Напоминание

"Роль школьного учебно-опытного участка в личностном развитии обучающихся"


Автор: Гореликова Светлана Васильевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ Мурыгинская СШ
Населённый пункт: д. Мурыгино, Смоленская Область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль школьного учебно-опытного участка в личностном развитии обучающихся"
Раздел: среднее образование





Назад




Гореликова Светлана Васильевна

МБОУ Мурыгинская СШ

Починковский район

Роль школьного учебно-опытного участка в

личностном развитии обучающихся

В статье дан анализ работы на учебно –опытном участке и его роль в

личностном развитии обучающихся.

Ключевые слова: развитие личности, учебно- опытный участок. трудовое

воспитание.

Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического,

нравственного, умственного, аскетического воспитания, а так же трудового.

Вся эта работа начинается еще в школьном периоде и продолжается всю

человеческую жизнь. Значение труда в развитии личности общепризнанно.

В современном российском обществе взгляды на детский труд в школе

изменились, что нашло свое отражение в законодательстве. На сегодняшний

день использование детского труда регулируется Законом «Об образовании»

(ч. 4 ст. 50). Перед

современной

школой стоят серьезные и ответственные

задачи — обеспечить высокий уровень знаний учащихся и подготовить их к

сознательному

выбору

профессии.

По

отношению

к

сельской

школе

это

означает — воспитать у учащихся любовь к земле, развить у них интерес к

сельскохозяйственным

профессиям

и

сформировать

стремление

овладеть

этими профессиями. На мой взгляд этому способствует школьный учебно –

опытный участок.

Наш учебно- опытный участок был создан в1969 году и в настоящий

момент его площадь составляет 1,5 га. На данный момент одной из задач

учебно-опытного

участка

является

развитие

личности

обучающихся,

обладающих не только определёнными знаниями, но и навыками трудовой

деятельности. Несмотря на то, что наши дети в основном деревенские жители

многие из них придя в школу, не очень хорошо понимают предназначение

лопат, тяпок, вил, граблей. Не знают, как выращиваются сельскохозяйственные

растения. Именно в школе на учебно-опытном участке они приобретают эти

навыки.

Мы

стараемся

разнообразить

работу

на

участке.

Каждый

год

делянки

имеют

нетрадиционную

форму.

Посадки

овощных

культур

чередуются

с

цветочно

декоративными

культурами,

что

придаёт

ему

эстетический вид. Он соответствует всем требованиям включает 13 отделов и

территорию школьного двора. В отделах мы выращиваем полевые культуры,

овощные,

декоративные,

лекарственные

растения.

Каждый

год

стараемся

разнообразить видовой и сортовой состав растений для лучшего знакомства с

ними обучающихся и агротехникой их выращивания. Мы не останавливаемся

на достигнутом и продолжаем работать на УОУ.

В 2013 году

мы стали

работать над проектом « Школьная экологическая тропа « Наш дом». Ребята

сами её обустраивали. Мастерили Таблички с названиями станций, рекламные

щиты. Сейчас на экологической тропе сами ребята проводят увлекательные

экскурсии. Положительный эффект оказывает и трудовая деятельность: вдоль

маршрута мы зимой развешиваем кормушки, весной скворечники, которые

сами мастерим на уроках технологии и дома с родителями.

С ранней весны начинается большая работа по благоустройству участка.

Каждый

класс закреплён за

определённой территорией,

с удовольствием

дети очищают школьный двор от мусора, старой листвы,

ухаживают за

зелёными насаждениями и цветниками. Вместе с ними работают и педагоги.

Работа

учащихся

на

участке

организуется

в

соответствии

с

планом,

являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы школы.

Также у нас разработана программа трудового воспитания, согласно которой

учащиеся

4-11-х классов под руководством учителей осуществляют летнюю

трудовую практику летом по графику, утвержденному директором школы.

Режим труда учащихся на учебно-опытном участке определяется правилами

техники

безопасности

и

установленными

санитарно-эпидемическими

правилами и нормативами.

Непосредственно в отделах учебно- опытного участка основным видом

труда обучающихся является опытническая работа. На протяжении последних

лет проводились опыты: « Влияние на рост

лука обработки дрожжами»,

«Выращивание винограда черенками», «Влияние на урожай сроков посева

фасоли», « Огурцы в няньках у кукурузы». В 2015 году по рекомендации

учёных

ФГБОУ ВПО «Смоленская государственная сельскохозяйственная

академия» был поставлен опыт

«

Влияние

регуляторов роста на декоративные

свойства капусты».

Большое значение мы придаём опытам по сортоизучению

растений. При

организации

опытнической работы наиболее важными

являются

два

условия:

труд

учащихся

должен

быть

разнообразным,

интересным и посильным; школьники при этом должны решать конкретные

производственные задачи. Такой подход к организации

работы позволяет

увлечь учащихся и дать им возможность на практике убедиться в значении

своей

деятельности. Проведение

опытов

активизирует

познавательную

и

творческую активность детей, даёт возможность лучше понять основную суть

жизненных процессов, способствует формированию биологических понятий,

развивает

навыки

научно-исследовательской

работы,

вооружает

методами

биологической науки, прививает уважение к сельскохозяйственному труду,

способствует профориентации обучающихся и конечно приучает их к труду.

При постановке опытов с растениями учащиеся применяют знания,

приобретенные

на

уроках

окружающего

мира,

биологии,

географии,

технологии.

Знакомятся

с

многообразием

культурных

и

декоративных

растений, закономерностями их роста и развития.

Особенно радостно, что результатами своего труда пользуются дети сами, их

труд идёт на пользу коллективу, на пользу другим людям. Выращенные овощи

используются в школьной столовой. Созданные наборы семян, гербарии и

многие другие наглядные пособия, которые были изготовлены учащимися и

используются ими на уроках. УОУ школы является базой для выращивания

рассады

цветов,

овощей,

посадочного

материала

цветочно-декоративных

культур,

используемых

для

оформления

школьной

территории.

Лекарственными

растениями,

произрастающими

в

лекарственном

отделе,

пользуются местные жители.

В настоящее время, наш УОУ служит комплексным задачам обучения и

воспитания

обучающихся,

привития им

трудовых

и

практических

навыков

работы на земле, формированию экологических знаний учащихся, воспитанию

любви к природе, к Родине, к самому себе.

Работа на УОУ позволяет сделать некоторые выводы:

1. К окончанию школы большинство учащихся хорошо ориентируются в

сельскохозяйственном процессе.

2. У учащихся формируется добросовестное отношение к труду.

3. Воспитываются эстетические чувства.

4. Прививается любовь к природе.

5. Воспитывается доброжелательное, бережное отношение друг к другу во

время работы.

6.

Работа

на

УОУ

ориентирует

на

производство

экологически

чистой

продукции.

Мы на не выращиваем высоких урожаев, но результаты нашей работы

можно увидеть посетив наш учебно- опытный участок в летний и осенний

период.

Результаты

своего труда мы показываем, принимая участие в

смотрах-конкурсах УОУ, участвуя в выставках юннатов.

Систематическая работа на УОУ позволяет применять деятельностный

подход,

который

на

современном

этапе

развития

образования,

согласно

требованиям ФГОС не только не утратил своей роли в обучении и воспитании

школьников, но и приобретает всё большее значение в связи с необходимостью

трудового воспитания.

Труд помогает воспитывать прекрасные черты характера.

Как сказал

Белинский В. Г. «Труд облагораживает человека».

Вот почему в каждой

семье с самого раннего возраста необходимо приучать трудиться. Школа и

семья

должны

постоянно

воспитывать

у

детей

и

подростков

любовь

и

уважение к труду. За годы, проведённые в школе, дети должны получить не

только знания основ наук, но и полюбить труд. А мы на своём учебно –

опытном участке создаём ещё и красоту.

.

Труд во имя создания красоты

облагораживает сердце, предотвращает равнодушие. Создавая красоту, ребята

становятся лучше, чище, добрее.

Тезисы

1. Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического,

нравственного, умственного, аскетического воспитания, а так же трудового.

2. В современном российском обществе взгляды на детский труд в школе

изменились, что нашло свое отражение в законодательстве.

3. Наш учебно- опытный участок был создан в1969 году и в настоящий момент

его площадь составляет 1,5 га.

4. С ранней весны начинается большая работа по благоустройству участка.

5. Непосредственно в отделах учебно- опытного участка основным видом

труда обучающихся является опытническая работа.

6.

Работа

учащихся

на

участке

организуется

в

соответствии

с

планом,

являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы школы.

7. В настоящее время, наш УОУ служит комплексным задачам обучения и

воспитания

обучающихся,

привития им

трудовых

и

практических

навыков

работы на земле, формированию экологических знаний учащихся, воспитанию

любви к природе, к Родине, к самому себе.

Список литературы.

1.Из опыта работы по 2006-2014 учебный год

2. М. А. Папорков, Н. И. Клинковская, Е. С. Милованова «Учебно-опытная

работа на пришкольном участке». Москва, «Просвещение», 1998 г.

3. Д. И. Трайтак, Г.В.Пичугина. «Сельскохозяйственный труд».Москва.

«Просвещение», 2002

4.Н. А. Афанасенко . «Опыты в школьном саду». Москва, «Просвещение»

1999 г.



В раздел образования