Автор: Абрамова Татьяна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №70"
Населённый пункт: г. Владивосток, Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: КВН "Путешествие по природным зонам России"
Раздел: начальное образование
КВН
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПРИРОДНЫМ ЗОНАМ
РОССИИ»
1 КОНКУРС - РАЗМИНКА
- Проведем небольшую разминку. Я буду загадывать загадки каждой команде по очере-
ди. Если команда не сможет ответить, то право отгадать загадку переходит другой ко-
манде. За каждый правильный ответ команда получает один балл.
- О какой природной зоне эта загадка?
1.
Здесь только желтые пески,
Здесь солнце полыхает,
Здесь от жары и от тоски
Все сразу засыхает.
А в небе нет ни облаков,
Ни самой малой тучки.
Вот потому среди песков
Растут одни колючки. (Пустыня)
2.
Может полем она стать,
Если землю распахать.
Пока ж на ней ковыль растет
Да по весне сорняк цветет. (Степь)
3.
Весь год там купайся и загорай,
Нет жарче на свете, чем этот край. (Тропики)
4.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем! (Лес)
5.
Здесь березы – по колени.
Щиплют мох стада оленьи.
Их пасет с семьей каюр,
Чум у них из дымных шкур. (Тундра)
6.
Мы найдём на глобусе
Два различных полюса!
А у Севера найдём
Природную зону, покрытую льдом! (Арктические пустыни)
2 конкурс ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИРОДНУЮ ЗОНУ.
1)
Это
безлесная
заболоченная
равнина
на
севере
нашей
Родины
.
Природа
здесь
сурова
.
Зима
ветреная
,
холодная
,
с
морозами
свыше
50
градусов
.
Зима
длится
8 – 9
месяцев
.
Снега
немного
.
Поэтому
земля
промерзает
на
большую
глубину
. (
ТУНДРА
)
2)
Эта
зона
–
бескрайние
равнины
,
безлесные
просторы
.
Зима
здесь
короткая
,
довольно
холодная
,
особенно
на
востоке
.
Лето
продолжительное
,
жаркое
.
Дождей
выпада
-
ет
немного
,
в
основном
летом
. (
СТЕПЬ
)
3)
Поверхность
этой
зоны
во
многих
местах
покрыта
пес
-
чаными
барханами
.
Здесь
редко
бывают
дожди
.
Лето
про
-
должительное
,
жаркое
и
сухое
.
Зима
короткая
,
но
холод
-
ная
.
Температура
зимой
достигает
30
и
больше
градусов
мороза
. (
ПУСТЫНЯ
)
3 конкурс ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ
1.Бегает среди камней
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост – но ах!
Удрала, а хвост в руках! (Ящерица – степь)
2. Мха копытами касаясь,
Ходит северный красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Северный олень – тундра)
3. Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения. (Жаворонок – степь)
4. Горбатый корабль по пустыне плывет,
Сухую колючку лениво жует. (Верблюд – пустыня)
5. Меньше тигра, но немножко
Больше крупной ружей кошки.
На суку она обычно
Притаившись, ждет добычу.
Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит … (Рысь – лесная зона)
6.
Вьется веревка,
На конце – головка. (Змея – степь)
4 конкурс « Звери спрятались.»
В тексте найти названия животных.
Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья. И объявление: « Мухомор
жареный».
Рысью побежал охранник. Ребята за ним, но на пути заслон. Послышалось
рычание.
- Принести грабли! – скомандовал охранник.
Принесли самые новые.
- Велика банка, - почему-то сказал охранник. И добавил: - Зоопарк закрыт.
Так и не увидели ни одного зверя. А жаль.
Их здесь вон сколько! Целых девять, и все на виду. Найдите их ребята!
Ключ к ответу:
заСЛОН = СЛОН,
принесЛИ САмые = ЛИСА.
Ну а остальных вы теперь без труда сами найдете.
5 КОНКУРС - УЗНАЙТЕ РАСТЕНИЕ ПО ОПИСАНИЮ
- Животных вы знаете хорошо. Теперь проверим, как вы знаете рас-
тения. Вы должны определить, как называется растение и в какой
природной зоне оно произрастает.
1) Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и
скалах. (Лишайники)
2) У
этого
растения
могучий
ствол,
огромная
крона,
красивые
резные листья, а плодами лакомятся кабаны, белки, мыши. (Дуб)
3) Это таежное хвойное дерево имеет ценную древесину, в отличие
от своих сородичей полностью сбрасывает листву на зиму. (Лист-
венница)
4) Высокое растение, достигает 35 метров в высоту, долгожитель –
живет до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые с зуб-
чиками. Плоды человек употребляет в пищу. (Каштан)
5) Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на ми-
ниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей.
(Ягель)
6) Корни этого растения проникают на 20-метровую глубину и отту-
да добывают воду. Поэтому даже в сильный зной оно остается
ярко-зеленое. (Верблюжья колючка)
6 КОНКУРС «Что где растёт»
Саксаул растёт в
Дуб растёт в
Дыни растут в
Ягель растёт в
Персик растёт в
7 КОНКУРС
« Третий лишний»:
Определить лишнее слово и объяснить, назвав природную зону.
1.
Кукуруза, сахарная свекла, хлопчатник. ( Степь.)
2.
Оленевод, строитель каналов, охотник. ( тундра.)
3.
Гага, тупик, иволга. ( Крайний Север.)
4.
Апельсин, черемуха, абрикос. ( Черноморское побережье Кавказа.)
5.
Тушканчик, бобр, антилопа – джейран. ( Пустыня.)
8 конкурс НАЙДИ ОШИБКИ
Команды получают карточки с рассказом охотника.
Необходимо найти и объяснить ошибки.
« Это было в пустыне. Охотники три дня гонялись за тиграми, изнемогая от
жары и зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, об-
жигая ноги о раскаленные камни, охотники едва добрели до большой реки.
Здесь они утолили жажду и, скинув пыльную одежду, бросились в воду.
Долго плавали, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаулового
леса. Стали думать: « Что же делать дальше?» Наконец сообразили: по-
строили из саксаульных бревен плот и благополучно достигли на нем бли-
жайшего селения.»
Ошибки: тигры в пустыне не живут; за три дня верблюды не могут пасть
от недостатка воды; саксаул не дает тени; бревен из стволов саксаула сде-
лать нельзя, они корявые.
9-Й КОНКУРС – ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДНЫХ ЗОН
- Соедините экологическую проблему с природной зоной, к которой она
относится.
№
Экологическая проблема
Природная зона
1.
Неумеренный выпас скота
Арктические пустыни
2.
Разрушение почвы тяжелой техникой
Степи
3.
Загрязнение морей и побережий нефтью Тундра
4.
Вырубка лесов
Черноморское побережье
5.
Образование подвижных песков
Пустыни
6.
Браконьерство
Лесная зона
Приложение
Саксаул растёт в
Ягель растёт в
Дуб растёт в
Дыни растут в
Персик растёт в
В тексте найти названия животных.
Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья.
И объявление: « Мухомор жареный».
Рысью побежал охранник. Ребята за ним, но на
пути заслон. Послышалось рычание.
- Принести грабли! – скомандовал охранник.
Принесли самые новые.
- Велика банка, - почему-то сказал охранник. И
добавил: - Зоопарк закрыт.
Так и не увидели ни одного зверя. А жаль.
Их здесь вон сколько! Целых девять, и все на виду.
Найдите их ребята!
Ключ к ответу:
заСЛОН = СЛОН,
принесЛИ САмые = ЛИСА.
Ну а остальных вы теперь без труда сами найдете.
Определить лишнее слово и объяснить, назвав природную зону.
1. Кукуруза, сахарная свекла, хлопчатник.
2. Оленевод, строитель каналов, охотник.
3. Гага, тупик, иволга.
4. Апельсин, черемуха, абрикос.
5. Тушканчик, бобр, антилопа – джейран.
Соедините экологическую проблему с природной зоной, к которой она относится.
№
Экологическая проблема
Природная зона
1.
Неумеренный выпас скота
Арктические пустыни
2.
Разрушение почвы тяжелой техни-
кой
Степи
3.
Загрязнение морей и побережий
нефтью
Тундра
4.
Вырубка лесов
Черноморское побережье
5.
Образование подвижных песков
Пустыни
6.
Браконьерство
Лесная зона
Необходимо найти и объяснить ошибки.
« Это было в пустыне. Охотники три дня гонялись за
тиграми, изнемогая от жары и зноя. Верблюды не вы-
держали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая
ноги о раскаленные камни, охотники едва добрели до
большой реки. Здесь они утолили жажду и, скинув
пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали, а
затем укрылись от палящего зноя в тени саксаулового
леса. Стали думать: « Что же делать дальше?» Наконец
сообразили: построили из саксаульных бревен плот и
благополучно достигли на нем ближайшего селения.»