Автор: Копылова Екатерина Прокопьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №15 "Березка"
Населённый пункт: г. Октябрьский РБ
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание толерантности в условиях инклюзивного образования"
Раздел: дошкольное образование
«Воспитание толерантности в условиях инклюзивного образования»
«Если я чем-то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя,
а, напротив, одаряю»
Антуан де Сент-Экзюпери
В истории человеческой цивилизации
отмечается разное и противоречивое отношение
общества к детям с ограниченными возможностями: от равнодушия, ненависти и агрессии, до
примеров заботы, милосердия. Но главное чего ждут такие дети от общества – это сотрудничество
с
ними
на
разных
уровнях.
Стратегией
решения
социальной
и
психолого–педагогической
проблемы
адаптации
детей
с
нарушениями
в
развитии
стало
введение
инклюзивного
образования в России.
Инклюзивное образование (фр. Inclusive
– включающий
в
себя,
лат. Include – заключаю,
включаю)
-
процесс
развития
общего
образования,
который
подразумевает
допустимость
образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам детей, что обеспечивает
доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно
матери), ряд не решенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских
проблем
способствуют
увеличению
числа
детей
–
инвалидов.
В
настоящее
время
в
России
насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями
здоровья или 8 % всей
детской популяции, причем 600 тысяч из них инвалиды.
Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности
контактов
со
сверстниками
и
взрослыми,
в
ограниченности
общения
с
природой,
доступа
к
культурным ценностям, а иногда и к элементарному образованию. А также проблема негативного
отношения
к
детям
с
ограниченными
возможностями
со
стороны
сверстников,
наличие
физических и психологических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с
ограниченными
возможностями.
Проблемы
усугубляет
тот
факт,
что
педагоги
иногда
сами
интолерантно
относятся
к
таким
детям,
называя
их
«не
полноценными»,
«ущербными»,
«отсталыми» . В связи с этим, одной из центральных задач развития дошкольного учреждения к
детям
с
особенностями
формирования
у
педагога педагогической
толерантности,
т.е.
способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей,
логики мышления, иных форм поведения. А так же воспитатель у сверстников толерантное и
уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Еще одной проблемой инклюзивного образования детей с особыми образовательными
потребностями является не желание родителей нормально развивающихся сверстников обучать
вместе
с
детьми
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Родители
являются
первыми
и
основными воспитателями детей, и не возможно сформировать толерантность у ребенка, как и у
любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
В семье ребенок учится общаться, слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно
относится к своим близким. В основе опыта толерантного поведения большое значение имеет
личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль
взаимодействий
между
родителями,
родственниками,
детьми
существенно
влияют
на
формирование толерантности у ребенка.
Проблема толерантности является общей как для педагога, так и для родителей. В этой связи
целенаправленную
работу
необходимо
проводить
с
родителями,
разъяснять
им
важность
воспитания у детей культуре общения. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если
этим качеством не обладают родители.
Воспитание толерантности должно осуществляться в классическом треугольнике «РОДИТЕЛИ –
ДЕТИ – ПЕДАГОГИ». На начальном этапе ведется работа с родителями :
- Беседы, консультации;
- Родительские собрания;
- Организация семейных конкурсов в ДОУ – «Спортивная семья», «Дружная семья»,
«Читающая семья», «День здоровья» и др;
Привлечение родителей к участию в жизни детского сада («Родительский день), субботники,
наши традиционные конкурсы (поделки из природного материала, «Новогодняя игрушка своими
руками», «А ну-ка мамочки!», разработка детско-родительских проектов);
-Досуги с родителями.
Эти формы педагогической работы помогают формировать толерантное отношение к детям с
ограниченными возможностями здоровья, правильно организовать общение с ними. В основе
взаимодействия
педагогов
и
родителей
лежат
принципы
взаимного
доверия
и
уважения,
взаимной
поддержки
и
помощи,
терпения
и
терпимости
по
отношению
друг
к
другу.
Мероприятия,
в
которых
принимают
участие
родители,
служат
хорошим
примером
взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка – детского сада и семьи.
Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов
государственной образовательной политики России. Воспитание в духе толерантности должно
быть направленно на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по
отношению к другим.
Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в
развитии,
способствует
формированию
у
«нормы»
альтруистического
поведения,
эмпатии
и
гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети
учатся воспринимать «особых» как обычных членов общества. Включенность воспитанников с
особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения,
формирует
навыки
коммуникации
межличностного
взаимодействия
в
разных
ролевый
и
социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего школьного возраста, т.к.
именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности,
именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы
воспитания , так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной,
можно использовать мероприятия и разные виды деятельности дошкольников:
1)
проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и
традициями своего народа и народов мира;
2)
куклотерапия, сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является
освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия
3)
народные подвижные игры;
4)
знакомство детей с традициями народов разных стран;
5)
игры - занятия, созданные на материалах различных сказок с целью решения проблем
межличностного взаимодействия сказочных ситуаций;
6)
Специально организованная игровая деятельность, через которую воспитывается в детях
открытость и уважение к другим людям, способность понимать других детей, сохраняя при
этом свою индивидуальность;
7)
сказкотерапия
(чтение
книг,
сказок),
так
как
жизнь
неразрывно
связанна
с
книгой.
К
сожалению, в наш компьютерный век становится все меньше людей, которые увлекаются
чтением. А ведь сказка может многому научить в сказках очень хорошо показано влияние
человеческих ценностей на нашу жизнь. Ведь сказка учит, что добро циклично, оно всегда
возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.
Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость,
милосердие и взаимоуважение. Участники
воспитательно-образовательного процесса
учатся видеть возможности которыми обладают дети ОВЗ , не смотрю на имеющиеся у них
нарушения.
Поиск
наиболее
оптимальных
путей,
средств,
методов
для
успешной
адаптации и интеграциями детей с ограниченными возможностями здоровья в общество-
это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка»
яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями .
Таким образом, инклюзивное образование является следующим шагом в развитии и
образовании не только детей с ОВЗ, но и всей образовательной системы.