Напоминание

"Организация урочной и внеурочной работы по развитию творческих способностей обучающихся"


Автор: Шакиров Рафис Шарипович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №19"
Населённый пункт: город Набережные Челны РТ
Наименование материала: статья
Тема: "Организация урочной и внеурочной работы по развитию творческих способностей обучающихся"
Раздел: среднее образование





Назад




Организация урочной и внеурочной работы по развитию творческих

способностей обучающихся

Шакиров Рафис Шарипович

учитель технологии МБОУ «СОШ№19»

г. Набережные Челны

Творческие способности человека следует признать самой существенной

частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в

воспитании современного человека. И то, насколько продвинется вперед

человеческое

общество

в

будущем,

будет

определяться

творческим

потенциалом подрастающего поколения. Исходя из этих соображений, в

последние годы я стараюсь строить процесс обучения на основе активных

методов обучения. Считаю, что развитие творческих способностей у детей

на уроках и во внеурочное время способствует повышению интереса и

мотивации к процессу обучения в целом.

Ведущая идея деятельности:

развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и во

внеурочное время;

создание условий для сознательного, активного участия школьников в

творческой

деятельности,

приносящей

радость

преодоления,

радость

открытия, достижения поставленной цели.

Реализация учебной и внеурочной деятельности проводится через:

использование

в

обучении

творчеству

педагогических

технологий,

направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся;

сочетание коллективных, групповых и индивидуальных приемов обучения;

активизация

и

совершенствование

основных

психических

механизмов,

лежащих в основе творческого развития школьников;

Свою работу направляю на формирование и развитие творчески мыслящей

личности ребёнка, способной принимать нестандартные решения. На мой

взгляд, творчеству можно и нужно учить, направляя процесс обучения на

развитие

и

усовершенствование

творческих

задатков

и

способностей

учащихся

Я

начинаю

работать

с

ребятами

на

уроках

технологии

в

5

классе

с

определения

уровня

творческого

потенциала

учащихся.

На

этом

этапе

провожу

диагностику

определения

их

творческого

потенциала.

В

последующие годы, вплоть до 8 класса, в сентябре провожу мониторинг

роста способностей к творческой деятельности. Для диагностики применяю

специальные

методики,

решение

творческих

задач,

выполнение

простых

практических работ, носящих творческую направленность.

Мотивация творческой деятельности очень важный момент на протяжении

всего

периода

обучения,

так

как

творческий

процесс невозможен

без

познавательного интереса, который выступает как ценнейший мотив учебной

деятельности школьника. Вовлекая в творческий процесс, я стараюсь увлечь

детей рассказами о достижениях учеников нашей школы, демонстрирую

лучшие проектные работы или их фотографии, грамоты о ежегодных победах

на районных выставках детского творчества, предметных олимпиадах

После определения уровня творческого потенциала учащихся приступаю к

целенаправленной

деятельности для

развития

этих

способностей. Знание

реальных возможностей ученика и уровень способностей к творческой

деятельности

позволяет

мне

построить

дальнейшее

обучение

в

зоне

ближайшего

развития

каждого

из

них.

Стараюсь

организовать

учебную

деятельность так, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни

возможности

отвлекаться

на

длительное

время.

Интересное

дело

и

интересный урок

способны захватить

подростка, и он с

увлечением, не

отвлекаясь,

работает

весьма

продолжительное

время.

Творческая

деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само

по себе способствует организации его внимания.

Для

достижения

поставленных

целей

применяю

современные

педагогические технологии. Обучение начинаю с того, что моделирую такие

ситуации, которые побуждают школьников к созданию новых технических,

технологических

и

социальных

решений,

внедрение

которых

принесет

ощутимую пользу, в том числе и материальную, непосредственно самим

учащимся,

школе

и

всему

обществу.

Чтобы

учащимся

было

интересно

заниматься, ввожу в урок игровые элементы, меняю виды и формы контроля.

Включаю

ряд

оригинальных тренингов,

упражнений

и

задач,

которые

в

интересной и разнообразной форме позволяют работать с детьми, вызывая у

них

необходимые

ответные

действия,

развивая

знания

и

умения

и

активизируя

их

творческую

деятельность

и

самостоятельность.

Использование инструкционно -технологических карт, карточек-заданий,

раздаточного

материала,

различных

по

степени

трудности

позволяют

реализовать дифференцированный подход к учащимся.

Учу школьников выполнять несложные изображения, понимать и читать

технические чертежи, кинематические и электрические схемы, что приводит

к развитию образного мышления, так необходимого в процессе творческой

деятельности Хорошо зарекомендовал себя проблемный метод обучения. На

вопрос ученика: «Что и как делать?» Отвечаю: «А как ты думаешь?» Не

тороплюсь дать полный ответ, а призываю найти самостоятельное решение,

рекомендую

ребятам

использовать

дополнительную

литературу,

оставляя

вопрос открытым до следующего занятия. Возможность решения детьми

конструкторских

задач

опирается

на

фундамент

знаний,

полученный

на

уроках технологии.

Важное

место

отвожу

развитию

технического

мышления

учащихся.

Использую для этого сборники задач по техническому труду. Задания эти от

урока

к

уроку

усложняю,

стремлюсь

привлечь

знания

учащихся

по

общеобразовательным дисциплинам.

При

реализации

индивидуального

подхода

стремлюсь

идти

не

от

учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету. На уроках

осуществляется не только индивидуальная, но и работа в парах «ученик-

учитель», «ученик-ученик». Мы вместе с учащимися вырабатываем цели,

содержание,

даем

оценки,

находясь

в

состоянии

сотрудничества,

сотворчества.

Творчество

ребёнка

развивается

при

непосредственном

участии

в

трудовой

деятельности.

В

труде

идет

активный

процесс

становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут

понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.

Метод проектов занимает особое место в обучении технологии. На мой

взгляд, именно метод проектов способен наиболее полно раскрыть и развить

творческий

потенциал

личности

ребёнка

в

процессе

обучения.

И,

как

результат проектной деятельности, мои учащиеся неоднократные призёры

городской

предметной

олимпиады,

участники

республиканских,

региональных конкурсов, выставок детского творчества.

Особое

внимание

уделяю

внеклассной

работе

по

предмету,

провожу

консультации, участвую в организации и проведении предметной недели,

организовал кружок по художественной обработке древесины. Специфика

выполнения работ требует от учащихся большого объёма знаний и умений, а

также

творческого

мышления,

что

открывает

широкие

возможности

раскрытия индивидуальных особенностей детей. Практика показывает, что

успех работы и занятий детей детским техническим творчеством во многом

определяется от участия их в массовых мероприятиях различного уровня.

Тестовые задания, решение кроссвордов, контрольные и самостоятельные

работы

позволяют

проверить

уровень

развития

каждого

ученика.

Опыт

убеждает, что оценка деятельности учащегося должна отражать его знания и

умения.

Стараюсь

быть

предельно

справедливым

и

доброжелательным,

чтобы не сковать их инициативу. На своих уроках делаю так, чтобы детям

было

приятно

услышать

о

себе

хорошее.

Отмечая

правильный

ответ,

нетрадиционный

подход

к

решению

проблемы,

опрятный

внешний

вид

ученика, я дарю им искорку радости. Стремлюсь делать всё возможное,

чтобы каждый ученик достигал успеха как можно чаще.

Результативность технической творческой деятельности оцениваю двумя

оценками.

Первую

оценку

выставляю

за

соответствующий

уровень

овладения

отдельными

элементами

технического

творчества,

за

решение

учебных

задач

и

выполнение

творческих

заданий,

вторую

за

вклад,

который был сделан учащимися в разработку реального рационализаторского

предложения.

Одной из целей своей работы считаю ознакомление учащихся с широким

кругом

видов

труда,

профессий,

поддерживать

постоянный

интерес

в

течение всего учебного года к практической самостоятельной творческой

деятельности.

Убеждён, что учитель не должен останавливаться на достигнутом, поэтому

постоянно продолжаю поиски новых приемов и методов воспитания, Считаю

актуальными слова А. М. Горького: «Процесс творческого роста человека

развивается

нормально

только

тогда,

когда

руки

учат

голову,

затем

поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и снова уже сильнее

способствуют развитию мозга…»



В раздел образования