Напоминание

"Использование метода моделирования при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"


Автор: Чистякова Ульяна Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №12 "Росинка"
Населённый пункт: г. Мегион п.гт. Высокий
Наименование материала: статья
Тема: "Использование метода моделирования при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический портфель

2016 г.

Воспитатель Чистякова У.Г.

Использование метода

моделирования при формировании

элементарных математических

представлений у дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 «Росинка»

Основным

средством

обучения

на

занятиях

по

формированию

элементарных

математических

представлений

в

детском

саду является дидактическая игра.

Дидактическая игра

Обучает , воспитывает и развивает детей

способствует возникновению положительных

эмоций

расширения или закрепления знаний ребенка

выполнять коррекционные задачи

(развитие зрительных, слуховых и кинестетических

ощущений, мелкой моторики, внимания, памяти,

мышления).

Решению этих коррекционных задач

способствуют игры, в которых результат

достигается

методом

моделирования,

когда

ребенок

не

просто

манипулирует

дидактическим материалом, но сам что-

т о

с о з д а е т

и з

н е г о .

П р и

э т о м

активизируются

сенсорные

процессы

( р а з в и т и е

о б о б щ е н н ы х

с п о с о б о в

обследования предметов) и мыслительные

процессы (анализ, синтез, сравнение и др.).

Совершенствуются предметные действия

с

опорой

на

существенные

признаки

предметов.

С а м о е

г л а в н о е

-

э т о

р а з в и т и е

способностей

к

математике,

т.е.

развитие

математического мышления. Работа должна

быть направлена на развитие мыслительных

процессов

в

сочетании

с

развитием

мелкой

моторики,

т.е.

должны

преобладать

(по

мнению

Белошистой

А.Л.)

задания

логико-

конструктивного характера. В этой связи для

построения

коррекционно-развивающего

процесса при обучении математике наиболее

действенным

является

преимущественное

использование

моделирующей

деятельности

р е б е н к а

с

и зу ч а е м ы м и

п о н я т и я м и

и

отношениями.

Метод

моделирования,

соответствуя

наглядно-образному

характеру

мышления

дошкольника, является одним из эффективных

средств

формирования

элементарных

математических

представлений

у

детей

дошкольного

возраста.

Испол ь зование

м о д е л и р о в а н и я

п о з в о л я е т :

с д е л а т ь

доступными

для

понимания

ребенка

связи

между

предметами

и

явлениями;

расширить

возможности

ребенка

в

ознакомлении

со

свойствами

и

качествами

предметов

в

их

взаимосвязи;

повысить

математическую

грамотность.

Модели различных математических

понятий

Модели числа - пластины для навинчивания 1 -ой,

2-х и т.д. крышек. Дети упражняются в навинчивании

и отвинчивании крышек, пересчитывают их, а в даль

нейшем учатся оперировать моделями как числами

(соотносить с цифрами, сравнивать, дополнять до

нужного количества, выстраивать числовой ряд). На

м о д ел я х

о т р а б а т ы ва е т с я

с о с т а в

ч и с л а ,

производятся счетные операции.

Модель десятка: пластина с углублениями в 2 ряда

д л я

в к л а д ы в а н и я

ш а р и к о в .

Н а

м о д е л я х

отрабатывается образование чисел в пределах 10,

операции

присчитывания

и

отсчитывания,

состав

числа.

Модели

чисел

в

виде

кругов,

разделенных

на

равные

части

(пособие

«Дроби»).

Дети

находят

круги, разделенные на 2. 3 и т.д. частей, подбирают

к ним цифры, выбирают все детали одного размера

и

складывают

из

них

целое.

На

моделях

хорошо

отрабатывать

состав

числа:

«добавь

до

целого

круга, поменяй цвет, сложи по цифрам».

Конструктор

«Волшебные

палочки»:

набор

соединяющихся палочек, 3-х размеров и 4-х цветов, а

также полуовалов. Их можно раскладывать по цвету

и

размеру,

чередовать,

складывать

из

них

геометрические фигуры, цифры.

Игры Воскобовича: «Прозрачные цифры» (набор

для конструирования цифр и фигур), «Волшеб-

ная восьмёрка» (конструирование цифр).

Кроме

того,

с

точки

зрения

модельного

подхода,

математическое

содержание

должно

носить преимущественно геометрический, а не

арифметический

характер.

Геометрическое

содержание

более

способствует

«детскому»

способу вхождения в математику.

1 этап

Вещественное моделирование

2 этап

Графическое моделирование с помощью

линейки-трафарета

Жан Пиаже

психолог, философ

09.08.1896 -16.09.1980

В свое время Пиаже

отмечал,

что

р е б е н о к

раньше

воспринимает

и

н а у ч а е т с я

в ы д е л я т ь

пространственные

характеристики объектов,

чем

их

количественные

характеристики.

В работе нами используются логические

блоки

Дьенеша

-

фигуры,

отличающиеся

по

цвету, размеру, толщине. Из них составляются

м н о ж е с т в а

п о

р а з л и ч н ы м

п р и з н а к а м ,

осуществляется

их

сравнение

и

т.

д .

Используется

пособие

Никитина

«Сложи

квадрат»

(складываются

квадраты

из

3-4х

частей), разнообразные строительные наборы,

геометрические

мозаики,

наборы

плоскостных

геометрических фигур разного цвета, формы и

размера,

«Танграм»

«Волшебный

квадрат»,

игры Воскобовича и др.

Все

эти

пособия

многофункциональны

и

многовариантны,

дают

возм ож н о с т ь

организации проблемных заданий и множество

вариантов для моделирования.

С оч ета н и е

д и д а к т и ч ес к и х

и г р

с

д в и г а т ел ь н ы м и

и

л о г о р и т м и ч е с к и м и

упражнениями,

направленными

на

переме-

щение

в

пространстве

и

его

практическое

преобразование, на овладение двигательными

способами восприятия, широкое использование

физкультминуток

математического

содер-

жания,

звучащих и музыкальных игрушек для

счёта звуков и ориентировки в пространстве

вызывают живой интерес у дошкольников и

поддерживают

эмоциональный

фон

деятель-

ности на занятиях.

Таким

образом,

использование

метода

моделирования

открывает

перед

педагогом

занимательный

и

эффективный

путь

формирования

элементарных

математических

представлений у детей дошкольного

в о з р а с т а ,

р а з в и т и я

и х

познавательной активности.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !



В раздел образования