Автор: Рабовская Иветта Борисовна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №" 36
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Избирательная система ЮАР"
Раздел: полное образование
Избирательная система Южно-Африканской Республики
Политико-географическое положение
Слайд 2
Южно-Африканская Республика (ЮАР) – государство, расположенное
в южной части африканского континента. На севере граничит с Намибией,
Ботсваной и Зимбабве, на северо-востоке с Мозамбиком и Свазилендом.
Внутри территории ЮАР находится государство-анклав Лесото.
Слайд 3
Страна омывается водами Атлантического океана на западе и водами
Индийского
океана
на
юге
и
востоке.
По
численности
населения
ЮАР
находится на 25-м месте в мире – в стране проживает 49,1 млн человек.
Общая площадь территории страны составляет 1,22 млн кв. км (24-е место в
мире),
которая
поделена
на
9
провинций:
Западная
Капская,
Северная
Капская, Восточная Капская, Квазулу-Натал, Свободное государство, Северо-
Западная, Гаутенг, Мпумаланга, Лимпопо.
Слайд 4
Прето́
рия
—
столица
Южно-Африканской
Республики,
выступает
в
качестве административной столицы (исполнительной власти) и де-факто
национальной
столицы
наряду
с
Кейптауном
(законодательная)
и
Блумфонтейном (судебная).
Слайд 5
В
стране
действует
Конституция
1996
г.,
которая
защищает
и
гарантирует все международно признанные права человека.
Конституция
признает
«несправедливости
прошлого»
и
провозглашает,
что
«Южная
Африка принадлежит всем, кто в ней живет, единым в своем разнообразии»,
называет в качестве одной из основополагающих ценностей отказ от расизма.
Содержит редкий для конституций мира запрет дискриминации на основе
сексуальной ориентации.
Слайд 6
ЮАР является одной из самых этнически разнообразных стран и имеет
наибольшую
долю
белого,
индийского
и
смешанного
населения
на
континенте. В стране признано 11 государственных языков. При этом как
минимум два из них (на выбор) Правительство ЮАР, провинциальные и
местные органы власти должны использовать в своей работе.
Слайд 7
ЮАР – парламентская республика. Президент в своих решениях по
большинству
вопросов
должен
опираться
на
поддержку
Парламента.
Президент ЮАР является главой государства и руководит работой кабинета
министров. Он избирается Национальной ассамблеей из числа ее членов
сроком на пять лет.
Президентом становится лицо, являющееся лидером
партии, получившей большинство мест в Национальной ассамблее.
Слайд 8
Африканский
национальный
конгресс
(АНК)
—
старейшая
политическая организация африканского населения ЮАР, основана в 1912, с
1994 года — правящая партия. Провозглашает своей целью ликвидацию
режима апартеида, борьбу за демократическое переустройство общества. С
1991 года президент АНК — Нельсон Мандела, с 2007 года и по настоящее
время
—
Джейкоб
Зума.
Никто
не
может
быть
избран
на
должность
президента
более
двух
раз
подряд.
Президент
может
быть
отстранен
от
должности путем вынесения ему вотума недоверия или импичмента.
Слайд 9
Парламент
ЮАР
состоит
из
Национального
совета
провинций
(90
членов, избираемых по 10 человек от каждого законодательного собрания
провинции) и Национальной ассамблеи (число членов варьируется от 350 до
400
человек).
Национальный
совет
провинций
(верхняя
палата),
обеспечивающий
учет
государственной
властью
интересов
провинций,
включает в себя 54 постоянных представителя от провинций (по 6 от каждой
из
9
провинций)
и
36
специальных
представителей
(по
4
от
каждой
провинции).
Постоянные
и
специальные
представители
назначаются
законодательными
собраниями
провинций
по
п р ед с т а вл е н и ю
представленных
в
них
политических
партий.
Постоянные
делегаты
назначаются на срок полномочий законодательных собраний провинций.
Слайд 10
Члены Национальной ассамблеи (нижняя палата) избираются сроком на
5
лет
путем
всеобщего
голосования
по
системе
пропорционального
представительства:
половина
депутатов
избирается
по
национальным
спискам, половина – по провинциальным.
Слайд 11
Конституция ЮАР предусматривает независимую судебную власть. В
судебную систему входят Конституционный суд, Верховный апелляционный
суд,
высокие
суды,
суды
магистратов,
иные
суды,
образованные
в
соответствии с положениями Закона «О Парламенте».
Слайд 12
В стране действует трехуровневая избирательная система: выборы в
законодательные органы власти проходят на национальном, провинциальном
и муниципальном уровнях.
Избирательная система ЮАР формировалась и развивалась под
влиянием двух основных факторов: европейской колонизации и проведения в
стране в течение более 40 лет апартеида. 18 ноября 1993 г. был одобрен
проект Временной конституции, который был ратифицирован Парламентом
22 декабря 1993 г. Временная конституция вступила в силу 27 апреля 1994 г.,
ознаменовав переход к многорасовой демократии.
Слайд 13
В
феврале
1997
г.
вступила
в
действие
новая
Конституция
ЮАР.
Конституция
включила
положения
Билля
о
правах,
которые
запрещают
дискриминацию
по
расе,
половому
признаку,
сексуальной
ориентации,
беременности,
семейному
положению,
этническому
или
социальному
происхождению,
цвету
кожи,
возрасту,
инвалидности,
религии,
вере,
культуре, языку и т.д.
Слайд 14
Была создана гигантская географическая информационная система; с
ее помощью изготовили цветные карты, на которые были нанесены границы
15 тыс. избирательных округов. В целях составления общенационального
списка избирателей была проведена их всеобщая регистрация.
Слайд 15
22
апреля
2009
г.
в
ЮАР
прошли
очередные
всеобщие
выборы
в
Национальную ассамблею и законодательные собрания провинций. По их
итогам АНК во главе с Джейкобом Зумой набрал 65,9% голосов, завоевав 264
места в Парламенте. В выборах в Национальную ассамблею принимали
участие 28 партий, в выборах в законодательные собрания провинций – 42
партии из 117 зарегистрированных в ЮАР.
Слайд 16
В мае 2014 года состоятся вновь всеобщие выборы в Национальную
ассамблею
и
законодательные
собрания
провинций.
Лидирует
нынешний
президент – Джейкоб Зума.
Слайд 17
Для
проведения
выборов
любого
уровня
страна
делится
на
избирательные
округа.
Вопросы
установления
и
изменения
границ
избирательных
округов
в
ЮАР
относятся
к
компетенции
Избирательной
комиссии. Непосредственно для проведения голосования и подсчета голосов
избирателей в пределах избирательных округов создаются избирательные
участки. Каждый избирательный округ в день голосования должен иметь
один
избирательный
участок,
или
один
избирательный
участок
и
передвижной
избирательный
участок,
или
только
передвижной
избирательный участок.
Слайд 18
Председатель избирательного участка и его заместитель назначаются
главным должностным лицом Избирательной комиссии по согласованию с
Избирательной комиссией непосредственно после объявления о проведении
выборов. Основная функция председателя избирательного участка состоит в
осуществлении координации и надзора за проведением честных и свободных
выборов на данном избирательном участке.
Слайд 19
Необходимость независимого наблюдения за выборами, присутствие
наблюдателей на избирательных участках в день проведения голосования
повышает
уверенность
общественности
в
справедливости
выборов
и
способствует более активному участию граждан в избирательном процессе.
Слайд 20
На
последних
всеобщих
выборах
в
Национальную
ассамблею
и
законодательные собрания провинций, состоявшихся в 2009 г., работали 333
международных наблюдателя от таких организаций, как Содружество Наций,
Сообщество по развитию Южной Африки, Народный институт по развитию
Сенегала и Избирательный форум Сообщества по развитию Южной Африки.
Слайд 21
Обязательным
условием
для
реализации
гражданином
ЮАР
избирательного права является его внесение в общенациональный список
избирателей. Общенациональный список избирателей состоит из трех частей:
национальной,
провинциальной
и
муниципальной.
Он
составляется
и
утверждается
главным
должностным
лицом
Избирательной
комиссии.
Любой
гражданин
ЮАР
при
предъявлении
документа,
удостоверяющего
личность
и
достигший
возраста
18
лет,
может
обратиться
по
месту
постоянного
проживания
для
регистрации
в
качестве
избирателя
в
установленном законом порядке.
Слайд 22
Обязательным условием для участия политической партии в выборах
любого уровня является ее регистрация в установленном законом порядке и
предоставление списка кандидатов.
Процедура регистрации политической
партии закреплена в главе 4 Закона «Об Избирательной комиссии». Партия,
которая хочет быть зарегистрированной, должна обратиться в Избирательную
комиссию с соответствующим заявлением, в котором должно быть указано:
• наименование партии;
• отличительный знак или символ партии (цветной);
• аббревиатура (если имеется) наименования партии, состоящая не более чем
из восьми слов;
• устав партии.
Слайд 23
Зарегистрированная
партия,
намеревающаяся
принять
участие
в
выборах,
должна
выдвинуть
из
своих
рядов
кандидатов
для
участия
в
выборах
и
представить
их
список
главному
должностному
лицу
Избирательной комиссии в установленном законом порядке и не позднее
установленного срока. Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же
выборах по нескольким избирательным округам.
Слайд 24
Конституцией ЮАР установлены требования к кандидатам в члены
Национальной ассамблеи, законодательных собраний провинций, а также
муниципальных советов: им может стать любой гражданин ЮАР, имеющий
право голосовать на выборах. В отличие от национальных и провинциальных
выборов, где избиратели голосуют только за списки кандидатов, выдвинутых
политическими
партиями,
на
муниципальных
выборах
избиратели
также
дополнительно голосуют за отдельных кандидатов, выдвинутых от каждого
избирательного округа.
Слайд 25
Голосование
в
день
выборов
проводится
непосредственно
на
избирательном
участке,
установленном
в
каждом
избирательном
округе.
Избиратель может проголосовать на выборах только один раз и только на
избирательном
участке
того
избирательного
округа,
в
котором
он
зарегистрирован в качестве избирателя.
Слайд 26
По общему правилу голосование на избирательном участке начинается
в 7:00 утра и заканчивается в 21:00. Голосование продолжается до тех пор,
пока не проголосует каждый избиратель, имеющий право голоса на данном
избирательном участке, и который явился для голосования на избирательный
участок до его закрытия.
Наряду с этим, в целях обеспечения честных и
свободных выборов, Избирательная комиссия может продлить время для
проведения голосования до 24:00, а также закрыть избирательный участок на
определенный период времени.
Слайд 27
Каждый избирательный участок должен быть оснащен достаточным
количеством
избирательных
бюллетеней.
Их
количество
определяется
по
числу
зарегистрированных
избирателей
в
данном
избирательном
округе,
плюс дополнительные бюллетени, применение которых возможно в случае
порчи избирателем своего бюллетеня. Кроме того, в целях обеспечения тайны
голосования каждый избирательный участок должен быть оборудован не
менее
чем
одной
кабиной
для
голосования.
В
помощь
избирателям
вывешиваются плакаты с инструкцией по заполнению бюллетеней.
Слайд 28
Когда председатель избирательного участка или член Избирательной
комиссии
убедились
в
полном
соответствии
избирателя
необходимым
требованиям, то они должны:
записать данные документа, удостоверяющего личность в установленном
законом порядке
пометить руку избирателя
пометить
оборотную
сторону
избирательного
бюллетеня
и
передать
бюллетень избирателю.
Слайд 29
Избиратель, получив такой бюллетень, должен:
• зайти в пустую избирательную кабину;
• сделать отметки на избирательном бюллетене, позволяющие узнать волю
избирателя;
• сложить избирательный бюллетень;
• поместить бюллетень в избирательную урну;
• без промедления покинуть избирательный участок.
Слайд 30
Если избиратель неправильно заполнил избирательный бюллетень или
иным образом испортил его, то до момента помещения такого бюллетеня в
избирательную урну избиратель может вернуть этот бюллетень председателю
избирательного участка или члену Избирательной комиссии, которые, в свою
очередь, должны выдать избирателю новый бюллетень.
Слайд 31
Как только избирательная урна заполнена полностью, председатель
избирательного
участка,
в
присутствии
одного
или
не скольких
представителей партий, должен опечатать ее в установленном порядке и
позволить указанным представителям заверить их печатями. Избирательная
урна
должна
оставаться
опечатанной
до
тех
пор,
пока
не
будет
начата
процедура подсчета голосов.
Слайд 32
Согласно избирательному законодательству ЮАР лица, являющиеся
гражданами ЮАР, которые не в состоянии явиться на избирательный участок
(инвалиды,
физически
или
психически
неполноценные
граждане,
беременные женщины), имеют право в день выборов голосовать на дому. В
ЮАР правом голоса обладают также лица, отбывающие наказание в местах
лишения свободы.
Слайд 33
Избирательная комиссия, получив результаты подсчета голосов со всех
избирательных участков, должна установить и объявить результаты выборов
в течение 7 дней после дня проведения голосования, но не ранее чем в 21:00
второго дня, следующего за днем голосования.
Слайд 34
Порядок
распределения
мандатов
Выборы
в
ЮАР
проходят
по
пропорциональной
избирательной
системе.
Главная
идея
этой
системы
заключается
в
том,
чтобы
каждая
политическая
партия
получила
в
Парламенте
или
ином
представительном
органе
число
мандатов,
пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах.
Число мест в Национальной ассамблее может варьироваться от 350 до 400.
При этом число мест определяется исходя из формулы – одно место на
каждые 100 тыс. населения.
Слайд 35
Референдум представляет собой процесс голосования избирателей,
посредством которого принимается государственное решение. В отличие от
выборов голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату
какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса.
Слайд 36
В
референдуме
имеют
право
участвовать
все
лица,
обладающие
активным избирательным правом. Инициатива по проведению референдума в
ЮАР принадлежит Президенту страны, вопросы же организации, проведения
и подведения его итогов относятся к компетенции Избирательной комиссии.
Слайд 37
Выборы
в
ЮАР
проходят
на
национальном,
провинциальном
и
муниципальном
уровнях.
Избиратели
выбирают
членов
законодательных
органов власти. На национальном уровне граждане выбирают членов нижней
палаты Парламента – Национальной ассамблеи, на провинциальном – членов
законодательных собраний провинций, на муниципальном – членов местных
советов управления.
Слайд 38
Национальная
ассамблея
и
законодательные
собрания
провинций
избираются
по
системе
пропорционального
представительства
во
время
проведения
всеобщих
выборов.
При
этом
избиратели
голосуют
исключительно
за
списки
кандидатов,
представленных
политическими
партиями.
Слайд 39
Члены же в местные советы управления и мэры избираются во время
муниципальных
выборов.
На
муниципальных
выборах
используется
смешанная
система:
избиратели
голосуют
как
за
списки
кандидатов,
представленных политическими партиями, так и за отдельно выдвинутых от
каждого избирательного округа кандидатов. Применение смешанной системы
продиктовано стремлением соединить преимущества различных систем и
компенсировать их недостатки.
Слайд 40
Преамбула конституции ЮАР
Мы,
народ
Южной
Африки,
признаем
несправедливость
нашего
прошлого, отдаем дань тем, кто страдал за справедливость и свободу нашей
земли, уважаем тех, кто работал на строительство и развитие нашей страны;
и
верим
в
то,
что
Южная
Африка
принадлежит
тем,
кто
в
ней
живет,
объединенной в своем разнообразии. Мы, учитывая вышесказанное, через
своих свободно избранных представителей принимаем эту Конституцию как
основной закон Республики, который: положит конец разногласиям прошлого
и создаст общество, основанное на демократических основах, социальной
справедливости
и
основных
правах
человека;
установит
основы
демократического
и
открытого
общества,
в
котором
правительство
будет
основано на волеизъявлении народа и каждый гражданин будет являться
равным
перед
законом;
улучшит
уровень
жизни
граждан
и
высвободит
потенциал
каждого
гражданина;
и
построит
объединенную
и
демократическую Южную Африку, способную занять свое законное место
как суверенное государство в объединении наций.
Слайд 41
Пусть Бог защищает наших людей. Благослови, Боже, Южную Африку.