Автор: Тарасова Ирина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: частного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 206 открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
Населённый пункт: город Тайшет, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Поликультурное образование в непосредственно образовательной деятельности старших дошкольников (планирование)"
Раздел: дошкольное образование
Перспективный план по реализации задач поликультурного образования « Основной
образовательной программы Частного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 206 ОАО «РЖД» на 2 полугодие (январь – май) 2015 года
в подготовительной группе №2
Воспитатель: Тарасова И. Б.
Месяц
Тематические
блоки;
Формы работы
с детьми
Формы работы
с родителями
Обогащение
развивающей
Участие
специалисто
Задачи.
среды
в
Январь
«Зимние
святки» -
рождественски
е каникулы.
Дать
представление
о народных
традициях
празднования,
народных
обрядах,
народных
играх,
праздничной
трапезе зимних
святок.
Расширять
представления
о разнообразии
народного
искусства,
художественны
х промыслов.
Формировать
интерес и
уважение к
историческим
-Рассказ воспитателя
«Рождественские посиделки,
колядки» - праздничная
культура народа;
-ИОД «Крещение и Рождество
Христово» - история
возникновения праздников;
-«Святочные гадания»- рассказ
педагога об обычаях рядиться
на святки, колядовать;
-Просмотр короткометражных
фильмов на тему «Рождество»;
Вечер народных игр:
- «Прялица», «Селезень»,
«Кострома».
Художественное творчество:
- Аппликация «Скоморохи»;
-Ручной труд «Личина -
Маска»;
- Знакомство с вертепным
театром;
-Просмотр мультфильма
Информационный
блок для
родителей: «Как
празднуют
Рождество в
странах мира».
Привлечь к
изготовлению
костюмов
ряженых.
Участие в работе
Рождественской
мастерской(атрибу
ты к святочным
гаданиям,
колядкам)
Костюмерная
примерочная
(маски,
предметы
одежды для
ряженых,
атрибуты для
гаданий).
Разучивание и
пение р.н.п.
(жанр
песенного
восхваления,
игровая
песня,
частушка) –
муз.
руководитель.
Лексическая
тема
«Зимние
святки» -
логопед.
Презентация
« Как
празднуют
Рождество в
Англии» -
педагог доп.
образования
по
английскому
языку.
традициям
своего народа.
дать
представление
«Как празднуют
Рождество в
Англии,
Японии»
«Для чего
нужны
инструменты?
»
- дать
элементарные
представления
о человеке, как
о творце и
изобретателе;
Расширять
знания детей о
различных
инструментах,
их
происхождении
,предназначени
и;
формировать
представления
«Ночь перед Рождеством».
Художественная литература:
- Чтение стихотворений
Иоанна Рутенина «Зима.
Рождество»;
Рубрика «Это интересно»
« Как празднуют Рождество в
Японии»
Рассказ вос-ля «От мотыги
до…» (об инструментах людей
разных профессий, их
эволюции).
Художественное творчество:
Рисование «Знаменитые замки
мира» (Кремлёвская,
Эйфелева, Пизанская…).
Просмотр презентации «Чем
пахнут ремёсла».
Познавательно-
Привлечь к
подбору
фотографий,
иллюстраций по
редким
профессиям,
необычным
инструментам.
Оформить папку –
передвижку «Все
работы хороши!».
Домашнее задание
«Профессии моих
родителей».
Альбом
«Необычные
профессии и
инструменты»
с историей их
происхождени
я.
Лексические
упр-ния: «Что
кому»,
«Как сказать
иначе» -
логопед.
ИОД
Профессии и
инструменты
людей
Англии» -
преподаватель
английского
языка.
о труде
взрослых, его
роли в
обществе,
жизни каждого
человека.
исследовательская
(конструктивная деятельность
«Замки».
ИОД «Путешествие в страну
профессий»- профессии,
которые ушли в прошлое
(кучер, трубочист)
Рассматривание иллюстраций
музыкальных инструментов
народов мира.
Познавательная беседа
«Строим здания»-
архитектурные стили,
характерные для разных стран
(Англия, Япония).
Познавательно –
исследовательская
(конструктивная )
деятельность « Замки»-
архитектурные стили стран
(Англии, Японии)
Февраль
«Олимпиада
сближает
друзей».
Знакомство с
первичными
представлениям
и об
Олимпийских
играх и
символах.
Познакомить с
архитектурой
спортивных
сооружений.
Приобщать к
традициям
большого
спорта.
ИОД «Что такое Олимпиада?»
(историческое происхождение
Олимпийских игр).
Рассказ педагога об
интересных событиях
прошлых Олимпиад.
Слушание песен в грамзаписи:
«Гимн Олимпиады», «Трус не
играет в хоккей»,
«Богатырская наша сила».
Мультсеанс на тему
Олимпиады.
Аппликация «Олимпийцы
разных стран».
Рисование «Лыжные гонки».
Лепка «Знаки и символы
Олимпийских игр».
Рассматривание фотографий о
спортсменах из разных стран
(разных национальностей).
Участие в
подборке фото с
изображением
знаменитых
спортсменов мира.
Предлжить
рассказать детям
об интересных
Олимпийских
событиях
прошлых лет.
Составление
панно «Герои
Олимпиады».
Оформление
альбома
«Знаменитые
спортсмены
мира».
Дидактическо
е пособие
«Спортивные
профессии –
спортивные
атрибуты».
«Олимпийски
е надежды»
(зимние
олимпийские
игры в д/с) –
инструктор по
физической
культуре.
«У истоков
старины».
Формировать
интерес и
уважение к
историческому
мировоззрению
русского народа
языческих
времен:
суеверные
образы
(домовой,
водяной…),
использование
оберегов;
исследовательс
ИОД
«Кудесы, именины домового».
« Мой дом – моя крепость»
«Красна изба углами, а девица
пирогами» - внутренне
убранство, домашняяутварь.
Познавательная беседа «Хлеб,
да соль»- традиции
национальной еды,
гостеприимство.
Составление описательного
рассказа с опорой на
схему«Русская изба глаз
радует».
Поручить
рассмотреть с
детьми дома и
заборчики
(наличники,
резьба, конёк на
крыше).
«Бабушкина
мастерская» -
вышивка мини-
изделий
орнаментом.
Информационный
блок- Рубрика «
это интересно» - о
различных
Сундучок
мини изделий
с элементами
р.н. вышивки
(скатерть,
рушник,
покрывало…).
Изготовление
альбома
«Деревянное
зодчество
России».
Прослушиван
ие муз.
произведения
«Кикимора»
А.Лядова –
муз.
работник.
Составление
« Ларца
старинных
слов и
образных
выражений»
по
произведению
Т.
Александрово
кий интерес по
поиску
схожести и
разницы быта и
культуры в
языческом
прошлом
русского народа
и народа другой
национальност
и (буряты,
эвенки)
«Слава Армии
Российской».
Расширять
Творческая мастерская
«Волшебная птица» -
знакомство с узором русской
народной вышивки.
Рисование «Русская изба».
«Прялка – для хозяюшки
обрядна» ( городецкая
роспись)
Лепка «Кухонная утварь».
С. р. игра «Именины
домового».
Чтение с продолжением
«Домовёнок Кузька»
З.Александровой.
Творческая игра «Русская
изба» (с использованием
старинных предметов утвари).
Русские народные подвижные
игры: «Водяной», «В кресты»
русских суевериях
( домовой, леший,
кикимора, баба –
яга, водяной)
Совместный с
папами праздник
Мини –
библиотека
й «
Домовенок
Кузька» -
логопед
Слушание
муз.
представления
детец о
Российской
Армии
защитниках
Отечества в
разные
исторические
периоды
времени.
Показать
преемственност
ь поколений
защитников
Родины: от
богатырей, А.
Невского, А.
Суворова и т. д.
до героев В. О.
В. И наших
дней.
ИОД «Ратники Земли Русской»
- ратные сражения, как раньше
защищали города.
Рассматривание репродукции
В. Васнецова « Богатыри»
Рассказ о доспехах и
вооружении древнеруссих
воинов.
«Международные военные
учения» - о трудной. Но
почетной обязанности
защищать Родину, о родах
войск, военной технике, об
участии в мирных военных
учениях других стран (Англия)
Чтение «Почему армия всем
родная» А.Митяев.
С/р игра» Военные учения».
Д/и «Кто где служит», «Что
нужно военному».
Познавательно-
исследовательская
"Богатырская наша
сила".
Семейное чтение
«Илья- Муромец и
Соловей-
разбойник».
Сбор информации
о знаменитых
полководцах
России: Суворов,
Донской, Кутузов,
Жуков.
«Боевая
современная
техника».
Оформление
папки
«Знаменитые
полководцы
России»
презентации
пьесы
«Богатырские
ворота»
М.П.Мусоргс
кого;
слушание
песен: «Наша
родина
сильна», «О
пограничнике
»
Т.Потапенко.
Музыкально –
спортивный
праздник
«Богатырская
наша сила» –
муз.
руководитель.
Лексическая
тема:
«Защитники
Отечества»-
логопед.
(конструктивная) деятельность
«Военная техника».
Лепка фигуры всадника на
лошади «Военные учения».
Рисование иллюстраций к
былинам.
Подвижные игры
«Богатырские забавы»,
«Перетягивание каната»
Образователь
ная
деятельность
по теме
«Защитники
Отечества» -
педагог доп.
образования
по
английскому
языку.
«Как на
масленой
неделе».
Приобщение
детей к истокам
русской
народной
культуры,
расширять и
углублять
представления
об обрядах и
обычаях
фольклорного
Беседа о празднике –
Масленица (традиции, обряды,
обычаи).
Разучивание приговорок,
прибауток, закличек, песен.
Рассматривание картины
Соловьев «Тройка»
3.Рассказ о русском
гостеприимстве, об обрядовой
кухне.
Русские народные игры и
Совместное
народное гуляние
«Широкая
Масленица».
Информационный
блок:
«Учим с детьми в
семье»
(приговорки,
прибаутки,
заклички…).
« Широкая
Масленица»
Папка с
фольклорным
материалом.
Изготовление
чучелы
Масленицы.
Пение р.н.
песен:
«Здравствуй
Масленица
дорогая!»,
«Как на
Масленой
неделе», «А
кто у нас
гость
большой»,
«Масленица –
блиноедка» -
муз.
руководитель.
Март
праздника
Масленица.
Расширять
представления
о разнообразии
народного
искусства,
художественны
х промыслов.
Воспитывать
духовно –
нравственные
качества.
«Мама,
бабушка,
сестричка».
Знакомство с
забавы «Каравай», «Гори, гори
ясно», «Горшки».
Рисование «Масленица
Чтение «Синие птицы по
белому небу…».
Игровая ситуация « Дети
Англии узнали, что Россия
славится празднованием
Масленицы. Как можно детей
Англии познакомить с
прошлым и настоящим
«Широкой Масленицы?».
Познавательная беседа
Совместный с
мамами праздник
Подборка
иллюстраций
Совместное
народное
гуляние
«Широкая
Масленица» -
Физ.
инструктор,
муз.
руководитель.
Лексическая
тема логопеда
« Как на
Масленой
недели…» -
активизация
словаря по
данной теме.
Разучивание
песен о мамах
социально
значимым
праздником –
международны
м женским
днем 8 Марта.
Воспитание
уважения к
близкому
человеку.
Расширять
гендерные
представления:
женские
качества
(нежность,
заботливость,
сострадание,
скромность..)
«История возникновения
праздника».
Рассказ – описание «Образ
женщины в поэзии,
изобразительном искусстве,
живописи России и Японии в
сравнении».
Рассказывание нанайской
сказки «Айога» и ненецкой
сказки «Кукушка».
Составление творческих
рассказов «Какие у нас
девочки», «О маме», «О
бабушке».
Игры – ситуации «Как
мальчики заботятся о
девочках»,
«Бабушкины заботы».
Ознакомление с жанром
колыбельных песен и
приговорок « Баю - баюшки –
баю».
«Мама –
солнышко моё».
Принять участие в
оформлении
фотовыставки
«Наши любимые
мамы и бабушки».
«Чудо – игрушка»
- участие в
выставке работ из
бросового
материала.
Информационный
блок:
«История
возникновения
праздника».
о редких
женских
профессиях,
оформление
альбома.
Пополнить
атрибутику к
сюжетно –
ролевой игре
«Модельное
агентство»
и бабушке.
Проведение
праздника «
мама –
солнышко
мое» - муз.
руководитель.
Логопед –
Лексическая
тема
«Международ
ный женский
день»
« Как
поздравляют
мам с
праздником в
Англии, есть
ли у них
такой
праздник,
когда, его
особенности»
информация
педагога доп.
Творческая игра «Модельное
агентство в Англии» -
сравнение с «Модельным
агентством в России»
Художественное творчество:
Аппликация «Подарок маме».
Рисование «Портрет мамы».
образования
по
английскому
языку.
«Театральная
весна»
Познакомить
детей с
театрами мира,
неординарность
ю архитектур
театров,
различными
видами театра,
историей
зарождения
театра на Руси,
в Греции, в
Венеции.
ИОД « От вертепа до театра»
(история зарождения театра на
Руси, в Венеции, в Греции;
виды театров).
Познавательная беседа « Все о
театре» - сцена, зрительный
зал, гардероб, фойе, билетная
касса, костюмерная…;
профессии людей,
работающих в театре
( художник, гример,
парикмахер, музыкант,
декоратор, костюмер, артист),
театральной этике.
Этическая беседа «Зрительная
культура».
Познавательно –
исследовательская
конструктивная деятельность «
Ах, театр!» - неординарность
архитектуры театра.
Викторина «Театры мира».
Дом. задание:
Изготовление
настольного театра
по любимой сказке
ребенка.
Ширма «История
зарождения
театра».
Пополнение
театральной
зоны ( новая
ширма,
изготовление
теневого
театра, масок)
Музыкальный
руководитель-
видео –
презентация
«Музыкальны
е театры» -
опера, балет,
мюзикл,
музыкальная
сказка»
Пед. доп.
образования
по
английскому
языку – «
Театры
Англии» в
рубрике «Это
интересно»
Логопед
«Театральная
копилка»-
сбор слов,
картинок с
необычными
предметами..)
.
Апрель
«Мой друг –
книга» -
Международн
ый день
детской книги.
Продолжать
знакомить с
устным
народным
творчеством.
Использовать
фольклор при
организации
всех видов
детской
деятельности.
ИОД «История возникновения
книги, происхождение
славянского алфавита».
«Первые книги разных стран»
«Небылицы в лицах»
-придумывание небылиц.
Знакомство с литературными
жанрами, их литературными
особенностями.
Разучивание скороговорок «
Сенька, Сонька, Санька ехали
на санках…», «Шла Саша по
шоссе…» и т.д.
Чтение сказок писателей мира,
русских народных сказок,
былин пожеланию детей.
Рассматривание репродукцийи
В. Васнецова «Иван - царевич
на сером волке»
Организация тематической
выставки детской литературы
зарубежных писателей.
Домашнее
задание: Ремонт
книг «Книжкина
больница»
(книжки-
малышки,
журналы, книги из
библиотечки).
Участие в
подборке детских
журналов
«Сибирячок»,
«Непоседа» и др.
Создание
мини –
библиотечки
«Мои
любимые
сказки»;
мини – музея
«Книжки -
малышки»
Логопед –
литературный
вечер
«Пришли мне
чтения
доброго»