Напоминание

"Творчество детей в ритме русского народного календаря"


Автор: Шевцова Людмила Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 30
Населённый пункт: пос.Незамаевский Новопокровский район Краснодарский край
Наименование материала: программа
Тема: "Творчество детей в ритме русского народного календаря"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Программа

«Игрушка как универсальное средство введения детей в традицию

национальной культуры.

Творчество детей в ритме русского народного календаря»

Ст.воспитатель: Л.В.Шевцова

I.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Как

сохранить

память

своей

культуры?

Как

возродить

забытые

традиции?

Русский

народ

имеет

ценнейший

опыт

воспитания,

опыт

передачи

культурных традиций от старших поколений – младшим. Одним из таких

важных

педагогических

инструментов

была рукотворная

игрушка.

Пользуясь

природными

материалами,

взрослые

и

дети

мастерили

самые

разнообразные

сезонные

игрушки,

обрядовые

предметы,

которые

привлекательны

своей

естественной

красотой.

Они

органичны

с

самой

природой ребенка.

Народные игрушки делались без всяких выкроек, чертежей, рецептов.

Все их размеры определены величиной ладони, пальцев, горсти, руки до

локтя,

до

плеча.

Игрушечные

фигурки

соразмерны

человеку,

своему

создателю.

Все мы живем по календарю, без него немыслимо наше общение,

работа. И у ребят был свой собственный календарь, его традиции тоже

переходили

от

подраставших

к

младшим.

Весной

пускали

кораблики,

встречали

ледоход,

катали

мячи

из

шерсти

животных.

Летом

мастерили

свистульки, дудки из разных растений, стоили шалаши из веток и соломы.

Осенью играли с картофельными шариками и ягодами рябины, капустными

кочерыжками,

устраивали

кукольные

свадьбы.

Зимой

играли

в

льдинки,

строили снежные крепости, собирали из лучины крестики звездочки, жевали

березовую жвачку. Весь народный календарь пересыпан веселыми ребячьими

песенками, обрядовыми играми и забавами. Дети действительно были детьми

природы, прекрасно ее чувствовали, наблюдая жизнь растений, животных,

птиц, насекомых.

Что можно дать в руки своему ребенку сегодня? Чуткие родители

понимают, что современные игрушки более вредны, чем самая несъедобная

1

пища. Конечно, игрушки-самоделки не могут полностью заменить ребенку

готовые

игрушки:

они

должны

составлять

разумную

часть

игрового

материала.

Программа

«Игрушка как универсальное средство введения детей в

традицию

национальной

культуры.

Творчество

детей

в

ритме

русского

народного календаря» направлено на

знакомство и применение детьми

различных техник изготовления народной игрушки и возрождение интереса к

рукоделию.

Цель программы: приобщение современного ребенка к яркому миру

детского творчества в традициях русской народной культуры.

Задачи:

1)

Создать

творческую

атмосферу

с

погружением

в

детский

быт

и

фольклор народной старины.

2)

Познакомить

детей

через

игрушку

с

бытом

русского

народа, с

календарями: природным календарем земледельца, месяцесловом и детским

календарем.

3)

Формировать у детей умение изготавливать игрушки на традиционной

основе из разных материалов.

4)

Продолжать развитие речи

и обогащение словарного запаса у детей

посредством разучивания народных закличек, поговорок, загадок.

5)

Осуществлять индивидуальный подход к детям.

6)

Поэтапно реализовывать программу творческого детского календарного

цикла.

7)

Обеспечить информационную поддержку родителей дошкольников.

Принципы, методы, приемы организации деятельности детей

Принципы:

научности:

преемственности;

креативности;

индивидуальности;

сотрудничества;

последовательности и систематичности.

Методы:

игровой;

наглядно-действенный;

практический.

2

Приемы:

демонстрация наглядного материала;

объяснение;

повторение за взрослым;

применение на практике;

игра.

Взаимодействие с родителями

1.2 Планируемые результаты.

o

Повышение интереса детей и родителей к родной истории, к наследию

и традициям своего народа.

o

Доступность исполнения и условность формы игрушек-самоделок –

расширение

возможностей для родителей для занятий с детьми в

семейном кругу.

o

Создание детьми рукотворных игрушек, органичных с самой природой

ребенка.

o

Участи творческих работ воспитанников и их родителей в выставках на

родительских собраниях.

o

Порождение и развитие чувства братства, единения, сопереживания у

детей путем перехода индивидуальной деятельности в коллективную.

II. Содержательный раздел

3

Консультация

"Народная игрушка

как средство

приобщения ребенка

к русской культуре"

Презентация

"Игрушки из

прошлого

"

Мастер-класс

"Изготовление

народной

куклы-

закрутки"

Мастер-класс

"Козули"

Мастер-

класс

"Бирюльки"

Составление

фотоальбом

а "Народная

игрушка"

Перспективное планирование совместной деятельности с детьми

Весна-молодица

«Жаворонки, прилетите! Красну вёсну принесите!»

Март

Март зиму кончает, весну начинает

Апрель

Апрель всех напоит

Май

Май леса наряжает, лето в гости ожидает

Март

Март зиму кончает, весну начинает

п\п

Тема

Задачи

Оборудование

1

Лепка

«Летящий

жаворонок»

Знакомить детей с выпечкой

из теста фигурок птиц

Соленое тесто, стеки,

салфетки для рук, доски

2

Рисование

«Солнце»

Рисовать солнечные

розетки как символ света,

вселенной

Листы бумаги, кисти, краски

гуашь, акварель, салфетки

для рук

3

Лепка

«Завиваем

тетерки»

Учить выкладывать узоры из

витого теста

Соленое тесто, салфетки

для рук, доски

4

Календарь

марта

Познакомить с праздниками

народного календаря,

разучить заклички о весне

Иллюстрации о жизни

русского народа весной

Апрель

Апрель всех напоит

Тема

Задачи

Оборудование

1

«Птички на

Благовещение»

Учить делать летящую

птичку способом

перетяжки ткани нитками,

без шитья и иголки

Квадраты ткани 20*20 см,

нитки цветные, ткань для

набивки, ножницы

2

«Кораблики»

Изготовить бумажный

кораблик по схеме

Квадраты бумаги, схема

3

Украшаем

вербное дерево

Свернуть веточку из

бумаги, вербного

ангелочка из ткани,

крестик из палочек

Листы бумаги, цветные

нитки, квадраты ткани,

разноцветные ленты,

ножницы, палочки от

мороженого

4

4

Календарь

апреля

Познакомить с

праздниками народного

календаря, разучить

приговоры, заклички

Иллюстрации о жизни

русского народа весной

Май

Май леса наряжает, лето в гости ожидает

Тема

Задачи

Оборудование

1

Календарь мая

Познакомить с

праздниками народного

календаря, разучить

приговоры, заклички

Иллюстрации о жизни

русского народа весной

2

«Бабка, бабка,

завей кудри»

Учить «завивать кудри» у

одуванчика, составлять

цепочки из стеблей

одуванчиков, плести

венок

Одуванчики, салфетки

для рук

3

«Лоскутный

мячик»

Начать работу по

изготовлению лоскутного

мяча

Ткань разноцветная

(ситец, фланель, сатин,

штапель), выкройка,

ножницы

4

«Лоскутный

мячик»

Продолжить работу по

изготовлению лоскутного

мяча

Нитки с иголками, тесьма,

материал для набивки

Лето-припасиха

«Белая берёзынька, иди с нами гулять, пойдем песни играть!»

Июнь

Конец пролетья, начало лета

Июль

Макушка лета

Август

Венец лета

5

Июнь

Конец пролетья, начало лета

Тема

Задачи

Оборудование

1

Календарь

июня

Познакомить с

праздниками народного

календаря, разучить

приговоры, заклички

Иллюстрации о жизни

русского народа летом

2

« «Завиваем»

березу»

Украсить березу, как в

народных обычаях весны

и раннего лета, сделать

бусы и венки

Цветные ленты, широкие

и узкие вязочки разной

длины из лоскутов

однотонного или

мелкоузорного ситца,

сатина

3

«Вертушка»

Научить делать вертушку

Плотный картон,

ножницы, палочки-

держалки, гвозди и

молоток

4

Лепка

«Лесенки»

Лепить традиционное

печенье, которое

готовили к Вознесению

и Троице

Соленое тесто, доски,

салфетки для рук

Июль

Макушка лета

Тема

Задачи

Оборудование

1

Календарь

июля

Познакомить с

праздниками народного

календаря, разучить

приговоры, заклички

Иллюстрации о жизни

русского народа летом

2

«Бусы»

Начать работу по

изготовлению бус из

лоскутов

Ткань разноцветная

(ситец, фланель, сатин,

штапель), выкройка,

ножницы

3

«Бусы»

Продолжить работу по

изготовлению бус из

лоскутов

Нитки с иголками, тесьма,

материал для набивки,

ножницы

4

«Бусы»

Развивать чувство

братства путем перехода

Нитки с иголками, тесьма,

материал для набивки,

6

индивидуальной

деятельности в

коллективную. Собрать

бусы из отдельных

бусинок

ножницы

Август

Венец лета

Тема

Задачи

Оборудование

1

Календарь

августа

Познакомить с

праздниками народного

календаря, разучить

приговоры, заклички

Иллюстрации о жизни

русского народа летом

2

«Бирюльки из

соломы»

Изготовить соломенные

бирюльки и коробочку

для их хранения

Толстые, твердые стебли

соломы, ножницы,

проволока

3

«Кукла-

мужичок»

Учить вязать из соломы

куклу

Пучок соломы, ножницы,

цветная тесьма

4

«Лошадка»

Продолжать вязать из

соломы.

Пучок соломы, ножницы,

цветная тесьма

Осень-водяница

«Батюшка Покров, натопи нашу хату без дров»

Сентябрь

Летопроводец. Проводы лета

Октябрь

Золотая осень, листобой, свадебник

Ноябрь

Ворота зимы

Сентябрь

Летопроводец. Проводы лета

7

Тема

Задачи

Оборудование

1

Календарь

сентября

Познакомить с

праздниками народного

календаря, разучить

приговоры, заклички

Иллюстрации о жизни

русского народа осенью

2

Балаболки или

«петровская

картошка»

Научить играть в

балаболки

Отцветшие плоды

картофеля, перышки

птиц, веточки, соломки

3

«Картофельные

игрушки»

Собрать из клубней

картофеля птичку.

Клубни картофеля

разного размера и форм,

спички, перья

4

«Кнутик»

Сплести из длинной

травы прутик обычной

косичкой – из трех

стеблей

Длинная трава

Октябрь

Золотая осень, листобой, свадебник

Тема

Задачи

Оборудование

1

Календарь

октября

Познакомить с

праздниками народного

календаря, разучить

приговоры, заклички

Иллюстрации о жизни

русского народа осенью

2

«Кукла

«Кулема»»

Развивать умение вязать

кукол из ткани

Головной платок

3

«Пеленашка»

Продолжать обучать

сворачивать куклу из

головного платка

Головной платок, лоскуты

ткани для пеленания,

разноцветная тесьма

4

«Куватка»

Научить сворачивать

куклу, где обе стороны

- лицевые

По 2 прямоугольных

лоскута, один длиннее

другого в 2 раза

Ноябрь

Ворота зимы

Тема

Задачи

Оборудование

1

Календарь

ноября

Познакомить с

праздниками народного

календаря, разучить

Иллюстрации о жизни

русского народа осенью

8

приговоры, заклички

2

«Поясок для

куклы»

Познакомить с разными

способами плетения

пояса- «косичкой» и

«крученый»(делать

поясок лучше вдвоем:

один держит, другой

крутит)

Толстые шерстяные нитки

3

«Плетеный

узор на

палочках»

Учить плести на палочках

ромбовидный узор,

характерный для русского

народного орнамента

По 2 палочки,

разноцветные толстые

нитки

4

«Печатный

узор на ткани»

Освоить древний

способ украшения

тканей набивным

узором, характерным

для русского народного

искусства

Однотонные лоскуты,

краски акриловые, овощи

и фрукты для штампов

Зима-белолица

Коляда, коляда! Ты подай пирога!

Декабрь

Декабрь год кончает, зиму начинает

Январь

Январь- году начало, зиме-середка

Февраль

Февраль –зиму замыкает

Декабрь

Декабрь год кончает, зиму начинает

Тема

Задачи

Оборудование

1

Календарь

декабря

Познакомить с

праздниками народного

Иллюстрации о жизни

русского народа зимой

9

календаря, разучить

приговоры, заклички

2

«Рождественская

восьмиконечная

звезда»

Изучить способ

изготовления звезды из

палочек и соломы

По 2 ровных палочки,

пучок соломы, бечевка,

ножницы

3

«Ангел»

Продолжать развивать

навык скручивания

лоскутной игрушки

По 2 лоскута белого

цвета, золотая тесьма

4

«Бумажный

ангелочек»

Изготовить фигурку

ангела из согнутой

пополам бумаги

Листы белой бумаги,

выкройка, ножницы

Январь

Январь- году начало, зиме-середка

Тема

Задачи

Оборудование

1

Календарь

января

Познакомить с

праздниками народного

календаря, разучить

приговоры, заклички

Иллюстрации о жизни

русского народа зимой

2

«Фонарь из

соломы»

Использовать солому для

изготовления изделия,

которым украшали

жилище

По 9 соломинок 7-11 см

длиной, разноцветные

нитки, ленты, лоскуты

красного цвета, бусины

3

«Козули»

Знакомить со способом

изготовления обрядового

печенья к Новому Году,

Рождеству, на Коляду

Соленое тесто, стеки,

салфетки для рук,

иллюстрации козуль

4

«Украшаем

козули»

Познакомить со

старинным рецептом

глазури. Учить украшать

козули глазурью при

помощи палочек по

образцу

Готовые фигурки козуль

из соленого теста,

зубочистки, глазурь,

образцы народных козуль

Февраль

Февраль – зиму замыкает

Тема

Задачи

Оборудование

1

Календарь

февраля

Познакомить с

праздниками народного

Иллюстрации о жизни

русского народа зимой

10

календаря, разучить

приговоры, заклички

2

«Свадебные

куклы-

неразлучницы»

Объяснить символику

брачного союза. Оценить

ценность кукол в их

изготовлении – без

швейной иглы

По 3 квадрата лоскутов

красного цвета, цветные

нитки, ножницы

3

«Ряженая

коровка»

Изготовить забавную

игрушку на основе

традиционной тряпичной

куклы из жгутиков

По 3 лоскута ситца,

катушечные нитки,

ножницы

4

«Банченый

веник – на

Масленицу»

Познакомить с

масленичным

атрибутом-символом.

Березовый веник,

цветные тряпочки,

бумажные розочки,

бантики из фантиков

III. Организационный раздел

3.1Материалы и оборудование

Ткани натуральные (ситец, фланель, сатин, штапель, лен)

Вата,

нитки

катушечные

разноцветные,

иголки,

ленты

разноцветные, зубочистки, бусины, бечевка, тесьма,

Ножницы, бумага белая и разноцветная, картон

Бросовый материал

Иллюстрации времен года

Соленое тесто, доски

Салфетки для рук

Стебли соломы, природный материал

Краски акриловые, акварельные, гуашь, кисти

Фрукты и овощи для штампов

Гвозди, молоток, проволока

Головной платок

Литература

1.

«Игрушка в культуре России», Г.Дайн, Хотьково, Сергиев Пасад: «Весь

Сергиев Пасад», 2009г.

2.

«Детский народный календарь», Г.Дайн, М., 2001г.

11

3.

Агаева И. «Кузьма и Демьян-покровители семейного очага и ремесел»

М.2001 № 4

4.

Аникин В.П. «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и

детский фольклор» М.1957

5.

Новицкая М.Ю., Мартинкова Е.В. «Родной дом» М.2001

6.

Стрижев А. «Народные приметы» М.1997

12



В раздел образования