Автор: Каширская Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Республика Калмыкия БПОУ "Политехнический техникум"
Населённый пункт: г. Лагань
Наименование материала: Из опыта моей работы
Тема: "Одна из основных задач русского языка"
Раздел: среднее профессиональное
Из опыта моей работы.
Одна из главных задач уроков русского языка – развитие устной и письменной речи
учащихся, так как правильная, соответствующая нормам литературного языка речь –
показатель общей культуры человека, его умственного развития, морального облика,
характера, одно из обязательных условий всестороннего развития личности.
Осознавая необходимость сохранения родного языка в школе, необходимость
формирования речевой культуры учащихся на основе осмысленного отношении к
русскому
языку
как
духовной
сокровищнице
нации,
я
решилась
взяться
за
сложнейшую проблему – работа над культурой устной и письменной речи учащихся.
Сложнейшую, потому что на формирование культуры речи человека влияет множество
факторов: семья, социальная сфера, средства массовой информации, общая культура
общества.
Низкий уровень культуры устной и письменной речи учащихся стал волновать
еще и потому, что выполнение ЕГЭ по русскому языку требует от учащихся умения
создавать тексты разных жанров по широкому кругу тем и проблем, излагать свои
мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста, нормы литературной
речи.
Поэтому целью моих методических исследований по данной проблеме стала
работа
по
развитию
культуры
устной
и
письменной
речи
учащихся,
которой
я
посвятила много лет своего педагогического труда.
Для начала я основательно изучила все имеющиеся в Федеральном перечне
рекомендованные
Министерством
образования
программы
по
русскому
языку,
учебники и пришла к выводу: я должна работать над такими задачами:
Овладение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной и
письменной речи;
Формирование осмысленных умений и речевых навыков использования языка в
различных сферах и ситуациях общения;
Овладение основными нормами русского литературного языка;
Обогащение словарного запаса, грамматического строя речи;
Овладение основными нормами русского речевого этикета;
Повышение общего уровня грамотности учащихся;
Воспитание у учащихся любви к русскому языку как к национальному достоянию.
В программе техникума по Госстандарту основные задачи по формированию
языковой культуры углубляются и расширяются. Они сводятся к следующему:
Закрепить теоретические знания и умения обучающихся, полученные в среднем
звене.
Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность студентов
Закрепить и расширить знания обучающихся о тексте.
Расширить знания учащихся о стилях речи и правилах их использования.
Способствовать развитию речи и мышления студентов.
Исходя
из
того,
что
увеличилась
учебная
нагрузка
по
русскому
языку,
я
разработала свою рабочую программу, утвержденную м/к гуманитарных дисциплин..
Приступая
к
реализации
этих
проблем,
я
внесла
корректировки
в
свою
методическую
работу,
опираясь
на
опыт,
разработала
дидактический
материал
с
применением национально-регионального компонента. С его помощью мои ученики
не только приобретают знания по русскому языку, но и знакомятся с калмыцкой
литературой. Это прививает им любовь и интерес к малой родине.
Увеличила количество часов на развитие речи.
После
каждой
письменной
работы
провожу
уроки
анализа
ошибок
учащихся,
обращая особое внимание на совершенствование содержания и языкового оформления
творческих работ.
Выбрала такие формы и методы, которые позволили бы в кратчайшие сроки
достичь поставленной цели.
Работая над этой проблемой уже много лет, с удовлетворением отмечаю, что
мои ученики полюбили русский язык, научились выражать свои мысли и чувства,
выступать с докладами, рефератами, грамотно составляют планы, тезисы, конспекты,
свободно пользуются справочной литературой.
За эти годы написано много творческих работ, вызвавших интерес у обучающихся.
Мои
ученики
с
успехом
выступают
на
научно-практических
конференциях,
которые проходят в техникуме, республике и во Всероссийских конкурсах творческих
и научно-исследовательских работ.
Появились результаты. Баканева Виктория, учащаяся группы №6 награждена
дипломом
за
творческую
работу
«Идеи
Д.С.Лихачева
и
современность»
во
всероссийской междисциплинарной олимпиаде среди старшеклассников по комплексу
предметов «Гуманитарные и социальные науки».
Работа над культурой речи учащихся не ограничивалась только рамками урока.
Немаловажную роль в достижении поставленных целей сыграла и внеклассная работа
по русскому языку и литературе. Активное участие во внеклассных мероприятиях
дало моим ученикам возможность проверить свои знания и умения на практике.
Традиционными стали литературные гостиные (провели по творчеству С.Есенина,
А.Ахматовой,
В.Высоцкого,
по
стихам
и
песням
военных
лет)
конкурсы
чтецов,
лингвистических газет, конкурсы сочинений и рефератов.
Для преподавателей по данной теме показала открытые уроки.
Круглый стол «Роль литературы на нравственное воспитание учащихся».
Где с докладами выступили учащиеся Алымова Ксения и Баканева Виктория.
Конкурс красноречия «Как ваше слово отзовется».
Конкурс знатоков русского языка.
Проведена акция «За чистоту русского языка»
Все
эти
мероприятия
-
результат
длительной
и
плодотворной
работы
преподавателя
и учащихся, которые показали умение чувствовать родное слово,
думать над ним, искать в слове истинный смысл, восхищаться им, выражать себя в
слове.
Таким образом, целенаправленная и планомерная работа над развитием речи
учащихся помогла не только развить мышление, их наблюдательность, вдумчивое и
бережное отношение к родному слову, но и способствовала формированию общей
культуры, их гражданской позиции, духовно – нравственному становлению, так как
все
проводимые
уроки,
мероприятия
были
нацелены
на
во с п и т а н и е
высоконравственной, гуманистической личности. В лексиконе моих учеников вновь
появились слова «Честь», «Совесть», «Долг», «Родина», «Отечество», «Милосердие»,
«Порядочность».
Мои
ученики
«выросли»
и
их
мысли,
стали
глубокими,
серьезными,
продуманными, коли могут рассуждать они о благородстве, о гражданской позиции, о
Родине, о духовности.
Их
творческие
работы
всегда
волнуют
меня,
тонко
трогают
мою
душу
и
успокаивают:
«На
правильном
пути
стоят
наши
лицеисты».
С
чувством
удовлетворения говорю им об этом, и засияют радостно их глаза. Доброжелательный
взгляд педагога, мудрое слово, личная поддержка, сочувствие и соучастие – какие это
мощные стимулы для творчества подростков!
Я считаю, что любой труд ученика требует поощрения, будь то доброе слово,
учительская улыбка, грамота или ценный приз.
Во
время
Недели
русского
языка
и
литературы
участие
каждого
ученика
также
поощряется.
Исходя из опыта работы над данной проблемой, считаю, что все преподаватели
техникума
должны
уделять
большее
внимание
развитию
культуры
устной
и
письменной речи обучающихся, так как это влияет на общую культуру подростка, на
его интеллектуальное развитие, моральный облик.