Напоминание

"Формирование представлений о физических явлениях(движении) у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Печенкина Тамара Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: мбдоу
Населённый пункт: пос.Володарского Ленинский р-н, Моск. обл
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование представлений о физических явлениях(движении) у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование представлений о физических явлениях(движении

предметов) детей старшего дошкольного возраста

Исследования психологов педагогов (А.А. Венгера, З.М. Богуславской,

А.В.Запорожца,

Н.Н.

Поддъякова,

И.С.

Фрейдкина,

и

других)

выявили

доступность

для

дошкольников

представлений

об

отдельных

физических

закономерностях, большое значение формирования этих представлений для

развития у детей умственной активности и познавательных интересов.

Однако в работе детских садов слабо реализуется данная тема. Анализ

многих

программ,

где

речь

идет

об

ознакомлении

дошкольников

с

физическими

явлениями,

показывает,

что

эти

знания

носят

случайный

характер.

Рассматриваемые

явления

не

раскрывают

закономерность

природных процессов, и в них не предусмотрено формирование у детей

представлений о механическом движении. Между тем, с различного рода

движениями,

перемещениями

предметов

дети

сталкиваются

с

раннего

возраста.

Они

наблюдают

за

движениями

предметов

в

окружающей

действительности; дети сами активно производят перемещение предметов.

Таким образом, актуальность темы нашей дипломной работы определяется

необходимостью обеспечить интеллектуальное развитие дошкольников через

познание элементов физики, сформировать у них умение ориентироваться в

окружающем физическом мире.

Цель

исследования:

обосновать

и

экспериментально

проверить

отбор

содержания представлений о физических явлениях для детей

старшего

дошкольного возраста и педагогические условия их формирования.

Объект: представления старших дошкольников о движении.

Предмет

исследования:

процесс

формирования

у

детей

старшего

дошкольного возраста представлений о движении.

Гипотеза: представления детей о физических явлениях наиболее эффективно

формируются

при

соблюдении

следующих

педагогических

условий:

содержание

представлений

должно

основываться

на

том,

что

любое

физическое изменение есть результат взаимодействия объектов; наиболее

эффективное

формирование

представлений

о

физических

явлениях

происходит

в

познавательной

и

игровой

деятельности

д е т е й ,

соответствующих их возрастным особенностям.

Экспериментальная работа проводилась в МБДОУ ЦРР детский сад № 17

«Пчелка» пос.Володарского Ленинского р-на МО с сентября 2013- апрель

2014 года.

Особое место в формировании правильного миропонимания у детей

занимают знания о неживой природе. Психологи и педагоги (А.Н. Венгер,

В.В.Давыдов,

А.В.

Запорожец,

Г.С.

Костюк,

А.А.

Люблинская,

Н.Н.

Подьяков)

установили,

что

дети

дошкольного

возраста

могут

овладеть

простыми обобщениями и познавать не только предметы, атрибуты вещей, но

и наипростейшие причинные, функциональные и генетические связи между

ними.

Знакомство

с

явлениями

природы

способствует

не

только

накоплению конкретных представлений, но и развивает наблюдательность и

любознательность, помогает выявить индивидуальные особенности ребенка.

В процессе наблюдений за явлениями природы развивается речь ребенка. Это

развитие происходит за счет накопления словаря на основе связи новых слов

и

наименований

с

наглядным

представлением

ребенка

о

предмете.

Для

правильного умственного развития необходимо не только знакомить ребенка

с тем или иным явлением природы, но и подводить ребенка к установлению

связей

между

ними.

Такое

ознакомление

с

явлениями

природы

должно

способствовать

развитию

умственных

умений

и

способностей,

которые

необходимы в настоящее время уже на первых ступенях школьного обучения.

Практическая часть нашей работы строилась на материале одного из

разделов

физики

-

механики,

т.к.

причины

явлений,

их

связи

и

закономерности можно не только обнаружить, но и объяснить с помощью

наблюдений, экспериментов, изготовление предметных моделей.

Ознакомление дошкольников с механическими явлениями помогает детям

овладеть материалом в различных разделах программы: « ознакомление с

окружающим»

(знакомство

с

транспортом,

предметами

быта

и

т.д),

«Ознакомление с природой» (закономерности движения объектов неживой

природы, животных и человека), развивать речь детей, их элементарные

математические

представления,

а

так

же

способствуют

обогащению

игр

детей новыми сюжетами, содержанием.

основная

цель

исследования:

определить

оптимальный

объем

знаний

о

неживой

природе,

который

должны

усвоить

дети,

систематизировать

эти

знания и разработать методику формирования у дошкольников правильных

обобщенных представлений о неживой природе.

В работе мы исходили из предположения, что формирование обобщенных

представлений о неживой природе будет осуществляться эффективно, если:

- в обучении давать детям конкретные доступные сведения о признаках

свойствах

объектов

неживой

природы,

условиях,

способствующих

проявлению этих признаков и свойств, а также о формах существования

объектов в природе;

-

дети

умеют

дифференцировать

существенные

свойства

«живой»

и

«неживой» природы и группировать объекты и явления по этим признакам;

- обучение дошкольников проводится на основе использования практических

действий

и

несложных

опытов,

в

процессе

которых

устанавливаются

причинно – следственные связи неживой природы.

Экспериментальное обучение проводилось с широким использованием

практических

действий

детей,

дидактических

игр

и

игровых

приемов,

технических средств. Кроме этого, были использованы календари погоды,

проводились систематические наблюдения за предметами, прогнозирующими

погоду. Экспериментальная работа проводилась в три этапа:

I этап – констатирующий.

Цель:

изучить

представления

старших

дошкольников

о

движении

предметов.

На данном этапе работы использовалась методика разработанная Л.М.

Клариной.

Детям в игровой форме индивидуально предъявлялась серия

задач. Эти задачи позволяли выявить представления детей о зависимости

изменения движения предмета от воздействия на него, о величине трения и

инерции на эти изменения, о кинематических характеристиках, а также их

умения

выделять

функциональные

связи

и

зависимости,

физические

закономерности, лежащие в их основе, учитывать одновременное влияние на

предмет

нескольких

условий

физического

характера.

Решение

некоторых

задач

предусмат рива ло

проведение

ребенком

э л е м е н т а р н о го

экспериментального поиска. Задачи составлены так, что их можно решать как

в словесном, так и в практическом плане.

На

этом

этапе

применялись

методы

и

приемы:

наблюдения,

обследовательские

и

экспериментальный

поиск

по

решению

задач

с

физическим

содержанием,

решение

задач

физического

содержания

в

мыслительном плане, беседа с детьми, воображаемая

игровая ситуация,

упражнения, опыты, экспериментирование, моделирование.

Результаты

констатирующего эксперимента показали, что у детей среднего и старшего

дошкольного возраста имеются определенные представления об основных

параметрах движения – пути, скорости и т.д. Однако эти представления детей

далеко не всегда были точны и устойчивы.

II этап – формирующий.

Цель: сформировать у старших дошкольников представления о движении

предметов.

На

данном

этапе

мы

применяли

следующие

методы:

наблюдение,

обследовательские действия, эксперименты, введение игровых ситуаций. В

игровых

ситуациях

дети

искали

решения,

обосновывали,

доказывали,

проверяли его не только для того, чтобы самим узнать результат, но и для

того,

что

бы

помочь

игрушечным

персонажам

найти

выход

из

затруднительного положения, которое возникало из-за того, что они не знали

тех

или

иных

физических

свойств.

В

игровой

ситуации

использовались

методы

прямого

обучения.

Словесные

методы:

рассказ,

беседа,

вопросы,

эвристическая

беседа,

комментирование

действий

детей;

пояснение,

уточнение и обобщение их ответов; высказывание противоречивых мнений,

побуждающее проверять и рассуждать, кто прав.

III этап – контрольный.

Цель: определить эффективность проделанной работы по формированию

представлений о движении у детей старшего дошкольного возраста.

Контрольный этап

доказал, что при организованном систематическом

обучении

дети

дошкольного

возраста

усваивают

представления

о

механических

явлениях;

выполнения

контрольных

заданий

показывает

эффективность предложенной методики экспериментального обучения.

Анализ

проведенной

работы

показал,

что

положительный

результат

был

достигнут. Дети приобрели представления о движении. Хочется отметить, что

дети после проведенной работы пытались рассуждать по поводу физических

явлений. Они пытались думать и объяснить свою точку зрения (Наташа С.:

«Пол делают гладким, чтобы было легче передвигать мебель и подметать

пол», Костя М.: «Гвоздь, чтобы хорошо его вбить в стенку», Аня М.: « Без

трения шляпа скользкая, ее, поэтому не удержишь в руках»), пусть не очень

грамотно,

но

зато

уверенно

и

не

боясь

сказать

неправильно.

У

детей

существенно повысилась активность и самостоятельность при решении задач

физического содержания. Они чаще стали замечать ошибки в рассуждениях

своих товарищей или кукольных персонажей.

Сформировался предполагаемый объем представлений о механических

явлениях;

представления

о

закономерностях

движения,

об

изменение

движения предмета под влиянием воздействия на него человека, другого

предмета, а также трения; представления о кинематических характеристиках;

представления об изменение движения предметов под влиянием инерции ( с

учетом влияния земного притяжения, сопротивления воздуха).

У

большинства

детей

в

конце

экспериментального

обучения

сформировались умения сравнивать скорость, представления о траектории,

величине пройденного пути, начальной и конечных точках отсчета и времени

движения, о связи между ними.

У

дошкольников

изменился

характер

решения

физических

задач:

расширился

диапазон

поисковых

действий,

сформировались

умения

экспериментировать

в

предметном

и

образном

плане,

расширился

круг

аналогий, с помощью которых дети объясняли наблюдаемые явления.

После обучения дети обнаружили более высокий уровень ориентировки в

окружающей физической деятельности.

Проведенное исследование показало, что у детей старшего дошкольного

возраста можно сформировать представления о механических явлениях, и их

уровень будет повышаться в результате целенаправленного формирования



В раздел образования