Напоминание

"Воспитание толерантности в условиях инклюзивного образования"


Автор: Копылова Екатерина Прокопьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №15 "Березка"
Населённый пункт: г. Октябрьский РБ
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание толерантности в условиях инклюзивного образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Воспитание толерантности в условиях инклюзивного образования»

«Если я чем-то на тебя не похож,

я этим вовсе не оскорбляю тебя,

а, напротив, одаряю»

Антуан де Сент-Экзюпери

В истории человеческой цивилизации

отмечается разное и противоречивое отношение

общества к детям с ограниченными возможностями: от равнодушия, ненависти и агрессии, до

примеров заботы, милосердия. Но главное чего ждут такие дети от общества – это сотрудничество

с

ними

на

разных

уровнях.

Стратегией

решения

социальной

и

психолого–педагогической

проблемы

адаптации

детей

с

нарушениями

в

развитии

стало

введение

инклюзивного

образования в России.

Инклюзивное образование (фр. Inclusive

– включающий

в

себя,

лат. Include – заключаю,

включаю)

-

процесс

развития

общего

образования,

который

подразумевает

допустимость

образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам детей, что обеспечивает

доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно

матери), ряд не решенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских

проблем

способствуют

увеличению

числа

детей

инвалидов.

В

настоящее

время

в

России

насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями

здоровья или 8 % всей

детской популяции, причем 600 тысяч из них инвалиды.

Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности

контактов

со

сверстниками

и

взрослыми,

в

ограниченности

общения

с

природой,

доступа

к

культурным ценностям, а иногда и к элементарному образованию. А также проблема негативного

отношения

к

детям

с

ограниченными

возможностями

со

стороны

сверстников,

наличие

физических и психологических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с

ограниченными

возможностями.

Проблемы

усугубляет

тот

факт,

что

педагоги

иногда

сами

интолерантно

относятся

к

таким

детям,

называя

их

«не

полноценными»,

«ущербными»,

«отсталыми» . В связи с этим, одной из центральных задач развития дошкольного учреждения к

детям

с

особенностями

формирования

у

педагога педагогической

толерантности,

т.е.

способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей,

логики мышления, иных форм поведения. А так же воспитатель у сверстников толерантное и

уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Еще одной проблемой инклюзивного образования детей с особыми образовательными

потребностями является не желание родителей нормально развивающихся сверстников обучать

вместе

с

детьми

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Родители

являются

первыми

и

основными воспитателями детей, и не возможно сформировать толерантность у ребенка, как и у

любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

В семье ребенок учится общаться, слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно

относится к своим близким. В основе опыта толерантного поведения большое значение имеет

личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль

взаимодействий

между

родителями,

родственниками,

детьми

существенно

влияют

на

формирование толерантности у ребенка.

Проблема толерантности является общей как для педагога, так и для родителей. В этой связи

целенаправленную

работу

необходимо

проводить

с

родителями,

разъяснять

им

важность

воспитания у детей культуре общения. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если

этим качеством не обладают родители.

Воспитание толерантности должно осуществляться в классическом треугольнике «РОДИТЕЛИ –

ДЕТИ – ПЕДАГОГИ». На начальном этапе ведется работа с родителями :

- Беседы, консультации;

- Родительские собрания;

- Организация семейных конкурсов в ДОУ – «Спортивная семья», «Дружная семья»,

«Читающая семья», «День здоровья» и др;

Привлечение родителей к участию в жизни детского сада («Родительский день), субботники,

наши традиционные конкурсы (поделки из природного материала, «Новогодняя игрушка своими

руками», «А ну-ка мамочки!», разработка детско-родительских проектов);

-Досуги с родителями.

Эти формы педагогической работы помогают формировать толерантное отношение к детям с

ограниченными возможностями здоровья, правильно организовать общение с ними. В основе

взаимодействия

педагогов

и

родителей

лежат

принципы

взаимного

доверия

и

уважения,

взаимной

поддержки

и

помощи,

терпения

и

терпимости

по

отношению

друг

к

другу.

Мероприятия,

в

которых

принимают

участие

родители,

служат

хорошим

примером

взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка – детского сада и семьи.

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов

государственной образовательной политики России. Воспитание в духе толерантности должно

быть направленно на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по

отношению к другим.

Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в

развитии,

способствует

формированию

у

«нормы»

альтруистического

поведения,

эмпатии

и

гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети

учатся воспринимать «особых» как обычных членов общества. Включенность воспитанников с

особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения,

формирует

навыки

коммуникации

межличностного

взаимодействия

в

разных

ролевый

и

социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего школьного возраста, т.к.

именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности,

именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы

воспитания , так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной,

можно использовать мероприятия и разные виды деятельности дошкольников:

1)

проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и

традициями своего народа и народов мира;

2)

куклотерапия, сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является

освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия

3)

народные подвижные игры;

4)

знакомство детей с традициями народов разных стран;

5)

игры - занятия, созданные на материалах различных сказок с целью решения проблем

межличностного взаимодействия сказочных ситуаций;

6)

Специально организованная игровая деятельность, через которую воспитывается в детях

открытость и уважение к другим людям, способность понимать других детей, сохраняя при

этом свою индивидуальность;

7)

сказкотерапия

(чтение

книг,

сказок),

так

как

жизнь

неразрывно

связанна

с

книгой.

К

сожалению, в наш компьютерный век становится все меньше людей, которые увлекаются

чтением. А ведь сказка может многому научить в сказках очень хорошо показано влияние

человеческих ценностей на нашу жизнь. Ведь сказка учит, что добро циклично, оно всегда

возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.

Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость,

милосердие и взаимоуважение. Участники

воспитательно-образовательного процесса

учатся видеть возможности которыми обладают дети ОВЗ , не смотрю на имеющиеся у них

нарушения.

Поиск

наиболее

оптимальных

путей,

средств,

методов

для

успешной

адаптации и интеграциями детей с ограниченными возможностями здоровья в общество-

это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка»

яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями .

Таким образом, инклюзивное образование является следующим шагом в развитии и

образовании не только детей с ОВЗ, но и всей образовательной системы.



В раздел образования