Напоминание

"Я иду в детский сад"


Автор: Желтова Лариса Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с № 125 "Яблонька"
Населённый пункт: г. Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: Система работы педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Тема: "Я иду в детский сад"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 125 «Яблонька»

«Я иду в детский сад!»
Система работы педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ Подготовила: педагог-психолог МБДОУ ЦРР №125 Желтова Л.Ю.
г. Дзержинск

2016г.
1

Раздел 1. Пояснительная записка
Актуальность программы. Вопрос отдавать или не отдавать ребенка в детский сад - рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей. Принятие решения родителями определяется личным опытом. Тем не менее, посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных мамы и папы, а с точки зрения наук: - педагогики, медицины, психологии, социологии. В целом, детский сад рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания т. к, человек - существо коллективное. Общение с другими членами общества во многом определяет всю жизнь человека. Этому необходимо учиться с детства в условиях детского дошкольного учреждения. Для многих родителей отдать единственного ребенка в детский сад - серьезное испытание и ответственный шаг в жизни, к которому необходимо психологически подготовиться, чтобы не отягощать адаптацию ребенка своим состоянием. Есть данные о том, что чем тревожнее мать, чем болезненнее она реагирует на разлуку с ребенком - тем тяжелее проходит его адаптационный период в детском саду. Проблема адаптации детей к условиям ДОУ на сегодня остается особо актуальной, т.к. все больший процент детей рождается с ослабленным здоровьем и условно сформированной готовностью системы врожденных адаптационных механизмов. Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится в постоянном взаимодействии с ней. В ней он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его неповторимый личностный склад, определяющий возможности уже самостоятельной жизнедеятельности в' этой среде. Первым и наиболее значимым окружением ребенка является его семья. Именно взаимоотношения в родительской семье, отношения к ребенку со стороны родителей во многом определяют качество психического развития, и в том числе - формирование его адаптивных возможностей. Изменение образа жизни малыша приводит в первую очередь к нарушению его эмоционального состояния, следствием чего являются негативные проявления во всех видах деятельности, снижение активности детей. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, сложившихся семейных отношений, условий пребывания в ДОУ. Именно по этому развитие адаптационных механизмов, их активная связь с окружающим миром, должна занимать большое место в жизни ребенка. 2

Научно-методическое обоснование программы
Адаптация - это способность изменять деятельность организма адекватно потребностям внутренней и внешней среды. Это общебиологическое качество, присуще всему живому, без него жизнь была бы невозможной. Формы приспособительных реакций человека должны быть определены как социальная адаптация. Под «социальной адаптацией» в узком смысле мы понимаем способность человека заранее предусматривать изменение поведения, при установке на новые неожиданные общественные требования, например, при вхождении в новую микро социальную группу» Широкое изучение проблемы адаптации детей к условиям жизни и воспитания в дошкольном учреждении было возрождено в 80-х годах XX века такими учеными, как Н.Д. Ватутина, Л.Н. Павлова, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер. Это связано с тем, что исследователи выделили несколько основных подходов к адаптации детей, поступающих в дошкольное учреждения: биологический, социально-психологический, психолого- педагогический. Однако интерес к данной проблеме современных исследователей связан уже не с классификацией подходов к адаптации и определением ее особенностей, а с выявлением факторов, влияющих на эффективность или неэффективность адаптации. Как отмечает О.Г. Заводчикова, «Ребенок в период адаптации - живая модель стрессового состояния. Стресс, по утверждению медицины, - главный фактор на пути ко многим заболеваниям. Кроме этого иммунная система организма, его защитные силы ослабевают, и возможно, что ребенок в период адаптации заболевает. К.Л. Печора пишет, что физиологической основой адаптации является переделка ранее сформированных динамических стереотипов. Динамический стереотип - это ответная реакция коры головного мозга на ряд последовательных раздражителей, которые следуют в определенной временной последовательности. Стереотип облегчает жизнь, не требует особой траты нервной энергии. Частые нарушения стереотипа ведут к срыву нервной системы маленького ребенка. Но помимо стереотипов большое место в жизни ребенка должна занимать тренировка адаптационных механизмов, их активная связь с окружающим миром, которую обеспечивают взрослые, опираясь на высокую ориентировочную деятельность ребенка. Развитие познавательной деятельности детей, инициативности, общения с окружающими, сверстниками, физическое воспитание, закаливание, а также такой психологический фактор как умение детьми решать проблемы в игре - все это будет играть положительную роль в адаптации. 3

Целеполагание и задачи
. оптимизация психолого-педагогических условий для успешной адаптации детей к ДОУ, сохранение психического, соматического и эмоционального благополучия детей раннего возраста при реализации программы «Детство». В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи: Создать условия для повышения уровня психолого-педагогической компетенции участников образовательного процесса .Развивать социально- эмоциональную сферу детей раннего возраста .Обеспечить психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ через индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье
Целевая группа и условия реализации.
Целевая группа состоит из детей раннего возраста, начавших посещение детского дошкольного учреждения, их родителей и педагогов. Местом проведения данной программы служит кабинет психолога в ДОУ для работы с родителями и воспитателями, ясельные группы для детей раннего возраста, а также использование музыкального и физкультурного зала. Периодичность занятий с родителями составляет 1 раз в неделю клуб «Мамина школа» в течение 1.5 месяца август - сентябрь (6 занятий) Периодичность занятий с детьми составляет 2 раза в неделю в течение 3.5 месяцев август - ноябрь (28 занятий) Тематические консультации для педагогов 1 раз в месяц Индивидуальные консультации для родителей и педагогов по запросам
Ожидаемые результаты
4
- снижение тревожности у детей и родителей - низкий уровень заболеваемости детей - благоприятное течение адаптации - участие родителей в учебно-воспитательном процессе ДОУ 5
Раздел 2 Содержание, структура, механизм реализации программы. № п/п Мероприятия Сроки Ответственные Цели и задачи 1. Родительское собрание «В Детский сад идти пора!» Май Педагог- психолог, старший воспитатель. Использование памяток, буклетов, видеоматериалов и др.рекомендаций при подготовке детей к ДОУ. 2. Организация и проведения дня открытых дверей для родителей Май Педагог- психолог, специалисты ДОУ Информировать родителей о деятельности ДОУ. 3. Анкетирование родителей «Психолого- педагогич. параметры определения готовности поступления ребенка в ДОУ» Перед поступлением в ДОУ Педагог- психолог Информирование родителей. Разработка плана занятий с ребенком. 4. Разработка и реализация индивидуальных режимов адаптации детей группы Индивидуально в течение адаптационного периода Педагог- психолог, старший воспитатель, воспитатели ясельных групп. Учет индивидуально- типологических особенностей в работе с детьми. 5. Контроль за ведением листов адаптации, их анализ, регистрация наблюдений в адаптационном листе. В течение периода адаптации Педагог- психолог, старший воспитатель. Выявление случаев дезадаптации 6
6. \ ' Работа клуба «Мамина школа» В соответствии с планом работы Педагог-психолог Повышение социализации детей. 7. Реализация индивид.подхода к ребенку, учет его актуальных потребностей, уровня психофизического развития В течение года Педагог- психолог, старший воспитатель. Помощь педагогам и родителям в преодолении проблем и трудностей детей 8. Оформление информационных стендов и родительских уголков В течение года Педагог- психолог, воспитатели Мотивация к совместной деятельности 9. Организация специальных адаптационных игр. Август - ноябрь Пед-психолог, воспитатели ясельн. групп Благополучная адаптация ребенка к Д/С Оценка результативности программы Результативность программы оценивается по количественным и качественным показателям. Количественные: 1. Количество участников программы 2. Результаты мониторинговых исследований Качественные: 1. Аналитические отчеты по результатам адаптации детей к ДОУ. 2. Анкета для родителей по результатам адаптации (обратная связь) 7

Методы и технологии.
Эта программа включает деятельность, как с маленькими детьми, так и в равной степени с близкими им взрослыми, включая педагогов ДОУ. В работе с родителями используются следующие формы: • родительские собрания; • «День открытых дверей»; • индивидуальные консультации; • использование визиток, памяток, рекомендаций; • пребывание родителей в группе Д/с; • клуб «Мамина школа»; \ • просмотр видеоматериалов; • информационные стенды; • «Следы благодарности» - сюжетно оформленное место в раздевальной комнате для благодарности родителей за любую помощь д/с. В работе клуба «Мамина школа» отдается предпочтение активным методам: дискуссии, психологические игры, тесты, ролевое проигрывание проблемных задач семейного воспитания, моделирование способов родительского поведения, обмен опытом семейного воспитания. В работе с детьми используются следующие приемы: • «Музыкальные минутки»; • «Пальчиковые игры»; • Игры с песком и водой; • Игры с движениями; • Настольный театр. 8

Литература
1. Буре Р.С. Воспитатель и дети. - М., 2001. 2. Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. - М.: Педагогическое общество России,2003. 3. Давыдова О.И. Адаптационные группы в ДОУ. / Методическое пособие. 4. Данилина Т. А. В мире детских эмоций. - М., 2004. 5. Елецкая О.В. День за днем говорим и растем. / Пособие по развитию детей раннего возраста. - М., 2005 6. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду. - М.,Просвещение 2007. 7. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. —Ярославль, 2002. 8. Маханева М. Д. Рещикова СВ. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет 9. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. -М., 2001. 10. Микляева Ю.В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. - М., 2005. 11. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. - Ярославль, 2002. 12. Программа социально-эмоционального развития дошкольников «Я-ТЫ-МЫ». -М., 2003. 13. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. /Практическое пособие. -М., 2007. 14. Рылеева Е.В. Управление качеством социального развития воспитанников. - М., 2003. 15. Севостьянова Е.О. Дружная семейка. /Программа адаптации детей к ДОУ. - М., 2005 16. Теплюк С.Н. Дети раннего возраста в детском саду. / Программа и методические рекомендации для занятий с детьми от рождения до 2 лет. -М., 2005 9


В раздел образования