Автор: Жадяева Татьяна Алексеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РМ "Саранский государственный промышленно-экономический колледж"
Населённый пункт: город Саранск Республика Мордовия
Наименование материала: Статья
Тема: Институт страхового стажа в системе права социального обеспечения
Раздел: среднее профессиональное
Институт страхового стажа в системе права социального обеспечения
Жадяева Т.А., преподаватель ГБПОУ РМ
«Саранский государственный
промышленно-экономический колледж»
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [1] на законодательном
уровне закрепляет право на свободное распоряжение своими способностями к труду, право
на выбор профессии и рода деятельности, а также права на социальное обеспечение при
достижении пенсионного возраста, в случае инвалидности, болезни или потери кормильца.
Однако,
для
того
чтобы
получить
большинство
из
перечисленных
видов
социального
обеспечения наличие одного факта наступления события, именуемого социальным риском,
будет недостаточно. Достаточно часто одним из важнейших оснований для предоставления
того или иного вида социального обеспечения является стаж.
Стаж – это продолжительность какой-либо деятельности или других указанных в
законе периодов, с которыми связываются определенные правовые последствия. В понятии
стажа ключевое значение имеет фактор времени. Стаж - это суммарная продолжительность:
трудовой деятельности;
иной общественно полезной деятельности;
других указанных в
законе
периодов,
с
которыми
связаны
определенные
правовые
по следствия,
предусмотренные нормами права социального обеспечения.
В научной и учебной литературе выделяют следующие виды стажа: трудовой, который
подразделяется на общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж; страховой стаж,
подразделяемый также на общий страховой стаж и специальный страховой стаж.
На
протяжении
многих
десятилетий
в
российском
законодательстве
и
научной
литературе
в
сфере
пенсионного
и
социального
обеспечения
существовало
лишь
одно
понятие – трудовой стаж - продолжительность трудовой или иной общественно полезной
деятельности,
исчисляемая
в
установленном
порядке
и
порождающая
определенные
правовые
последствия
(назначение
пенсий,
пособий,
установление
льгот).
Понятие
страхового стажа появилось впервые в Федеральном законе от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об
индивидуальном
(персонифицированном)
учете
в
системе
обязательного
пенсионного
страхования"
[2].
Тогда
он
определялся
как
суммарная
продолжительность
периодов
трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачиваются
страховые взносы. Страховой стаж должен был заменить традиционную для российского
пенсионного
права
категорию
общего
трудового
стажа,
но
тогда
этого
не
произошло.
Просуществовав формально около шести лет, в 2002 г. данное понятие из текста Закона "Об
индивидуальном
(персонифицированном)
учете
в
системе
обязательного
пенсионного
страхования" было исключено. Следующее понятие страхового стажа появилось в 1999 г. в
связи с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного
социального страхования" [3]. Согласно ст. 3 данного Закона страховой стаж - это суммарная
продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов. Это наиболее общая
из всех имеющихся дефиниций, определяющая страховой стаж как родовую категорию, вне
зависимости
от
вида
социального
страхования,
в
котором
данное
понятие
может
использоваться.
Далее понятие страхового стажа закрепляет уже Федеральный закон от 17 декабря
2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" [4], где в ст. 2 сказано, что
страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная
продолжительность
периодов
работы
и
(или)
иной
деятельности,
в
течение
которых
уплачивались
страховые
взносы
в
Пенсионный
фонд
РФ,
а
также
иных
периодов,
засчитываемых в страховой стаж. Таким образом, с 1 января 2002 г. уже не трудовой, а
страховой стаж является условием, определяющим право на трудовую, а затем и страховую
пенсию.
В связи с вступлением 1 января 2015 г. в России Федерального закона от 28 декабря
2013
г.
за
N
400-ФЗ
"О
страховых
пенсиях"
[6],
институт
общего
трудового
стажа
окончательно был заменен на институт страхового стажа. В ст. 3 указанного федерального
закона "О страховых пенсиях" [6] указывается, что страховой стаж - учитываемая при
определении
права
на
страховую
пенсию
и
ее
размера
суммарная
продолжительность
периодов
работы
и
(или)
иной
деятельности,
за
которые
начислялись
и
уплачивались
страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов,
засчитываемых в страховой стаж. Данная формулировка является более точной, именно в ней
сформулировано юридическое значение страхового стажа для назначения пенсии.
Страховой
стаж
относится
к
юридическим
фактам
–
действиям
в
течение
установленного законом периода времени (длящимся действиям), имеет волевой характер и
проявляется в двух измерениях: количественном и качественном. Количественное измерение
отражает
общую
продолжительность
страховой
деятельности,
в
течение
которой
уплачивались
страховые
взносы
либо
осуществлялась
деятельность,
засчитываемая
в
страховой
стаж,
а
качественное
определяет
работу
в
особых
условиях
труда
(вредных,
тяжелых), в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного
назначения страховой пенсии по старости.
С
наличием
страхового
стажа
связывается
не
только
возникновение
права
на
различные
виды
социального
обеспечения
(пенсия,
пособие
по
временной
нетрудоспособности, по беременности и родам), но и исчисление размера денежных выплат.
Законодательство
Российской
Федерации
о
страховом
стаже
является
частью
законодательства о пенсионной системе (пенсионного законодательства) и одновременно -
частью законодательства о социальном обеспечении пособиями. На правовое регулирование
института страхового стажа направлен целый комплекс разноуровневых нормативных актов
(международных
договоров
и
соглашений,
многочисленных
законов
и
подзаконных
нормативных актов Российской Федерации). Основными нормативно-правовыми актами,
определяющим
понятие
страхового
стажа,
порядок
его
исчисления
и
подтверждения,
являются Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400 «О страховых пенсиях», Постановление
Правительства
РФ
от
2
октября
2014
г.
N
1015
"Об
утверждении
Правил
подсчета
и
подтверждения
страхового
стажа
для
установления
страховых
пенсий",
Приказ
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 февраля
2007 г. N 91 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для
определения
размеров
пособий
по
временной
нетрудоспособности,
по
беременности
и
родам".
Страховой
стаж
состоит
из
периодов,
классифицируемых
по
двум
группам:
1)
страховые
периоды,
включаемые
в
страховой
стаж,
-
периоды
работы
и
(или)
иной
деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд; 2)
нестраховые периоды (в течение которых не производилась уплата страховых взносов в
Пенсионный фонд), засчитываемые в страховой стаж наряду со страховыми периодами.
Отличие страховых периодов от не страховых состоит в начислении и уплате взносов в
Пенсионный фонд РФ.
Страховой стаж относится к числу юридических фактов, требующих специального
оформления, и порождает юридические последствия только при его подтверждении данными
индивидуального (персонифицированного) пенсионного учета. До регистрации гражданина в
качестве застрахованного при подсчете страхового стажа устанавливаемый период работы
подтверждается
документами,
выдаваемыми
работодателями
или
соответствующими
государственными и муниципальными органами (трудовая книжка, трудовой, гражданско-
правовой,
авторский,
лицензионный
договоры
и
др.),
период
работы
на
территории
Российской Федерации может устанавливаться на основании свидетельских показаний. К
уплате страховых взносов приравнивается уплата единого социального налога и единого
налога при применении ЕНВД (единого налога на вмененный доход).
На личие
ст рахового
ст ажа
для
назначения
по собия
по
в р е м е н н о й
нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, также должно быть подтверждено
документами.
Основным
документом,
подтверждающим
периоды
работы
по
трудовому
договору,
периоды
государственной
гражданской
или
муниципальной
службы,
является
трудовая книжка установленного образца (при ее отсутствии, а также в случае, когда в ней
содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных
периодах работы - письменные трудовые договоры; справки, выдаваемые работодателями
или
соответствующими
государственными
(муниципальными)
органами;
выписки
из
приказов; лицевые счета; ведомости на выдачу заработной платы). Что же касается «иной
деятельности», которая входит в страховой стаж, то, что работник должен подтверждать эти
периоды документами, удостоверяющими внесение платежей на социальное страхование.
Постепенный переход на страховые принципы пенсионного обеспечения привел к
комплексному реформированию пенсионного законодательства о страховом стаже, но вместе
с тем даже в сформировавшимся на данный момент законодательстве, можно выделить ряд
проблем, требующих незамедлительного решения, в числе основных, в частности, можно
назвать следующие:
-
проблема
невозможности
установления
на
основании
свидетельских
показаний
периодов работы, выполняемой после регистрации гражданина в качестве застрахованного
лица в соответствии с Законом о государственном персонифицированном учете, в том числе
за пределами России, а также ограничение количества свидетелей минимум двумя;
- проблема наличия запрета на свидетельские доказательства характера работ;
-
проблема
отсутствия
законодательно
закрепленных
санкций
за
нарушение
гарантий застрахованного лица в части ведения персонифицированного учета.
Для решения данных проблем можно предложить ряд рекомендаций:
-
независимо от любой причины утраты документов не по вине работника нужно
оценивать
его
стаж,
подтверждаемый
свидетельскими
показаниями,
безо
всяких
количественных ограничений;
-
отмена запрета на свидетельские доказательства характера работ (ч. 3 ст. 14
Закона о страховых пенсиях);
-
закрепление санкций за нарушение гарантий застрахованного лица в части
ведения
персонифицированного
учета
в
Федеральном
законе
об
индивидуально
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В
заключение
хочется
отметить,
что
страховой
стаж
как
важнейший
компонент
фактического состава, с которым связано возникновение правоотношений по социальному
обеспечению,
прочно
занял
свое
место
в
ряду
юридически
значимых
обстоятельств.
Тенденции
развития
законодательства
о
социальном
обеспечении
показывают,
что
роль
страхового
стажа
остается
значимой
и
будет
впредь
оказывать
влияние
на
уровень
социального обеспечения граждан.
_______________________________________________________________________
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета.- 1993.- 25 декабря.
2. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в
системе государственного пенсионного страхования"// Собрание законодательства РФ.-1996.-№ 14.- Ст. 1401.
3. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» //
Собрание законодательства РФ. -1999.- №29.- Ст. 3686.
4. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» //
Собрание законодательства РФ. -2001.- № 52 (1 ч.).- Ст. 4920.
5. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай
временной нетрудоспособности и в связи с материнством" // Собрание законодательства РФ.-2007.-№1 (ч. I).-
Ст.18.
6. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" // Собрание законодательства РФ. -
2013. - N 52 (часть I).- Ст. 6965.
7. Постановление Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и
подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" // Собрание законодательства РФ.- 2014.-
№ 41.-Ст. 5545.