Автор: Печенкина Тамара Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: мбдоу
Населённый пункт: пос.Володарского Ленинский р-н, Моск. обл
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование представлений о физических явлениях(движении) у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Формирование представлений о физических явлениях(движении
предметов) детей старшего дошкольного возраста
Исследования психологов педагогов (А.А. Венгера, З.М. Богуславской,
А.В.Запорожца,
Н.Н.
Поддъякова,
И.С.
Фрейдкина,
и
других)
выявили
доступность
для
дошкольников
представлений
об
отдельных
физических
закономерностях, большое значение формирования этих представлений для
развития у детей умственной активности и познавательных интересов.
Однако в работе детских садов слабо реализуется данная тема. Анализ
многих
программ,
где
речь
идет
об
ознакомлении
дошкольников
с
физическими
явлениями,
показывает,
что
эти
знания
носят
случайный
характер.
Рассматриваемые
явления
не
раскрывают
закономерность
природных процессов, и в них не предусмотрено формирование у детей
представлений о механическом движении. Между тем, с различного рода
движениями,
перемещениями
предметов
дети
сталкиваются
с
раннего
возраста.
Они
наблюдают
за
движениями
предметов
в
окружающей
действительности; дети сами активно производят перемещение предметов.
Таким образом, актуальность темы нашей дипломной работы определяется
необходимостью обеспечить интеллектуальное развитие дошкольников через
познание элементов физики, сформировать у них умение ориентироваться в
окружающем физическом мире.
Цель
исследования:
обосновать
и
экспериментально
проверить
отбор
содержания представлений о физических явлениях для детей
старшего
дошкольного возраста и педагогические условия их формирования.
Объект: представления старших дошкольников о движении.
Предмет
исследования:
процесс
формирования
у
детей
старшего
дошкольного возраста представлений о движении.
Гипотеза: представления детей о физических явлениях наиболее эффективно
формируются
при
соблюдении
следующих
педагогических
условий:
содержание
представлений
должно
основываться
на
том,
что
любое
физическое изменение есть результат взаимодействия объектов; наиболее
эффективное
формирование
представлений
о
физических
явлениях
происходит
в
познавательной
и
игровой
деятельности
д е т е й ,
соответствующих их возрастным особенностям.
Экспериментальная работа проводилась в МБДОУ ЦРР детский сад № 17
«Пчелка» пос.Володарского Ленинского р-на МО с сентября 2013- апрель
2014 года.
Особое место в формировании правильного миропонимания у детей
занимают знания о неживой природе. Психологи и педагоги (А.Н. Венгер,
В.В.Давыдов,
А.В.
Запорожец,
Г.С.
Костюк,
А.А.
Люблинская,
Н.Н.
Подьяков)
установили,
что
дети
дошкольного
возраста
могут
овладеть
простыми обобщениями и познавать не только предметы, атрибуты вещей, но
и наипростейшие причинные, функциональные и генетические связи между
ними.
Знакомство
с
явлениями
природы
способствует
не
только
накоплению конкретных представлений, но и развивает наблюдательность и
любознательность, помогает выявить индивидуальные особенности ребенка.
В процессе наблюдений за явлениями природы развивается речь ребенка. Это
развитие происходит за счет накопления словаря на основе связи новых слов
и
наименований
с
наглядным
представлением
ребенка
о
предмете.
Для
правильного умственного развития необходимо не только знакомить ребенка
с тем или иным явлением природы, но и подводить ребенка к установлению
связей
между
ними.
Такое
ознакомление
с
явлениями
природы
должно
способствовать
развитию
умственных
умений
и
способностей,
которые
необходимы в настоящее время уже на первых ступенях школьного обучения.
Практическая часть нашей работы строилась на материале одного из
разделов
физики
-
механики,
т.к.
причины
явлений,
их
связи
и
закономерности можно не только обнаружить, но и объяснить с помощью
наблюдений, экспериментов, изготовление предметных моделей.
Ознакомление дошкольников с механическими явлениями помогает детям
овладеть материалом в различных разделах программы: « ознакомление с
окружающим»
(знакомство
с
транспортом,
предметами
быта
и
т.д),
«Ознакомление с природой» (закономерности движения объектов неживой
природы, животных и человека), развивать речь детей, их элементарные
математические
представления,
а
так
же
способствуют
обогащению
игр
детей новыми сюжетами, содержанием.
основная
цель
исследования:
определить
оптимальный
объем
знаний
о
неживой
природе,
который
должны
усвоить
дети,
систематизировать
эти
знания и разработать методику формирования у дошкольников правильных
обобщенных представлений о неживой природе.
В работе мы исходили из предположения, что формирование обобщенных
представлений о неживой природе будет осуществляться эффективно, если:
- в обучении давать детям конкретные доступные сведения о признаках
свойствах
объектов
неживой
природы,
условиях,
способствующих
проявлению этих признаков и свойств, а также о формах существования
объектов в природе;
-
дети
умеют
дифференцировать
существенные
свойства
«живой»
и
«неживой» природы и группировать объекты и явления по этим признакам;
- обучение дошкольников проводится на основе использования практических
действий
и
несложных
опытов,
в
процессе
которых
устанавливаются
причинно – следственные связи неживой природы.
Экспериментальное обучение проводилось с широким использованием
практических
действий
детей,
дидактических
игр
и
игровых
приемов,
технических средств. Кроме этого, были использованы календари погоды,
проводились систематические наблюдения за предметами, прогнозирующими
погоду. Экспериментальная работа проводилась в три этапа:
I этап – констатирующий.
Цель:
изучить
представления
старших
дошкольников
о
движении
предметов.
На данном этапе работы использовалась методика разработанная Л.М.
Клариной.
Детям в игровой форме индивидуально предъявлялась серия
задач. Эти задачи позволяли выявить представления детей о зависимости
изменения движения предмета от воздействия на него, о величине трения и
инерции на эти изменения, о кинематических характеристиках, а также их
умения
выделять
функциональные
связи
и
зависимости,
физические
закономерности, лежащие в их основе, учитывать одновременное влияние на
предмет
нескольких
условий
физического
характера.
Решение
некоторых
задач
предусмат рива ло
проведение
ребенком
э л е м е н т а р н о го
экспериментального поиска. Задачи составлены так, что их можно решать как
в словесном, так и в практическом плане.
На
этом
этапе
применялись
методы
и
приемы:
наблюдения,
обследовательские
и
экспериментальный
поиск
по
решению
задач
с
физическим
содержанием,
решение
задач
физического
содержания
в
мыслительном плане, беседа с детьми, воображаемая
игровая ситуация,
упражнения, опыты, экспериментирование, моделирование.
Результаты
констатирующего эксперимента показали, что у детей среднего и старшего
дошкольного возраста имеются определенные представления об основных
параметрах движения – пути, скорости и т.д. Однако эти представления детей
далеко не всегда были точны и устойчивы.
II этап – формирующий.
Цель: сформировать у старших дошкольников представления о движении
предметов.
На
данном
этапе
мы
применяли
следующие
методы:
наблюдение,
обследовательские действия, эксперименты, введение игровых ситуаций. В
игровых
ситуациях
дети
искали
решения,
обосновывали,
доказывали,
проверяли его не только для того, чтобы самим узнать результат, но и для
того,
что
бы
помочь
игрушечным
персонажам
найти
выход
из
затруднительного положения, которое возникало из-за того, что они не знали
тех
или
иных
физических
свойств.
В
игровой
ситуации
использовались
методы
прямого
обучения.
Словесные
методы:
рассказ,
беседа,
вопросы,
эвристическая
беседа,
комментирование
действий
детей;
пояснение,
уточнение и обобщение их ответов; высказывание противоречивых мнений,
побуждающее проверять и рассуждать, кто прав.
III этап – контрольный.
Цель: определить эффективность проделанной работы по формированию
представлений о движении у детей старшего дошкольного возраста.
Контрольный этап
доказал, что при организованном систематическом
обучении
дети
дошкольного
возраста
усваивают
представления
о
механических
явлениях;
выполнения
контрольных
заданий
показывает
эффективность предложенной методики экспериментального обучения.
Анализ
проведенной
работы
показал,
что
положительный
результат
был
достигнут. Дети приобрели представления о движении. Хочется отметить, что
дети после проведенной работы пытались рассуждать по поводу физических
явлений. Они пытались думать и объяснить свою точку зрения (Наташа С.:
«Пол делают гладким, чтобы было легче передвигать мебель и подметать
пол», Костя М.: «Гвоздь, чтобы хорошо его вбить в стенку», Аня М.: « Без
трения шляпа скользкая, ее, поэтому не удержишь в руках»), пусть не очень
грамотно,
но
зато
уверенно
и
не
боясь
сказать
неправильно.
У
детей
существенно повысилась активность и самостоятельность при решении задач
физического содержания. Они чаще стали замечать ошибки в рассуждениях
своих товарищей или кукольных персонажей.
Сформировался предполагаемый объем представлений о механических
явлениях;
представления
о
закономерностях
движения,
об
изменение
движения предмета под влиянием воздействия на него человека, другого
предмета, а также трения; представления о кинематических характеристиках;
представления об изменение движения предметов под влиянием инерции ( с
учетом влияния земного притяжения, сопротивления воздуха).
У
большинства
детей
в
конце
экспериментального
обучения
сформировались умения сравнивать скорость, представления о траектории,
величине пройденного пути, начальной и конечных точках отсчета и времени
движения, о связи между ними.
У
дошкольников
изменился
характер
решения
физических
задач:
расширился
диапазон
поисковых
действий,
сформировались
умения
экспериментировать
в
предметном
и
образном
плане,
расширился
круг
аналогий, с помощью которых дети объясняли наблюдаемые явления.
После обучения дети обнаружили более высокий уровень ориентировки в
окружающей физической деятельности.
Проведенное исследование показало, что у детей старшего дошкольного
возраста можно сформировать представления о механических явлениях, и их
уровень будет повышаться в результате целенаправленного формирования