Напоминание

"Одна из основных задач русского языка"


Автор: Каширская Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Республика Калмыкия БПОУ "Политехнический техникум"
Населённый пункт: г. Лагань
Наименование материала: Из опыта моей работы
Тема: "Одна из основных задач русского языка"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Из опыта моей работы.

Одна из главных задач уроков русского языка – развитие устной и письменной речи

учащихся, так как правильная, соответствующая нормам литературного языка речь –

показатель общей культуры человека, его умственного развития, морального облика,

характера, одно из обязательных условий всестороннего развития личности.

Осознавая необходимость сохранения родного языка в школе, необходимость

формирования речевой культуры учащихся на основе осмысленного отношении к

русскому

языку

как

духовной

сокровищнице

нации,

я

решилась

взяться

за

сложнейшую проблему – работа над культурой устной и письменной речи учащихся.

Сложнейшую, потому что на формирование культуры речи человека влияет множество

факторов: семья, социальная сфера, средства массовой информации, общая культура

общества.

Низкий уровень культуры устной и письменной речи учащихся стал волновать

еще и потому, что выполнение ЕГЭ по русскому языку требует от учащихся умения

создавать тексты разных жанров по широкому кругу тем и проблем, излагать свои

мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста, нормы литературной

речи.

Поэтому целью моих методических исследований по данной проблеме стала

работа

по

развитию

культуры

устной

и

письменной

речи

учащихся,

которой

я

посвятила много лет своего педагогического труда.

Для начала я основательно изучила все имеющиеся в Федеральном перечне

рекомендованные

Министерством

образования

программы

по

русскому

языку,

учебники и пришла к выводу: я должна работать над такими задачами:

Овладение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной и

письменной речи;

Формирование осмысленных умений и речевых навыков использования языка в

различных сферах и ситуациях общения;

Овладение основными нормами русского литературного языка;

Обогащение словарного запаса, грамматического строя речи;

Овладение основными нормами русского речевого этикета;

Повышение общего уровня грамотности учащихся;

Воспитание у учащихся любви к русскому языку как к национальному достоянию.

В программе техникума по Госстандарту основные задачи по формированию

языковой культуры углубляются и расширяются. Они сводятся к следующему:

Закрепить теоретические знания и умения обучающихся, полученные в среднем

звене.

Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность студентов

Закрепить и расширить знания обучающихся о тексте.

Расширить знания учащихся о стилях речи и правилах их использования.

Способствовать развитию речи и мышления студентов.

Исходя

из

того,

что

увеличилась

учебная

нагрузка

по

русскому

языку,

я

разработала свою рабочую программу, утвержденную м/к гуманитарных дисциплин..

Приступая

к

реализации

этих

проблем,

я

внесла

корректировки

в

свою

методическую

работу,

опираясь

на

опыт,

разработала

дидактический

материал

с

применением национально-регионального компонента. С его помощью мои ученики

не только приобретают знания по русскому языку, но и знакомятся с калмыцкой

литературой. Это прививает им любовь и интерес к малой родине.

Увеличила количество часов на развитие речи.

После

каждой

письменной

работы

провожу

уроки

анализа

ошибок

учащихся,

обращая особое внимание на совершенствование содержания и языкового оформления

творческих работ.

Выбрала такие формы и методы, которые позволили бы в кратчайшие сроки

достичь поставленной цели.

Работая над этой проблемой уже много лет, с удовлетворением отмечаю, что

мои ученики полюбили русский язык, научились выражать свои мысли и чувства,

выступать с докладами, рефератами, грамотно составляют планы, тезисы, конспекты,

свободно пользуются справочной литературой.

За эти годы написано много творческих работ, вызвавших интерес у обучающихся.

Мои

ученики

с

успехом

выступают

на

научно-практических

конференциях,

которые проходят в техникуме, республике и во Всероссийских конкурсах творческих

и научно-исследовательских работ.

Появились результаты. Баканева Виктория, учащаяся группы №6 награждена

дипломом

за

творческую

работу

«Идеи

Д.С.Лихачева

и

современность»

во

всероссийской междисциплинарной олимпиаде среди старшеклассников по комплексу

предметов «Гуманитарные и социальные науки».

Работа над культурой речи учащихся не ограничивалась только рамками урока.

Немаловажную роль в достижении поставленных целей сыграла и внеклассная работа

по русскому языку и литературе. Активное участие во внеклассных мероприятиях

дало моим ученикам возможность проверить свои знания и умения на практике.

Традиционными стали литературные гостиные (провели по творчеству С.Есенина,

А.Ахматовой,

В.Высоцкого,

по

стихам

и

песням

военных

лет)

конкурсы

чтецов,

лингвистических газет, конкурсы сочинений и рефератов.

Для преподавателей по данной теме показала открытые уроки.

Круглый стол «Роль литературы на нравственное воспитание учащихся».

Где с докладами выступили учащиеся Алымова Ксения и Баканева Виктория.

Конкурс красноречия «Как ваше слово отзовется».

Конкурс знатоков русского языка.

Проведена акция «За чистоту русского языка»

Все

эти

мероприятия

-

результат

длительной

и

плодотворной

работы

преподавателя

и учащихся, которые показали умение чувствовать родное слово,

думать над ним, искать в слове истинный смысл, восхищаться им, выражать себя в

слове.

Таким образом, целенаправленная и планомерная работа над развитием речи

учащихся помогла не только развить мышление, их наблюдательность, вдумчивое и

бережное отношение к родному слову, но и способствовала формированию общей

культуры, их гражданской позиции, духовно – нравственному становлению, так как

все

проводимые

уроки,

мероприятия

были

нацелены

на

во с п и т а н и е

высоконравственной, гуманистической личности. В лексиконе моих учеников вновь

появились слова «Честь», «Совесть», «Долг», «Родина», «Отечество», «Милосердие»,

«Порядочность».

Мои

ученики

«выросли»

и

их

мысли,

стали

глубокими,

серьезными,

продуманными, коли могут рассуждать они о благородстве, о гражданской позиции, о

Родине, о духовности.

Их

творческие

работы

всегда

волнуют

меня,

тонко

трогают

мою

душу

и

успокаивают:

«На

правильном

пути

стоят

наши

лицеисты».

С

чувством

удовлетворения говорю им об этом, и засияют радостно их глаза. Доброжелательный

взгляд педагога, мудрое слово, личная поддержка, сочувствие и соучастие – какие это

мощные стимулы для творчества подростков!

Я считаю, что любой труд ученика требует поощрения, будь то доброе слово,

учительская улыбка, грамота или ценный приз.

Во

время

Недели

русского

языка

и

литературы

участие

каждого

ученика

также

поощряется.

Исходя из опыта работы над данной проблемой, считаю, что все преподаватели

техникума

должны

уделять

большее

внимание

развитию

культуры

устной

и

письменной речи обучающихся, так как это влияет на общую культуру подростка, на

его интеллектуальное развитие, моральный облик.



В раздел образования