Автор: Власова Марина Ионовна
Должность: утитель тьехнологии и изо
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 31"
Населённый пункт: п. Восток Приморский край, Красноармейский район
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Русская народная вышивка"
Раздел: среднее образование
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Предмет
Изобразительное искусство
Класс
5
Учитель
Власова М.И
Школа
МБОУ «СОШ № 31»
Раздел
Древние корни народного искусства
Тема урока
Русская народная вышивка
№ урока в рабочей программе
5
Тип урока
Урок новых знаний
Цель
образовательная:
1.
познакомить учащихся с русской народной вышивкой на основе краеведческого материала;
2.
формировать умение выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы, выполнять эскизы русских народных рушников,
участвовать в проектной деятельности;
3.
научить различать древние знаки и символы искусства, объяснять их смысл, понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы;
развивающая:
регулятивная: развивать
1.
умения в целеполагании,
2.
в определении последовательности учебных действий и составлении плана;
коммуникативная:
1.
развивать умение слушать и вступать в диалог,
2.
участвовать в коллективном обсуждении обозначенной проблемы,
3.
строить продуктивное взаимодействие в процессе групповой работы;
познавательная:
1.
развивать умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме, 2. формулировать проблему, 3. самостоятельно создавать эскиз русского народного
рушника, 4. анализировать и оценивать результаты своей деятельности;
воспитательная: воспитывать: любовь к традиционной русской культуре, интерес к искусству.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Понять специфику образного языка народной вышивки родного
края;
приобрести
опыт
выполнения
творческого
проекта
(украшение
полотенца
вышивкой)
на
основе
народной
традиции, опыт совместной поисковой деятельности, связанной
с изучением особенностей украшения рушников своего края.
Самостоятельно
определить
задачу
урока;
выявить
близость орнамента народной вышивки с памятниками
устно
–
поэтического
творчества
(народные
песни);
осознанно
выбрать
наиболее
эффективные
способы
решения познавательных задач, организовать выставку
рушников.
Бережно
относиться
к
рукотворным
памятникам
старины;
реализовать
творческие
способности,
развить
наблюдательно сть,
во о б р а же н и е ,
коммуникативные
навыки
в
процессе
совместной
практической
творческой
деятельности.
Основные понятия, изучаемые на уроке
Орнамент, символика
Методы и приёмы
Эвристическая беседа, наглядный, частично-поисковый, создание ситуаций выбора и успеха,
речевых ситуаций, контроля и самоконтроля.
Формы организации учебной деятельности
Индивидуальная, групповая.
Технологии
Элементы критического мышления, информационно-коммуникационная.
Ресурсы
Н. А. Горяева, О. В. Островская «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в
жизни человека». 5 класс; мультимедийное оборудование, цветные карандаши, фломастеры, клей,
ножницы, цветная бумага.
Зрительный ряд
Примеры древних русских народных вышитых полотенец
Организационная структура урока
№
эта
па
Этап урока
УУД
Деятельность
ЭОР
Время
учителя
учащихся
1
Организаци
онный
Регулятивные: волевая
саморегуляция.
Личностные:
д е й с т в и е
смыслообразования.
Коммуникативные:
планирование
учебного
с о т р у д н и ч е с т в а
с
у ч и т е л е м
и
с о
сверстниками.
Приветствие учащихся.
Приветствуют
учителя.
1 мин
Мотивация
учебной
деятельнос
ти
Мы продолжаем путешествие в увлекательный мир русского
народного творчества.
2
Актуализац
ия знаний
Познавательные:
общеучебные:
у м е н и е
структурировать
знания,
к о н т р о л ь
и
о ц е н к а
процесса
и
результатов
деятельности;
логические:
а н а л и з ,
синтез,
выбор
оснований
для сравнения.
Регулятивные:
ц е л е п о л а г а н и е
к а к
п о с т а н о в к а
у ч е б н о й
задачи,
планирование,
прогнозирование.
Учитель спрашивает как внешнее и внутреннее украшали
крестьянскую избу, предметы быта.
Беседа.
- Зачем люди украшали свои жилища?
-
Какую
роль
играет
декор
в
крестьянском
прикладном
искусстве?
Можно
ли
сказать,
что
он
служит
только
украшением?
-
Чем
на
протяжении
многих
веков
женщины
украшали
тканые изделия, одежду?
Сформулируйте тему нашего урока.
Вышивка или, другими словами, речь пойдёт об украшении
полотенец вышивкой.
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
Определение целей урока.
Цели (определение целей по предложенным глаголам):
1. Выяснить назначение полотенец.
2. Узнать, какими узорами украшались полотенца.
3. Применить полученные знания на практике.
У ч а с т в у ю т
в
б е с е д е
и
целеполагании.
-Для
привлечения
сил
света,
добра,
защиты
от
злых
сил.
-
Нет,
ещё
декор
имел
символическое
значение,
в ы с т у п а л
в
качестве оберега.
- Вышивкой.
-
« Р у с с к а я
народная
вышивка».
Компьютер,
проектор
для
просмотра
презентации
3 мин
3
Первичное
усвоение
знаний
Познавательные:
умение
структурировать
знания;
п о с т а н о в к а
и
формулирование
проблемы;
общеучебные:знаково-
с и м в о л и ч е с к и е
–
моделирование.
Коммуникативные:
умение
выражать
свои
мысли.
Ре г ул яти в н ы е
УУД :
проявлять познавательную
инициативу
в
учебном
сотрудничестве.
Словарная работа.
- Прочитайте слова:
Пристен, утиральник, занавес, обыденник, утренник, рукотёр,
набожник, рушник.
- Что объединяет эти слова?
-
А
в
наше
время
полотенца
до
сих
пор
называют
«рушниками».
Сообщение учителя.
- Полотенце сопровождало человека в течение всей жизни
вплоть
до
самой
смерти.
Когда
ребёнок
рождался,
его
закутывали полотенцем. Утром умывались родниковой водой,
и
после
непременно
использовали
чистое
полотенце.
На
свадьбах
были
специальные
полотенца,
украшенные
вышитыми
птицами,
ведь
образы
птиц
символизировали
счастье.
И
в
последний
путь
человека
тоже
провожали
полотенца, на них опускали в могилу. Просмотр слайдов.
Внимательно рассмотрите представленные слайды и скажите,
что
заметили
общего,
повторяющегося
в
украшении
полотенец?
У ч а с т в у ю т
в
словарной
работе.
.
Отмечают
повторяющийся
узор,
преобладание
красного цвета.
Компьютер,
проектор
для
просмотра
презентации
7 мин
4
Первичная
проверка
понимания
Коммуникативные:
управление
поведе ние м
партнера;
умение
выражать
с в о и
м ы с л и ;
у м е н и е
н а х о д и т ь
н е с к о л ь к о
в а р и а н т о в
р е ш е н и я
проблемы.
Личностные
УУД:
ф о р м и р о в а т ь
у м е н и е
с п о с о б н о с т и
к
саморазвитию.
Познавательные
УУД:
и с п о л ь з о в ат ь
з н а ко в о -
символические
средства;
создавать и преобразовывать
модели.
-
Узор,
построенный
на
ритмическом
чередовании
геометрических или изобразительных элементов, называется
орнаментом.
Виды орнамента.
- Символика – выражение отношения к миру с помощью
условных знаков, символов.
- Очень часто на полотенцах вышивали древо жизни – символ
никогда не прекращающейся жизни на Земле.
Символичен был и цвет:
Красный цвет – символ жизни, красоты, силы;
Белый – символ света, чистоты;
Чёрный – символ плодородия, земли.
Отмечают
особенности
изображений
на
вышитых
рушниках.
З н а ком я т с я
с
основными
понятиями:
орнамент,
символика.
Компьютер,
проектор
для
просмотра
презентации
7
мин
5
Первичное
закреплени
е
Познавательные:
общеучебные:
п о и с к
и
выделение
необходимой
и н ф о р м а ц и и , логические:
построение логической цепи
р а с с у ж д е н и й , УУД
постановки
и
р е ш е н и я
проблем:
самостоятельное
создание способов решения
проблем.
Коммуникативные
УУД:
умение
вступать
в
диалог;
умение
д о го ва р и ват ь с я;
у м е н и е
з а п р о с и т ь
недостающую
информацию
у
у ч и т е л я . Регулятивные
У УД : в
сотрудничестве
с
учителем
ставить
новые
учебные задачи.
Переходим к практической части урока, где нам предстоит
украсить полотенце, используя полученные знания.
Определим
план
работы
по
выполнению
РАБОТЫ
«Украшение полотенца вышивкой»:
.
Выполняют
практическое
задание.
При
необходимости
обращаются
к
у ч и т е л ю
з а
помощью.
Составляют
план работы под
руководством
учителя.
Компьютер,
проектор
для
просмотра
презентации
18
мин
6
Контроль
усвоения
Регулятивные:
о ц е н ка
–
выделение
и
о сознание
учащимися
того,
что
уже
усвоено и что еще подлежит
усвоению, прогнозирование.
Познавательные:
общенаучные:
у м е н и е
структурировать знания;
о ц е н к а
п р о ц е с с а
и
результатов деятельности
.
-
Творческая
работа
«Украшение
полотенца
вышивкой»
выполнена. Ваше полотенце займёт достойное место в мини-
выставке.
- Все ли задачи, поставленные вами, выполнены?
- Каково было назначение полотенец в жизни наших предков?
-
Какими
орнаментами
украшались
полотенца
и
что
они
символизировали?
Самооценка
деятельности.
1 мин
7
Рефлексия
Коммуникативные:
умение
выражать
свои
мысли.
Регулятивные:
в ол е ва я
саморегуляция.
Молодцы!
Ребята,
посмотрите,
какие
замечательные
полотенца
вы сегодня создали. А в нашей повседневной
жизни можно ли найти применение такому полотенцу?
Вам понравилось работать? Как вы считаете, удалось ли нам
реализовать поставленную задачу?
Учащиеся
совместно
с
учителем
оценивают
качество
выполненных работ, аккуратность, высказывают свое мнение.
Итогом является оценивание работ в процессе совместного
обсуждения.
«Закончи предложение».
Сегодня на уроке я узнал ….
Больше всего мне понравилось… (проводим рефлексию)
Ответы детей
Компьютер,
проектор
для
просмотра
презентации
2 мин
8
Домашнее
задание
Дифференцированное
домашнее
задание
с
учетом
индивидуальных возможностей учащихся:
-Найти
изображения
женщин
и
мужчин
в
народных
костюмах, а также отдельные детали костюмов на открытках,
фотографиях, в иллюстрациях к детским книгам
-Подготовить
сообщение
на
тему:
«Традиционная
одежда
разных народов».
Записывают
домашнее
задание.
1 мин