Автор: Чистякова Ульяна Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №12 "Росинка"
Населённый пункт: г. Мегион п.гт. Высокий
Наименование материала: статья
Тема: "Использование метода моделирования при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Педагогический портфель
2016 г.
Воспитатель Чистякова У.Г.
Использование метода
моделирования при формировании
элементарных математических
представлений у дошкольников
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 «Росинка»
Основным
средством
обучения
на
занятиях
по
формированию
элементарных
математических
представлений
в
детском
саду является дидактическая игра.
Дидактическая игра
Обучает , воспитывает и развивает детей
способствует возникновению положительных
эмоций
расширения или закрепления знаний ребенка
выполнять коррекционные задачи
(развитие зрительных, слуховых и кинестетических
ощущений, мелкой моторики, внимания, памяти,
мышления).
Решению этих коррекционных задач
способствуют игры, в которых результат
достигается
методом
моделирования,
когда
ребенок
не
просто
манипулирует
дидактическим материалом, но сам что-
т о
с о з д а е т
и з
н е г о .
П р и
э т о м
активизируются
сенсорные
процессы
( р а з в и т и е
о б о б щ е н н ы х
с п о с о б о в
обследования предметов) и мыслительные
процессы (анализ, синтез, сравнение и др.).
Совершенствуются предметные действия
с
опорой
на
существенные
признаки
предметов.
С а м о е
г л а в н о е
-
э т о
р а з в и т и е
способностей
к
математике,
т.е.
развитие
математического мышления. Работа должна
быть направлена на развитие мыслительных
процессов
в
сочетании
с
развитием
мелкой
моторики,
т.е.
должны
преобладать
(по
мнению
Белошистой
А.Л.)
задания
логико-
конструктивного характера. В этой связи для
построения
коррекционно-развивающего
процесса при обучении математике наиболее
действенным
является
преимущественное
использование
моделирующей
деятельности
р е б е н к а
с
и зу ч а е м ы м и
п о н я т и я м и
и
отношениями.
Метод
моделирования,
соответствуя
наглядно-образному
характеру
мышления
дошкольника, является одним из эффективных
средств
формирования
элементарных
математических
представлений
у
детей
дошкольного
возраста.
Испол ь зование
м о д е л и р о в а н и я
п о з в о л я е т :
с д е л а т ь
доступными
для
понимания
ребенка
связи
между
предметами
и
явлениями;
расширить
возможности
ребенка
в
ознакомлении
со
свойствами
и
качествами
предметов
в
их
взаимосвязи;
повысить
математическую
грамотность.
Модели различных математических
понятий
•
Модели числа - пластины для навинчивания 1 -ой,
2-х и т.д. крышек. Дети упражняются в навинчивании
и отвинчивании крышек, пересчитывают их, а в даль
нейшем учатся оперировать моделями как числами
(соотносить с цифрами, сравнивать, дополнять до
нужного количества, выстраивать числовой ряд). На
м о д ел я х
о т р а б а т ы ва е т с я
с о с т а в
ч и с л а ,
производятся счетные операции.
•
Модель десятка: пластина с углублениями в 2 ряда
д л я
в к л а д ы в а н и я
ш а р и к о в .
Н а
м о д е л я х
отрабатывается образование чисел в пределах 10,
операции
присчитывания
и
отсчитывания,
состав
числа.
•
Модели
чисел
в
виде
кругов,
разделенных
на
равные
части
(пособие
«Дроби»).
Дети
находят
круги, разделенные на 2. 3 и т.д. частей, подбирают
к ним цифры, выбирают все детали одного размера
и
складывают
из
них
целое.
На
моделях
хорошо
отрабатывать
состав
числа:
«добавь
до
целого
круга, поменяй цвет, сложи по цифрам».
•
Конструктор
«Волшебные
палочки»:
набор
соединяющихся палочек, 3-х размеров и 4-х цветов, а
также полуовалов. Их можно раскладывать по цвету
и
размеру,
чередовать,
складывать
из
них
геометрические фигуры, цифры.
•
Игры Воскобовича: «Прозрачные цифры» (набор
для конструирования цифр и фигур), «Волшеб-
ная восьмёрка» (конструирование цифр).
Кроме
того,
с
точки
зрения
модельного
подхода,
математическое
содержание
должно
носить преимущественно геометрический, а не
арифметический
характер.
Геометрическое
содержание
более
способствует
«детскому»
способу вхождения в математику.
1 этап
Вещественное моделирование
2 этап
Графическое моделирование с помощью
линейки-трафарета
Жан Пиаже
психолог, философ
09.08.1896 -16.09.1980
В свое время Пиаже
отмечал,
что
р е б е н о к
раньше
воспринимает
и
н а у ч а е т с я
в ы д е л я т ь
пространственные
характеристики объектов,
чем
их
количественные
характеристики.
В работе нами используются логические
блоки
Дьенеша
-
фигуры,
отличающиеся
по
цвету, размеру, толщине. Из них составляются
м н о ж е с т в а
п о
р а з л и ч н ы м
п р и з н а к а м ,
осуществляется
их
сравнение
и
т.
д .
Используется
пособие
Никитина
«Сложи
квадрат»
(складываются
квадраты
из
3-4х
частей), разнообразные строительные наборы,
геометрические
мозаики,
наборы
плоскостных
геометрических фигур разного цвета, формы и
размера,
«Танграм»
«Волшебный
квадрат»,
игры Воскобовича и др.
Все
эти
пособия
многофункциональны
и
многовариантны,
дают
возм ож н о с т ь
организации проблемных заданий и множество
вариантов для моделирования.
С оч ета н и е
д и д а к т и ч ес к и х
и г р
с
д в и г а т ел ь н ы м и
и
л о г о р и т м и ч е с к и м и
упражнениями,
направленными
на
переме-
щение
в
пространстве
и
его
практическое
преобразование, на овладение двигательными
способами восприятия, широкое использование
физкультминуток
математического
содер-
жания,
звучащих и музыкальных игрушек для
счёта звуков и ориентировки в пространстве
вызывают живой интерес у дошкольников и
поддерживают
эмоциональный
фон
деятель-
ности на занятиях.
Таким
образом,
использование
метода
моделирования
открывает
перед
педагогом
занимательный
и
эффективный
путь
формирования
элементарных
математических
представлений у детей дошкольного
в о з р а с т а ,
р а з в и т и я
и х
познавательной активности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !