Автор: Гореликова Светлана Васильевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ Мурыгинская СШ
Населённый пункт: д. Мурыгино, Смоленская Область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль школьного учебно-опытного участка в личностном развитии обучающихся"
Раздел: среднее образование
Гореликова Светлана Васильевна
МБОУ Мурыгинская СШ
Починковский район
Роль школьного учебно-опытного участка в
личностном развитии обучающихся
В статье дан анализ работы на учебно –опытном участке и его роль в
личностном развитии обучающихся.
Ключевые слова: развитие личности, учебно- опытный участок. трудовое
воспитание.
Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического,
нравственного, умственного, аскетического воспитания, а так же трудового.
Вся эта работа начинается еще в школьном периоде и продолжается всю
человеческую жизнь. Значение труда в развитии личности общепризнанно.
В современном российском обществе взгляды на детский труд в школе
изменились, что нашло свое отражение в законодательстве. На сегодняшний
день использование детского труда регулируется Законом «Об образовании»
(ч. 4 ст. 50). Перед
современной
школой стоят серьезные и ответственные
задачи — обеспечить высокий уровень знаний учащихся и подготовить их к
сознательному
выбору
профессии.
По
отношению
к
сельской
школе
это
означает — воспитать у учащихся любовь к земле, развить у них интерес к
сельскохозяйственным
профессиям
и
сформировать
стремление
овладеть
этими профессиями. На мой взгляд этому способствует школьный учебно –
опытный участок.
Наш учебно- опытный участок был создан в1969 году и в настоящий
момент его площадь составляет 1,5 га. На данный момент одной из задач
учебно-опытного
участка
является
развитие
личности
обучающихся,
обладающих не только определёнными знаниями, но и навыками трудовой
деятельности. Несмотря на то, что наши дети в основном деревенские жители
многие из них придя в школу, не очень хорошо понимают предназначение
лопат, тяпок, вил, граблей. Не знают, как выращиваются сельскохозяйственные
растения. Именно в школе на учебно-опытном участке они приобретают эти
навыки.
Мы
стараемся
разнообразить
работу
на
участке.
Каждый
год
делянки
имеют
нетрадиционную
форму.
Посадки
овощных
культур
чередуются
с
цветочно
–
декоративными
культурами,
что
придаёт
ему
эстетический вид. Он соответствует всем требованиям включает 13 отделов и
территорию школьного двора. В отделах мы выращиваем полевые культуры,
овощные,
декоративные,
лекарственные
растения.
Каждый
год
стараемся
разнообразить видовой и сортовой состав растений для лучшего знакомства с
ними обучающихся и агротехникой их выращивания. Мы не останавливаемся
на достигнутом и продолжаем работать на УОУ.
В 2013 году
мы стали
работать над проектом « Школьная экологическая тропа « Наш дом». Ребята
сами её обустраивали. Мастерили Таблички с названиями станций, рекламные
щиты. Сейчас на экологической тропе сами ребята проводят увлекательные
экскурсии. Положительный эффект оказывает и трудовая деятельность: вдоль
маршрута мы зимой развешиваем кормушки, весной скворечники, которые
сами мастерим на уроках технологии и дома с родителями.
С ранней весны начинается большая работа по благоустройству участка.
Каждый
класс закреплён за
определённой территорией,
с удовольствием
дети очищают школьный двор от мусора, старой листвы,
ухаживают за
зелёными насаждениями и цветниками. Вместе с ними работают и педагоги.
Работа
учащихся
на
участке
организуется
в
соответствии
с
планом,
являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы школы.
Также у нас разработана программа трудового воспитания, согласно которой
учащиеся
4-11-х классов под руководством учителей осуществляют летнюю
трудовую практику летом по графику, утвержденному директором школы.
Режим труда учащихся на учебно-опытном участке определяется правилами
техники
безопасности
и
установленными
санитарно-эпидемическими
правилами и нормативами.
Непосредственно в отделах учебно- опытного участка основным видом
труда обучающихся является опытническая работа. На протяжении последних
лет проводились опыты: « Влияние на рост
лука обработки дрожжами»,
«Выращивание винограда черенками», «Влияние на урожай сроков посева
фасоли», « Огурцы в няньках у кукурузы». В 2015 году по рекомендации
учёных
ФГБОУ ВПО «Смоленская государственная сельскохозяйственная
академия» был поставлен опыт
«
Влияние
регуляторов роста на декоративные
свойства капусты».
Большое значение мы придаём опытам по сортоизучению
растений. При
организации
опытнической работы наиболее важными
являются
два
условия:
труд
учащихся
должен
быть
разнообразным,
интересным и посильным; школьники при этом должны решать конкретные
производственные задачи. Такой подход к организации
работы позволяет
увлечь учащихся и дать им возможность на практике убедиться в значении
своей
деятельности. Проведение
опытов
активизирует
познавательную
и
творческую активность детей, даёт возможность лучше понять основную суть
жизненных процессов, способствует формированию биологических понятий,
развивает
навыки
научно-исследовательской
работы,
вооружает
методами
биологической науки, прививает уважение к сельскохозяйственному труду,
способствует профориентации обучающихся и конечно приучает их к труду.
При постановке опытов с растениями учащиеся применяют знания,
приобретенные
на
уроках
окружающего
мира,
биологии,
географии,
технологии.
Знакомятся
с
многообразием
культурных
и
декоративных
растений, закономерностями их роста и развития.
Особенно радостно, что результатами своего труда пользуются дети сами, их
труд идёт на пользу коллективу, на пользу другим людям. Выращенные овощи
используются в школьной столовой. Созданные наборы семян, гербарии и
многие другие наглядные пособия, которые были изготовлены учащимися и
используются ими на уроках. УОУ школы является базой для выращивания
рассады
цветов,
овощей,
посадочного
материала
цветочно-декоративных
культур,
используемых
для
оформления
школьной
территории.
Лекарственными
растениями,
произрастающими
в
лекарственном
отделе,
пользуются местные жители.
В настоящее время, наш УОУ служит комплексным задачам обучения и
воспитания
обучающихся,
привития им
трудовых
и
практических
навыков
работы на земле, формированию экологических знаний учащихся, воспитанию
любви к природе, к Родине, к самому себе.
Работа на УОУ позволяет сделать некоторые выводы:
1. К окончанию школы большинство учащихся хорошо ориентируются в
сельскохозяйственном процессе.
2. У учащихся формируется добросовестное отношение к труду.
3. Воспитываются эстетические чувства.
4. Прививается любовь к природе.
5. Воспитывается доброжелательное, бережное отношение друг к другу во
время работы.
6.
Работа
на
УОУ
ориентирует
на
производство
экологически
чистой
продукции.
Мы на не выращиваем высоких урожаев, но результаты нашей работы
можно увидеть посетив наш учебно- опытный участок в летний и осенний
период.
Результаты
своего труда мы показываем, принимая участие в
смотрах-конкурсах УОУ, участвуя в выставках юннатов.
Систематическая работа на УОУ позволяет применять деятельностный
подход,
который
на
современном
этапе
развития
образования,
согласно
требованиям ФГОС не только не утратил своей роли в обучении и воспитании
школьников, но и приобретает всё большее значение в связи с необходимостью
трудового воспитания.
Труд помогает воспитывать прекрасные черты характера.
Как сказал
Белинский В. Г. «Труд облагораживает человека».
Вот почему в каждой
семье с самого раннего возраста необходимо приучать трудиться. Школа и
семья
должны
постоянно
воспитывать
у
детей
и
подростков
любовь
и
уважение к труду. За годы, проведённые в школе, дети должны получить не
только знания основ наук, но и полюбить труд. А мы на своём учебно –
опытном участке создаём ещё и красоту.
.
Труд во имя создания красоты
облагораживает сердце, предотвращает равнодушие. Создавая красоту, ребята
становятся лучше, чище, добрее.
Тезисы
1. Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического,
нравственного, умственного, аскетического воспитания, а так же трудового.
2. В современном российском обществе взгляды на детский труд в школе
изменились, что нашло свое отражение в законодательстве.
3. Наш учебно- опытный участок был создан в1969 году и в настоящий момент
его площадь составляет 1,5 га.
4. С ранней весны начинается большая работа по благоустройству участка.
5. Непосредственно в отделах учебно- опытного участка основным видом
труда обучающихся является опытническая работа.
6.
Работа
учащихся
на
участке
организуется
в
соответствии
с
планом,
являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы школы.
7. В настоящее время, наш УОУ служит комплексным задачам обучения и
воспитания
обучающихся,
привития им
трудовых
и
практических
навыков
работы на земле, формированию экологических знаний учащихся, воспитанию
любви к природе, к Родине, к самому себе.
Список литературы.
1.Из опыта работы по 2006-2014 учебный год
2. М. А. Папорков, Н. И. Клинковская, Е. С. Милованова «Учебно-опытная
работа на пришкольном участке». Москва, «Просвещение», 1998 г.
3. Д. И. Трайтак, Г.В.Пичугина. «Сельскохозяйственный труд».Москва.
«Просвещение», 2002
4.Н. А. Афанасенко . «Опыты в школьном саду». Москва, «Просвещение»
1999 г.