Автор: Черноусова Ирина Константиновна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МОБУ " Иссадская основная общеобразовательная школа" Населённый пункт: д. Иссад Ленинградская область Наименование материала: занятие в старшей группе Тема: "Путешествие в зимний лес". Раздел: дошкольное образование
старшей группе «Путешествие в зимний лес».
Цель: Углубление восприятия музыки, через
интеграцию различных видов искусств, организация
музыкально-оздоровительной работы в ДОУ.
Задачи:
Образовательные:
1 .Продолжать знакомить детей с инновационной
деятельностью, которая способствует
разностороннему и гармоничному развитию
личности
Развивающие:
1. Развивать музыкальные и творческие способности
дошкольников в различных видах музыкальной
деятельности, используя здоровье сберегающие
технологии.
2. Развивать общую моторику, координацию речи с
движением, диалогическую речь, зрительное
внимание, мышление.
3.Развивать чувство ритма, слуховое внимание,
музыкальную память, певческие навыки.
Воспитательные:
1. Формировать навыки сотрудничества,
доброжелательности.
2.Воспитывать любовь и бережное отношение к
природе.
Предварительная работа
- подбор литературы, детского репертуара ;
- разучивание песен;
- музыкально-ритмических композиций;
- индивидуальная работа с детьми;
- наблюдение за зимними явлениями в природе;
Материалы и оборудование:
- музыкальный центр, мультимедийный проектор,
компьютер, фонограммы произведений, иллюстрации
зимнего леса, портрет А. Вивальди Портрет С.
Есенина, хрустальные вазы 6 штук. ноты песен,
снежинки по количеству детей.
«Зима » муз. Э. Ханок. Слова: С. Островой.
Песня « Снежный вальс» муз и слова З. Роот
«Снежные бабочки» муз .Селиверстова
«Швейцарская народная мелодия» Журнал муз рук.
№5 2004 год.
- «Зима» (Музыка А. Вивальди);
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие: Воспитание
дружелюбия, умение действовать согласованно.
- Познавательное развитие: Ознакомление детей с
песнями. играми по теме, показ иллюстрации,
слушание музыки, знакомство с творчеством А.
Вивальди.
- Речевое развитие: Расширение активного словаря
- Физическое развитие: Развитие двигательной
активности в танцах и играх.
Ожидаемый результат:
- проявлять интерес к искусству.
- может различать средства музыкальной
выразительности, определять образное содержание
музыкальных произведений;
- накапливать музыкальные впечатления, петь песни
разного характера выразительно и эмоционально;
- выражать положительные эмоции (радость,
восхищение) при прослушивании музыкальных
произведений и выполнений музыкально-
ритмических движений;
- активно и доброжелательно взаимодействует с
педагогом и сверстниками во время проведения
музыкальной игры.
Ход занятия:
Дети входят в зал.
Муз . Рук: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас
видеть.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро - солнцу и птицам,
Доброе утро – приветливым лицам!
Приветствие «Доброе утро».
Муз. Рук: Я вижу, что у всех хорошее настроение.
Сегодня я приглашаю вас на прогулку в зимний лес.
Добрый лес - старый лес полный сказочных чудес.
Я иду гулять сейчас и зову с собою вас.
Пойдем по зимней тропинке и посмотрим вокруг,
полюбуемся красотой. Поворачивайтесь друг за
другом, пойдем так, как нам подскажет музыка.
Скрипит под ногами тихо снежок,
идем на носочках, не отставай дружок.
Ходьба на носках.
Кругом много снега, сугробы лежат,
Чтоб не провалиться, делай шире шаг.
Ходьба широким шагом.
Музыка чередуется несколько раз, дети в
соответствии со звучанием музыки меняют движения.
Муз. Рук:
С вами шли - шли - шли
И в волшебный лес пришли.
А в лесу дышится легко, свежо. Давайте подышим.
Дыхательное упражнение « Аромат»
Леса аромат вдохни (вдох через нос, руки
поднимаются вверх),
И тихонько протяни (на выдохе произносится
«Ах» руки опускаются вниз).
Чтобы не замерзнуть -погреем наши руки и язычки.
Чистоговорка «Холода»
Да-да-да-вот настали холода. ( Дети хлопают в
ладоши)
Ды-ды –ды- дым идет из трубы. (Поднимают руки
вверх, сжимают и рассжимают пальцы).
Ду - ду -ду - я на лыжах иду(Скользят ладонями друг
о друга)
Ди-ди-ди- ты меня в снегу найди (Пробегают
указательным и средним пальцем по бедрам)
Муз. Рук: Как здесь красиво! А что вы видите
вокруг?
Дети: Снег, сугробы , деревья.
Муз. Рук: Все деревья в белоснежном уборе .Каждую
веточку окутала зима снегом, никого нет, одни
сосульки висят (Проводит палочкой по сосулькам)
Что делают сосульки?
Дети: Звенят.
Муз. Рук: А какой звук у сосулек?
Дети: Металлический.
Муз: Рук: А как вы думаете? Кто здесь живет?
Дети: Медведи, зайцы, лисы и т.д.
Муз. Рук: Давайте покричим «Ау». Может, кто
откликнется.
Упражнение « Ау» – основным элементом этого
упражнения является скользящая, глиссирующая,
восходящая интонация с резким переходом из одного
регистра в другой.
Муз. Рук: Как тихо. ( Жест прислушивания). Что мы
будем делать?
Дети: Можно песенку спеть. Кто-нибудь услышит и
выйдет к нам.
Муз. Рук: Мы не просто споем песенку, а еще
исполним на музыкальных инструментах.
Дети выбирают себе музыкальные инструменты:
треугольники, колокольчики, металлофоны.
Песенка « Снежный вальс». Слова и музыка З.Роот
(слышится стук).
Муз. Рук: Кто это может в зимнем лесу стучать?
Дети: Дятел.
Муз. Рук: Какой слышится звук?
Дети: Деревянный.
Муз. Рук: Давайте поиграем с ним, подразним дятла.
Предложить взять деревянные палочки и простучать
песенку.
Мы в лесу слыхали стук,
Дятел клювом тук-тук-тук.
Тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук.
Тук-тук-тук-тук-тук-тук.
(дети садятся на стульчики)
Стихотворение читает Мила Коновалова.
Р-к: Легким облачком над лесом
Проплывала сказка
И снежинками касалась
Веток елок ласково.
Намела кругом сугробы
Белые, пушистые,
Спрятав все ходы и норы.
И дорожки быстрые.
Одарила белой шубкой
Всех зайчат-проказников.
Растворилась тайной хрупкой
Чистым зимним праздником.
Муз. Рук: Зиму любят поэты, художники,
композиторы. Они передают красоту зимней
природы в своих произведениях.
Вот как говорит о зиме в своем стихотворении С.
Есенин. У С. Есенина зима тоскливая, печальная,
заунывная.
…Поет зима, аукает
Лохматый лес баюкает
Сто звоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака…
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется
Но больно холодна
Муз. Рук: Как можно выразить настроение?
(Мимикой лица, движением) А вы с каким
настроением ко мне пришли? (ответ)
Правильно. Каждый выражает свое настроение –
по – разному. Композиторы передают настроение
средствами музыки. Сегодня я хочу познакомить вас
с музыкальным произведением итальянского
композитора Антонио Вивальди, которое называется
«Времена года. Зима» Музыка унесет нас далеко - и
мы полетим над заснеженным лесом. Вы услышите
разговор снежинок с ветром. Хотите послушать?
Слушание «А. Вивальди «Зима».
Муз. Рук: Какая это музыка по характеру, о чем она
вам рассказала? Какие музыкальные инструменты
звучали в этом произведении? (ответ) Антонио
Вивальди жил очень давно и писал много красивых
произведений. Настоящим шедевром является его
концерт «Времена года».
А сейчас мы попробуем выразить характер и
настроение музыки словами. Вот снежинка (Показ)
Мы будем передавать ее друг - другу и делиться
своими впечатлениями.
Игра «Волшебный лес». Дети - передавая снежинку,
придумывают слова о зимнем лесе, опираясь на
настроение прослушанной музыки. (Лес сказочный,
хрустальный, звенящий, волшебный)
Муз. Рук: дети, посмотрите на необычные бабочки -
снежинки (Показ иллюстрации через мультимедиа).
Когда их много порхает в воздухе - это похоже на
сказочную снежную метель. Они могут кружиться
по кругу, парами, по одному и все вместе ( Раздать
по снежинке).
Я думаю, у вас сейчас красиво получится передать
музыкальное настроение в красивом танце.
Звучит музыка «Снежные бабочки»
Муз. Селиверстова (Дети свободно двигаются).
Муз. Рук: Дети, хотите придумать для снежинок
свою музыку. У нас сегодня необычные музыкальные
инструменты - хрустальные вазы. Если до них
слегка дотрагиваться музыкальным молоточком -
можно услышать красивые хрустальные звуки. Вот
послушайте (показать приемы игры.) Я предлагаю
вам пофантазировать и сочинить свою сказочную
музыку.
«Швейцарская народная мелодия »( Журнал
«Музыкальный руководитель №5/2004)
Муз. Рук: В лесу все очарованы вашей прекрасной
музыкой. Зимнее путешествие в лес заканчивается,
нам пора возвращаться обратно в детский сад.
Садитесь на санки. Поехали.
Кажется, мы уже приехали. Скажите, вы не
замерзли в зимнем лесу? Как можем согреться?
Давайте потанцуем. « Танец» Песня «Зима»
Игра « Здравствуй зимушка-зима».
Муз Рук: Ребята, вам понравилась лесная прогулка? В
какое путешествие вы хотите отправиться в
следующий раз? (ответ детей)
Музыкальный руководитель дает индивидуальную
оценку каждому ребенку.