Напоминание

Рабочая программа по информатике, 9 класс


Автор: Сучкова Мария Вячеславовна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "Ютазинская СОШ"
Населённый пункт: с. Ютаза, Ютазинского района, Республики Татарстан
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по информатике, 9 класс
Раздел: среднее образование





Назад




1.

Пояснительная записка

Планирование составлено на основе:

1.Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

2. Примерной программы основного общего образования по информатике (Информатика. Программы для общеобразовательных

учреждений. Сост.М.Н.Бородин, М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.)

3. Программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» Семакина И.Г., Хеннера Е.К.

общеобразовательный курс (базовый уровень) для 8 – 9 классов

4. Учебник Информатика и ИКТ авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. (М.: БИНОМ, Лаборатория

знаний, 2010)

5. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»

6. Учебный план МБОУ «Ютазинская СОШ» на 2017-2018 учебный год.

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Учащиеся должны знать:

что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов,

протоколов;

назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.

что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;

что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

что такое логическая величина, логическое выражение;

что такое логические операции, как они выполняются.

что такое электронная таблица и табличный процессор;

основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

графические возможности табличного процессора.

что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

в чем состоят основные свойства алгоритма;

способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и

сборочный (библиотечный) метод.

основные виды и типы величин;

назначение языков программирования;

что такое трансляция;

назначение систем программирования;

правила оформления программы на Паскале;

правила представления данных и операторов на Паскале;

последовательность выполнения программы в системе программирования.

основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

историю способов записи чисел (систем счисления);

основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети

осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

работать с одной из программ-архиваторов.

приводить примеры натурных и информационных моделей;

ориентироваться в таблично организованной информации;

описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

организовывать поиск информации в БД;

редактировать содержимое полей БД;

сортировать записи в БД по ключу;

добавлять и удалять записи в БД;

создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;

получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

3.

Основное содержание учебного предмета «Информатика»

Введение

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места.

1.

Моделирование и формализация

Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в

математике, физике, литературе, биологии и т.д.

Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных

моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка

адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.

Компьютерное

моделирование.

Примеры

использования

компьютерных

моделей

при

решении

научно-технических

задач.

Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение

компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.

Ввод и

редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

2.Алгоритмизация и программирование

Этапы решения задач на компьютере.

Знакомство с табличными величинами. Одномерные массивы целых чисел.

Описание, заполнение и вывод массива. Сортировка

массива.

Конструирование алгоритмов. Последовательное построение алгоритма. Вспомогательные алгоритмы. Процедуры и функции в языке

программирования.

Алгоритмы управления.

Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

3.Обработка числовой информации в электронных таблицах

Электронные

(динамические)

таблицы.

Использование

формул.

Относительные,

абсолютные

и

смешанные

ссылки.

Выполнение

расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

4.Коммуникационные технологии

Коммуникационные

технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры.

Взаимодействие на основе

компьютерных

сетей:

электронная

почта,

чат,

форум,

телеконференция,

сайт.

Информационные

ресурсы

компьютерных

сетей:

Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе

данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким

признакам.

Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка

надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т.п.). Формальные подходы к

доказательству

достоверности

полученной

информации,

предоставляемые

современными

ИКТ:

электронная

подпись,

центры

сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.

Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь,

информационные услуги, научно-технические исследования,

управление производством и проектирование промышленных изделий,

анализ экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники).

Основные этапы развития ИКТ.

Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.

Компьютерные

вирусы.

Антивирусная

профилактика.

Базовые

представления

о

правовых

и

этических

аспектах

использования

компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного

применения ИКТ в современном обществе.

5.

Итоговое повторение

Повторить основные темы, изученные в течение года

4 .Содержание рабочей программы (68час).

Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Введение

1

1

0

2

Моделирование и формализация

8

3

5

3

Алгоритмизация и программирование

8

3

5

4

Обработка числовой информации в электронных таблицах

6

1

5

Коммуникационные технологии

10

5

5

5

Итоговое повторение

2

2

0

Итого:

35

15

20

5. Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 9 класса

35 недель по 2 часа в неделю

№ урока

Наименова-

ние раздела

Тема урока

Дата проведения урока

план

факт

9а класс

9б класс

(1, 2

подгруппы)

9а класс

9б класс

(1, 2

подгруппы)

1

Компьютерные сети – 11 часов

Техника безопас-ности. Компьютер-ные

сети.

21.09

21.09

2

ПР №1 «Работа в локальной сети».

23.09

22.09

3

Электронная почта телеконференции

28.09

28.09

4

ПР №2 «Работа с электронной почтой».

30.09

29.09

5

Интернет.

Поиск

информации

в

сети

Интернет.

5.10

5.10

6

ПР №3 «Работа с WWW».

7.10

6.10

7

П Р

№ 4

« П о и с к

и н ф о рм а ц и и

в

Интернет».

12.10

12.10

8

Создание Web-страницы в Word

14.10

13.10

9

Оформление Web-страницы.

19.10

19.10

10

ПР №5 «Создание Web-страницы».

11

Контрольная работа №1

21.10

20.10

12

Понятие

модели.

Информационные

модели.

26.10

26.10

13

Табличные модели.

28.10

27.10

14

Информационное

моделирование

на

компьютере.

9.11

9.11

Информационное моделирование – 5 часов

15

ПР №6 «Компьютерный эксперимент».

11.11

10.11

16

Контрольная работа №2

16.11

16.11

17

Хранение и обработка

информации– 10 часов

Базы

данных

и

информационные

системы.

18.11

17.11

18

Назначение СУБД.

23.11

23.11

19

Создание, заполн-ение

и редактиро-

вание баз данных

25.11

24.11

20

ПР №7 «Создание базы данных».

30.11

30.11

21

Условия выбора и простые логиче-ские

выражения.

2.12

1.12

22

Условия выбора и сложные логические

выражения.

7.12

7.12

23

ПР №8 «Формиро-вание простых и

сложных запросов

9.12

8.12

24

Сортировка,

добавление

и

удаление

записей.

14.12

14.12

25

Создание

запросов

на

удаление

и

изменение.

16.12

15.12

Хранение и обработка

информации– 10 часов

26

Контрольная работа №3.

21.12

21.12

27

Системы счисления- -7

часов

Системы счисления

23.12

22.12

28

Двоичная и десятичная системы

счисления

11.01

11.01

29

Двоичная арифметика.

13.01

12.01

30

Восьмеричная система счисления

18.01

18.01

31

Шестнадцатерич-ная система

счисления.

20.01

19.01

32

Представление чисел в компьютере.

25.01

25.01

33

Контрольная работа №4.

27.01

26.01

34

Табличные вычисления на

компьютере – 10 часов

Правила ТБ. Повторение темы

«Информация и компьютер».

1.02

1.02

35

Электронные таблицы.

3.02

2.02

36

ПР №9 «Правила заполнения Excel».

8.02

8.02

37

Простейшие вы-числения в Excel

10.02

9.02

38

Абсолютная

и

от-носительная

адре-

сация.

15.02

15.02

39

ПР №10 «Вычисления».

17.02

16.02

40

Логические функции.

22.02

22.02

41

Деловая графика.

24.02

23.02

42

Построение диаграмм.

1.03

1.03

43

Контрольная работа №5.

3.03

2.03

44

Алгоритм. Способы записи алгоритмов.

8.03

8.03

45

Исполнители алгоритмов

10.03

9.03

Управление и алгоритмы –

8 часов

46

Линейный алгоритм. Структура

следование.

15.03

15.03

47

Управление и алгоритмы – 8 часов

Разветвляющийся алгоритм. Структура

ветвление.

17.03

16.03

48

Циклический алгоритм. Структура

цикл.

22.03

22.03

49

Разбиение задачи на подзадачи,

вспомогательный алгоритм.

24.03

23.03

50

Решение задач на алгоритмы.

5.04

5.04

51

Контрольная работа №6.

7.04

6.04

52

Язык программи-рования Паскаль.

12.04

12.04

53

Типы данных языка Паскаль.

14.04

13.04

54

Операции языка Паскаль.

19.04

19.04

55

Математические функции языка

Паскаль.

21.04

20.04

56

Линейные операторы языка Паскаль.

26.04

26.04

57

Основы языка

программирования

Паскаль – 12 часов

Условный оператор.

Решение задач.

28.04

27.04

58

Составной оператор.

Решение задач.

3.05

3.05

59

Оператор выбора.

Решение задач.

5.05

4.05

60

Циклы в Паскале.

10.05

10.05

61

Решение задач на циклы

12.05

11.05

62

Решение задач

17.05

17.05

63

Контрольная работа №7.

18.05

18.05



В раздел образования