Автор: Филиппов Геннадий Андреевич
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гамская ООШ"
Населённый пункт: lд. Гам Ижемский район Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа летнего трудового лагеря "Лидер"
Раздел: среднее образование
МОУ «Гамская основная общеобразовательная школа»
Программа «Лидер
»
МОУ «Гамская основная общеобразовательная школа»
Ижемский район, Республика Коми
Программа летнего трудового лагеря
«Лидер»
Гам
2011
Содержание программы:
1
МОУ «Гамская основная общеобразовательная школа»
Программа «Лидер
»
1. Структура и содержание программы: 3-4
а). Специализация, профиль программы; 5-7
б). Подпрофильные программы, время использования программ;
в). Краткая информация об опыте работы;
г). Место дислокации;
д). Режим работы
1. Обоснование необходимости 8-9
программы.
2. Актуальность программы 8-9
3. Цели программы 10
4. Задачи программы 11
5. Направления деятельности программы 11
6. Механизм реализации программы 12
7. Описание обязательных мероприятий и дел 13-16
8. Предполагаемые результаты. 16
9. Кадровое обеспечение. 16
10. Финансовое и материально- 16-17
техническое обеспечение.
11. Итог. 17
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ,
2
МОУ «Гамская основная общеобразовательная школа»
Программа «Лидер
»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ.
1.Полное наименование программы:
«Лидер»
2.Автор программы:
Филиппов Геннадий Андреевич, учитель
МОУ «Гамская основная
общеобразовательная школа»
Паспортные данные 87 10 434851
О9.10.1958 год рождения
14.09. 2010 ТП УФМС России по Республике
Коми в Ижемском районе
Телефон 88214095651
e-mail: filippov_g@komifree
3.Учреждение, заявившее программу:
МОУ «Гамская основная
общеобразовательная школа
Ижемского района РК
4.Полный адрес, банковские реквизиты:
169462 д. Гам, Ижемский район,
Республика Коми,
ул. Центральная, д. 40,
3
МОУ «Гамская основная общеобразовательная школа»
Программа «Лидер
»
тел/ факс 88214095539
e-mail:
РКЦ с. Ижма
ИНН 1119002712
КПП 111901001
БИК 0487070000
ОКПО 51533749
Специализация, профиль программы:
-краеведение.
Возраст школьников, для которых предназначена программа:
4
МОУ «Гамская основная общеобразовательная школа»
Программа «Лидер
»
Ребята 12-16 лет.
Подпрофильные программы, время использования программ:
Первый год- 2005- «Мой край и я: чем больше узнаю, тем больше
берегу»; отмечалась ГУ ЦЗН Ижемского района;
второй- 2006- «Замок детства»; РУО МР «Ижемский»
Третий- 2007- «Ижемец»; Грант.
Четвёртый- 2008- «Ижемец-2»; Отделом природы МР «Ижемский»
Пятый- 2009- «Семь ветров»; ГУ ЦЗН Ижемского района;
Шестой- 2010- «Семь ветров-2»; Администрацией МОУ «Гамская
основная общеобразовательная школа»
Краткая информация об опыте работы по данным программам:
В школе создана база для трудового лагеря. Изучались:
- Местечко Мича нырд, который находится недалеко от деревни, в верхней её
части, рядом с курьей.
- На
пришкольном
участке
учащиеся занимаются изучением деревьев,
посаженных в предыдущие годы, выращивается картофель, который поступает в
школьную
столовую.
В
последний
год
были
посажены
саженцы
кедра,
которые
потихонечку приживаются, ребятами будет вестись работа по ухаживанию за ними .
- Проводились ремонтные работы как на территории школы, так и вне её (на
территории д. Гам);
- Обучающимися, участниками ЛТО были произведены очистные работы на
протоке Őль- рузь, что вытекает из озера Крукасян, который находится в 7 км от
деревни;
Был
выигран
Грант
на
сумму
45000=
(сорок
пять
тысяч
рублей),
израсходован на проведение очистных работ;
- Ежегодно производится уборка парков и аллей, находящихся на территории
деревни (парк возле памятника Воину- освободителю в местечке Вылыс Гам, и парк-
аллея напротив школы);
5
МОУ «Гамская основная общеобразовательная школа»
Программа «Лидер
»
- Участниками ЛТО ежегодно ремонтируется ограда как на территории школы,
так и возле парков.
Вся работа освещается в школе и деревне.
Место дислокации работы по программе:
Программа
будет
осуществляться
в
деревне
Гам,
что
находится
в
7-ми
километрах
от
районного
центра
с.
Ижма.
Проезд
автобусом
до
д.
Гам.
Село
расположено в живописном месте на левом берегу по течению
реки Ижма. Село
окружено лесами,
на высоком берегу. Близость реки – удобный вариант, где дети
могут отдохнуть, пойдя на берег. Многообразие биоценозов позволяет более полно
изучить растительность и флору нашего края.
Наличие
в
селе
исторических
памятников:
памятник
советскому
солдату,
участнику Великой Отечественной войны 1941-1945 годам, памятник погибшим в
годы гражданской войны
позволяет проводить краеведческую и патриотическую
работу.
Сроки реализации программы- июль 2011
Р Е Ж И М Д Н Я
В летнем лагере труда и отдыха
9-00 - Утренняя зарядка, утренняя пятиминутка.
9-30 - Завтрак
6
МОУ «Гамская основная общеобразовательная школа»
Программа «Лидер
»
9.30 – 13.00 - Трудовой десант.
13.30 – 14-00 - Обед
14-00- 14-30 - Исследовательская деятельность.
14-30- 15-00 - Клуб по интересам «Молодежный капустник»
15-00 – 15-30 -Задачи на следующий день, уход домой.
Обоснование необходимости программы.
В
настоящее
время, время формирования гражданского общества и правового
государства, признания прав человека и его свобод высшей ценностью, общество
осознало
необходимость
изменения
содержания
образования,
внедрению
компетентностного подхода, изменению подходов к оценке достижений.
Успешная
самореализация личности в период обучения и после его окончания, её социализация
в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами
школы, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют
7
МОУ «Гамская основная общеобразовательная школа»
Программа «Лидер
»
значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не
все
родители
могут
предоставить
своему
ребенку
полноценный,
правильно
организованный отдых. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся
за
год
напряженности,
восстановление
израсходованных
сил,
здоровья,
развитие
творческого
потенциала.
Эти
функции
выполняет
летний
лагерь
с
дневным
пребыванием детей.
Разработка
данной
программы
организации
летнего
каникулярного
отдыха,
оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
– необходимостью
упорядочить
сложившуюся
систему
перспективного
планирования;
– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
– модернизацией
старых
форм
работы
и
введением
новых,
направленных
на
формирование
и
развитие
лидерских
качеств
детей,
формированию
гражданских
компетенций личности;
– возможностью использования богатого творческого потенциала подростков и
педагогов.
Актуальность
Человек живет в обществе, поэтому естественно, что он стремиться занять в
этом обществе определенное место и играть в нем значимую роль. В свою очередь,
любое цивилизованное общество нуждается в социально активной личности.
Исходя
из
объективных
потребностей
нашего
общества,
школа
призвана
осуществлять личностно – ориентированное образование, которое направленно на
воспитание
каждого
ученика
развитой
самостоятельной,
внутренне
свободной
личностью, «ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками,
интересами и склонностями, с тем, чтобы, жить полной, осмысленной и творческой
8
МОУ «Гамская основная общеобразовательная школа»
Программа «Лидер
»
жизнью». Именно такая личность школьника в будущем способна взять на себя
ответственность в решении задач экономического, политологического и культурного
порядка. Такие люди становятся лидерами.
Способность к лидерству проявляется в
детстве, и именно школа призвана
создать условия для целенаправленного формирования лидерских качеств, развития
организаторских способностей школьников.
Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую
деятельность,
объединяет
различные
направления
деятельности,
оздоровления,
отдыха и воспитания детей в условиях летнего оздоровительного лагеря.
Цели программы:
- воспитание личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию
ответственности за коллектив и стремящейся к самосовершенствованию и
саморазвитию.
-
социальная
адаптация
и
становление
личности
через
активное
общение
и
взаимодействие с природой.
Оздоровительная область:
Создание условий и формирование потребностей в здоровом образе
жизни.
9
МОУ «Гамская основная общеобразовательная школа»
Программа «Лидер
»
Трудовая деятельность:
Приобретение
навыков
практической
работы
на
пришкольном
участке,
а также внутри здания школы (ремонтные работы) и вне её.
Краеведческая область:
Организация совместных акций культурно-патриотического движения.
Досуговая деятельность:
Создание
благоприятной
психологической
обстановки
в
детском
коллективе через игровую и театрализованную деятельность.
Задачи программы
1.
Создание условий для развития индивидуальных лидерских качеств, необходимых
для лучшей адаптации подростка в обществе, его социализации и личностного
развития.
2.
Обеспечение педагогической поддержки лидерам среди детей.
3.
Формирование знаний основ организаторской деятельности
4.
Раскрытие творческого потенциала детей.
Программа предполагает выявление, стимулирование и подготовку лидеров –
тех детей, которые в наибольшей степени пользуются авторитетом среди сверстников
и стремятся вести их за собой, вовлекая их в интересные, социально значимые дела.
10
МОУ «Гамская основная общеобразовательная школа»
Программа «Лидер
»
Программа
раскрывает
перед
школьниками
искусство
быть
лидером,
секреты
организаторской
деятельности;
помогает
осознать
ответственность
лидера
перед
коллективом, понять себя и степень готовности к организаторской деятельности.
Приоритетные направления деятельности:
1.
Школа лидерства
2.
Информационно – познавательное направление
3.
Трудовое воспитание
4.
Экологическое образование
Для достижения целей и решения задач данной программы
запланировано
создание лагеря «Лидер».
Механизм реализации программы
I. Подготовительный этап включает:
– подбор школьников, эффективную расстановку сил;
– комплектование лагеря, разработку проектной документации.
II. Организационный этап включает:
– знакомство с правилами внутреннего распорядка лагеря;
– выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
– сплочение лагеря;
– формирование законов и условий совместной работы;
– подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
III. Основной этап включает реализацию основных положений программы,
где дети:
– познают, отдыхают, трудятся;
11
МОУ «Гамская основная общеобразовательная школа»
Программа «Лидер
»
– делают открытия в себе, в окружающем мире;
– учатся
справляться
с
отрицательными
эмоциями,
преодолевать
трудные
жизненные ситуации;
– развивают способность доверять себе и другим;
– укрепляют свое здоровье.
IV. Заключительный этап.
Подведение итогов - творческие отчеты деятельности лагеря.
Описание мероприятий:
1
Организационный сбор; инструктаж по ТБ.
Выборы руководителя и его команды, формирование групп по
интересам.
Экскурсия «Ознакомление с окрестностью».
Трудовой десант. Выполняемые работы. ТБ при выполнении работ.
Бал знакомства «Если есть на свете рай, это наш Ижемский край ».
2
Заседание
совета,
планирование
мероприятий,
разработка
символики, открытие лагеря.
Знакомство с работами на пришкольном участке.. Трудовой десант.
ТБ при выполнении работ.
Конкурс «Алло, мы ищем таланты».
«Аптека под ногами». Изучение лекарственных трав.
3
Конкурс «Лагерь моего будущего, каким бы я хотел его увидеть
через 10 лет».
12
МОУ «Гамская основная общеобразовательная школа»
Программа «Лидер
»
Трудовой десант. ТБ при выполнении работ.
«Земля
–
наш
дом».
Календарь
юного
эколога.
Изучение
основ
общения друг с другом и природой.
Открытие малых олимпийских игр. Веселые старты.
4
Трудовой десант. ТБ при выполнении работ.
«Записки
эколога».
Изучение
основ
самоорганизации
и
самодисциплины.
Спортивная эстафета.
5
Операция «Поможем реке». Очистка берега ручья, курьи.
«Жалобная книга природы». Утилизация бытовых отходов во время
пребывания на природе.
Трудовой десант. ТБ при выполнении работ.
Конкурс «Мисс и мистер лагеря «Лидер».
6
«Письма в красную книгу». Полевой практикум (разведение костра,
установка палатки).
Трудовой десант. ТБ при выполнении работ.
Изучение окрестностей озера (возле школы.)
7
Операция
«Охота
на
мусор».
Оказание
первой
помощи
при
травматизме подручными средствами.
Трудовой десант. ТБ при выполнении работ.
«Калейдоскоп улыбок» - развлекательная программа.
8
Трудовой десант. ТБ при выполнении работ.
Соревнование «Богатырские потешки».
9
«Витамины
вокруг
нас»
-
основы
приемов
самомассажа
и
самооздоровления.
«Дело мастера боится» - уборка территории. ТБ при выполнении
работ.
10
«Тайны луговые» - изучение растительности луга.
Трудовой десант ТБ при выполнении работ.
13
МОУ «Гамская основная общеобразовательная школа»
Программа «Лидер
»
11
Огородные заботы. ТБ при выполнении работ.
«Клуб по интересам»
12
«Ох уж эти сорняки» ТБ при выполнении работ.
«Что я вижу вокруг себя» - игра – викторина.
13
«Поможем Земле стать чистой» - акция.
Трудовой десант. ТБ при выполнении работ.
14
Трудовой десант. ТБ при выполнении работ.
15
Ремонтные работы. ТБ при выполнении работ.
Акция «Чистота - спасет мир» по уборке территории.
16
Работа на пришкольном участке. ТБ при выполнении работ.
«Вечер
сердца»
-
игра
на
взаимопонимание.
Конкурс
рисунков
«История нашими глазами».
17
«Берегите муравейники»
Ремонтные работы. ТБ при выполнении работ.
Акция «Чистота - спасет мир» по уборке территории.
Праздник – игра «Сказочный лес».
«Что? Где? Когда?» - интеллектуальная игра.
18
«Кто главный на лугу?» - познавательная игра.
День ветра – формирование экологической культуры – «Где мы –
там чисто!».
Ремонтные работы в школе. ТБ при выполнении работ.
КВН – «Королевская ночь».
19
Игра «Экологическая тропа»
Беседа «России верные сыны»
Трудовой десант. Ремонтные работы в школе. ТБ при выполнении
14
МОУ «Гамская основная общеобразовательная школа»
Программа «Лидер
»
работ.
День рекордов Гиннеса.
20
Трудовой десант. ТБ при выполнении работ.
Экологический марафон.
Весёлые старты.
21
Трудовой десант. ТБ при выполнении работ.
Заключительный гала-концерт «Расстаемся друзья».
Костер Дружбы. Дискотека.
Закрытие лагеря. «Ура, каникулы!» До свиданья, до новых встреч!
Предполагаемые результаты:
Оздоровление
учащихся
(правильное
питание,
соблюдение
режима
дня,
благотворное влияние пребывания на свежем воздухе);
Формирование партнерских отношений,
Реализация
новых
продуктивных
методов
обучения,
воспитания
и
оздоровления учащихся.
Активация социально значимой деятельности учащихся и педагогов.
Кадровое обеспечение программы:
Программа
будет
выполняться
работниками
МОУ
«Гамская
основная
общеобразовательная программа», учителя:
1.
Филиппов
Г.А.-
учитель
немецкого
языка,
1-ая
квалификационная
категория, документация.
2.
Витязев Д.А., учитель географии, 2-ая квалификационная категория,
трудовые десанты с учащимися;
Технический персонал:
1.
Сметанин Ф.А.- рабочий по обслуживанию здания школы, помощник учителя;
трудовые десанты (мальчики);
15
МОУ «Гамская основная общеобразовательная школа»
Программа «Лидер
»
2.
Канева Н.С.- уборщица, помощник учителя; трудовые десанты (девочки).
Финансовое и материально- техническое обеспечение:
ГУ ЦЗН Ижемского района финансирует оплату труда несовершеннолетних граждан
за
один
месяц.
РУ
МР
«Ижемский»
также
производит
оплату
труда
несовершеннолетних.
Необходимо привлечь финансирование из местного бюджета администрации.
Смета:
1). Питание
50 рублей на 10 человек на 21 день= 10500 (десять тысяч пятьсот рублей);
2. З/ плата: ГУ ЦЗН Ижемского района + РУО МР «Ижемский;»
3. Приобретение:
а).фотопленка 1на 100= 100 (сто рублей.)
б). Проявка фотопленки 1 на 170 =170 (сто семьдесят рублей рублей)
в). Пленка на видеокамеру. 1 на 150= 150 (сто пятьдесят рублей).
г).медикаменты и перевязочные средства –300(триста руб).
д). Папка с файлами (для итога). 1 на 50= 50 (пятьдесят рублей)
е). Фломастеры- 2 на 40 = 80 (восемьдесят рублей).
ё).альбом- 1 на 50= 50 (пятьдесят рублей рублей).
ж). Прочие непредвиденные расходы- 300(триста рублей).
16
МОУ «Гамская основная общеобразовательная школа»
Программа «Лидер
»
Итого:
Но самый главный итог работы подведут дети, когда они скажут: « А давайте
и на следующий год проведем такой же лагерь. Нам и зарплаты не надо, просто
и так приятно делать добрые дела…" И к этому нам добавить нечего.
17