Автор: Бриль Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №5
Населённый пункт: город Оха Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: "РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
«Математика … выполняет порядок,
симметрию и определённость.
А это важнейшие виды прекрасного»
ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования
рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных
действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт
направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.
Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить
математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности,
побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом
подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и
вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
На
данный
момент
остаётся
открытым
вопрос
о
приемлемых
и
действенных
формах
обучения
детей,
позволяющих
решить
проблему
формирования
элементов
логического
мышления
и
элементарных
математических представлений у детей дошкольного возраста.
Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов
и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях,
а также использование потенциала развивающих игр и авторских пособий в
работе
с
детьми по ФЭМП. И здесь на первый план выходит игра, как
основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В развивающих
играх
происходит
целенаправленное
интеллектуальное
развитие
ребенка
неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь
чтобы
решить
игровую
задачу,
дошкольнику
необходимо
сравнивать
признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать
выводы.
Это
развивает
в
свою
очередь
способность
к
суждениям,
умозаключению,
умению
применять
свои
знания
в
разных
условиях.
Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников
интерес
к
решению
умственных
задач:
успешный
результат
умственного
усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание
постичь
новое.
Все
это
делает
развивающую
игру
важным
средством
формирования
элементов
логического
мышления
у
детей
старшего
дошкольного возраста.
В.
А.
Сухомлинский
писал:
«Без
игры
нет,
и
не
может
быть
полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через
которое
в
духовный
мир
ребёнка
вливается
живительный
поток
представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости
любознательности».
Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые
дети уже 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако
далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление
нужно развивать, а лучше
всего делать
это
в
игровой
форме.
В
результате
освоения
практических
действий
дети
познают
свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины
и их характерные особенности, пространственно – временные отношения,
многообразие
геометрических
фигур.
В
дошкольной
дидактике
имеется
огромное
количество
разнообразных
дидактических
материалов. От уровня развития логического мышления во многом зависит
успешность
овладения
ребенком
некоторыми
видами
учебной
деятельности.
Как
известно,
особую
умственную
активность
ребенок
проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной
образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Игровые
занимательные
задачи
содержатся
в
разного
рода
увлекательном
математическом материале. Работая в детском саду, я наблюдала следующее,
что
у
детей
старшей
группы
слабо
развито
логическое
мышление,
они
затрудняются в решении простых задач, не умеют доказывать свое решение,
сравнивать,
классифицировать
по
нескольким
признакам.
И
всё
это
сказывается на дальнейшем развитии и обучении детей в школе.
Учитывая положение отечественной педагогики и психологии о том,
что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, считаю, что
именно
в
ней
возможно
найти
резервы,
позволяющие
осуществить
необходимое развитие
мышления ребенка. Средства развития мышления различны, но наиболее
эффективными являются логико - математические игры и упражнения.
Понимая,
какое
значение
имеет
развитие
логико-математическое
мышление у детей дошкольного возраста, важно ребенка не только научить
сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы,
аргументировать свои ответы, находить путь решения той или иной задачи.
Используя в играх геометрический материал, у детей развиваются не только
логика, но и творческое воображение, конструктивные навыки, зрительная
память.
Поэтому
целью
моей
работы
стало
развитие
познавательной
активности,
логического
мышления,
стремление
к
самостоятельному
познанию и размышлению, развитие умственных способностей через логико-
математические игры.
Известно,
что
в
игре
ребёнок
приобретает
новые
знания,
умения,
навыки.
Поэтому,
первоначально,
при
подборе
и
проведении
логико-
математических
игр
ставила
перед
собой
задачу
развивать
наряду
с
математическими
представлениями
и
творческие
способности
детей
направленные на умственное развитие в целом. Для выработки определённых
математических умений и навыков необходимо было развивать логическое
мышление
дошкольников,
внимание,
повышать
способность
к
усвоению
математических связей.