Автор: Крехтунова Любовь Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 60
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация технологии проектной деятельности на уроках географии"
Раздел: среднее образование
Реализация технологии проектной деятельности на уроках географии
Крехтунова Любовь Николаевна
учитель географии МБОУ СОШ №60
г.Новокузнецк
На современном этапе развития российского образования и в связи с
переходом на новые образовательные стандарты основной задачей учителя
становится
не
передача
знаний
в
готовом
виде,
а
формирование
метапредметных и личностных результатов обучающихся. В соответствии с
современным социальным заказом общества на портрет выпускника школы
как
успешной,
универсальной,
конкурентоспособной
личности,
умеющей
организовать свою деятельность и быстро адаптироваться в изменяющемся
мире.
Работа
по
формированию
умений
и
навыков
организации
самостоятельной работы школьников, направленной на поиск информации
требует от учителя умения организовать деятельностный процесс получения
знаний. Одной из эффективных технологий организации самостоятельной
поисковой активности учащихся на уроках географии является применение
технологии проектной деятельности.
Программа курса « География. Материки, океаны, народы и страны»
7класса
является
продолжением
начального
курса
географии
по
формированию системы географических знаний и умений как компонентов
научной картины мира. Для формирования целостного представления об
окружающем
мире
мы
предлагаем
проводить
уроки
в
форме
исследовательских проектов по организации путешествий-исследований в
различные
страны
мира.
Применение
данной
технологии
в
процессе
обучения
школьников
позволит
сформировать
не
только
предметные
результаты
обучения,
но
и
метапредметные
и
личностные
результаты.
Сформирует
умения
извлекать
необходимую
информацию
из
различных
источников, составлять комплектую географическую характеристику страны,
океана
и
т.д.
Кроме
того,
организация
уроков-проектов,
позволит
сформировать эмоционально-ценностное отношение к географической среде
и окружающему миру.
Рассмотрим подробнее технологию организации уроков на основе создания и
разработки учебных проектов. Организация урока в форме проекта, требует
от
учителя
большой
подготовленности,
так
как
необходимо
обеспечить
учащихся
доступом
к
разным
источникам
информации,
например,
справочной литературе, учебным книгам и пособиям, интернету и др. Кроме
того, учителю необходимо актуализировать имеющиеся знания учащихся и
обратить
внимание
учащихся
на
предполагаемом
затруднении
и
необходимости поиска или решения данного затруднения. В структуре урока
–проекта выделяется шесть этапов: мотивационный, организационный, этап
сбора информации, этап обобщения, формулирования выводов , презентация
проекта. Рассмотрим подробнее организацию каждого этапа.
1 этап - мотивационный.
На данном этапе учителю необходимо создать условия для выполнения
проекта учащимися.
2 этап – организационный. На втором этапе учитель выполняет роль
наблюдателя или консультанта, учащиеся сами определяют возможный план
создания проекта, распределяют обязанности по подготовке.
3 этап – сбор информации. В ходе работы на данном этапе каждый
учащихся
собирает
необходимую
информацию
по
проекту,
пользуясь
различными источниками информации.
4
этап
-
обобщение.
На
данном
этапе
все
учащиеся
рассказывают
полученную информацию по проекту остальным участникам, происходит
обобщение собранных данных.
5 этап – формулирование выводов. На данном этапе ученики создают
единый проект, формулируют выводы по результатам выполнения проекта.,
планируют вариант презентации проекта перед классом.
6
этап-
презентация
проекта.
В
ходе
данного
этапа
школьники
презентуют
проект,
рассказывают
о
этапах
выполнения,
делятся
полученными
знаниями,
формулируют
выводы
по
проделанной
работе,
отвечают на вопросы по проекту.
Таким образом, организация изучения стран на уроках географии в
форме
проектной
работы
позволяет
сформировать
у
учащихся
умения
самостоятельно
выявлять
и
формулировать
учебную
проблему,
искать
способы решения данной проблемы, формирует устойчивые представления
школьников о особенностях природы страны, ее богатствах, о разнообразии и
изменении географического пространства мира. Следовательно, применение
данной
технологии
соответствует
требованиям
стандарта
образования
на
формирование предметных и метапредметных результатов обучения.