформировать представления о значении

снега в природе; закреплять умения читать схемы

и символы.

Логическая задача, работа с

календарём погоды, дидактическая

игра «Угадай по описанию»

Рыжова Л.В. Методика

детского

экспериментирования.

(стр.134), Интернет-

ресурсы (приложение 9).

17

«Волшебные

стёклышки»

Познакомить детей с приборами для наблюдений

– микроскопом, лупой, подзорной трубой,

телескопом, биноклем; объяснить, для чего они

нужны человеку; развивать слуховое и речевое

внимание.

Сюрпризный момент, работа с

лупой, рассматривание

микроскопов, беседа о назначении

этих предметов; самостоятельная

работа с приборами; зарисовка

увиденного.

Организация опытно-

экспериментальной

работы в ДОУ.

Тематическое и

перспективное

планирование работы в

разных возрастных

группах. Выпуск 2.

(стр.89)

18

«Почему предметы

движутся»

Уточнить и систематизировать знания детей о

таких

понятиях,

как

«движение»,

«сила»,

«трение»,

«инерция»;

развивать

умение

определять

и

назвать

вид

движения,

указанный

на

предложенных

картинках

(прямолинейное, вращательное, по наклонной

п о в е р х н о с т и ,

п о

к р и в о й

л и н и и ) ;

активизировать в речи детей слова: движение,

сила,

трение,

состояние

покоя,

наклонная

поверхность.

Беседа, рассматривание

иллюстраций, опытно-

экспериментальная деятельность,

проблемная ситуация, рефлексия.

Организация опытно-

экспериментальной

работы в ДОУ.

Тематическое и

перспективное

планирование работы в

разных возрастных

группах. Выпуск 2.

(стр.90), интернет-

ресурсы (приложение 10)

19

«Хитрости инерции»

Познакомить детей с фокусом, основанном на

физическом явлении – инерции; показать

возможность практического использования

инерции в повседневной жизни (отличать сырые

яйца от варёных); развивать слуховое и речевое

внимание, слуховую и зрительную память.

Сюрпризный момент,

самостоятельный опыт, беседа об

инерции, проведение опытов,

выводы.

Организация опытно-

экспериментальной

работы в ДОУ.

Тематическое и

перспективное

планирование работы в

разных возрастных

группах. Выпуск 2.

(стр.91), интернет-

ресурсы (приложение 11)

20

«Почему дует

ветер?»

Изучить свойства ветра, используя стихотворные

тексты; объяснить детям, откуда берется ветер,

используя игры, опыты, речевые упражнения,

сказки, задания; использовать прием ТРИЗ (ветер-

это хорошо или плохо). Познакомить с его

свойствами. Учить в процессе наблюдения и

беседы делать выводы и умозаключения.

Определение мотива,

высказывание детьми

предположений, отбор способов

проверки, самостоятельная работа

по проверке гипотезы, подведение

итогов.

Организация опытно-

экспериментальной

работы в ДОУ.

Тематическое и

перспективное

планирование работы в

разных возрастных

группах. Выпуск 2.

(стр.94), интернет-

ресурсы (приложение 12)

21

«Как происходит

извержение

вулкана?»

Познакомить детей с природным явлением –

вулканом, причиной его извержения, развивать

прослеживающие функции глаз.

Постановка проблемы,

познавательная информация,

опыты, выводы, фиксация

результатов.

Организация опытно-

экспериментальной

работы в ДОУ.

Тематическое и

перспективное

планирование работы в

разных возрастных

группах. Выпуск 2.

(стр.100)

22

«Как появляются

горы?»

Познакомить детей с причиной образования гор

(движение земной коры, вулканическое

происхождение гор), научить самостоятельно

изготавливать солёное тесто; развивать зрительно-

тактильные методы обследования.

Постановка познавательной

задачи; познавательная

информация; опыты по схеме;

выводы.

Организация опытно-

экспериментальной

работы в ДОУ.

Тематическое и

перспективное

планирование работы в

разных возрастных

группах. Выпуск 2.

(стр.101); интернет-

ресурсы (приложение 13)

23

«Как образуются

метеоритные

кратеры?»

Смоделировать с детьми метеоритный кратер,

познакомив со способом его образования;

уточнить представления детей о Солнечной

системе; развивать умение действовать по

алгоритму; развивать прослеживающие функции

глаз.

Познавательная информация,

опыты по алгоритму, проверка

гипотезы, подведение итогов.

Организация опытно-

экспериментальной

работы в ДОУ.

Тематическое и

перспективное

планирование работы в

разных возрастных

группах. Выпуск 2.

(стр.104); интернет-

ресурсы (приложение 15)

24

«Удивительные

свойства магнита-1»

Сформировать у детей представление о магните и

его свойстве притягивать предметы; выяснить,

через какие материалы воздействует магнит;

познакомить об использовании магнита

человеком; развивать стремление к познанию

через экспериментально-исследовательскую

деятельность, активизировать словарь детей,

умение делать выводы; способствовать

воспитанию самостоятельности, инициативности,

развитию коммуникативных качеств.

Постановка познавательной

задачи, экспериментальная

деятельность с магнитами,

выводы.

Интернет-ресурсы

(приложение 14)

25

«Удивительные

свойства магнита-2»

Учить детей основам ведения исследовательской

деятельности на основе расширения и уточнения

Просмотр мультфильма

«Смешарики» - серия

Интернет-ресурсы.

представлений о свойствах магнита. Продолжать

учить самостоятельно, принимать решения в ходе

экспериментальной деятельности; делать выводы

и обобщения.

«Магнетизм», «Пин-код» - серия

«Как работает магнит», заполнение

тетради экспериментов.

26

«Как появилась

соль»

Расширять знания детей о свойствах разных

веществ через экспериментальную

деятельность. Формировать познавательный

интерес к окружающему миру, развивать

наблюдательность, мыслительную деятельность,

умение устанавливать причинно-следственные

связи. Закреплять умение детей

классифицировать предметы по общему

признаку. Воспитывать чувство коллективизма,

доброжелательного отношения друг к другу.

Проблемная ситуация, просмотр

компьютерной презентации

«Откуда появилась соль?»,

практическая деятельность.

Интернет-ресурсы

(приложение 17)

27

«Путешествие в

лабораторию

весовых измерений»

Создать условия для экспериментальной

деятельности, развивать познавательный интерес.

Знакомство с понятием «вес», «Весы».

Знакомство с историей развития технологии

взвешивания. Развивать умения делать выводы на

основе опыта, развивать интерес к физическим

явлениям и закономерностям. Воспитывать

дружеские отношения и взаимодействия в парах.

Развивать монологическую и диалогическую речь

детей.

Беседа «Как это работает?»,

просмотр компьютерной

презентации «Виды часов»,

практическая деятельность: «Что

тяжелее?», подведение итогов

занятия.

Интернет-ресурсы

(приложение 18)

28

«Освобождение

бусинок из ледяного

плена»

Создать условия для расширения представлений

детей о свойствах льда — тает в тепле; развивать

дивергентное

мышление

при

выборе

способа

действия;

стимулировать

само стоятельное

ф о р м у л и р о в а н и е

в ы в о д о в

д е т ь м и ;

развивать эмпатию, желание помочь другим;

воспитывать аккуратность в работе.

Отгадывание загадок, решение

проблемной ситуации,

выдвижение гипотез; практическая

деятельность по 3 из выделенных

гипотез.

Интернет-ресурсы

(приложение 19)

29

«Почему не тонут

корабли?»

Выявить с детьми зависимость плавучести

предметов от равновесия сил: соответствия

размера, формы предмета с весом.

Закрепить

понятия о свойствах предметов. Развивать

логическое мышление, учить самостоятельно

Рассматривание иллюстраций с

изображением водного вида

транспорта, беседа о назначении

водного транспорта; опытническо-

исследовательская деятельность по

Интернет-ресурсы

(приложение 20)

делать выводы. Формировать представления об

опасных для человека ситуациях на воде и

способах поведения в них.

выявлению свойств металла,

сравнение свойств металла со

свойствами других материалов.

30

«Фартук -

непромокашка»

Способствовать

уточнению

и

закреплению

представлений детей о видах и свойствах тканей:

б ол о н ь и ,

кап р о н а ,

с и т ц а ,

м е ш ко в и н ы ;

поощрять выдвижение гипотез детьми, развивать

у м е н и е

с р а в н и в а т ь ,

д е л а т ь

в ы в о д ы ;

расширять словарный

запас

детей,

обогащая

словами

(болонья,

капрон,

ситец,

мешковина);

развивать умение

договариваться

друг

с

другом

для

решения

общей

задачи;

во спитывать

аккуратность при работе с водой.

Дидактическая игра «Угадай

настроение», чтение

художественной литературы,

проблемная ситуация, проведение

опытническо-экспериментальной

деятельности, заполнение

дневников наблюдения.

Интернет-ресурсы

(приложение 21)

31

«Что такое масса?»

Выявить свойство предметов — массу; познако-

мить

с

прибором

для

измерения

массы

чашечными

весами; научить

спо собам

и х

использования.

Проблемная ситуация, беседа «Чем

измерить массу?»,

экспериментальная деятельность,

заполнение листов наблюдения.

Интернет-ресурсы

(приложение 22)

32

«Сила тяготения»

Дать детям представление о существовании неви-

димой

силы

силы

тяготения,

которая

притягивает предметы и любые тела к Земле.

Проблемная ситуация,

экспериментальная деятельность,

заполнение листов наблюдения.

Интернет-ресурсы

(приложение 23)

33

«Увлекательные

опыты со светом»

Познакомить детей с тем, как можно увидеть

световой луч; понять, что свет двигается по

прямой линии и когда что-либо преграждает его

путь, лучи света останавливаются и не проходят

дальше; продемонстрировать через перемещение

тени движение Земли вокруг Солнца; понять, как

образуется тень, ее зависимость от источника

света и предмета; узнать, что тень на стене будет

более яркой и четкой, если источник света ближе

к стене, и наоборот; познакомить детей с

отражением, что отражение возникает на гладких

Проблемная ситуация,

экспериментальная деятельность,

заполнение листов наблюдения.

Интернет-ресурсы

(приложение 30)

блестящих поверхностях, и не только при свете.

34

35

«Я - Человек»

«Я познаю себя»

Дать представления детям о работе желудка.

Закрепить знания детей о пищеварительном

тракте, его основных отделах, показать важность

работы выполняемой каждым его отделом. Учить

ребят понимать свой организм. Его потребность,

правильно определять необходимость продуктов

питания от их полезности (вредности) для

организма, устанавливать взаимосвязь между

сердечно-сосудистой системой и пищеварением.

Побуждать у детей желание беречь и укреплять

свое здоровье.

Игровое упражнение «Полезно-не

полезно»; работа с моделью

человека; просмотр компьютерной

презентации;

Приложение 4 (интернет-

ресурсы)

31

«Чудеса внутри

меня»

Продолжать

знакомить

детей

с

организмом

человека;

познакомить

детей

с

понятием

«внут ренние

органы»,

их

названием

и

расположением;

дать

детям

знания

о

причинах

заболеваний

внутренних

органов

и

о

мерах

профилактики заболеваний.

Упражнение «Большое и доброе

животное», знакомство с

дыхательной системой; знакомство

с сердцем; знакомство с

пищеварительной системой;

закрепление материала.

Приложение 27

(интернет-ресурсы)

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

Итоговое занятие

«Человек – не царь

природы!»

Повышение уровня экологической грамотности

детей.

Просмотр компьютерной

презентации, подведение итогов

цикла занятий.

Интернет-ресурсы

(приложение 72)



В раздел образования