Автор: Борискова Галина Николаевна
Должность: преподаватель дмш
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ №1 им. М.И. Глинки"
Населённый пункт: Г. Смоленск
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Аппликатура и штрихи как средства музыкальной выразительности домриста"
Раздел: дополнительное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕМА: «Аппликатура и штрихи как средства
музыкальной выразительности домриста»
Разработала Борискова Галина Николаевна,
преподаватель МБУДО
«ДМШ№1 им. М.И. Глинки» г. Смоленск
Смоленск 2016
СОДЕРЖАНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….
II. АППЛИКАТУРА………………………………………………………………………….
2.1. Принципы аппликатуры…………………………………………………………………
2.2. Игра в позиции……………………………………………………………………………
2.3. Виды аппликатуры……………………………………………………………………….
2.4. Основные функции аппликатуры………………………………………………………..
III. ШТРИХИ……………………………………………………………………………………
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………
От способа звукоизвлечения во многом зависит характер музыки, а значит, и те образы,
которые
она
создаёт. Каждое
произведение,
в
зависимости
от
его
жанра,
темпа
и
характера, звучит по-разному.
Для того чтобы донести музыкальное произведение до слушателя, исполнителю
необходимо владеть музыкально-выразительными средствами. Исполнение мелодии, в
которой нет артикуляции, разных оттенков, звучит механически и пусто. Такая музыка не
зацепит
зрителя,
поскольку
будет
звучать
однообразной
монотонной
речью.
В арсенале музыканта таких средств достаточно много: это динамика, ритм, агогика,
темп, размер, аппликатура. Мне хотелось бы остановиться на богатых выразительных
возможностях штриховой артикуляции и аппликатуры.
Многообразие музыкального репертуара домриста требует бесконечного количества
пальцевых сочетаний. Вместе с тем, если внимательно рассмотреть разного рода пассажи,
фигурации, то можно выявить ряд типичных аппликатурных формул. Эти формулы чаще
всего встречаются в гаммообразном и арпеджированном движении. Если исполнитель
упорядочил для себя расположение пальцев в гаммах и арпеджио, то ему не составит
особого труда применить эту аппликатуру в исполняемом произведении. Однако на все
случаи жизни невозможно иметь заготовки, поэтому каждый исполнитель должен знать
основные аппликатурные принципы и приёмы, с помощью которых разрешаются те или
иные художественные задачи.
Аппликатура - способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на
музыкальных инструментах. Аппликатура неразрывно связана с художественной стороной
исполнения и является одним из важнейших средств выразительности в достижении
художественно - образного содержания произведения. Виднейший советский пианист Г.Г.
Нейгауз
так
говорил
об
аппликатуре:
«Наилучшей
является
та
аппликатура,
которая
позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с ёё
смыслом. Она же будет и самой красивой аппликатурой». При подборе аппликатуры в
первую очередь мы руководствуемся:
природой инструмента
художественной целесообразностью, содержанием пьесы, замыслом автора
техническим удобством исполнения
особенностью строения руки данного исполнителя
технической подготовкой исполнителя.
Аппликатура есть прежде всего явление индивидуальное: форма руки, структура и сила
пальцев определяют, какая аппликатура легче или труднее для каждого ученика, она тесно
связана с проблемой смены позиций в классе домры.. Аппликатура, удобная для одной
руки, может оказаться не пригодной для другой руки.
Важное значение для развития навыков исполнения неудобной аппликатурой (а бывает
ведь
так),
имеет
работа
над
приобретением
техники
скачков,
игры
тетрахордов,
их
соединения и т.д.
Принципы аппликатуры
Стремление к грамотной аппликатуре должно быть заложено ещё в ДМШ.
На домре используется позиционная игра. Игра в позициях и верный выбор
аппликатуры на домре тесно между собой связаны.
Позицией называется положение руки на грифе инструмента, последовательность
ее определяется по положению 1-го пальца.
Весь гриф на домре делится на позиции, и в каждой позиции пальцы левой руки
последовательно располагаются в интервале кварты. Положительным моментом является
то, что при игре на всех трех струнах при более или менее долговременном положении
кисти руки на одном месте, лады находятся под пальцами, и играющему не приходиться
дотягиваться до них или попадать скачком. Для техники это очень удобно.
Специфика домры, а также чисто исполнительские цели не всегда позволяют строить
аппликатуру на позиционной игре, поэтому позиции правильнее рассматривать только как
одну из возможностей, облегчающих технику игры на домре.
Одной из причин, не позволяющих широко использовать игру в позициях, является
часто
встречающийся
при
позиционной
игре
обратный
удар.
Техническая
трудность
исполнения этого приема заключается в том, что при переходе, например, с 1-й струны на
2-ю, когда удар по 1-й пришелся вниз, рука с медиатором, чтобы не зацепить эту же струну
при
обратном
движении,
должна
быть
дугообразно
перенесена
через
нее
для
осуществления удара снизу по 2-й струне:
В быстром темпе исполнять это чрезвычайно трудно. Подцепляемая нота, как правило,
смазывается и выпадает из общего характера звучания пассажа или какого-либо другого
построения.
Вот почему следует избегать «подцепов» и стараться так распределять
пальцы и, соответственно этому, штрихи, чтобы при переходе со струны на струну удар
медиатора по другой струне приходился вниз. «Подцеп» применяется только в крайнем
случае,
когда
нет
иного
выхода,
когда
скачок
как
замена
«подцепа»
еще
труднее
выполним, чем сам «подцеп».
Даже случайный, одиночный «подцеп», и то выводит правую руку на время из
нормального
рабочего
состояния.
Психологический
момент
заставляет
музыканта
готовиться к «подцепу», заблаговременно меняя работу и положение руки. После того, как
«подцеп» осуществлен, исполнитель обычно некоторое время не может вывести руку из
измененного
положения.
Домристы,
широко
использующие
«подцеп»,
как
правило,
играют нечетко по звучанию и ритмически неустойчиво.
Второй причиной отказа от игры в позициях является исполнение легато. Если при
исполнении певучей мелодии домрист, используя позиционное положение руки, будет
часто переходить со струны на струну, то мелодия будет разорванной: соединить два звука
на разных струнах довольно трудно. Кроме того, в позициях, особенно верхнего регистра,
струны в тембровом отношении звучат неоднородно, что нарушает связность мелодии
О выборе пальцев
Для
подбора
аппликатуры
желательно
некоторые
фрагменты
по
возможности
проигрывать в темпе, так как координация рук и пальцев в различных темпах может быть
различной. Если пальцевая последовательность закрепилась, но через некоторое время
выясняются её изъяны, то аппликатуру необходимо обязательно изменить, хотя сделать
это не всегда просто. Надо учитывать тот факт, что от природы сила каждого пальца
различна, поэтому необходимо добиваться ритмической и штриховой ровности в атаке
любым пальцем.
Как бы тщательно исполнитель не работал над развитием и укреплением всех пальцев
особенно
слабых
(третьего
и
четвёртого),
всегда
следует
исходить
из
того,
что
в
художественном произведении нужно давать наибольшую нагрузку сильным пальцам. Это
не значит, что надо пользоваться только двумя пальцами при игре. Однако, работу по
укреплению
слабых
пальцев
нужно
всегда
сочетать
с
пониманием
того,
что
художественное произведение нельзя превращать в этюд для развития слабых пальцев.
Если
есть
возможность
исполнить
данный
материал
более
сильными
пальцами,
это
следует обязательно делать.
Нежелательно использование на самых высоких позициях четвёртого пальца, так как
из-за своей относительной слабости он часто не может полностью дожать струну (кроме
каких-то исключительных случаев.
Гаммы
на
самых
высоких
позициях
следует
играть
тремя
пальцами,
часто
двумя
(указательным и средним) и очень полезно овладеть искусством игры одним пальцем
легато (средним, указательным либо безымянным).
О видах аппликатур
Следует помнить, что в исполнении кантилены и виртуозной музыки существуют свои
особенности, поэтому требуется разный подход и аппликатура. Лучшей является та
аппликатура,
которая
помогает
исполнителю
кратчайшим
путем
реализовать
его
художественные
намерения.
Она
может
помочь
нам
выявить
стилистические
особенности произведения, найти решения артикуляционных и агогических задач, а
также увеличить темпы (там, где это необходимо).
В виртуозной музыке наиболее рациональна та аппликатура, которая экономит
движение левой руки. Аппликатура может быть разбита на следующие виды:
диатоническая
хроматическая(уплотненная)
аппликатура «большой руки» (расширенная)
Аппликатура первой позиции домры имеет в своей основе диатоническую гамму. При
диатонической аппликатуре каждый палец соответствует очередному звуку гаммы:
При
уплотнённой
аппликатуре
пальцы
ставятся
поступенно,
как
в
хроматической
гамме. Этот вид аппликатуры требует гибкого сочетания работы пальцев, кисти и
предплечья.
Следует заметить, что каждый из упомянутых видов аппликатуры имеет и
положительную
и
отрицательную
сторону.
Так,
например,
если
уплотнённая
аппликатура,
с
одной
стороны,
облегчает
тем,
что
позволяет
достигать
хорошей
беглости пальцев, то с другой усложняет тем, что приходится часто менять позиции.
Значительно реже позволяет менять позиции аппликатура «большой руки», но при ней
значительно
затрудняется
беглость.
Поэтому крайне
необходимо
все
эти
виды
аппликатуры сочетать.
Среди аппликатурных приёмов можно выделить следующие:
- скольжение одного из пальцев на полтона;
- смена позиции через сильные пальцы;
-
через
применение
открытой
струны.
Этот
приём
довольно
широко
распространён
в современном исполнительстве, и его можно встретить повсеместно в оригинальных
произведениях;
- во время пауз;
- подмена пальцев при взятии нот на одном ладу, но на разных струнах;
- при помощи флажолетов
В кантилене подбор аппликатуры несколько иной, так как задачи, стоящие при
исполнении кантиленой музыки, другие. В кантилене очень важно сохранить единый
тембр и певучесть при исполнении фразы широкого дыхания (иногда по всему диапазону
на одной струне), проинтонировать и связать каждый интервал. Аппликатура в кантилене,
прежде
всего,
зависит
от
фразировки
и
является
одним
из
важнейших
средств
выразительности.
В музыкальной литературе можно найти множество примеров резкого изменения
характера звучания мелодии в зависимости от того, сколько при её исполнении есть
промежуточных тонов, где они и какой аппликатурой исполнены. Исполнитель же сделает
выбор исходя из своего вкуса. Для воспитания хорошего вкуса, необходимо учащимся
давать творческие задания по выбору приемлемых аппликатурных вариантов одного и
того же произведения с обоснованием своего решения.
Итак, выбор аппликатуры в значительной мере зависит от способа перехода из
позиции в позицию, от тембра, фразировки, лиги, ритма, динамики, индивидуальных
особенностей руки исполнителя.
Словом - это серьёзная творческая работа, связанная с музыкальным мышлением
исполнителя, с раскрытием идейно - художественного содержания произведения, его
трактовкой.
Подытоживая выше сказанное об аппликатуре, хотелось бы порекомендовать молодым
исполнителям смелее проявлять творческую инициативу в этой области, приучать себя к
аппликатурной
дисциплине,
чтобы
логика
расположения
пальцев
на
грифе
способствовала более полной реализации авторского замысла.
К основным функциям аппликатуры относятся художественные – тембровая,
артикуляционная, динамическая.
Среди художественной функции важнейшая – тембровая. Аппликатура должна учитывать
различную
тембровую
окраску
каждой
струны;
неоднородность
звучания
разных
регистров
одной
струны,
особенности
звучания
открытых
струн,
натуральных
и
искусственных флажолетов. Аппликатура способна активно содействовать как связи, так и
разъединению звуков. К примеру, плавное скольжение не менее успешно, чем легато,
решает задачу соединения двух звуков. Поэтому применение певучих переходов, а также
смена
позиции
в
более
широком
смысле
слова
должны
быть
согласованы
с
артикуляционными задачами.
. Надо сказать, что аппликатура тесно связана с артикуляцией исполнения. Поэтому
было
бы
ошибкой
считать,
что
аппликатура
имеет
только
техническое
значение,
и
руководствоваться при выборе ее лишь исполнительскими удобствами. В исполнительской
практике часто приходиться сознательно отступать от аппликатурных удобств и мириться
с
более
трудной
аппликатурой,
если
она
направлена
на
выполнение
художественной
задачи.
Огромное художественное значение имеет так называемая фразировочная
аппликатура,
когда
новые
фразы
лучше
всего
начинать
с
новой
позиции
и,
по
возможности,
аппликатурой
самостоятельной
для
каждой
из
фраз.
В
середине
залигованных фраз исполняемых тремоло, если это вызвано необходимостью, смену
тоже лучше производить на слабой доле такта. Такая смена будет менее заметной.
Бывает так, что мелодия кажется исполнимой в одной позиции и более простой
аппликатурой, но в художественных целях появляется надобность менять и позицию, и
аппликатуру для того, чтобы, например, перенести какую-нибудь из фраз целиком на
другую струну, звучащую или более ярко или, наоборот, более матово, засурдиненно.
Этим
достигается
тембровая
контрастность
фраз,
или
предложений.
Позиции
и
соответствующую им аппликатуру, как закономерное распределение пальцев в той или
иной позиции, следует подчинять художественному замыслу, подходя к ним всегда
творчески.
Динамическая
функция
аппликатуры
связана
с
неодинаковыми
громкостными
возможностями
струн
и
различных
их
регистров.
Исполнение
на
первой
струне
у
домристов всегда яркое и отличается открытым звуком.
Художественные
функции
аппликатуры
взаимодействуют
друг
с
другом.
Иногда
происходит
как
бы
взаимопроникновение
артикуляционной
и
тембровой
сфер
(сюда
относятся подмена пальца на одном звуке, характер подачи звуков в легатном пассаже).
Динамическая
функция
тесно
слита
с
тембровой,
поскольку
обе
они
опираются
на
специфику звучания каждой струны т ее регистров.
Иная сторона аппликатурной проблемы обусловлена стремлением поднять уровень
технического качества. Надежности исполнения. Путь к достижению этих целей лежит
через применение глубоко продуманных, целесообразных аппликатурных приемов.
Таким образом, отсутствие продуманной аппликатурной дисциплины в процессе
обучения обязательно негативно скажется на всем комплексе развития юного музыканта –
от
усвоения
двигательных
игровых
навыков
до
слухового
восприятия
и
музыкально
образного мышления. Поэтому, работая над музыкальным произведением, необходимо
ставить четкие задачи, начиная, конечно же, от тщательно проставленной аппликатуры,
проработки штрихов, приемов игры и т.д. до выразительной, эмоциональной стороны
сочинения.
И главное предоставлять возможность педагогу и ученику самим выбирать из
различных
вариантов
и
способов
игры
то,
что
им
кажется
убедительным
и
целесообразным,
так
как
в
силу
каких-то
индивидуальных
особенностей
не
всякая
аппликатура
подходит
учащемуся,
поэтому
его
аппликатурное
воспитание
должно
проходить с учетом этих особенностей. В итоге обучения у учащегося сложится свой
аппликатурный план.
ШТРИХИ
Встречаются разные определения понятия «штрих» (черта, линия). Это и «выразительный
элемент
инструментальной
техники,
способ
исполнения»,
и
«способ
звукоподачи,
связанный с типом движения медиатора», и, наконец, «принцип произнесения звуков на
инструменте», и, следовательно, штрихи, как и аппликатура, должны рассматриваться как
явление
артикуляции»,
так
как
определяют
тембр,
характер,
атаку
и
другие
характеристики звучания.
Выбор штрихов определяется стилистическими особенностями исполняемой музыки, ее
образным характером, а также интерпретацией.
Как трудно понять подлинный смысл человеческой речи, произнесѐнной без артикуляции
и оттенков речевой интонации, так мелодическая мысль неотделима от особенностей еѐ
произнесения
на
инструменте.
Таким
образом,
выявляется художественная функция
штрихов.
Артикуляция
(от
лат.
articulo
–
расчленяю,
членораздельно
произношу)
–
способ
исполнения последовательного ряда звуков при игре на музыкальном инструменте. Под
артикуляцией понимается «искусство исполнять музыку, и, прежде всего мелодию, с той
или иной степенью расчлененности или связности, искусство использовать в исполнении
все
многообразие
приемов
legato
и
staccato»
-
пишет
И.А.
Браудо
в
своей
книге
«Артикуляция».
К видам артикуляции относятся способы звукоизвлечения, которые реализуются в
штрихах. Каждому штриху соответствует определенный знак, который указывает, как
именно надо играть ноту.
Существует три основных способа звукоизвлечения, без которых не обходится ни одно,
даже самое миниатюрное музыкальное произведение: legato, non legato, staccato.
Слово «легато» переводится с итальянского, как «связанный». Из этого названия следует,
что
ноты
надо
играть
так,
чтобы
звуки
плавно
сменяли
друг
друга
без
толчков
и
перерывов. Звук должен распределяться равномерно от тона к тону. Существует огромное
количество упражнений, направленный на правильную разработку кисти руки и пальцев
для правильного исполнения этого приема. В нотном письме штрих легато обозначают
дугой или лигой.
На домре различают легато на удары и исполнение этого приема на тремоло.
«Нонлегато»
или
«раздельно»
чаще
всего
применяется
в
пьесах,
исполняемых
в
подвижном
темпе.
Этот
штрих
никак
не
обозначается
в
нотах.
В
начале
обучения
большинство
учеников
играет
именно
раздельно.
При
игре
нонлегато
звуки
из
инструмента
извлекаются
ровно
без
отрывистого
или
плавного
звучания.
«Стаккато» с итальянского переводится как «отрывисто». При этом исполнении мелодия
звучит резко, с заметными паузами между нотами, при этом темп игры не замедляется.
Стаккато делает музыкальный отрывок легким, тонким, грациознымВ нотной записи он
обозначается точкой над или под нотой, в зависимости от того, куда она ориентирована.
Но
по
сути,
именно
легато,
стаккато
и
нонлегато
определяют
звучание
пьесы.
Все
остальное — нюансы. В начале обучения музыканты учатся делать разницу между этими
приемами звукоизвлечения максимально заметной. На этой разнице построено огромное
количество музыкальных пьес.
Каждый из этих основных штрихов имеет ряд градаций, которые, хоть и не очень часто,
но встречаются в нотах. Эти основные штрихи породили массу дополнительных.
Портаменто (итал. portamento «перенос») – способ певучего исполнения мелодии. Звуки
извлекаются подобно нон легато, но более связно, и подчеркивая каждую ноту. В нотах
обозначается маленькой горизонтальной черточкой под нотой или над ней.
Маркато (итал. marcato «выделяя,
подчеркивая»)
–
штрих
более
жесткий,
чем
легато. Обозначает
подчеркнутое,
отчетливое
исполнение
каждого
звука,
которое
достигается посредством акцента. В нотах проставляется редко. Обозначается знаком,
похожим на галочку.
Стаккатиссимо (итал. staccatissimo « оч е н ь
о т р ы в и с т о » )
п р е д с т а в л я е т
с о б о й
разновидность
стаккато
(острое
стаккато). Играется
очень
коротко
и
максимально
отрывисто. Обозначается знаком, напоминающим тонкий треугольник.
Однако, градации «связности» и «расчлененности», а также «краткости» неизмеримо
богаче. В музыкальном произведении разнообразие звука поистине безгранично.
Бывают
случаи, когда нельзя с достаточной определенностью назвать штрих протяжным или
коротким, певучим или острым, связным или раздельным, акцентированным или ровным
по динамике, так как эти признаки могут быть едва ощутимыми, весьма относительными
и в той или иной мере сочетаться в одном и том же штрихе.
При игре на домре используются три приема касания струны(туше): нажим, толчок и
бросок, которые дают различный результат начала звучания (атаки звука).
Нажим.Движение начинается непосредственно со струны. Момент контакта со струной
удлиненный за счет скольжения медиатора. В движении принимает участие вся рука.
Толчок. Движение начинается с большого, а при активной руке с малого замаха. Момент
контакта со струной ускоренный за счет более быстрого движения как самого локтя, так и
поворота предплечья.
Бросок.
Движение
начинается
с
большого
или
малого
замаха.
В
замахе
принимает
движение вся рука, но определяющим является быстрый разворот предплечья в конце
движения, придающий остроту и резкость звуку.
Звуки, исполняемые простой атакой, обычно находятся между основными, опорными
звуками мелодического построения.
Тремоло – специфический способ извлечения звуков на домре
Неразрывно связанные с композиторским «видением» мелодии, штрихи обладают вместе с
тем
известной
автономией.
Сравнительно
с
другими
инструментальными
средствами
произнесения мелодии они в большей мере представляют собой так называемое авторско-
исполнительское
средство
выразительности,
то
есть
такой
компонент
музыкального
целого, благодаря которому исполнитель приобретает широкие возможности самобытного
выбора штриховых решений.
Конкретное
штриховое
решение
фразы
можно
считать
творческим
художественным
действием, что обусловлено индивидуальным прочтением авторского текста.
Поэтому
общепринятые в музыкальной практике понятия detache, legato, martele, sautille и т.д.
обозначают, по сути, не конкретные, завершенные образцы звучания, а некие типовые,
обобщенные
инварианты
штрихового
оформления
звука,
которые
в
зависимости
от
художественной задачи могут быть реализованы в различных вариантах.
Развитие штрихового мастерства как одного из основополагающих факторов культуры
звука
неотделимо
от
глубокой,
разносторонней
работы
над
выразительным
интонированием музыкальной фразы, то есть от фразировки и нюансирования мелодии (в
широком понимании данных терминов). В этом процессе важно начиная с ранних этапов
музыкального и технического воспитания ученика.
Список используемой литературы:
1. Браудо И. Артикуляция (О произношении мелодии) / ред. Х.С. Кушнарев. – Л., 1961.
2. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве: сборник статей. – М.: Музыка, 1975.
3. Как научиться играть на рояле. Первые шаги. – М.: Классика-XXI, 2008.
4. Лесман И.А. «Очерки по методике обучения игре на скрипке», Москва, «Музыка» 1964
г.
4. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М.: Классика-XXI, 2006.
5. Либерман Е., М. Берлянчик «Культура звука скрипача», Москва, «Музыка» 1985 г.
6. Липе Ф. «Искусство игры на баяне». Москва «Музыка» 1998 год.
7.
Олейников
Н.
-
«Вопросы
совершенствования
техники
левой
руки
домриста».
Свердловск, 1979 год.
8. Погожева Т.В. «Вопросы методики обучения игре на скрипке», Москва, «Музыка» 1966
г.
9. Словарь иностранных музыкальных терминов / сост.: Т.С. Крунтяева, Н.В. Молокова,
А.М. Ступель. – 5-е изд. – Л.: Музыка, 1985.
10. Чунин В. «Школа игры на трехструнной домре»
11. Ширинский А. «Штриховая техника скрипача», Москва, «Музыка» 1983 г.