Автор: Галалетдинова Резеда Ильгамовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Радуга" комбинированного типа
Населённый пункт: город Заинск, Заинского района Р.Т.
Наименование материала: статья
Тема: Использование мнемотаблиц в составлении описательного рассказа
Раздел: дошкольное образование
Использование мнемотаблиц
в составлении описательного рассказа.
Современный ребенок имеет доступ к Интернету, а также к разнообразной
мультимедийной информации, поэтому важно сделать процесс обучения
детей максимально познавательным, интересным, развивающим и
занимательным. Поэтому мы решили обратиться к мнемотехнике, системе,
где приемы и методы, обеспечивают эффективное усвоение ребенком
информации об окружающем мире, а также развивают связную речь.
Наши дети окружены массой информации, чаще всего, они не успевают
усваивать ее, а поэтому испытывают, проблему с ее воспроизведением.
А так как у нас дети логопедической группы, то часто они имеют маленький
словарный запас, с трудом составляют простые предложения, которые не
могут собрать в полный логичный рассказ. Дети особенные и говорить порой
не могут. Именно мнемотаблицы, используемые нами по разным
лексическим темам, учат их планировать рассказ и воспроизводить его в
логичном порядке. Процесс запоминания проходит легко и образовательный
процесс идет быстрее. Использование опорных рисунков (картинок, схем)
увлекает детей, делает их рассказы более чёткими, связными и
последовательными, превращает образовательный процесс в
занимательный. Использование мнемотаблиц в работе с детьми позволяет
развивать не только грамотную речь, но и улучшить память, развивать
логическое мышление, умение схематически изображать предметы, явления,
умение ориентировать на плоскости. Поэтому в нашей логопедической
группе, именно развитию связной речи у детей, мы уделяем особое
внимание. Как сказал, К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но
свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Практика
показывает, что именно использование мнемотехники в своей работе, как
результативного метода запоминания, обычно осваивается детьми просто,
доступно, понятно. Для начала мы знакомим детей с мнемоквадратами –
понятными изображениями, которые обозначают одно слово,
словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем
усложняем занятия, показываем мнемодорожки– это уже квадрат из
четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3
предложения. И, наконец, знакомим с более самой сложной структурой –
это мнемотаблицей. Рассматриваем самостоятельно изображения основных
звеньев, знакомим детей с таблицей, рассматриваем все символы и рисунки.
Когда дети ознакомились с таблицей, начинаем вместе с детьми ее
разбирать(рассматривать) каждую клеточку, начиная с первого ряда слева
направо. Разобрав первую строку, составляем вместе рассказ, затем
рассматриваем клеточки в следующей строке, так разбираем всю таблицу, в
итоге получается интересный рассказ.
Благодаря мнемотаблицам дети, которые в начале учебного года не могли
составить рассказ из 2-3 предложений, к концу учебного года могут
рассказать с небольшой помощью рассказы из 8-10 предложений.
По мнемотаблицам, мы занимаемся не обязательно в группах, а также
индивидуально. Вовлекаем в этот познавательный процесс родителей, так
как у родителей, бабушек и дедушек есть сильное желание развить
мышление ребенка, обогатить его речь и научить его правильно говорить,
подготовить его к школе, чтобы хорошо и легко учился.
Когда мы работаем с развивающейся таблицей, то показываем ее детям,
расшифровываем закодированную информацию. Устанавливаем логические
связки, количественные и качественные характеристики. Затем даем время
на запоминание таблицы. Затем ее убираем, и дети воспроизводят ее
графически по памяти. Работаем как индивидуально, так и по подгруппам.
Во время составления по мнемотаблице описательного рассказа, в
процессе ее запоминания, включаются не только слуховые, но и зрительные
анализаторы, развиваются творческие способности. Дети могут нарисовать и
свои символические изображения, ведь, чтобы нарисовать таблицу, не нужно
быть художником, при рисовании, развивается мелкая моторика руки,
ребенок с легкостью вспоминает картинку, после чего и слова.
Поэтому учить детей с помощью такой техники очень удобно, легко и
эффективно. Но так как мы работаем со старшим возрастом, в основном мы
используем одноцветные схемы, или рисуем таблицу простым карандашом,
чтобы не отвлекать внимание детей на яркость символов и быстро составить
таблицу графически. У нас есть специальные модельные схемы для детей,
которые просты, понятны и доступны для восприятия по лексическим темам.
В процессе работы с таблицей, мы их дополняем, совершенствуем, уточняем,
необходимыми символическими изображениями.
С помощью мнемотаблиц, мы учим стихи и рассказы, это уже легко, так как
при рассказе можно подглядывать на картинки. Даже застенчивый ребенок
становится со временем уверенным, и уже на утренниках становится
свободным, и раскрепощенным.
Что же дает составление описательного рассказа для развития связной речи
в логопедической группе с использованием мнемотаблицы?
• Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем
мире.
• Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не
трудно.
• Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
• Это является одним из эффективных способов развития речи
дошкольников.
Уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. А он
растет и увеличивается с каждым годом.
Поэтому, мы учим наших детей рассказывать или пересказывать,
используя метод мнемотехники, чтобы лучше подготовим их к школе, чтобы
речь была правильной и грамотной, ведь именно она является важным
показателем умственных способностей ребенка и готовности его к
школьному обучению.