Автор: Галалетдинова Резеда Ильгамовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБЛОУ " Радуга" комбинированного типа
Населённый пункт: город Заинск Р.Т.
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Раздел: дошкольное образование
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСЬ ДОШКОЛЬНИКОВ
КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет
решать
многие
педагогические
задачи,
касающиеся
формирования
выразительности
речи
ребёнка,
интеллектуального
художественно-
эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств,
переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному
богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё
отношение
к
добру
и
злу;
познаёт
радость,
связанную
с
преодолением
трудностей общения, неуверенности в себе.
Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, рассматриваются,
прежде
всего,
как
нарушения
общения.
Отклонения
в
развитии
речи
отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная
со
сверстниками
и
взрослыми
театрализованная
деятельность
оказывает
выраженное
психотерапевтическое
воздействие
на
аффективную
и
когнитивную
сферы
ребенка,
обеспечивает
коррекцию
нарушений
коммуникативной
сферы.
Дети
в
коллективе
проявляют
индивидуальные
особенности,
что
способствует
формированию
их
внутреннего
мира,
преодолению коммуникативной дезадаптации
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя
следующие разделы: - игры в кукольный театр; - игры - драматизации; игры -
представления
(спектакли). Игры
в
кукольный
театр;1.Вязаный
театр
Развивает
моторно-двигательную,
зрительную,
слуховую
координацию;
Формирует
творческие
способности,
артистизм;
Обогащает
пассивный
и
активный
словарь 2 Конусный, настольный театр Помогает учить детей
координировать
движения
рук
и
глаз;
Сопровождать
движения
пальцев
речью;
Побуждает
выражать
свои
эмоции
посредством
мимики
и
речи.
3.Пальчиковый
театр.
Способствует
развитию
речи,
внимания,
памяти;
формирует пространственные представления; развивает ловкость, точность,
выразительность,
координацию
движений;
повышает
работоспособность,
тонус коры головного мозга. Стимулирование кончиков пальцев, движение
кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного
развит 4Театр кукол Би-ба-бо Посредством куклы, одетой на руку, дети
говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью
отождествляют себя( свою руку) с куклой. При игре в кукольный театр,
используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча! Поэтому именно эти
куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги!
1Игра-драматизация
-
самый
«разговорный»
вид
театрализованной
деятельности. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не
способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как
игра - драматизация Театрализованная деятельность - это не просто игра! Это
прекрасное
средство
для
интенсивного
развития
речи
детей,
обогащения
словаря,
развития
мышления,
воображения,
творческих
способностей.
Распределяя
роль
в
игре-драматизации,
следует
учитывать
речевые
возможности
каждого
ребенка
в
определенный
период
логопедической
работы. Очень важно дать выступить наравне с другими хотя бы с самой
маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от
речевого
дефекта
или
продемонстрировать
правильную
речь.
Не
имеет
значение, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с
несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и
свободно вступать в речь. Желание получить роль персонажа - мощный
стимул
для
быстрого
обучения
говорить
чисто,
правильно.
2 Игры
-
представления
(спектакли).Самый
интересный и самый сложный для
детей “сценический
театр”.
«Высший
пилотаж»
в
т е ат р а л ь н о й
деятельности - участие детей в представлениях. Конечно, это под силу далеко
не каждому ребенку логопедической группы, но все-таки некоторые дети,
достигшие определенных успехов в выполнении сценических движений, а
также овладевшие чистой, ясной, выразительной речью, довольно хорошо
справляются с данной им ролью. Целый комплекс мимических упражнений,
где дети старательно тренируют лицевые мышцы, формируется правильное
дыхание, четкая дикция, интонации, артикуляция.
Заученные тексты произносятся в нужном месте, соблюдается очередность,
совершенствуется монологическая и диалоговая речь. И все это происходит
одновременно.Театрализованная
деятельность
помогает
ребенку
передать
свои
эмоции,
чувства
не
только
в
обычном
разговоре,
но
и
публично.
Привычку
к
выразительной
публичной
речи
(необходимую
для
последующего
школьного
обучения)
можно
воспитать
только
путем
привлечения
ребенка
к
выступлениям
перед
аудиторией.
Работа
над
словообразованием
включает
в
себя
использование
всех
выразительных
средств
в
разных
вариациях
и
интерпретациях,
позволяющих
детям
реализовать свои коммуникативные потребности: - экспрессивно-мимические
(взгляд,
улыбка,
мимика,
выразительные
вокализации,
выразительные
движения
тела);
-
предметно-действенные
(локомоторные
и
предметные
движения, позы)
Данный раздел также
и упражнения, направленные на
развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной
артикуляцией,
четкой
дикцией,
разнообразной
интонацией,
логикой
и
орфоэпией. Сюда, также, включаются игры со словом, развивающие связную
речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки,
подбирать простейшие рифмы. Данные упражнения делятся на три вида: -
дыхательные и артикуляционные; - дикционные и интонационные; -
творческие
(со
словом).
Заниматься
с
дошкольниками
специальной
профессиональной
подготовкой
невозможно,
поскольку
у
них
ещё
недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо
стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более
четкой,
звучной
и
выразительной,
чем
в
жизни.
В
зависимости
от
поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то
на дикцию, то на интонацию или высоту звучания. В коррекционной работе с
детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их
эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика
роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный
текст
как
ритмически
организованная
речь
активизирует
весь
организм
ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не
только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи,
но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными
различные игры и задания.Особенно нравятся детям диалогические стихи.
Говоря
от
имени
определенного
действующего
лица,
ребенок
легче
раскрепощается,
общается
с
партнером.
На
следующем
этапе
из
стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме
этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект
Театрализованная деятельность органично вошла в педагогический процесс
логопедиче ской
группы
детского
сада.
В
группе
о б о руд о ва н
специализированный
мини-центр
для
театрализованной
деятельности,
где
имеются: куклы для настольного театра, а так же варежкового, перчаточного и
других видов театра; шапочки-маски различных зверей и птиц; элементы
костюмов
и
декораций;
ширма-занавес.
В
музыкальном
зале
есть
сцена,
занавес. Есть костюмерная и гримерная. К созданию театрализованной среды
привлечены не только специалисты, но и родители, активно участвующие в
изготовлении
элементов
декораций,
атрибутов,
пошиве
костюмов,
составлении
афиш
и
пригласительных
билетов.
Конечно,
самыми
благодарными
зрителями
детских
спектаклей
выступают
мамы,
папы,
бабушки и дедушки.
Применение
театрализованной
деятельности
как
средства
коррекции
эмоциональной
и
коммуникативной
сферы
детей
с
нарушением
речи
оказывает
положительное
влияние
на
развитие
эмоциональной
экспрессивности,
экспрессивной
речи,
воображение,
формирование
основ
образного
мышления
на
этапе
подготовки
детей
к
школе.
Наблюдается
значительное
повышение
речевой
активности
и
коммуникативной
направленности
речи,
использование
различных
типов
коммуникативных
высказываний (обращение - побуждение, обращение - вопрос, обращение -
сообщение);
овладение
смысловым
аспектом
человеческой
мимики,
естественных
и
экспрессивных
жестов,
использование
их
в
практике
общение; развитие связной, диагностической речи. Таким образом, искусство
театра, театрализованная деятельность дошкольников является эффективным
средством коррекции коммуникативных сфер у детей дошкольного возраста с
нарушением речи и может быть рекомендована в работе не только с детьми-
логопатами, но и с детьми с нормальным развитием.