Напоминание

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ


Автор: Галалетдинова Резеда Ильгамовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБЛОУ " Радуга" комбинированного типа
Населённый пункт: город Заинск Р.Т.
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет

решать

многие

педагогические

задачи,

касающиеся

формирования

выразительности

речи

ребёнка,

интеллектуального

художественно-

эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств,

переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному

богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё

отношение

к

добру

и

злу;

познаёт

радость,

связанную

с

преодолением

трудностей общения, неуверенности в себе.

Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, рассматриваются,

прежде

всего,

как

нарушения

общения.

Отклонения

в

развитии

речи

отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная

со

сверстниками

и

взрослыми

театрализованная

деятельность

оказывает

выраженное

психотерапевтическое

воздействие

на

аффективную

и

когнитивную

сферы

ребенка,

обеспечивает

коррекцию

нарушений

коммуникативной

сферы.

Дети

в

коллективе

проявляют

индивидуальные

особенности,

что

способствует

формированию

их

внутреннего

мира,

преодолению коммуникативной дезадаптации

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя

следующие разделы: - игры в кукольный театр; - игры - драматизации; игры -

представления

(спектакли). Игры

в

кукольный

театр;1.Вязаный

театр

Развивает

моторно-двигательную,

зрительную,

слуховую

координацию;

Формирует

творческие

способности,

артистизм;

Обогащает

пассивный

и

активный

словарь 2 Конусный, настольный театр Помогает учить детей

координировать

движения

рук

и

глаз;

Сопровождать

движения

пальцев

речью;

Побуждает

выражать

свои

эмоции

посредством

мимики

и

речи.

3.Пальчиковый

театр.

Способствует

развитию

речи,

внимания,

памяти;

формирует пространственные представления; развивает ловкость, точность,

выразительность,

координацию

движений;

повышает

работоспособность,

тонус коры головного мозга. Стимулирование кончиков пальцев, движение

кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного

развит 4Театр кукол Би-ба-бо Посредством куклы, одетой на руку, дети

говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью

отождествляют себя( свою руку) с куклой. При игре в кукольный театр,

используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча! Поэтому именно эти

куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги!

1Игра-драматизация

-

самый

«разговорный»

вид

театрализованной

деятельности. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не

способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как

игра - драматизация Театрализованная деятельность - это не просто игра! Это

прекрасное

средство

для

интенсивного

развития

речи

детей,

обогащения

словаря,

развития

мышления,

воображения,

творческих

способностей.

Распределяя

роль

в

игре-драматизации,

следует

учитывать

речевые

возможности

каждого

ребенка

в

определенный

период

логопедической

работы. Очень важно дать выступить наравне с другими хотя бы с самой

маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от

речевого

дефекта

или

продемонстрировать

правильную

речь.

Не

имеет

значение, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с

несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и

свободно вступать в речь. Желание получить роль персонажа - мощный

стимул

для

быстрого

обучения

говорить

чисто,

правильно.

2 Игры

-

представления

(спектакли).Самый

интересный и самый сложный для

детей “сценический

театр”.

«Высший

пилотаж»

в

т е ат р а л ь н о й

деятельности - участие детей в представлениях. Конечно, это под силу далеко

не каждому ребенку логопедической группы, но все-таки некоторые дети,

достигшие определенных успехов в выполнении сценических движений, а

также овладевшие чистой, ясной, выразительной речью, довольно хорошо

справляются с данной им ролью. Целый комплекс мимических упражнений,

где дети старательно тренируют лицевые мышцы, формируется правильное

дыхание, четкая дикция, интонации, артикуляция.

Заученные тексты произносятся в нужном месте, соблюдается очередность,

совершенствуется монологическая и диалоговая речь. И все это происходит

одновременно.Театрализованная

деятельность

помогает

ребенку

передать

свои

эмоции,

чувства

не

только

в

обычном

разговоре,

но

и

публично.

Привычку

к

выразительной

публичной

речи

(необходимую

для

последующего

школьного

обучения)

можно

воспитать

только

путем

привлечения

ребенка

к

выступлениям

перед

аудиторией.

Работа

над

словообразованием

включает

в

себя

использование

всех

выразительных

средств

в

разных

вариациях

и

интерпретациях,

позволяющих

детям

реализовать свои коммуникативные потребности: - экспрессивно-мимические

(взгляд,

улыбка,

мимика,

выразительные

вокализации,

выразительные

движения

тела);

-

предметно-действенные

(локомоторные

и

предметные

движения, позы)

Данный раздел также

и упражнения, направленные на

развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной

артикуляцией,

четкой

дикцией,

разнообразной

интонацией,

логикой

и

орфоэпией. Сюда, также, включаются игры со словом, развивающие связную

речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки,

подбирать простейшие рифмы. Данные упражнения делятся на три вида: -

дыхательные и артикуляционные; - дикционные и интонационные; -

творческие

(со

словом).

Заниматься

с

дошкольниками

специальной

профессиональной

подготовкой

невозможно,

поскольку

у

них

ещё

недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо

стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более

четкой,

звучной

и

выразительной,

чем

в

жизни.

В

зависимости

от

поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то

на дикцию, то на интонацию или высоту звучания. В коррекционной работе с

детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их

эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика

роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный

текст

как

ритмически

организованная

речь

активизирует

весь

организм

ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не

только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи,

но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными

различные игры и задания.Особенно нравятся детям диалогические стихи.

Говоря

от

имени

определенного

действующего

лица,

ребенок

легче

раскрепощается,

общается

с

партнером.

На

следующем

этапе

из

стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме

этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект

Театрализованная деятельность органично вошла в педагогический процесс

логопедиче ской

группы

детского

сада.

В

группе

о б о руд о ва н

специализированный

мини-центр

для

театрализованной

деятельности,

где

имеются: куклы для настольного театра, а так же варежкового, перчаточного и

других видов театра; шапочки-маски различных зверей и птиц; элементы

костюмов

и

декораций;

ширма-занавес.

В

музыкальном

зале

есть

сцена,

занавес. Есть костюмерная и гримерная. К созданию театрализованной среды

привлечены не только специалисты, но и родители, активно участвующие в

изготовлении

элементов

декораций,

атрибутов,

пошиве

костюмов,

составлении

афиш

и

пригласительных

билетов.

Конечно,

самыми

благодарными

зрителями

детских

спектаклей

выступают

мамы,

папы,

бабушки и дедушки.

Применение

театрализованной

деятельности

как

средства

коррекции

эмоциональной

и

коммуникативной

сферы

детей

с

нарушением

речи

оказывает

положительное

влияние

на

развитие

эмоциональной

экспрессивности,

экспрессивной

речи,

воображение,

формирование

основ

образного

мышления

на

этапе

подготовки

детей

к

школе.

Наблюдается

значительное

повышение

речевой

активности

и

коммуникативной

направленности

речи,

использование

различных

типов

коммуникативных

высказываний (обращение - побуждение, обращение - вопрос, обращение -

сообщение);

овладение

смысловым

аспектом

человеческой

мимики,

естественных

и

экспрессивных

жестов,

использование

их

в

практике

общение; развитие связной, диагностической речи. Таким образом, искусство

театра, театрализованная деятельность дошкольников является эффективным

средством коррекции коммуникативных сфер у детей дошкольного возраста с

нарушением речи и может быть рекомендована в работе не только с детьми-

логопатами, но и с детьми с нормальным развитием.



В раздел образования