Автор: Сокольникова Оксана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад 269"
Населённый пункт: города Перми
Наименование материала: Проект
Тема: "Здоровей-ка"
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад» 269» г. Перми
Проект по здоровьюсбережению «Здоровей-ка»
Разработчик проекта:
Воспитатели: Сокольникова Оксана Сергеена
Микова Ольга олеговна
Участники проекта: педагоги, дети, родители
Возраст детей :старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Сроки реализации: сентябрь 2013 – май 2015
Паспорт проекта
Название проекта
«Здоровейка»
Тип проекта
Практико-ориентированный, долгосрочный групповой
Разработчик
проекта
Воспитатели – Сокольникова Оксана Сергеевна
Микова Ольга Олеговна
Участники проекта
Педагоги, дети, родители.
Срок реализации
проекта
сентябрь 2013 – май 2015
Актуальность
Недостаточная сформированность у детей дошкольного возраста
мотивов, понятий,
убеждений
в необходимости сохранения
своего здоровья и укрепление его
с помощью приобщения к
здоровому образу жизни.
Цель проекта
Создание
оптимальных
условий
для
охраны
и
укрепления
физического и
психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального
благополучия;
формирования
привычки
здорового образа жизни.
Задачи проекта
1.Оптимизировать оздоровительную деятельность в ДОУ путем
организации здоровьесберегающего педагогического процесса,
соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям,
использующего адекватные технологии развития и воспитания и
способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и
здорового образа жизни.
2.Осуществить выбор и внедрение новых здоровьесберегающих
технологий в практику работы.
3.Разработать и апробировать систему педагогических
воздействий, направленных на формирование компетентности
здоровьесбережения дошкольников.
4.Разработать систему мер, направленных на управление
развитием оздоровительной деятельности, ее модернизацию и
совершенствование ее качества.
5Разработать план работы, включающий наиболее эффективные
формы сотрудничества с семьёй.
Этапы проекта
1.
Подготовительный этап (сентябрь 2013)
2.
Основной этап (октябрь 2013-апрель 2015)
3.
Итогово-диагностический этап (май 2015)
Ожидаемый
результат
реализации проекта
1. Улучшение показателей физического развития, эмоционального
состояния;
2. Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников
(снижение числа случаев заболеваний в течении года; изменение
группы здоровья в благоприятную сторону) ;
3. Сформированные представления, желание и стремление к
здоровому образу жизни у всех участников образовательного
процесса;
Актуальность
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и
поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и
воспитания
детей,
от
уровня
их
подготовленности,
от
условий
жизни,
индивидуальных
особенностей
и
функциональных
возможностей
растущего
организма.
Недостаточность
двигательных
функций
у
детей
проявляется
во
всех
компонентах моторики: в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в
мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений в
сложных
действиях
по
самообслуживанию,
в
трудовых
процессах;
вызывает
затруднения в овладении ручными операциями (письмо, рисование, сказывается на
выражении мимики и пантомимики, на формировании выразительной стороны
речи, правильного и четкого звукопроизношения). Установлена прямая зависимость
между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием
речи, мышлением.
Дошкольный
возраст
является
решающим
в
формировании
фундамента
физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное
развитие
органов
и
становление
функциональных
систем
организма,
закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом
этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа
жизни,
осознанную
потребность
в
систематических
занятиях
физической
культурой
и
спортом.
Большую
роль
в
этом
играют здоровьесберегающие
технологии.
В центре работы по укреплению здоровья и полноценному
физическому
развитию детей должны находиться образовательное учреждение и семья.
Без
помощи со стороны семьи физкультурно-оздоровительная работа, организуемая в
образовательном
учреждении,
не
может
быть
успешной.
Проблема
состоит
в
нахождении
побудительных
стимулов,
заставляющих
родителей
по
–
иному
взглянуть на здоровье и физическое развитие своих детей. Также необходимо
усиление у детей мотивации и потребности к занятиям спортом.
Цель: Создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и
психического
здоровья
детей,
в
том
числе
их
эмоционального
благополучия;
формирования привычки здорового образа жизни.
Задачи:
1.Оптимизировать оздоровительную деятельность в ДОУ путем организации
здоровьесберегающего педагогического процесса, соответствующего возрастным и
индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития
и
воспитания
и
способствующего
усвоению
детьми
ценностей
здоровья
и
здорового образа жизни.
2.
Способствовать
усвоению
правил
соблюдения
культурно-гигиенических
норм, потребности в здоровом образе жизни.
3. Создавать правильные представления о здоровом образе жизни.
5.
Разработать
план
работы,
включающий
наиболее
эффективные
формы
сотрудничества с семьёй.
Условия реализации проекта
•
Реализация
здоровьесберегающих
технологий
по
всем
разделам
образовательной программы.
•
Соблюдение
рационального
режима
дня,
обеспечивающего
смену
разнообразной деятельности и отдыха.
•
Наличие теоретических и практических знаний у педагогов. Использование
современных прогрессивных методов и приемов обучения.
•
Индивидуальный
подход
к
ребенку
сообразно
его
уровню
развития,
биологическому и психологическому возрасту.
•
Создание условий для эмоционального благополучия (уголки уединения…).
•
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста.
•
Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении.
•
Реализация
наиболее
эффективных
форм
систематической
работы
с
родителями.
•
Активное сотрудничество с семьей.
Ожидаемые результаты
1. Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния.
2.
Благоприятная
динамика
в
состоянии
здоровья
дошкольников
(снижение
числа случаев заболеваний в течение года).
3. Сформированные представления, желание и стремление к здоровому образу
жизни у всех участников образовательного процесса;
5.
Наличие
у
выпускников
детского
сада
показателей
сформированности
ценности здорового образа жизни (мониторинг).
6.Накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание
здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Этапы
I.
Подготовительный (сентябрь 2013).
1. Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной
литературы по выбранной тематике проекта.
2. Анкетирование родителей по ЗОЖ.
3. Пополнение развивающей среды.
4. Создание и пополнение картотек подвижных игр, утренней гимнастики,
динамических пауз, пальчиковых игр.
5. Подбор материалов для консультаций, памяток, наглядной информации для
родителей.
6. Разработка перспективного плана реализации проекта.
II.
Основной (октябрь 2013-апрель 2015).
1.
Проведение цикла тематических бесед.
2.
Ежедневное проведение утренней гимнастики.
3.
Проведение гимнастики после сна.
4.
Проведение дыхательной, пальчиковой, артикуляционной гимнастики,
точечного массажа, гимнастики АСАН.
5.
Введение ежедневных оздоровительных минуток, динамических пауз.
6.
Ежедневное прохождение детьми по массажным дорожкам.
7.
Витаминотерапия.
8.
Использование чесночно – луковой ингаляции в приемной и групповой
комнатах.
9.
Физкультурные развлечения и досуги с родителями.
III. Итогово-диагностический (май 2015).
1.
Подведение итогов реализации проекта.
2.
Анкетирование родителей.
3.
Мониторинг физического развития детей.
4.
Презентация опыта по итогам реализации проекта.
Формы и методы работы с детьми: Беседы, проблемные ситуации, чтение
художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, опыты,
эксперименты,
художественное
творчество,
спортивные
развлечения,
соревнования.
Формы
и
методы
работы
с
родителями:
консультации,
семинары-
практикумы,
индивидуальные
беседы,
анкетирование,
спортивные
праздники,
мастер классы, конкурсы, выставки, деловые игры, туристические походы
Формы и методы работы с педагогами: семинары-практикумы, круглые
столы, мастер классы.
Перспективный план
физкультурно-оздоровительной работы
2013-2015 учебный год
№
п/п
Содержание
Периодичность
Сроки
выполнения
Ответственный
1
Физкультурные занятия
3 раза в неделю
(1р/нед-на
свежем воздухе)
В течение года
Инструктор по
физ. воспитанию,
Воспитатели
2
Утренняя гимнастика
Ежедневно на
свежем воздухе
(1р/нед-в зале
под музыку)
В течение года
Инструктор по
физ. воспитанию,
Воспитатели
3
Гимнастика после сна
Ежедневно
В течение года
Воспитатели
4
Гимнастика для глаз
Ежедневно
В течение года
Воспитатели
5
Гимнастика АСАН
1 раз в неделю
В течение года
Инструктор по
физ.воспитанию
Воспитатели
6
Дыхательная гимнастика
Ежедневно
В течение года
Воспитатели
7
Пальчиковая гимнастика
Ежедневно
В течение года
Воспитатели
8
Динамические паузы
Ежедневно на
всех
познавательно-
обучающих
занятиях (3-5
мин)
В течение года
Воспитатели
8
Точечный массаж
Ежедневно
В течение года
Воспитатели
10
Приемы релаксации
(минуты тишины)
Ежедневно
В течение года
Воспитатели
11
Музыкально-ритмические
занятия
2 раза в неделю
В течение года
Муз.руководитель
Воспитатели
12
Прогулки
Ежедневно
В течение года
Воспитатели
13
Оздоровительный бег
Ежедневно
после прогулки
В течение года
Воспитатели
14
Спортивный досуг
1 раз в месяц
В течение года
Инструктор по
физ.воспитанию,
Воспитатели
15
Спортивный праздник
3 раза в год
В течение года
Муз. работник,
Инструктор по
физ.воспитанию,
Воспитатели
16
Воздушные ванны
Ежедневно
В течение года
Воспитатели
17
Хождение босиком по
«Дорожке здоровья»
Ежедневно
после сна
В течение года
Воспитатели
18
Хождение босиком по
траве
Ежедневно во
время прогулки
Июнь-август
Воспитатели
19
Водные процедуры
(умывание прохладной
водой)
Ежедневно
после сна
В течение года
Воспитатели
20
Полоскание зева
кипяченой охлажденной
водой (отваром ромашки)
Ежедневно
после обеда
В течение года
Воспитатели,
Помощник
воспитателя
21
Прием витаминов
Ежедневно
Октябрь-
январь,
Мед. работники,
Воспитатели,
Март-апрель
Помощник
воспитателя
22
Оксалиновая мазь
Ежедневно
Ноябрь-
февраль
Воспитатели,
Мед. работники
23
Ароматизация помещений
(луково-чесночные бусы)
Ежедневно
Ноябрь-
февраль
Воспитатели,
Помощник
воспитателя
24
Сбалансированное
питание
Ежедневно
В течение года
Мед. работники
Перспективный план реализации проекта.
Старшая группа
2013-2014 учебный год
№
п/
п
Сроки
выполнени
я
Форма работы
Тема
Ответственный
1
Сентябрь
Подбор методической, справочной,
энциклопедической и художественной литературы
по выбранной тематике проекта.
Воспитатели
Анкетирование
родителей
«Здоровый образ жизни»
Воспитатели
Разработка перспективного плана реализации
проекта
Воспитатели
2
Октябрь
Беседа с детьми
«Чтоб здоровым быть
всегда нужно
заниматься»»
Воспитатели
Консультация для
родителей
«Нестандартное
физкультурное
оборудование своими
руками»
Воспитатели
Стенгазета
«Папа, мама, я здоровая
семья»
Воспитатели,
родители, дети
Спортивный досуг с
родителями
«Папа, мама, я здоровая
семья»
Воспитатели
Выставка детских
рисунков
«Моя спортивная семья»
Воспитатели,
родители, дети
3
Ноябрь
Беседа с детьми
«Я здоровье сберегу, сам
себе я помогу»
«В гостях у Мойдодыра»
Воспитатели
Парная гимнастика
«Вместе с мамой»
Инструктор по
физ.воспитанию
,
Воспитатели
Консультация для
родителей (папка-
передвижка)
«Как правильно
закаляться в домашних
условиях»
Воспитатели
Консультация для
родителей
«Режим-залог здоровья»
Воспитатели
4
Декабрь
Беседа с детьми
«Для чего нам нужен сон»
«Красивая осанка это
как?»
Воспитатели
Консультация для
родителей (инд.
беседы, папка-
передвижка)
«Осанка и ее значение для
укрепления здоровья
детей»
Воспитатели
Семинар-практикум
«Упражнения для
профилактики нарушений
осанки и плоскостопия»
Воспитатели
Спортивный досуг
«Выше, дальше, сильнее»
Воспитатели
5
Январь
Спортивный
праздник
«Веселые старты»
Инструктор по
физ.воспитанию
,
Муз. работник,
Воспитатели
Беседа с детьми
«Если хочешь сильным
стать…»
Воспитатели
6
Февраль
Беседа с детьми
«В гостях у Витаминки»
«Как следует питаться?»
Воспитатели
Консультация для
родителей
«Витамины вокруг нас»
Воспитатели
Мед. работники
Развлечение
«Гуляй, Масленица»
Муз. работник,
Воспитатели
7
Март
Беседа с детьми
«Забота о дыхании»
Воспитатели
Семинар-практикум
для родителей
«Дыхательная
гимнастика»
Воспитатели
Спортивный досуг
«Мы туристы»
Воспитатели
8
Апрель
Спортивный
праздник
«День здоровья»
Инструктор по
физ.воспитанию
,
Муз. работник,
Воспитатели
Семинар –практикум
«Роль подвижных игр в
физическом развитии
детей»
Воспитатели
Консультация для
родителей (папка
передвижка)
«Прогулка и ее значение
для ребенка»
Воспитатели
9
Май
Рекомендации
«Солнце, воздух и вода -
наши лучшие друзья»
Воспитатели
Спортивный досуг
«Игры наших бабушек»
Воспитатели
Консультация для
родителей
«Лето - красное, для
оздоровления время
прекрасное»
Воспитатели
Выставка рисунков
«Мы со спортом крепко
Воспитатели,
дружим»
родители, дети
Перспективный план реализации проекта.
Подготовительная группа
2014-2015 учебный год
№
п/
п
Сроки
выполнени
я
Форма работы
Тема
Ответственный
1
Сентябрь
Беседа с детьми
«Азбука здоровья»
«Кто и как предохраняет
нас от болезней»
Воспитатели
Консультация для
родителей
«Роль бабушек и дедушек
в формировании ЗОЖ»
Воспитатели
Спортивный досуг
«Путешествие в
Олимпию»
Воспитатели
2
Октябрь
Беседа с детьми
«Кто со спортом дружит -
никогда не тужит»
Воспитатели
Круглый стол для
родителей
«Учим детей быть
здоровыми»
Воспитатели,
Инструктор по
физ.воспитанию
,
Мед.работники
Фотоколлаж
«Папа, мама, я здоровая
семья»
Воспитатели,
родители, дети
Спортивный досуг с
родителями
«Папа, мама, я здоровая
семья»
Воспитатели
Выставка детских
рисунков
«Моя спортивная семья»
Воспитатели,
родители, дети
3
Ноябрь
Беседа с детьми
«Массаж-это здорово!»
«В здоровом теле –
здоровый дух»
Воспитатели
Гимнастика на
фитболах»
«Вместе с мамой»
Инструктор по
физ.воспитанию
,
Воспитатели
Консультация для
родителей
«Игры с использованием
массажа»
Воспитатели
4
Декабрь
Консультация для
родителей
«Су-Джок терапия»
Воспитатели
Семинар-практикум
«Игры с массажным
мячом и не только…»
Воспитатели
Спортивный досуг
«Веселые игры Деда
Мороза»
Воспитатели
5
Январь
Спортивный
праздник
«Зимние забавы»
Инструктор по
физ.воспитанию
,
Муз. работник,
Воспитатели
Беседа с детьми
«В гостях у Витаминки.
Вкусно, но полезно ли?»
Воспитатели
6
Февраль
Беседа с детьми
«Витамины с грядки»
Воспитатели
Памятка
(изготовленные
родителями и детьми)
«Витаминная семья»
Воспитатели
Родители, дети
Развлечение
«Папа-лучший друг»
Муз. работник,
Воспитатели
7
Март
Консультация для
родителей
«Компьютер-друг или
враг?»
Воспитатели
Развлечение
«Гуляй, Масленица»
Воспитатели
8
Апрель
Спортивный
праздник
«День здоровья»
Инструктор по
физ.воспитанию
,
Муз. работник,
Воспитатели
Семинар –практикум
с детьми и
родителями
«Степ аэробика»
Инструктор по
физ.воспитанию
, Воспитатели
9
Май
Спортивный досуг
«Праздник забытых игр»
Воспитатели
Консультация для
родителей
«Скоро в школу. Или как
укрепить и сохранить
здоровье детей»
Воспитатели
Фотоколлаж
«Здоровейка»
Воспитатели,
родители, дети
Используемая литература
1.
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя
детского сада. М., 1991.
2.
Давыдова
М. А. Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет: М.:
Вако, 2007.
3.
Меньшикова Л. А., Попопа Н. Л. Здоровейка в гостях у малышей (обучение
здоровому образу жизни детей в возрасте с 3 до 7 лет): учебно-методическое
пособие
для
работников
дошкольных
образовательных
учреждений
/
Л.
А.
Меньшикова, Н. Л. Попова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Пермь: ОТ и ДО 2009. –
180 с.: ил.
4.
Нищева
Н.
В.
Картотека
подвижных
игр,
упражнений,
физкультминуток,
пальчиковой гимнастики. СПб., 2009.
5.
Токаева Т. Э., Кустова Л. Б. педагогическая технология развития ребенка как
субъекта
физкультурно-оздоровительной
деятельности
«Будь
здоров,
старший
дошкольник!»: учеб.-метод. пособие / Т. Э. Токаева, Л. Б. Кустова. – 2-е изд.,
стереотип. – Пермь: ОТ и ДО, 2009. – 496 с, ил.
Анкета
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в опросе по теме «Здоровый образ жизни»
Это поможет нам в дельнейшей работе с детьми.
1.
Состав семьи________чел.
2.
Сколько детей в Вашей семье________их возраст____________________________
3.
Соблюдается ли дома режим дня Да Нет Не всегда
4.
Кто из родителей занимается (занимался) спортом? Каким?____________________
_______________________________________________________________________
5.
Вы делаете утреннюю гимнастику? Да Нет Не всегда
6.
Как часто Вы занимаетесь физическими упражнениями
Регулярно От случая к случаю Не занимаюсь
7.
Имеется ли дома спортивный снаряд? Какой?________________________________
8.
Посещает ли Ваш ребенок спортивную секцию? Какую?_______________________
9.
Соблюдает ли Ваш ребенок правила личной гигиены Да Нет Не всегда
10. Следите ли Вы за осанкой ребенка? Да Нет Не всегда
11. Укажите вид деятельности Вашего ребенка дома в будние дни (вечер)
Рисование, лепка, конструирование
Подвижные игры
Пешие прогулки с родителями
Прослушивание рассказов, сказок
Просмотр телевизора
Другое_______________________________________________________________
12. Много ли времени ребенок проводит перед телевизором? Какие передачи
предпочитает?___________________________________________________________
13. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? Да Нет Не всегда
14. Где Ваш ребенок проводит лето?___________________________________________
15. «Здоровый образ жизни» - как Вы это понимаете?
Правильное питание Соблюдение режима дня
Гармоничные отношения в семье Занятие физической культурой
Благоприятные условия окружающей среды
Другое__________________________________________________________________
16. Какие факторы, с Вашей точки зрения, в большей степени влияют на состояние
здоровья человека?
Экологические загрязнения Наследственные заболевания
Неправильное питание Вредные привычки
Недостаточный уровень двигательной активности
Другое________________________________________________________________
17.
Оцените состояние здоровья
Свое Хорошее Плохое Затрудняюсь ответить
Ребенка Хорошее Плохое Затрудняюсь ответить
18.
Часто ли болеет Ваш ребенок? (сколько раз в год)____________________________
19.
В чем Вы видите причины заболеваний?____________________________________
20.
Изменилось ли здоровье Вашего ребенка за время посещения детского сада?
Улучшилось Осталось таким же
Спасибо!
Анкета
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в опросе по теме «Здоровый образ жизни»
Это поможет нам в дельнейшей работе с детьми.
1.
Состав семьи________чел.
2.
Сколько детей в Вашей семье________их возраст____________________________
3.
Соблюдается ли дома режим дня? Да Нет Не всегда
4.
Кто из родителей занимается (занимался) спортом? Каким?____________________
_______________________________________________________________________
5.
Вы делаете утреннюю гимнастику? Да Нет Не всегда
6.
Как часто Вы занимаетесь физическими упражнениями
Регулярно От случая к случаю Не занимаюсь
7.
Имеется ли дома спортивный снаряд? Какой?________________________________
8.
Посещает ли Ваш ребенок спортивную секцию? Какую?_______________________
9.
Соблюдает ли Ваш ребенок правила личной гигиены Да Нет Не всегда
10. Следите ли Вы за осанкой ребенка? Да Нет Не всегда
11. Укажите вид деятельности Вашего ребенка дома в будние дни (вечер)
Рисование, лепка, конструирование
Подвижные игры
Пешие прогулки с родителями
Прослушивание рассказов, сказок
Просмотр телевизора
Другое_______________________________________________________________
12. Много ли времени ребенок проводит перед телевизором? Какие передачи
предпочитает?___________________________________________________________
13. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада ? Да Нет Не всегда
14. Где Ваш ребенок проводит лето?___________________________________________
15. «Здоровый образ жизни» - как Вы это понимаете?
Правильное питание Соблюдение режима дня
Гармоничные отношения в семье Занятие физической культурой
Благоприятные условия окружающей среды
Другое__________________________________________________________________
16. Какие факторы, с Вашей точки зрения, в большей степени влияют на состояние
здоровья человека?
Экологические загрязнения Наследственные заболевания
Неправильное питание Вредные привычки
Недостаточный уровень двигательной активности
Другое________________________________________________________________
17. Оцените состояние здоровья
Свое Хорошее Плохое Затрудняюсь ответить
Ребенка Хорошее Плохое Затрудняюсь ответить
18. Часто ли болеет Ваш ребенок? (сколько раз в год)____________________________
19. В чем Вы видите причины заболеваний?____________________________________
20. Изменилось ли здоровье Вашего ребенка за время посещения детского сада?
Улучшилось Осталось таким же
Спасибо!
14,10%
15,48%
70,42%
Диаграмма посещаемости детей
средней группы № 4
2013-2014 учебный год
без причины
больничный
лист
посещаемость
9,41%
9,06%
81,53%
Диаграмма посещаемости детей
старшей группы № 4
2014-2015 учебный год
без причины
больничный лист
посещаемость