Автор: Аргучинская Анастасия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №12
Населённый пункт: п. Буланаш Артемовского района Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: "Клуб как форма взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей"
Раздел: дошкольное образование
Клуб как форма взаимодействия дошкольной образовательной
организации с семьей
Традиционно
главным
воспитателем
ребенка
является
семья.
То,
что
ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей
последующей жизни. Важность семейного воспитания обусловлена тем, что
ребенок в ней находится в течение значительной части своей жизни. Но сегодня
современным семьям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости,
недостаточной компетентности в вопросах дошкольного воспитания ребенка.
Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоит дошкольная
образовательная
организация,
заинтересованная
в
создании
благоприятных
условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия семей в
воспитании
свих
детей.
Поэму
полноценное
воспитание
дошкольника
происходит в условиях взаимодействия ДОО и семьи.
В
новом
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
(ФГОС ДО) Дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 1155 в части
III прописано «Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены
следующие психолого-педагогические условия:
«построение
взаимодействия
с
семьями
воспитанников
в
целях
осуществления
полноценного
развития
каждого
ребенка,
вовлечение
семей
воспитанников непосредственно в образовательный процесс». А также
«открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества
с семьями воспитанников требует:
● непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том
числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на
основе
выявления
потребностей
и
поддержки
образовательных
инициатив
семьи;
● взаимодействие с семьёй по вопросам образования ребёнка, охраны и
укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной
помощи».
Можно отметить, что ФГОС ДО определяет необходимость активного
взаимодействия с семьями воспитанников для полноценного развития ребенка.
Термин "взаимодействие", предполагающий обмен мыслями, чувствами
переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах
Т.А.
Марковой,
где
взаимодействие
рассматривалось
как
единство
линий
воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на
основе единого понимания.
В.А.
Сластенин
считает,
что
педагогическое
взаимодействие
–
это
специально
организованный
процесс,
направленный
на
решение
воспитательных задач.
В.И.
Загвязинский
определяет
педагогическое
взаимодействие
как
процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе
учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка.
Мы понимаем, что взаимодействие – это особая форма связи между
участниками
процесса,
которая
предполагает
единство
линий
воспитания
ребенка на основе единого понимания.
Анализ
психолого-педагогической
литературы
показал,
что
проблема
взаимодействия семьи и ДОО широко обсуждается педагогами и психологами-
практиками.
Исследования,
проведенные
Т.
Данилиной
выявили
проблемы,
существующие во взаимодействии ДОО с семьей, такие как нехватка времени и
нежелание работать в сотрудничестве. Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушаковой, Т.И.
Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические
рекомендации для работников ДОО в организации и проведении работы с
семьями на основе их взаимодействия.
Взаимодействие
ДОО
с
семьями
предполагает
взаимопомощь,
взаимоуважение
и
взаимодоверие,
знание
и
учет
ДОО
условий
семейного
воспитания, а семьями – условий воспитания в дошкольной образовательной
организации.
Также
оно
подразумевает
обоюдное
желание
семей
и
ДОО
поддерживать контакты друг с другом.
2
На
современном
этапе
семейное
воспитание
признано
ведущим,
что
отражено в «Законе об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012г.
Цель
взаимодействия
ДОО
с
семьей
–
установление
партнерских
отношений участников педагогического процесса, приобщение семей к жизни
дошкольной образовательной организации.
Проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации с
семьей
на
сегодняшний
день
остается
актуальной,
приобретая
порой
обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и дошкольной
образовательной организацией могут быть связаны, например, с несовпадением
взаимных
ожиданий,
с
имеющим
иногда
место
недоверием
родителей
к
воспитателям. Непонимание между семьей и ДОО всей тяжестью ложится на
ребенка. И дошкольная образовательная организация очень часто испытывает
большие
трудности
в
общении
с
семьями
по
причине
выбора
формы
взаимодействия.
Формы
взаимодействия
детского
сада
с
семьями
–
это
способы
организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов
форм взаимодействия ДОО с семьей – установление доверительных отношений
дошкольной образовательной организации с детьми и их семьями, объединение
их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими
проблемами
и
совместно
их
решать.
ДОО
старается
наиболее
полно
использовать
весь
педагогический
потенциал
традиционных
форм
взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы взаимодействия с
семьями.
Содержание работы с семьями реализуется через разнообразные формы.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия ДОО с
семьей, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями.
Традиционные формы взаимодействия ДОО с семьями подразделяют на
коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
3
К коллективным формам относят родительское собрание, конференцию,
практикум, экскурсию, акцию, оздоровительное мероприятие, «Круглый стол» и
др.
Самая
распространенная
коллективная
форма
взаимодействия
ДОО
с
семьями
–
это
родительские
собрания. Это
целесообразная
и
действенная
форма, организованное ознакомление с задачами, содержанием и методами
воспитания
детей
определенного
возраста
в
условиях
дошкольной
образовательной организации и семьи.
Следующая
коллективная
форма
взаимодействия
с
семьями
–
конференция. Ее задача пропагандировать лучший опыт семейного воспитания.
В ходе конференции используется комплекс методов – наглядные материалы,
выступление специалистов ДОО. Эта форма предполагает подведение итогов,
своеобразный отчет, поэтому конференции проводятся в конце учебного года.
К
индивидуальным
формам
взаимодействия
с
семьями
относятся
педагогические беседы и консультации.
Педагогическая беседа – наиболее доступная и распространенная форма
установления взаимодействия ДОО с семьей. Цель беседы – обмен мнениями
по тому или иному вопросу и достижение единой точки зрения, оказание
семьям своевременной помощи. Беседа предполагает диалог, но ведущая роль
принадлежит воспитателю ДОО.
Консультации организуют для того, чтобы ответить на все вопросы семей.
Консультация позволяет обсудить конкретный вопрос. Она побуждает семьи
присматриваться
к
детям,
выявлять
черты
их
характера,
задумываться
над
своими методами воспитания, анализировать собственный опыт общения с
ребенком.
Отдельную
группу
форм
взаимодействия
ДОО
с
семьей
составляют
наглядно-информационные формы. Они знакомят семьи с условиями, задачами,
содержанием
и
методами
воспитания
детей,
способствуют
преодолению
поверхностного суждения о роли дошкольной образовательной организации,
4
оказывают
практическую
помощь
семье.
К
ним
относятся:
дни
открытых
дверей,
фотовыставки,
выставки
детских
работ,
стенды,
ширмы,
папки-
передвижки.
День открытых дверей проводится с целью приобщения семей к жизни
ДОО. Семьи наблюдают за деятельностью детей в дошкольной образовательной
организации.
Они
узнают
ДОО
«изнутри»,
знакомятся
с
организацией
предметно-развивающей среды, видами детской деятельности.
Фотовыставки можно оформить на разные темы, например, «Вот какие
мы
большие»,
«Про
меня»
(информационные
листы
с
развернутой
информацией о каждом ребенке).
Главное требование к оформлению наглядных материалов – текст должен
быть доступным для чтения, эстетично оформлен, интересным по содержанию.
Иногда в ДОО семьи не интересуются предоставленным материалом.
Планируя
ту
или
иную
форму
работы,
ДОО
всегда
исходит
из
представлений о современных семьях, как о современных людях, готовых к
обучению,
саморазвитию
и
сотрудничеству.
С
учетом
этого
выбирает
следующие
требования
к
формам
взаимодействия:
оригинальность,
востребованность, интерактивность. Традиционные формы вошли в жизнь ДОО
со времен становления общественного дошкольного воспитания.
Нетрадиционные
формы взаимодействия
с
семьями
направлены
на
привлечение
семей
к
ДОО,
установление
неформальных
контактов.
К
ним
относятся
информационно-аналитические,
досуговые,
познавательные,
наглядно-информационные формы.
Информационно-аналитические формы н а п р а в л е н ы
н а
в ы я в л е н и е
интересов,
запросов
семей,
установление
эмоционального
контакта
между
ДОО,
семьями
и
детьми.
Сюда
относится
опрос,
тесты,
анкетирование,
«почтовый ящик», куда семьи помещают волнующие их вопросы. Из анкет
ДОО узнает особенности детей, о том, что любит или не любит конкретный
ребенок го предпочтения и т. д.
5
Досуговые формы взаимодействия с семьями призваны устанавливать
теплые
неформальные
отношения
между
ДОО
и
семьями,
с
также
более
доверительные отношения между семьей и ребенком. К данной группе форм
относится проведение совместных праздников и досугов в группе, таких как
«Встреча
нового
года»,
«Масленица»,
«Праздник
мам»,
«Мама,
папа,
я
–
дружная семья» и другие.
Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении
психолого-педагогической культуры семей. Их суть – ознакомление семей с
возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы, групповым
консультациям, которые можно провести творчески, опираясь на популярные
телепередачи:
«Педагогическое
поле
чудес»,
«Что?
Где?
Когда?»,
«Устный
журнал», «Педагогическая гостиная» и др.
Наглядно-информационные
формы в
нетрадиционном
звуча нии
позволяют правильно оценивать деятельность ДОО, пересмотреть методы и
приемы
семейного
воспитания.
Например,
открытые
занятия
для
семей,
просмотр видеороликов.
В
другом
случае
семьи
могут
быть
активными
участниками
педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми,
двигаются
под
музыку,
поют,
рисуют,
выполняют
задания.
Здесь
семьи
выступают в качестве партнеров ДОО.
При просмотре видеоматериалов и слайд-шоу такой возможности у семей
нет.
Используя
мультимедийные
средства,
ДОО
может
показать
несколько
фрагментов
непосредственно
образовательной
деятельности
с
детьми,
организации режимных моментов в ДОО и таким образом сочетать разные
формы взаимодействия.
Одной из нетрадиционных форм взаимодействий ДОО и семьи является
организация
клуба.
Клуб
создает
условия
для
организации
регулярных
содержательных
встреч
ДОО
с
семьями.
Клубная
форма
взаимодействия
6
обеспечивает преемственность и непрерывность во встречах ДОО и семей. При
наличии развитых форм клубной работы встречи в клубе могут проводиться в
форме дискуссий, тренингов, развивающих игр и пр.
Таким образом, формы взаимодействия детского сада с семьями – это
способы организации их совместной деятельности и общения. Существуют
традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия ДОО с семьей, суть
которых
–
обогатить
их
педагогическими
знаниями.
Традиционные
формы
взаимодействия
ДОО
с
семьями
подразделяют
на
коллективные,
индивидуальные
и
наглядно-информационные.
Нет радиционные
формы взаимодействия с семьями направлены на привлечение семей к ДОО,
установление
неформальных
контактов.
К
ним
относятся
информационно-
аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные формы.
Одной
из
нетрадиционных
форм
взаимодействий
ДОО
и
семьи
является
организация клуба. Клуб – такая форма взаимодействия ДОО с семьей, при
организации
которой
можно
применить
другие
формы
взаимодействия
традиционные и нетрадиционные.
7