Напоминание

Организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников.


Автор: Черницова Елена Петровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Икрянинская НОШ"
Населённый пункт: город Астрахань Икрянинский район., с. Икряное
Наименование материала: статья
Тема: Организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Описание опыта работы

взаимодействия с родителями воспитателей дошкольных групп Муниципального

бюджетного общеобразовательного учреждения

« Начальная Икрянинская общеобразовательная школа»

Семья – поистине высокое творенье

Она заслон надѐжный и причал

Она даѐт призванье и рожденье

Она для нас основа всех начал.

(Е.А. Мухачѐва)

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования,

направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь,

во

многом

зависит

от

согласованно сти

действий

семьи

и

до ш кол ь н о й

общеобразовательной организации.

Часто

нам,

педагогам,

и

родителям

наших

воспитанников

не

всегда

хватает

взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и

это

всё

отражается

на

воспитании

наших

детей.

Не

секрет,

что

многие

родители

интересуются только как и чем питался его малыш в детском саду или чистотой одеждой.

Большинство считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока

они на работе. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от

решения

вопросов

воспитания

детей. Определенная

часть

родителей,

занятая

повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не

требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело

воспитания на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка

телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы

дитя ни тешилось, лишь бы было занято».

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми

педагогами.

Они

обязаны

заложить

первые

основы

физического,

нравственного

и

интеллектуального

развития

личности

ребенка

в

раннем

возрасте».

Проблема

взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в последнее время

попала в разряд самых актуальных. Именно поэтому педагоги наших дошкольных групп

работают в данном направлении уже несколько лет и стараются сделать все возможное

для того, чтобы родители и мы - педагоги смогли создать такую атмосферу для детей, в

которой

каждый

ребенок

смог

бы

чувствовать

себя

особенным

и

развиваться

в

соответствии со своими возрастными нормами и способностями.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность

мы планируем по трем

направлениям:

Информационно-аналитическое направление включает в себя, в первую очередь, сбор и

анализ какой-либо информации с целью изучения семьи, выяснения образовательных

потребностей

родителей,

установления

контакта

с

её

членами,

для

согласования

воспитательных

воздействий

на

ребенка.

С

первых

дней

работу

начинаем

с

анкетирования

«Давайте

знакомиться».

Получив

реальную

картину,

на

основе

собранных данных, мы анализируем особенности структуры родственных связей каждого

ребенка,

специфику

семьи

и

семейного

воспитания

детей.

Это

помогает

нам

лучше

ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные

особенности.

Анкетирование

родителей

проводим

перед

каждым

собранием

и

после

каждой нашей встречи, с целью выяснения их запросов и потребностей «Что бы вы хотели

знать?» и «Ваше впечатление от собрания». Анализ полученных данных помогает нам

наиболее эффективно и продуктивно планировать какое-либо мероприятие с родителями

своих

воспитанников.

В

конце

адаптационного

периода

каждой

семье

предлагалось

заполнить анкету «Адаптация вашего ребенка подошла к концу!». Благодаря анализу

полученной информации, нам удалось учесть все плюсы и минусы своей педагогической

деятельности

и

выстроить

свою

работу

с

детьми

более

эффективно.

Обязательным

условием нашей работы было ежедневное живое общение, беседы с родителями, с целью

получения

от

них

какой-либо

конкретной

информации

об

особенностях

поведения

и

развития воспитанников вне стен детского учреждения.

Качественный анализ

позволяет

оценить активность родителей и их включенность в

педагогический

процесс.

Такой

анализ

позволил

выделить

три

группы

родителей.

Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-

образовательном процессе. Родители – исполнители, которые принимают участие при

условии значимой мотивации. Родители –наблюдатели. В ходе образовательного процесса

и

ежедневного

общения

с

воспитателем

и

специалистами

учреждения

родители

становятся

активными

участниками

педагогического

процесса,

появляется

заинтересованность в успешности своих детей. Это еще раз доказывает, что наша работа

приносит положительный результат.

информационно-

аналитическое

наглядно-

информационное

активные формы и

методы работы с

семьей

Наглядно–информационное

направление

занимает

значительную

часть

работы

с

родителями. Родители заходят в здание и в холле специально для них, детей и наших

гостей установлена «Полочка красоты» на которой периодически выставляются работы

совместной

творческой

деятельности

родителей

и

детей «Семейная

мастерская»

(рисунки, поделки), каждая работа подписана с указанием имени и фамилии ребенка и

мамы. Мы намеренно выделяем автора работы, чтобы придать значимость произведению

искусства и показать как нам дорого сотрудничество с родителями.

В процессе тесного сотрудничества воспитателя и родителей группы взрослые

включились в воспитательно-образовательный процесс через совместно- творческую

деятельность с детьми. Активные и творческие молодые мамочки

предложили создать познавательно- развивающие игры для детей своими руками, так и

появилась «Фабрика умных игрушек»

Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений возникла идея сделать сенсорные

коробки для детей своими руками.

Что такое сенсорная коробка? Это универсальная игрушка, вещь, которая способна занять

самого капризного ребенка. Её можно использовать для рассказывания интерактивных

сказок, развивать фантазию, создавать свои миры, где можно трогать гладить , кидать, мять

и т.д., ведь это очень важно для детей, им недостаточно просто смотреть.

Дети-

активные исследователи этого мира, им все нужно узнать самому. Благодаря

сенсорным коробкам наши дети познают окружающий мир от пресловутых букв и цифр,

до

устройства

Вселенной.

А

еще

сенсорные

коробки

это

отличная

вещь

для

прорабатывания различных психологических проблем.

Воспитатель

рассказывает

детям

терапевтические

сказки

прямо

в

коробках,

дети

участвуют, слушают, отрабатывают новые линии поведения в группе, в доброжелательной

атмосфере,

чтобы

в

жизни

у

них

было

как

можно

больше

сценариев

поведения

в

различных условиях. Но и еще сенсорные коробки – это очень весело. Капризные дети

забывают,

что

нужно

капризничать,

пугливые

перестают

бояться,

а

застенчивые

становятся так активны, что порою, наши родители удивляются их ли это ребенок ?

Часто родители, ожидающие своих детей, которые заняты на кружках дополнительного

образования не знают чем занять появившееся свободное время, «утыкаются» в сотовые

телефоны, уходя с головой в социальные сети. Мы предлагаем не менее яркую картинку.

Яркий стенд привлекает родителей обратить внимание на вопросы воспитания детей, есть

возможность получить консультацию всех специалистов нашего учреждения: педагога-

психолога,

учителя

логопеда

и

дефектолога,

медицинской

сестры

и

инструктора

по

физическому воспитанию.

Вся информация размещена в буклетах, которые прочитав

можно забрать с собой домой.

Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая,

поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.

В приемной оформлен родительский уголок, в котором можно всегда увидеть интересную

и полезную информацию по проблемам психофизиологического развития, воспитания и

обучения детей.

Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём помещается

практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском

саду, конкретные игры, в которые можно поиграть и дома, советы, задания, режим дня и

сетка

непосредственной

образовательной

деятельности.

В

каждой

группе

оформлен

уголок именинника, где вывешиваются фотографии тех детей, у кого в ближайшее время

должен

был

быть

день

рождения.

Это

особенно

нравится

детям:

они

с

радостью

рассказывают родителям о том, кто же изображен на фотографии, лучше запоминают

имена

своих

друзей.

В

каждой

группе

оформлен

«Уголок

творчества»,

в

котором

родители всегда могут наблюдать продукты творения своих детей.

Воспитатели

практикуют

такую

эффективную

форму

работы,

как

фотогазета

и

фотовыставки: «Я и моя семья», «Мои папа лучше всех», «Пусть всегда будет мама !» и

другие.

.

Новое

в

практике

работы

детского

сада

с

семьёй

это

ис пользова ние

письменных форм общения с родителями. В этой книге свои пожелания оставляют не

только родители, но и воспитатели. В разделе «Советы» можно получить ответы на очень

важные для родителей вопросы

Содержание работы с родителями у нас охватывает широкий круг вопросов, освещает

все стороны развития и воспитания ребенка. Одним из главных условий всестороннего

формирования

личности

является

обеспечение

нормального

физического

развития.

Родители

должны

знать,

что

нужно

делать

для

того,

чтобы

сохранить

и

укрепить

психическое и физическое здоровье ребенка. С этой целью специалистами: педагогом

психологом,

учителем

дефектологом

,

учителем

логопедом

была

разработана

«Настольная книга для родителей» прочитав которую родители могут получить всю

интересующую их информацию по вопросам адаптации детей в детском коллективе, о

способах

воздействия

на

«неуправляемого

ребенка»

,

практические

советы

логопеда,

вопросы оздоровления детей. Наглядно – информационное направление дает возможность

донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о

родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление - призвано устанавливать теплые доверительные отношения,

эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное.

Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть

изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во

взаимоотношениях,

посмотреть,

как

делают

это

другие,

т.

е.

приобрести

опыт

взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в

целом. Праздники мы проводим не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они

знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. Они и сами

порой бывают

участниками представления, мы им благодарны за такой смелый шаг.

Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши

будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется

удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.

В нашем учреждении все праздники проходят ярко и эмоционально их с нетерпением

ждут

дети,

воспитатели

фотографируют

выступление

детей,

создают

фотоальбомы

«Наша группа».

Дни добрых дел.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки

родителей. Именно поэтому многое у нас в группах сделано руками пап и мам наших

детей. Они помогают нам изготавливать пособия для занятий физкультурой, оформить

уголок дежурства, уголок природы, эмоциональный уголок. Помогают в благоустройстве

групповых участков.

С помощью родителей группы оформлены так, что каждый зона используется для развития

детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть уголки «тихий» и

«дружбы»,

где

дети

могут

посидеть

в

уютных

креслах,

сделанных

руками

пап

и

посмотреть групповой или

«Семейный альбом»

Семейный

альбом оказался очень эффективной формой работы с родителями, а идея

возникла в период адаптации детей группы раннего развития. Альбом формировался

постепенно, поделился на разделы :

- моя семья, мои игрушки;

- как я маме помогаю;

- мой любимый детский сад.

Перелистывая «Семейный альбом» у детей формируются представления о родном доме,

семейных традициях и чувства сопричастности к ним

не только в семье, но и в детской организации. Дети с гордость рассказывают, кто

изображен на фото, вспоминают приятные моменты.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий

и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его

умением стать профессиональным помощником в семье.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный

процесс,

долгий

кропотливый

труд,

требующий

терпеливого

неуклонного

следования

выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями. Для

повышения заинтересованности родителей к проблеме познавательного развития детей в

2015 году был проведен

семинар-практикум «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного

возраста»

В нем принимали участие родители, педагоги и специалисты учреждения . Участники

свободно общались друг с другом. Мы организовали выставку литературы для детей и

родителей по проблеме развития познавательного интереса. Родители с удовольствием

играли, активно участвовали в викторине , получили массу позитивных эмоций и советов

от специалистов учреждения.

Внедрение новых стандартов переводит работу с родителями в новое русло – русло

взаимодействия, сотрудничества. Совместное творчество детей и родителей формирует

хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на

развитие

ребенка

и

приучает

его

сотрудничать.

Творческий

процесс

стимулирует

всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются его моторные навыки, формируется

воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая

деятельность

это

интересное

и

увлекательное

времяпровождение.

Мы

стараемся

вовлекать

родителей в воспитательно - образовательный процесс через совместную

творческую деятельность педагогов, детей и родителей.

В

процессе

устанавливаются

доверительные

отношения

между

всеми

участниками

процесса.

Воспитатели

наполняют

повседневную

жизнь

детей

интересными

делами,

идеями,

включают

каждого

ребенка

в

содержательную

деятельность,

помогают

им

продемонстрировать свои способности на региональных и международных конкурсных

площадках.

Ярким примером стало участие нашего воспитанника в районном конкурсе 2015 года

«Пушкинская осень» в номинации конкурс рисунков по произведениям А.С. Пушкина «У

Лукоморья» 2 место занял Шмаков Дмитрий.

в 2016 году в районном конкурсе чтецов «Поэзия Некрасова» 1 место заняла Степанова

Ксения - художественным руководителем детей была воспитатель - Варлакова Елена

Николаевна.

В Областном конкурсе чтецов «Хоровод дружбы» диплом 1 степени получила

Ракина

Татьяна 5 лет( воспитатель – Исмагулова Полина Борисовна).

На Всероссийском творческом конкурсе 2015 года «Искра» в номинации «Ах зимушка –

зима»

1

место

занял

Павленко

Савелий

5

лет

(воспитатель

Исмагулова

Полина

Борисовна).

На

Международном

творческом

конкурсе

«Артталант»

2016

год

номинация

«Мое

рукоделье» работа «Масленица» 3 место заняла Орлова Маргарита 6 лет.

Из

числа

всех

воспитанников

нашего

учреждения

на

награждение

грамотой

главы

районной

администрации

«Муниципальное

образование

Икрянинский

район»

в

честь

празднования дня России в 2016 году была выбрана

Павленко Анна 7 лет. Наша Аня

призер различных конкурсов.

Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или

благодарности. Очень хотелось отблагодарить их за доверие и сотрудничество, так и

появилась традиция проводить встречи с родителями в неформальной обстановке: мы

устраиваем чаепитие и добрые встречи.

Для всех икрянинцев стало традицией участие в уникальном для района мероприятии —

Парад колясок. Это конкурс на самое оригинальное оформление детского транспортного

средства.

Наши

родители

приняли

активное

участие

в

этом

конкурсе

и

даже

стали

победителями. В номинации победила семья

Наумовых.

Мероприятие

получилось

по-детски

радостное

и

с ол н еч н о е .

Жизнь

в

наших

дошкольных

группах

очень

активна,

и

чем

больше

мы

проводим

мероприятий,

тем

интереснее.

Мы

предлагаем

нашим

родителям

поразмышлять

и

пофантазировать на всевозможные темы: как победить в конкурсе рисунков «По дорогам

любимых сказок», выставка творческих работ «Чудеса из обычных вещей», конкурс к

празднику осени «Парад осенних шляп» и вот результат- неповторимый шедевр удивляет

и восхищает. Родители гордятся тем, что смогли своими руками подарить радость себе,

своему ребёнку и, конечно, окружающим. Эти работы украшают фойе нашего учреждения,

группы; впоследствии используются как методическое пособие или как подарки друзьям и

близким. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь

родители обычно весь день проводят на работе. Творчество снимает давление авторитета

родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость (особенно когда

родители

устраивают

маленькую

домашнюю

выставку

его

работ).

При

игровом,

творческом взаимодействии детей и родителей рождается масса положительных эмоций,

что создает в семье особо теплую атмосферу.

Наши педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в обучение и

воспитание их собственных детей. Наши родители с удовольствием принимают участие в

образовательных проектах. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры,

конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в

воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя

в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и

поддержки

ребенку

и

педагогу

в

процессе

работы

над

проектом,

но

и

становятся

непосредственными

участниками

образовательного

процесса,

обогащают

свой

педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих

успехов и достижений ребенка. В 2015 году педагогами дефектологической группы был

успешно реализован долгосрочный совместный

проект

«Сказкотерапия как средство

развития

творческих

способностей

детей

дошкольного

возраста»,

с

детьми

подготовительной группы краткосрочный творческий проект «Новый год у ворот»

В 2016 году воспитателями, родителями и детьми подготовительной группы «Звездочки»

успешно реализован краткосрочный творческий проект «Для чего нужны нам сказки?»

В своей профессиональной деятельности наши педагоги пользуются кодексом общения с

родителями:

*Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

*Всегда улыбаться родителям и детям.

*Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

*Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о

ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.

*Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

*Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать *пример

воспитанности и такта.

сложной

ситуации

стараться

подавать

пример

уступчивости

этим

своего

достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Показатели

результативности

проведенной

работы:

На

сегодняшний

день

можно

сказать, что в наших дошкольных группах сложились дружеские отношения с родителями.

Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать,

что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Со

стороны

родителей

исходит

инициатива

по

проведению

новых

форм

общения

семей

группы.

Педагоги

стали

более

инициативны,

смелее.

Они

проявляют

творчество,

выдумку,

фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.

Изменилось

общение

педагогов

и

родителей:

взаимоотношения

стали

партнерскими.

Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше

организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.

Совместная

деятельность

родителей,

педагогов

и

детей

положительно

влияет

на

воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше

вопросов о семье, о своей группе, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят

интерес

и

активность

своих

родителей.

Ребенок

чувствует

себя

ближе,

роднее

по

отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями,

эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

Результат

нашей

работы

-

положительное

отношение

родителей

к

работе

нашего

учреждения , и хорошая оценка его деятельности.

Всей своей работой педагоги дошкольных групп доказывают родителям, что их вовлечение

в

педагогическую

деятельность,

заинтересованное

участие

в

воспитательно-

образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это

необходимо

для

развития

их

собственного

ребенка.

Внедрение

новых

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

позволяет

организовать

совместную

деятельность дошкольных групп и семьи более эффективно.



В раздел образования