Напоминание

Проблемное обучение при освоении МДК 01.01 Технология штукатурных работ(из опыта работы).


Автор: Дюмин Александр Сергеевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОБПОУ "Курский автотехнический колледж"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: статья
Тема: Проблемное обучение при освоении МДК 01.01 Технология штукатурных работ(из опыта работы).
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Проблемное обучение при освоении МДК 01.01 Технология

штукатурных работ(из опыта работы).

Дюмин Александр Сергеевич

Преподаватель ОБПОУ «Курский автотехнический колледж» г.Курск

В своей работе, при освоении студентами междисциплинарного курса по

технологии штукатурных работ часто использую технологию проблемного обучения.

Чаще всего задаю такую ситуацию, в которой есть выбор из двух или более возможностей.

Она обеспечивает постоянную активность студентов, выражается в поиске

несоответствий, в собственной постановке новых вопросов и проблем. Каждая неудача

рождает познавательную проблему. Моя задача создать такое содержание теоретических и

практических заданий, которое не навязывало бы студенту чужие решения и ответы, а

заставляло его размышлять и нахoдить самому ответы на поставленные вопросы.

Активизация познавательной деятельности студентов на данных занятиях

способствует их умственному развитию и формированию творческого мышления.

Использование отдельных проблемных ситуаций в обучении может в некоторой степени

активизировать процесс усвоения материала. Важно чтобы в процессе обучения студенты

не просто выполняли трудовые задания по готовым образцам, а стремились вносить в них

свои, даже самые маленькие изменения. Просто необходимо, чтобы студент брал под

сомнение способ производства работ и находил оптимальный вариант. При таком подходе

неизбежно начинается мыслительная деятельность.

Обратимся к примерам: Наиболее благоприятная ситуация для создания проблемной

ситуации появляется тогда, когда студент не знает как выполнять проблемное задание,

ответить на вопрос. Проблемная ситуация возникает и потому, что на разных этапах

освоения программного материала, студенты получают разнообразные знания. Так при

изучении инструментов для выполнения штукатурки, главной задачей ставлю освоение

конструкции специального инструмента, не особо заостряя внимание на конкретных

работах в которых изучаемый инструмент применяется. Зато при изучении видов

штукатурки ставим вопрос, а как и чем можно выполнить данный вид работ, и предлагаем

разобрать технологию выполнения. Для более сильных студентов даже можно предложить

составить инструкционную карту поэтапного выполнения оштукатуривания определенной

поверхности. Решение таких проблем делают занятия более эффективными. Осваивая

практические приёмы работы, студенты в первую очередь сталкиваются с такой

проблемой как качество штукатурки, от чего она зависит. Конечно, можно студентам

предложить и готовую таблицу основныхдефектов штукатурки. Но это уже становиться

скучно и не интересно, а значить и не эффективно в порядке усвоения материала. А можно

построить занятие и по-другому. Чётко закрепив то, какой должна быть качественная

штукатурка, перед студентами осваивающими данный курс ставиться проблема.

Например, что произойдет, если производить оштукатуривание при не соблюдении

условий работ, или использовать др. варианты. Применив поисково-исследовательский

метод, попробовав на практике разные варианты, студенты составляют таблицу дефектов

которые возникают впоследствии неправильных действий и несоблюдения технологии. По

окончании работы проходит обсуждение возникающих дефектов и вместе составляется

итоговая таблица дефектов. Такое задание чаще всего строю и используя бригадный

метод работы, когда каждой бригаде даётся отдельная проблема, а потом при обсуждении

находится истина. Уметь правильно подобрать инструмент и тип раствора, правильно

подготовить поверхность очень важно. На таких занятиях всегда будет интереснее.

Решать подобные практические проблемы приходиться всем штукатурам в своей

профессиональной деятельности .

Элементы проблемного обучения можно применять на каждом занятии и на всех его

этапах, если преподаватель искренне желает перевести студентов с позиций пассивного

восприятия знаний на позиции активного их получения. В этом я могу подчеркнуть два

очень важных аспекта. Во-первых, от преподавателя, и только от него, зависит переход к

проблематике как системе познания. Во-вторых, необходимо постоянное, а не

эпизодическое использование элементов проблемного обучения. По моему мнению всего

две вещи нужны преподавателю для осознанного освоения технологии проблемного

обучения: знания и желание их применять.

Материал, использующийся при публикации:

1.

Бабичева Т. А. Проблемное обучение в процессе активизации познавательной

деятельности студентов // Вестник Ставропольского государственного

университета. - 2009. - № 6. - С. 12-17.

2.

Дородникова И. М. Проблемный метод обучения как средство развития творческих

способностей студентов // Известия Волгоградского государственного технического

университета. - 2009. - Т. 10. - № 6. - С. 45-47.



В раздел образования