Авторы: Тычинина Галина Александровна, Тычинна Галина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Разуменская СОШ №3"
Населённый пункт: п.Разумное Белгородского района Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Активные формы и методы работы с одаренными детьми"
Раздел: начальное образование
МОУ «Разуменская СОШ №3»
«Активные формы и методы работы с
одаренными детьми»
Подготовила: Тычинина Г.А.
2015-2016 уч.год
1
Активные формы и методы работы с одаренными детьми
Всякий изобретатель, даже гений,
является растением своей среды.
Л.С. Выготский
Всем
хорошо
известна
истина
— все
дети
талантливы,
которая
часто
рождает
провокационный и дерзкий вопрос: почему же так много бездарных взрослых?
Во многих стратегических документах федерального уровня последних лет
одной из
стратегических задач современного образования является воспитание творческой личности
с
развитыми дарованиями и способностями, готовых создать духовные и материальные
ценности, полностью реализовать себя в существующих экономических условиях. Забота
об одаренных детях сегодня- это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни
завтра.
К числу наиболее популярных в современной психологии моделей одаренности
относится концепция, разработанная американским ученым Джозефом Рензулли. Согласно
этой
концепции-
одаренность-это
сочетание
трех
основных
характеристик
:интеллектуальные способности (выше среднего уровня), креативность и настойчивость
(мотивация)
Одаренность, проявляющаяся в деятельности ребенка ярко и отчетливо, называется
явной. Завуалированную, замаскированную одаренность именуют скрытой или латентной.
Со времен Конфуция известно, что, «какими дети рождаются, это ни от кого не
зависит, но чтобы они путем правильно организованного обучения сделались хорошими,
умными, талантливыми — это в нашей власти». И сегодня неоднозначно мнение о том, что
важнее: дар, полученный ребенком от природы, или удачно сложившиеся условия открытия
и развития его неординарных способностей.
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности. При этом:
–ребенок быстро осваивает специфику деятельности и очень успешно ее выполняет;
–он
использует
или
даже
изобретает
новые
способы
деятельности
для
решения
поставленной задачи;
–стиль деятельности обычно отличается индивидуальностью, что выражается в элементах
уникальности продукта деятельности;
2
–обучаемость может быть как быстрой и легкой, так и замедленной, но с последующим
резким изменением структуры знаний и умений;
–для таких детей характерна избирательная чувствительность к определенным сторонам
действительности или к определенным формам собственной активности с переживанием
чувства удовольствия от этого и проявлением упорства и трудолюбия;
–познавательная потребность проявляется в любознательности и
готовности
по
собственной
инициативе
выходить
за
пределы
исходных
требований
деятельности, ставить трудные цели, в стремлении к совершенству.
Однако, совершенно однозначно, понимание того, что одаренный ребенок — это
необычный, особый ребенок. Более того, Всемирная организация здравоохранения отнесла
одаренных
детей
к
группе
риска.
Американские
ученые,
изучив
400
биографий
выдающихся
людей
,выявили,
что
60%
из
них
имели
серьезные
проблемы
в
период
ш к о л ь н о г о
о б у ч е н и я .
«Риск» в том, что эти дети могут навредить не только обществу (например, «криминальные
таланты»), но и себе, не реализовав свои способности, не раскрывшись в полной мере,
зарыв свой талант в землю. Исследования Поля Торранса показали, что одаренные дети
быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем
видам
нетворческих
работ.
Это
создает
массу
проблем,
оценивается
учителем
как
упрямство , лень и глупость.
Дополнительное
образование
в
системе
государственного
образования
является
совершенно особенным пространством, «зоной ближайшего развития», так как в силу своей
специфики
позволяет
выстраивать
образовательный
процесс,
максимально
учитывая
особенности каждого ребенка. Это делает его благоприятной, продуктивной средой и для
работы с детьми, в которых заложены особые способности.
Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со
стороны педагога, так и со стороны его учеников.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с одаренными детьми
являются активные формы и методы работы.
В отличие от обычных традиционных методов обучения, активные методы, как правило,
предполагают управляемый вариант
обучения через использование
групповых форм
работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто
сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры,
обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной
дискуссии, учебного диалога. Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения,
реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат.
3
При активном обучении центральное место занимает ученик. Преподаватель не
объясняет тему занятия, а только обеспечивает правильный процесс прохождения
обучения, выступая в большей степени как руководитель.
Существует несколько классификаций активных методов обучения: Д.Н. Кавтарадзе к
активным методам обучения относит дискуссии, ролевые, имитационные и деловые
игры , В.А. Ситаров - деловые игры, метод погружения, метод опережающего обучения,
метод микрооткрытий.
С.Д. Смирнов
включает
в
активные методы
сензитивный
тренинг (тренинг
чувствительности), дискуссионные, игровые и проблемные методы.
Ученый выделяет разные виды игр: учебные, имитационные, ролевые, организационно-
деятельностные, операционные, деловые, управленческие, военные, инновационные и
др.
Однако, наиболее
широко используются такие активные методы как лекция-
провокация, лекция-дискуссия, имитационные упражнения, деловые игры, метод проектов,
мозговой штурм, анализ видеоматериалов (флештренинг) и др.
Лекция-провокация
(лекция
с
заранее
запланированными
ошибками)
позволяет
формировать
у
обучающихся
умения
оперативно
анализировать
учебный
материал
и
профессиональные
ситуации,
выступать
в
роли
экспертов,
оппонентов,
рецензентов,
вычленять
неверную
или
неточную
информацию. В процессе подготовки лекции
необходимо заложить в ее содержание, определенное количество ошибок содержательного,
логического, мировоззренческого, методического или поведенческого характера. Список
таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними обучающихся
только в конце лекции. Преподаватель излагает лекцию таким образом, чтобы ошибки
были тщательно скрыты, и их не так легко можно было заметить детям.
Лекция-беседа и лекция-дискуссия представляют собой диалог преподавателя с
аудиторией, свободный обмен мнениями, идеями по исследуемому вопросу. Преимущество
перед обычной лекцией состоит в том, что она привлекает внимание слушателей к наиболее
важным вопросам темы.
Учебные игры развивают и закрепляют у детей навыки самостоятельной
работы, умение мыслить, решать задачи и вести управление коллективом, принимать
решения и организовывать их выполнение. Кроме того, игра формирует и развивает
различные
психологические
свойства
и
качества
человека:
умственную
самостоятельность,
креативные,
организаторские,
коммуникативные способности,
волевые качества. Участвуя в учебных играх, обучающиеся приучаются решать
профессиональные
задачи
в
сложных,
близких
к
реальным условиям, проходят
своеобразную психологическую закалку.
4
Деловая игра - еще один из ведущих методов активного обучения. Деловая игра
— это создание ситуации выбора и принятия решения, в которой воспроизводятся
условия, близкие к реальным.
В деловых играх сознательно создается напряженная конфликтная ситуация,
вынуждающая учащихся принимать решения для достижения поставленной цели в
условиях неполноты предоставляемой им информации,
ограниченности временных ресурсов.
Несомненным достоинством деловых игр является то, что они соединяют теорию и
практику, способствуя формированию
теоретических
знаний и практических умений.
Игры повышают интерес к деятельности, так как они сопровождаются положительными
эмоциями.
Технология деловой игры в центре технологического обучения строится с учетом
рекомендаций Г.К.Селевко. [3, c.54] По его мнению, организация деловой игры состоит из
следующих этапов:
1.
Этап теоретической подготовки, который включает в себя определение целей, которые
необходимо достичь в ходе проведения игры.
2.
Организационно-подготовительный
этап
(формирование
игровых
групп,
выдача
заданий)
3.
Этап введения в игру, который включает в себя инструктаж о порядке проведения
игры,
игровом
взаимодействии
ее участников, о
соблюдении организованности и
дисциплины, правил поведения и т.д.
4.
Игровой процесс.
5.
Этап анализа и обобщения
В игре участники вынуждены использовать разнообразные сенсорные каналы:
аудиальный,
визуальный
и
кинестетический.
Этому
способствует
«управляемое
эмоциональное напряжение», интенсифицирующее процесс обучения и вызывающее
включенную активность. Обучение становится радостным.
Активные формы и методы обучения обеспечивают достижение ряда образовательных
целей:
1.
Способствуют стимулированию мотивации и интереса в области предмета изучения.
2.
Способствуют развитию навыков творческого, критического мышления и анализа,
взаимодействия и коммуникации, конкретных умений;
3.
Создаются условия для саморазвития или развития благодаря другим участникам,
приобретение коммуникативных навыков, лидерских качеств.
Создав мотив успешности для участников процесса,
стимулируя активность каждого
обучающегося и подкрепляя успешность его деятельности,
педагог способен
через
5
активные
методы
реализовать
управляемый
учебный
процесс,
что
сегодня
является
знаменем инновационной деятельности в образовании.
Активные
методы
и
формы
в
работе
с
одаренными
детьми
–
интересное,
креативное,
перспективное
направление
в
образовании,
отвечающее
запросам
современного общества
Литература:
1.
Колокольникова З.У., Митросенко С.В., Петрова Т.И. Технология активных методов
обучения в профессиональном образовании: учеб. пособие /З.У. Колокольникова, С.В.
Митросенко, Т.И. Петрова. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Институт
естественных и гуманитарных наук, 2007. -176с.
2.
Сальникова Т.П. Педагогические технологии. М.: Творческий центр Сфера, 2005.
3.
Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения. М.: НИИ школьных технологий,
2005.
4.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и
эффективного управления УВП / Г.К. Селевко. - М., 2005.
5.
Современный урок физики в средней школе / Под ред. В.Г. Разумовского и Л.С.
Хижняковой. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.
6.
Селевко Г.К. Групповые формы учебной деятельности //Школьные технологии.- 2005.-
№ 1.
7.
Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных
учебных заведениях: Учеб.-метод. Пособие.- М. Высш. Шк.,-1990-194 с.
8.
Харламов И. Ф. Как активизировать учение школьников. – М.: 1975.
9.
Хуторской
А.В.
Эвристическое
обучение:
теория,
методология,
практика.
Научное
издание. – М: Международная педагогическая академия, 1998.-266с.
6