Напоминание

Использование мнемотаблиц в составлении описательного рассказа


Автор: Галалетдинова Резеда Ильгамовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Радуга" комбинированного типа
Населённый пункт: город Заинск, Заинского района Р.Т.
Наименование материала: статья
Тема: Использование мнемотаблиц в составлении описательного рассказа
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование мнемотаблиц

в составлении описательного рассказа.

Современный ребенок имеет доступ к Интернету, а также к разнообразной

мультимедийной информации, поэтому важно сделать процесс обучения

детей максимально познавательным, интересным, развивающим и

занимательным. Поэтому мы решили обратиться к мнемотехнике, системе,

где приемы и методы, обеспечивают эффективное усвоение ребенком

информации об окружающем мире, а также развивают связную речь.

Наши дети окружены массой информации, чаще всего, они не успевают

усваивать ее, а поэтому испытывают, проблему с ее воспроизведением.

А так как у нас дети логопедической группы, то часто они имеют маленький

словарный запас, с трудом составляют простые предложения, которые не

могут собрать в полный логичный рассказ. Дети особенные и говорить порой

не могут. Именно мнемотаблицы, используемые нами по разным

лексическим темам, учат их планировать рассказ и воспроизводить его в

логичном порядке. Процесс запоминания проходит легко и образовательный

процесс идет быстрее. Использование опорных рисунков (картинок, схем)

увлекает детей, делает их рассказы более чёткими, связными и

последовательными, превращает образовательный процесс в

занимательный. Использование мнемотаблиц в работе с детьми позволяет

развивать не только грамотную речь, но и улучшить память, развивать

логическое мышление, умение схематически изображать предметы, явления,

умение ориентировать на плоскости. Поэтому в нашей логопедической

группе, именно развитию связной речи у детей, мы уделяем особое

внимание. Как сказал, К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но

свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Практика

показывает, что именно использование мнемотехники в своей работе, как

результативного метода запоминания, обычно осваивается детьми просто,

доступно, понятно. Для начала мы знакомим детей с мнемоквадратами –

понятными изображениями, которые обозначают одно слово,

словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем

усложняем занятия, показываем мнемодорожки– это уже квадрат из

четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3

предложения. И, наконец, знакомим с более самой сложной структурой –

это мнемотаблицей. Рассматриваем самостоятельно изображения основных

звеньев, знакомим детей с таблицей, рассматриваем все символы и рисунки.

Когда дети ознакомились с таблицей, начинаем вместе с детьми ее

разбирать(рассматривать) каждую клеточку, начиная с первого ряда слева

направо. Разобрав первую строку, составляем вместе рассказ, затем

рассматриваем клеточки в следующей строке, так разбираем всю таблицу, в

итоге получается интересный рассказ.

Благодаря мнемотаблицам дети, которые в начале учебного года не могли

составить рассказ из 2-3 предложений, к концу учебного года могут

рассказать с небольшой помощью рассказы из 8-10 предложений.

По мнемотаблицам, мы занимаемся не обязательно в группах, а также

индивидуально. Вовлекаем в этот познавательный процесс родителей, так

как у родителей, бабушек и дедушек есть сильное желание развить

мышление ребенка, обогатить его речь и научить его правильно говорить,

подготовить его к школе, чтобы хорошо и легко учился.

Когда мы работаем с развивающейся таблицей, то показываем ее детям,

расшифровываем закодированную информацию. Устанавливаем логические

связки, количественные и качественные характеристики. Затем даем время

на запоминание таблицы. Затем ее убираем, и дети воспроизводят ее

графически по памяти. Работаем как индивидуально, так и по подгруппам.

Во время составления по мнемотаблице описательного рассказа, в

процессе ее запоминания, включаются не только слуховые, но и зрительные

анализаторы, развиваются творческие способности. Дети могут нарисовать и

свои символические изображения, ведь, чтобы нарисовать таблицу, не нужно

быть художником, при рисовании, развивается мелкая моторика руки,

ребенок с легкостью вспоминает картинку, после чего и слова.

Поэтому учить детей с помощью такой техники очень удобно, легко и

эффективно. Но так как мы работаем со старшим возрастом, в основном мы

используем одноцветные схемы, или рисуем таблицу простым карандашом,

чтобы не отвлекать внимание детей на яркость символов и быстро составить

таблицу графически. У нас есть специальные модельные схемы для детей,

которые просты, понятны и доступны для восприятия по лексическим темам.

В процессе работы с таблицей, мы их дополняем, совершенствуем, уточняем,

необходимыми символическими изображениями.

С помощью мнемотаблиц, мы учим стихи и рассказы, это уже легко, так как

при рассказе можно подглядывать на картинки. Даже застенчивый ребенок

становится со временем уверенным, и уже на утренниках становится

свободным, и раскрепощенным.

Что же дает составление описательного рассказа для развития связной речи

в логопедической группе с использованием мнемотаблицы?

• Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем

мире.

• Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не

трудно.

• Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

• Это является одним из эффективных способов развития речи

дошкольников.

Уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. А он

растет и увеличивается с каждым годом.

Поэтому, мы учим наших детей рассказывать или пересказывать,

используя метод мнемотехники, чтобы лучше подготовим их к школе, чтобы

речь была правильной и грамотной, ведь именно она является важным

показателем умственных способностей ребенка и готовности его к

школьному обучению.



В раздел образования