Напоминание

"Сенсорное воспитание детей раннего возраста"


Автор: Мамилова Эсет Башировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС"Снежинка"
Населённый пункт: П.г.т. Уренгой
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Сенсорное воспитание детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МБДОУ «Детский сад «Снежинка»

Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Консультация для педагогов

Подготовил:

Воспитатель Мамилова Эсет Башировна

п.г.т. Уренгой 2015г.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого.

Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность

ребенка дошкольника выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической

(знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую

роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного

воспитания.

Сенсорное

воспитание,

направленное

на

формирование

полноценного

восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность

умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от

уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит,

видит, осязает окружающее.

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в

частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями

искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её

сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок,

даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если

усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны

взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и

восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного

детства. Данную проблему решает сенсорное воспитание.

Исследованиям

в

области

сенсорного

воспитания

дошкольника

уделяли

многие

отечественные

и

зарубежные

ученые

воспитания

(М.

Монтессори,

Ф.

Фребель,

Е.И.

Тихеева и др.). В последнее время методисты все больше направляют свое внимание

именно на зарубежных авторов. Несмотря на это, наиболее важный вклад в развитие

исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В.

Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие.

Однако

и

на

сегодняшний

день

существует

необходимость

исследования

сенсорного

воспитания детей раннего возраста.

Сенсорное

развитие

ребенка

-

это

развитие

его

восприятия

и

формирование

представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в

пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и

дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для

совершенствования

деятельности

органов

чувств,

накопления

представлений

об

окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного

сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное

развитие,

с

одной

стороны,

составляет

фундамент

общего

умственного

развития

ребенка,

с

другой

стороны,

имеет

самостоятельное

значение,

так

как

полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в

школе, и для многих видов трудовой деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие

формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов

восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное

развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с

явлениями

природы,

начинает

осваивать

основы

математики

и

грамоты.

Овладение

знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и

внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с

изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его

формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы

предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей

в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без

постоянной

ориентировки

во

внешних

свойствах

предметов

невозможно

получить

объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их

сезонных

изменениях.

Формирование

элементарных

математических

представлений

предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение

объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух

- точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв.

Задачи сенсорного воспитания дошкольников вытекают из основных направлений

развития восприятия и представлений о внешних свойствах предметов.

Л.А. Венгер, В.С. Мухина указывают такие задачи:

ознакомление с сенсорными эталонами;

обучение детей способам использования сенсорных эталонов;

обучение планомерному обследованию предметов

При ознакомлении с сенсорными эталонами дети усваивают и их названия, но это не

должно становиться главным в обучении. Обучение способам использования сенсорных

эталонов предполагает постепенный перевод детей от использования реальных образцов к

использованию усвоенных представлений.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется

определенное звено сенсорной культуры. Таким образом, можно так же выделить задачи в

сенсорном воспитании и развитии детей, исходя из их возраста.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для

малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать

предметы разной формы и величины.

В начале второго года жизни точность и осмысленность восприятия невелики. Ребенок,

действуя

с

предметами,

зачастую

ориентируется

на

отдельные,

бросающиеся

в

глаза

признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик (так и пушистый воротник, и

меховую шапку он называет «киской» и т.п.).

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину

как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях

цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Одновременно

с

формированием

эталонов

необходимо

учить

детей

способам

обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов,

последовательному

осмотру

и

описанию

формы,

выполнению

все

более

сложных

глазомерных действий.

Таким образом, сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия,

обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и

восприятия.

В е д у щ е й

в раннем

детстве является

предметная

деятельно сть,

поэтому сенсорные задания целесообразно включать

именно

в этот

вид деятельности,

где учет цвета, формы и величины объектов является необходимым условием выполнения

предметных

действий.

В

качестве

таких

действий

могут

выступать

раскладывание

предметов на две группы, размещение вкладок в гнезда, втыкание грибков - втулочек в

отверстие

доски

(указанные

виды

действий

описаны

в

работах

Е.И.

Радиной).

Основной особенностью сенсорного развития детей раннего возраста является освоение

приемов

прикладывания,

сравнивания,

сопоставления

цвета,

формы,

величины.

Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала

Е.

И.

Радина,

является

одним

из

главных

условий

умственного

воспитания,

осуществляющегося в процессе предметной деятельности. На первом году жизни детей

увлекают действия с яркими игрушками разной формы и величины: нанизывание колец,

р а с к л а д ы в а н и е

п р е д м е т о в

и

т .

д .

А.П. Усова указывала,

что в

раннем

возрасте

развитие

ощущений

и

восприятий

происходит очень интенсивно. При этом правильное представление о предметах легче

формируется

в

процессе

их

непосредственного

восприятия,

как

зрительного,

так

и

слухового, и осязательного в процессе различного рода с этими предметами. Развитие

процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления,

поэтому в обучении дошкольников широко используется принцип наглядности.

Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом

качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги),

приятная фактура, четкая форма дидактических пособий

доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне

их

предэталонного

значения. Тематическое

планирование

материала

согласуется

со

временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. Так,

прежде

чем

предложить

детям

рисовать

красками

на

тему

«Листочки

деревьев»,

необходимо поставить в воду срезанные ветки и дождаться, чтобы почки распустились.

Рисование красками на тему «Одуванчики и жук на лугу» может проводиться после

наблюдения весенней лужайки с яркими одуванчиками. Рисованию на тему «Огоньки

ночью» должно предшествовать наблюдение за освещенными окнами домов.

Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой,

величиной

предметов

является

принцип

последовательности,

предусматривающий

постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на

группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению

разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и

свойств

в

изобразительной

и

элементарной

продуктивной

де яте л ь н о с ти .

Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне

осязаемыми сенсорными свойствами - величиной и формой предметов, которые можно

обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет,

о р и е н т и р о в к а

н а

к о т о р ы й

в о з м о ж н а

т о л ь к о

в

п л а н е

з р и т е л ь н о г о

восприятия. Предусмотрено также последовательное ознакомление детей вначале с резко

различными

свойствами

предметов

(круглой

-

квадратной

формой,

красным

-

синим

цветом), затем с более близкими признаками (круглой - овальной формой, желтым -

оранжевым цветом).

Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. На этапе

раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходить

систематически.

Особого внимания требует вопрос о повторности занятий: период раннего детства

характеризуется

необычайно

быстрыми

темпами

развития,

и

к

каждому

возрастному

микропериоду

необходимо

подходить

дифференцированно.

Занятие

на

повторение

не

должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и

тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к

поступательному развитию умственной активности на занятиях. Учитывая специфику

работы с детьми до 1 г. 6 мес. - 1 г. 8 мес., рекомендуется двух- трехразовое повторение

одних и тех же занятий. С более старшими ребятами каждое занятие проводится 1 раз.

Однако не следует думать, что с этого возраста при обучении детей не нужна повторность.

Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом

материале.

Это обеспечивает умственную активность детей на занятиях.

Первоначально малышам дают задания на группировку предметов. Этому посвящается ряд

занятий на различном материале с постепенным нарастанием

этого разнообразия. Дети группируют предметы по величине, потом по форме и наконец,

по цвету. Но повторность и постепенность предусматривают и более тонкое усложнение.

Так, вначале осуществляется группировка предметов с резко различными сенсорными

свойствами

(формы

или

цвета),

затем

с

более

близкими.

На

одном

занятии

дети

группируют предметы круглой и квадратной формы; на следующем они оперируют с

предметами круглой и овальной формы, но при этом сохраняются цвет, величина, фактура

предметов. Вариативность выполнения заданий, рекомендуемая вместо механического,

ситуативного

заучивания,

обеспечивает

прочность

и

глубину

знаний,

умений.

При

проведении

каждого

занятия

основным

методом

является

непосредственный

показ

предметов

воспитателем.

Вспомогательная

роль

при

этом

принадлежит

словесному

объяснению. Поскольку маленькому ребенку на этапе становления речевого развития

сложно

одновременно

воспринимать

показ

предметов,

действий

с

ними

и

речевую

инструкцию, то объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово

отвлекает

малыша

от

зрительного

восприятия.

После

общего

показа

и

объяснения

воспитатель предлагает выполнить под его непосредственным руководством фрагмент из

всего

задания

отдельно

каждому

ребенку,

оказывая

по

мере

необходимости

дифференцированную помощь. В третьей части занятия при самостоятельном выполнении

задания каждым ребенком педагог дает единичные указания, оказывает периодическую

помощь и в отдельных случаях проводит систематическое индивидуальное обучение.

Изменение методов обучения от занятия к занятию происходит в плане использования

более

или

менее

развернутой

инструкции.

На

начальных

этапах

обучения

подробно

развернутая инструкция используется воспитателем довольно часто. Так, при группировке

предметов по величине ребенку предлагают: посмотри внимательно на предмет, который

дал воспитатель;

o

посмотри на два предмета, положенные в разные стороны (воспитателем): вначале

на один, потом на другой;

o

снова посмотри на свой предмет;

o

найди глазами, где у воспитателя лежит такой же;

o

покажи его воспитателю;

o

положи свой предмет рядом с образцом.

По мере усвоения материала на занятиях инструкция постепенно может оказаться совсем

свернутой:

o

возьми предмет;

o

посмотри на мои игрушки;

o

положи свою игрушку вместе с моей такой же.

Многим детям начиная с 1 г. 9 мес- 1 г. 10 мес. после общего объяснения и показа не

требуется

дополнительных

вопросов

и

указаний

при

самостоятельном

выполнении

задания. Особый такт должен проявляться при планировании

индивидуальной работы с детьми. Важно помнить, чтобы эта работа не превратилась в

дополнительные

занятия.

Педагог

должен

лишь

заинтересовать

и

вызвать

у

малыша

желание поиграть с дидактическим материалом. Нельзя ради дополнительных занятий

отрывать ребенка от интересных для него дел. Так, например, если ребенок отказывается

идти

на

занятие,

то

не

стоит

заставлять

его

заниматься

ни

с

первой,

ни

со

второй

подгруппой. После окончания занятий со всеми детьми взрослый предлагает малышу

сесть за стол вместе с машинкой, с которой он увлеченно играл, показать машинку, а затем

погрузить в нее палочки одного цвета. Ребенок охотно выбирает предметы заданного цвета

и складывает их в кузов машины (задание на группировку предметов по цвету). Особого

внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием может служить оценка уровня

самостоятельности

их

выполнения.

Некоторые

дети

выполняют

задания

быстро,

без

ошибок.

Основная

часть

детей

выполняет

индивидуальные

задания

с

периодической

помощью педагога. Они могут допускать ошибки, исправлять их либо самостоятельно,

либо при вопросе воспитателя «Что у тебя неправильно?», либо при непосредственном

участии взрослого, когда тот отбирает неправильно размещенные предметы и предлагает

ребенку снова посмотреть, куда их надо положить. При этом дети проявляют большую

активность,

производя

многократные

сравнения,

сопоставления,

что

позволяет

качественно усвоить задания. Некоторым детям требуется постоянная помощь в виде

поэлементного

диктанта.

Для

малышей,

находящихся

на

таком

уровне

выполнения

задания, материал занятий оказывается завышенным. Надо знать причину их отставания

(дети могли болеть или просто мало посещать детское учреждение). Воспитателю важно

п р о с л е д и т ь

у с п е х и

д е т е й

о т

з а н я т и я

к

з а н я т и ю .

Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному

воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в

повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д. Так, в

играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании

дети узнают температурные свойства воды, во время прогулки - свойства снега, в процессе

игр, при катании на санях учитывают тяжесть предметов. Собирая матрешку, размещая

вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму

предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании

предметов в отверстия «занимательной коробки» и т. д.

Исходя из

выше

сказанного

можно сделать вывод,

что сенсорное

воспитание,

направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности,

служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.



В раздел образования