Автор: Цыганкова Татьяна Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СШ № 6
Населённый пункт: г. Котово, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование диска "Наглядная геометрия" и интернет ресурсов на уроках геометрии"
Раздел: среднее образование
Использование диска «Наглядная геометрия» и интернет ресурсов
на уроках геометрии.
Ни для кого не секрет, что геометрия – наиболее уязвимое звено
школьной математики. Это связано как с обилием различных типов
геометрических задач, так и с многообразием приемов и методов их
решения. При решении задач обычно используются три основных
метода: геометрический, алгебраический, комбинированный. Но
какой бы путь не был выбран, успешность его использования
зависит от знания теорем и умения применять их.
Известно, что умение решать геометрические задачи
определятся 4 слагаемыми:
1. чертеж
2. метод
3. Владение определенным объемом геометрических фактов и
теорем, наличие достаточно активно используемого запаса опорных
задач.
Предлагаемое пособие призвано помочь учащимся и учителям
справиться с поставленными целями. И в отведенное вемя (2 ч. в
неделю) добиться озутимых результатов. Так как в нашей школе
оборудовано 2 компьютерных класса, установлена интерактивная
доска, имеются мультимедийные установки, то мы имеем
возможность работать с дисками в школе. Я использую диски при
изучении нового материала, при обощении и повторени, а так же
как справочник, в котором можно найти нужную теорему, формулу,
график, рисунок. Каждый ученик может дома использовать диск как
тренажер. На дисплее легко воспроизводится не только
статистическая картина, но и динамическая; не только результат,
полученный определенным построением, но и сам процесс
построения. Во-вторых, возникает проблема: как относиться к
тому, что видим на экране дисплея. Можно принимать полученную
информацию как окончательную истину и в дальнейшем
пользоваться ею. Например, увидев, что все медианы треугольника
пересекаются в одной точке, опираться на этот факт при решении
задач, не подвергая его сомнению. А можно задаться вопросом « А
почему они пересекаются». Выполняем некоторое количество
испытаний, так как на экране можно как угодно менять форму
треугольника, получая тем самым один и тот же ответ. Клмпьютер
позволяет не только проверить, формулировать, но и проверять
гипотезы.
Далее - решение задач и проверка изученного материала. Задаи
необходимо разнообразить и в тестах должно быт ьне 2 ответа «
да», « нет», а более ответов. По окончании каждой темы
необходимо предусмотрет ьсистему проверочных тестов.
Расчитанных на 20-40 мин., чтобы их можно было использовать для
организации контроля на уроке, для подготовки к обощающему
уроку или зачету по теме.
Вопросов-задач должно быть 7-15 разного уровня сложности,
чтобюы можно было оценить уровень усвоения темы. Например, 1-
7 верно выполненных заданий – оценка «2». 8-10 – оценка «3», 11-
13 – оценка «4», 14-15 – оценка «5». Можно сюда же поместит
ьболее сложные задачи, которые включают уже разобранные
ключевые, а так же задачи-подсказки. Хорошо бы предложить
учащимся систему исследовательских работ.
Диск имеет еще и рабочую тетрадь, но задания тетради дублируют
диск. На мой взгляд, тетрадь должна дополнять содержание диска,
усложнять работу пытливого ученика.
Это могли быть домашние контрольные работы с использванием
диска или без него. Это могли быт ьсоветы по решению более
сложных задач причем как на построение, так и на доказательство и
вычисление. Итак, мы в течение этого учебного года работали по
учебнику Л.С. Атанасяна с использованием диска и рабочей
тетради. Ребятам нравится процесс работы с диском в шкле и дома,
у них улучшились результаты по сравнению с началом обучения.
Необходимо продолжить работу по усовершенствованию самого
диска и продолжения его по всей линии до 11 класса. Это, на мой
взгляд, может улучшить знания учащихся по геометрии. И еще одно
дополнение необходимо включать практические задачи, решаемые
средствами геометрии из области искусства, архитектуры,
строительства, из области производственной деятельности,
техниеи, обычной жизни.
Как бы это богатство отразить, хотя бы частично, в школьном
математическом образовании? Ведь хорошо известно: практические
задачи многократно повышают интерес и к самой математике.
Например, «Объясните, почему радуга имеет форму окружности?»
или « Почему футбольный мяч имеет форму шара, а регбийный мяч
нет?».
Согласитесь, что это гораздо интереснее, чем выучить теорему,
добросовествно ее рассказать, решит ь2-3 простейших задачи
и….забыть об этом. Потому что в жизни это где применимо? И
совсем другое решение собственно практических задач. Например,
такой « Как определить глубину реки, не заходя в нее?». « Откуда
лучше делать снимок белки, сидящей на дереве?» и много еще чего.
Это, безусловно, привлечет к себе много учеников-исследователей и
сделает процесс обучения более эффективным.
Все, что сделано уже авторами «Динамической геометрии» и что
еще будет создано направленно на повышение математической
культуры, интеллектуального развиития личности каждого ученика,
его творческих способностей, формирование представлений
учащихся о геометрии, ее месте и роли в нынешнем мире.