Автор: Желтова Лариса Юрьевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с № 125 "Яблонька" Населённый пункт: г. Дзержинск, Нижегородская область Наименование материала: Система работы педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ Тема: "Я иду в детский сад" Раздел: дошкольное образование
Центр развития ребенка – детский сад № 125 «Яблонька»
«Я иду в детский сад!»
Система работы педагога-психолога по
адаптации детей раннего возраста к
условиям ДОУ
Подготовила: педагог-психолог
МБДОУ ЦРР №125
Желтова Л.Ю.
г. Дзержинск
2016г.
1
Раздел 1. Пояснительная записка
Актуальность программы.
Вопрос отдавать или не отдавать ребенка в детский сад - рано или поздно возникает в каждой
семье. Актуальность проблемы не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости
родителей. Принятие решения родителями определяется личным опытом.
Тем не менее,
посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных
мамы и папы, а с точки зрения наук: - педагогики, медицины,
психологии, социологии. В целом,
детский
сад
рассматривается
как
фактор положительный, абсолютно необходимый для
полноценного воспитания т. к, человек - существо коллективное. Общение с другими членами
общества во многом определяет всю жизнь человека. Этому необходимо учиться с детства в
условиях детского дошкольного учреждения.
Для многих родителей отдать единственного ребенка в детский сад - серьезное испытание и
ответственный шаг в жизни, к которому необходимо психологически подготовиться, чтобы не
отягощать адаптацию ребенка своим состоянием. Есть данные о том, что чем тревожнее мать, чем
болезненнее она реагирует на разлуку с ребенком - тем тяжелее проходит его адаптационный
период в детском саду.
Проблема адаптации детей к условиям ДОУ на сегодня остается особо актуальной, т.к. все
больший процент детей рождается с ослабленным здоровьем и условно сформированной
готовностью системы врожденных адаптационных механизмов. Человек с момента своего рождения
попадает в определенную жизненную среду и находится в постоянном взаимодействии с ней. В ней
он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его неповторимый личностный
склад, определяющий возможности уже самостоятельной жизнедеятельности в' этой среде.
Первым и наиболее значимым окружением ребенка является его семья. Именно взаимоотношения в
родительской семье, отношения к ребенку со стороны родителей во многом определяют качество
психического развития, и в том числе - формирование его адаптивных возможностей. Изменение
образа жизни малыша приводит в первую очередь к нарушению его эмоционального состояния,
следствием чего являются негативные проявления во всех видах деятельности, снижение активности
детей. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит
от
психофизиологических
и
личностных
особенностей
ребенка,
сложившихся семейных
отношений, условий пребывания в ДОУ. Именно по этому развитие адаптационных механизмов, их
активная связь с окружающим миром, должна занимать большое место в жизни ребенка.
2
Научно-методическое обоснование программы
Адаптация
-
это
способность
изменять
деятельность
организма
адекватно
потребностям внутренней и внешней среды. Это общебиологическое качество, присуще
всему живому, без него жизнь была бы невозможной. Формы приспособительных реакций
человека должны быть определены как социальная адаптация. Под «социальной
адаптацией»
в
узком
смысле
мы
понимаем
способность
человека
заранее
предусматривать
изменение
поведения,
при
установке
на
новые
неожиданные
общественные требования, например, при вхождении в новую микро социальную группу»
Широкое изучение проблемы адаптации детей к условиям жизни и воспитания в
дошкольном учреждении было возрождено в 80-х годах XX века такими учеными, как Н.Д.
Ватутина, Л.Н. Павлова, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер. Это связано с тем, что
исследователи выделили несколько основных подходов к адаптации детей, поступающих в
дошкольное
учреждения:
биологический,
социально-психологический, психолого-
педагогический. Однако интерес к данной проблеме современных исследователей связан
уже не с классификацией подходов к адаптации и определением ее особенностей, а с
выявлением факторов, влияющих на эффективность или неэффективность адаптации.
Как
отмечает О.Г. Заводчикова, «Ребенок в период адаптации - живая модель
стрессового состояния. Стресс, по утверждению медицины, - главный фактор на пути ко
многим заболеваниям. Кроме этого иммунная система организма, его защитные силы
ослабевают, и возможно, что ребенок в период адаптации заболевает. К.Л. Печора пишет, что
физиологической
основой
адаптации
является
переделка
ранее
сформированных
динамических стереотипов. Динамический стереотип - это ответная реакция коры
головного
мозга
на
ряд
последовательных
раздражителей,
которые
следуют
в
определенной временной последовательности. Стереотип облегчает жизнь, не требует
особой траты нервной энергии. Частые нарушения стереотипа ведут к срыву нервной
системы маленького ребенка. Но помимо стереотипов большое место в жизни ребенка
должна
занимать
тренировка
адаптационных
механизмов,
их
активная
связь
с
окружающим
миром,
которую
обеспечивают
взрослые,
опираясь
на
высокую
ориентировочную деятельность ребенка. Развитие познавательной деятельности детей,
инициативности, общения с окружающими, сверстниками, физическое воспитание,
закаливание, а также такой психологический фактор как умение детьми решать проблемы в
игре - все это будет играть положительную роль в адаптации.
3
Целеполагание и задачи
.
оптимизация психолого-педагогических условий для
успешной адаптации детей к ДОУ, сохранение психического, соматического и
эмоционального благополучия детей раннего возраста при реализации программы
«Детство». В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:
Создать условия для повышения уровня
психолого-педагогической
компетенции участников образовательного процесса .Развивать социально-
эмоциональную сферу детей раннего возраста .Обеспечить психологическое
сопровождение детей в период адаптации к ДОУ через индивидуальный подход к
каждому ребенку и его семье
Целевая группа и условия реализации.
Целевая группа состоит из детей раннего возраста, начавших посещение детского
дошкольного учреждения, их родителей и педагогов.
Местом проведения данной программы служит кабинет психолога в ДОУ для работы с
родителями и воспитателями, ясельные группы для детей раннего возраста, а также
использование музыкального и физкультурного зала.
Периодичность занятий с родителями составляет 1 раз в неделю клуб «Мамина школа» в
течение 1.5 месяца август - сентябрь (6 занятий)
Периодичность занятий с детьми составляет 2 раза в неделю в течение 3.5 месяцев
август - ноябрь (28 занятий)
Тематические консультации для педагогов 1 раз в месяц
Индивидуальные консультации для родителей и педагогов по запросам
Ожидаемые результаты
4
-
снижение тревожности у детей и родителей
-
низкий уровень заболеваемости детей
-
благоприятное течение адаптации
-
участие родителей в учебно-воспитательном процессе ДОУ
5
Раздел 2 Содержание, структура, механизм реализации программы.
№
п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственные
Цели и задачи
1.
Родительское собрание
«В Детский сад идти
пора!»
Май
Педагог-
психолог,
старший
воспитатель.
Использование
памяток, буклетов,
видеоматериалов и
др.рекомендаций при
подготовке детей к
ДОУ.
2.
Организация и
проведения дня
открытых дверей для
родителей
Май
Педагог-
психолог,
специалисты
ДОУ
Информировать
родителей о
деятельности ДОУ.
3.
Анкетирование
родителей «Психолого-
педагогич. параметры
определения готовности
поступления ребенка в
ДОУ»
Перед
поступлением
в ДОУ
Педагог-
психолог
Информирование
родителей. Разработка
плана занятий с
ребенком.
4.
Разработка и
реализация
индивидуальных
режимов адаптации
детей группы
Индивидуально
в течение
адаптационного
периода
Педагог-
психолог,
старший
воспитатель,
воспитатели
ясельных групп.
Учет
индивидуально-
типологических
особенностей в
работе с детьми.
5.
Контроль за ведением
листов адаптации, их
анализ, регистрация
наблюдений в
адаптационном листе.
В течение
периода
адаптации
Педагог-
психолог,
старший
воспитатель.
Выявление случаев
дезадаптации
6
6. \
' Работа клуба «Мамина
школа»
В соответствии
с планом
работы
Педагог-психолог Повышение
социализации детей.
7.
Реализация
индивид.подхода к
ребенку, учет его
актуальных
потребностей, уровня
психофизического
развития
В течение года
Педагог-
психолог,
старший
воспитатель.
Помощь педагогам и
родителям в
преодолении проблем и
трудностей детей
8.
Оформление
информационных стендов
и родительских уголков
В течение года
Педагог-
психолог,
воспитатели
Мотивация к
совместной
деятельности
9.
Организация
специальных
адаптационных игр.
Август - ноябрь
Пед-психолог,
воспитатели
ясельн. групп
Благополучная
адаптация ребенка к Д/С
Оценка результативности программы
Результативность программы оценивается по количественным и качественным
показателям.
Количественные:
1. Количество участников программы
2. Результаты мониторинговых исследований
Качественные:
1.
Аналитические отчеты по результатам адаптации детей к ДОУ.
2.
Анкета для родителей по результатам адаптации (обратная связь)
7
Методы и технологии.
Эта программа включает деятельность, как с маленькими детьми, так и в равной
степени с близкими им взрослыми, включая педагогов ДОУ.
В работе с родителями используются следующие формы:
•
родительские собрания;
•
«День открытых дверей»;
•
индивидуальные консультации;
•
использование визиток, памяток, рекомендаций;
•
пребывание родителей в группе Д/с;
•
клуб «Мамина школа»;
\
•
просмотр видеоматериалов;
•
информационные стенды;
•
«Следы благодарности» - сюжетно оформленное место в раздевальной комнате
для благодарности родителей за любую помощь д/с.
В работе клуба «Мамина школа» отдается предпочтение активным методам:
дискуссии, психологические игры, тесты, ролевое проигрывание проблемных задач
семейного воспитания, моделирование способов родительского поведения, обмен опытом
семейного воспитания.
В работе с детьми используются следующие приемы:
•
«Музыкальные минутки»;
•
«Пальчиковые игры»;
•
Игры с песком и водой;
•
Игры с движениями;
•
Настольный театр.
8
Литература
1.
Буре Р.С. Воспитатель и дети. - М., 2001.
2.
Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с
семьей. - М.: Педагогическое общество России,2003.
3.
Давыдова О.И. Адаптационные группы в ДОУ. / Методическое пособие.
4.
Данилина Т. А. В мире детских эмоций. - М., 2004.
5.
Елецкая О.В. День за днем говорим и растем. / Пособие по развитию детей раннего
возраста. - М., 2005
6.
Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду. - М.,Просвещение 2007.
7.
Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. —Ярославль,
2002.
8.
Маханева М. Д. Рещикова СВ. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет
9.
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. -М., 2001.
10. Микляева Ю.В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. - М., 2005.
11. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. - Ярославль,
2002.
12. Программа социально-эмоционального развития дошкольников «Я-ТЫ-МЫ». -М.,
2003.
13. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего
возраста. /Практическое пособие. -М., 2007.
14. Рылеева Е.В. Управление качеством социального развития воспитанников. - М.,
2003.
15. Севостьянова Е.О. Дружная семейка. /Программа адаптации детей к ДОУ. - М., 2005
16.
Теплюк С.Н. Дети раннего возраста в детском саду. / Программа и методические
рекомендации для занятий с детьми от рождения до 2 лет. -М., 2005
9