Автор: Суханова Татьяна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Ардатовская СОШ"
Населённый пункт: Республика Мордовия, Дубёнский район, село Ардатово
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Единицы массы: килограмм, грамм"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока по математике.
Предмет: Математика.
Класс: 3-й класс.
Тип урока: открытие новых знаний (УМК «Школа России»).
Тема
Единицы массы: килограмм, грамм.
Цель:
Задачи:
Создать условия для расширения и углубления знаний детей о единицах измерения массы и
формирования понятия «грамм».
Формировать умение заменять крупные единицы измерения мелкими, выполнять обратную
операцию.
Закрепить умение решать задачи изученных видов
Формировать умение работать в паре, в группе.
Воспитывать коммуникативную культуру.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: познакомятся с единицами массы: килограмм, грамм; научатся выполнять вычисления
с именованными числами, выбирать гири определенной массы для набора заданного количества
граммов, решать составные задачи разными способами.
Метапредметные: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы,
обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои
достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: понимают универсальность математических способов познания окружающего мира.
Основные понятия
Единицы массы - грамм.
Организация
пространства
Фронтальная работа, групповая, работа в парах.
Оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, презентация, лабораторные весы, напольные весы, ручные
пружинные весы,
листы с таблицей для индивидуальной работы, предметы для взвешивания.
Этапы урока
Деятельность
Деятельность
Планируемые результаты
учителя
учеников
предметные
личностные,
метапредметные
I.
М о т и в а ц и я
к
учебной
деятельности
-
Здравствуйте,
ребята!
Я,
Татьяна
Михайловна,
буду
у
вас
вести
урок
математики.
Давайте, ребята,
Учиться считать,
Прибавлять, вычитать.
Запомните все,
Что без точного счета
Не сдвинется с места
Любая работа.
Лень долой!
Долой зевоту!
Принимайся за работу!
- Прежде чем начать урок, создадим себе
и
друг
другу
хорошее
настроение.
А
хорошее
настроение
начинается
с
улыбки.
Улыбните сь
друг
д р у г у.
Поприветствуем
гостей,
улыбнитесь
гостям.
Слушают учителя
Выполняют действия.
Нравственные
каче ства
(личностные УУД).
Планирование
учебного
сотрудничества
(коммуникативные УУД).
Проговаривать
последовательность
действий на уроке
(регулятивные УУД).
II.
П о с т а н о в к а
учебной
проблемы,
ц е л е й
и
формулирование
темы урока
Цель:
-организовать
постановку
учебной
проблемы
- Начнем наш урок с устного счета.
1.Решение задач.
- Решите задачи и
запишите решение в
тетрадях.
Задача №1 (слайд 1)
Ширина тротуара 3 метра, а ширина
проезжей части улицы в 9 раз больше.
Найдите ширину проезжей части.
Проверяем. (слайд 2)
Задача №2 (слайд 3)
От ленты длиной 70 см отрезали одну
десятую часть. Сколько см ленты
отрезали?
Проверяем. (слайд 4)
Задача №3 (слайд 5)
Решают задачи. Проверяют.
Пользоваться
единицей
измерения
массы
Рефлексия
спо собов
и
условий действия, контроль
и
о ц е н к а
п р о ц е с с а
и
результатов
деятельности;
(Познав. УУД)
Масса бурого медведя 400 кг, а
медвежонка – в 100 раз меньше. Какова
масса медвежонка?
Проверяем.. (слайд 6)
- Проверьте себя. Слайд №4
-Оцените свою работу с помощью
знаков. На полях поставьте «+», «-», «!».
«!» - молодец, все выполнено верно.
«+» - допущена 1 ошибка
«-» - допущены 2-3 ошибки.
-Назовите единицы измерения, которые
встретились в задачах?
- Какая из них лишняя, почему? (слайд 7)
- Вспомним, что такое масса.
- У меня - пакет муки. Можно ли его
массу измерить килограммом?
- Можно ли килограммами измерить
массу пачки чая? Почему?
- Как измерить массу этой пачки?
- Новая единица измерения должна быть
больше или меньше кг? Почему?
- Кто знает название этой единицы
измерения?
- Новая единица измерения называется
грамм.
Предположите, чем будем заниматься
сегодня на уроке?
Сформулируйте тему урока (слайд 11)
Какова цель нашего урока?
Оценивают свою работу.
- м, см, кг.
- кг.
м и см единицы измерения длины,
а кг - единица измерения массы.
М а с с а
– э то
в е л и ч и н а ,
обозначающая
степень
тяжести
предмета.
- Да.
-Нет. Пачка чая легче
- Нужна новая единица измерения.
Ответы детей.
-
Познакомимся
с
более
мелкой
единицей измерения массы.
-Единица
измерения
массы
-
грамм.
- Познакомиться с новой единицей
Постановка учебной задачи
на основе соотнесения того,
ч т о
у ж е
и з в е с т н о
(регулятивные УУД).
- Как получить новую единицу
измерения?
«Кило» - значит тысяча. Какое
соотношение установим между кг и г ?
Килограмм
уменьшили
в
1000
раз
и
получили
новую
единицу
измерения
грамм.
1кг = 1000 г
измерения массы – граммом и
соотношением между килограммом
и граммом.
Закрепить умение решать задачи
изученных видов.
III.
О т к р ы т и е
нового знания
Цель:
– организовать поиск
решения
у ч е б н о й
проблемы.
-
Итак,
сегодня
мы
познакомимся
с
единицей измерения массы - граммом.
(Слайд .)
Основной
мерой
массы
является
–
килограмм.
И
вот
так
выглядит
его
эталон.
В
России
копия
хранится
в
институте
метрологии Д. И. Менделеева в городе
Санкт – Петербурге. С международного
эталона сделано более 40 копий.
(Слайд: эталон килограмма).
С
давних
времен
люди
испытывали
необходимость
знать
вес
разны х
предметов. Для этой цели
придумали
весы.
На
сегодняшний
день
суще ствует
огромное количество видов весов.
Н а п р и м е р , электронные
весы.
С
помощью таких весов удобно измерять
очень маленький вес.
Ручные пружинные весы.
Слушают учителя
Ответы учащихся.
Использовать
в
р е ч и
названия
единиц
измерения
массы.
П о и с к
и
выделение
необходимой
информации
(познав. УУД)
-Как вы думаете, для чего нужны такие
весы?
Механические или чашечные весы.
По
области
применения
весы
бывают разные.
Багажные – для взвешивания
багажа.
Торговые – взвешивают товар в
магазине.
Медицинские – необходимы при
приготовлении лекарств.
Почтовые – они помогают
взвешивать посылки.
Железнодорожные- с помощью
которых взвешивают грузы,
располагающиеся в составе поезда
или пустые вагоны.
Бытовые, которые люди
используют дома, в быту.
Кулинарные весы – для
взвешивания продуктов.
Напольные весы – для
собственного взвешивания.
Детские весы – для взвешивания
маленьких детей.
Вот
такие
совершенно
разные
весы
придумали
люди,
чтобы
взвешивать
самые разные предметы.
- Чаще всего, чтобы что-то взвесить в
граммах используют аптечные весы. Их
используют в аптеках для приготовления
различных
лекарств,
чтобы
правильно
соблюдать
дозировку
того
или
иного
Слушают учителя
Добывать
новые
знания:
вещества.
Сейчас в основном используются
электронные весы, они наиболее точные.
- Сегодня мы подробно изучим новую
единицу
массы
–
грамм,
с
помощью
которой мы как раз и сможем выразить
вес маленьких предметов.
При взвешивании на механических или
чашечных весах, чтобы определить
массу предмета используют гири.
Гири бывают разные. Бывают гири
килограммовые – 1кг, 2 кг, 5 кг.
А есть гири, с помощью которых можно
взвесить массу более легких предметов –
100 граммов, 10 граммов, 1 грамм;
200 граммов, 20 граммов, 2 грамма;
500 граммов, 50 граммов, 5 граммов.
Работа
с
весами.(напольные,
ручные
пружинные, лабораторные, электронные)
-
Проведем
работу
по
измерению
предметов на весах.
-
Давайте
посмотрим,
как
работают
лабораторные весы.
- Взвесим массу пачки чая.
Масса пачки чая равна 100 г.
Давайте
поработаем
с
напольными
весами. Это механические весы, в них
есть
шкала
со
стрелкой
или
чаши
с
гирями.
-Кто хочет узнать массу своего тела?
-Кто
хочет
на
электронных
ве сах
взвесить
массу
пенала?
У цифровых
(электронных)
весов
есть
табло,
где
высвечивается масса предмета.
Измеряют массу пачки чая
Один
ученик
выходит
к
доске.
Измеряется его масса тела.
Один
ученик
выходит
к
доске.
Измеряет массу своего пенала.
н а х о д и т ь
о т в е т ы
н а
в о п р о с ы ,
и с п о л ь з у я
учебник; вычитывать
все
в и д ы
т е к с т о в о й
информации
(познавательные УУД).
Сравнение (познав.УУД)
-
Давайте
взвесим
массу
портфеля
с
помощью
ручных
весов.
Они
еще
называются безмен. В ручных весах тоже
шкала со стрелкой.
- Поработали с весами, а теперь давайте
отдохнем
Ученик
измеряет
массу
своего
портфеля. (Взвешивание бизменом)
IV.
Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали.
И на месте побежали.
Дети говорят стихотворение и
выполняют активные движения
V.
П р и м е н е н и е
нового знания
Цель:
–
о р г а н и з о в а т ь
применение
новых
знаний.
Работа в группах.
- А сейчас поработаем в группах. Каждая
группа получает задание.
1 группа (5 человек) взвесьте свой
вес и запишите данные в таблицу.
2 группа (5 человек) взвесьте
фрукты и овощи,
результаты
запишите в таблицу.
1. 4 яблока,
2. 10 картофелин,
3. 1 кочан капусты.
3 группа (5 человек) взвешивают:
мешочки с крупой (пшено, гречка),
соль, сахар.
4 группа (5 человек) взвешивают:
– Применяют новое знание.
Учащиеся работают по группам,
измеряют массу предметов.
Взвешивают с помощью напольных
весов.
В з в е ш и в а ю т
с
п о м о щ ь ю
электронных весов.
Взвешивают
с
помощью
ручных
весов.
Пользоваться
при
измерении
массы
новой
единицей
измерения
-
грамм.
Ф о р м и р о в а т ь
у м е н и е
сотрудничать с учителем и
сверстниками;
работать
в
г р у п п е ,
у п р а в л е н и е
п о в е д е н и е м
п а р т н ё р а
(конт роль ,
ко р р е к ц и я ,
о ц е н ка
е го
д е й с т в и й )
(коммуникат.УУД).
К о н т р о л ь
и
о ц е н к а
(регул.УУД)
П о и с к
и
в ы д е л е н и е
необходимой
информации,
извлечение. (познав.УУД)
( м о д е л и р о в а н и е )
точилку, ластик, тюбик клея.
Проверка результатов по группам.
- Представитель из каждой группы
расскажет о проделанной работе.
- Молодцы.
Работа с учебником.
- Сейчас выполним №2 на стр. 54.
Прочитайте задачу.
– Что нужно сделать?
-
Кто
догадался,
какой
вопрос
можно
поставить?
- О чём говориться в задаче?
- Что нам известно?
Составим краткую запись.
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос
задачи?
- Что нужно найти?
- Как мы можем это найти, каким
действием?
- Кто догадался, как решить эту задачу?
В з в е ш и в а ю т
с
п о м о щ ь ю
лабораторных весов.
-Оценивают работу группы.
Самостоятельно читают задание.
-
Поставить
вопрос
и
решить
задачу.
- Найти массу всей покупки
(На
сколько
граммов
печенья
девочка купила больше, чем чая?)
О
печенье
и
о
чае,
их
купила
девочка.
Печенья -? 2 п. по 200г
Чая – ? 2п. по 50г.
- Нет
-
Сколько
граммов
печенья
и
сколько
граммов
чая
купила
девочка.
-Умножением.
Решать
текстовые
задачи.
(познав.УУД)
Контроль (регул.УУД)
- Кто выйдет к доске и напишет решение
задачи?
- Остальные пишут в тетрадях.
- Проверяем.
1. 2 * 200 = 400 (г) – печенья
купила девочка
2. 2 * 50 = 100 (г) – чая купила
девочка.
3. 400 + 100 = 500 (г) – масса всей
покупки.
Ответ: 500 г.
Или
3. 400 – 100 = 300 (г)
Ответ: на 300 г. печенья больше,
чем чая.
VI.
Практическая
деятельность.
- Решите уравнения.
№ 3 стр. 54.
- Проверяем. Слайд
Выполняют задание
Контроль (регул.УУД)
VII.
Р е ф л е к с и я
учебной
деятельности
н а
уроке .
Цели:
–
з а ф и к с и р о в а т ь
новое
содержание
урока;
–
о р г а н и з о в а т ь
рефлексию
собственной учебной
деятельности.
Организация рефлексии
– Назовите тему урока?
– Какую цель ставили?
- Мы достигли цели?
- Что узнали о грамме?
- В каких случаях мы используем
–
Единицы
измерения
массы:
килограмм, грамм.
- Познакомиться с новой единицей
измерения массы – граммом и
соотношением между килограммом
и граммом.
- Да.
- Грамм – единица измерения
массы
- Грамм используют для измерения
Умение
с
д о с т аточ н о й
полнотой
и
точно стью
выраж ать
свои
м ы с л и
(коммуникативные УУД).
Соотношение
результата
своей деятельности с целью
и оценка его (регулятивные
УУД).
измерения в граммах?
- Что должны запомнить?
Где мы можем применить наши знания в
жизни?
- Оцените свою работу на уроке.
- Поставьте себе в дневник оценку,
которую, по вашему мнению заработали
на уроке.
- Покажите своё настроение с помощью
смайликов.
- С каким настроением вы закончили
работу?
массы более мелких или лёгких
предметов.
В 1кг – 1000г.
Ответы учащихся.
(Учащиеся прикрепляют свой
смайлик к соответствующей чаше
весов на доске)
VIII.
Д о м а ш н е е
задание.
Цель:
организовать
домашнее задание
1. №4, стр54
2. Дома найдите информацию о
старинных единицах измерения массы.
Найти пословицы, в которых
встречаются старинные единицы массы.
С какими источниками будете работать?
(Интернет, справочник, и т. д. )
(Проводит инструктаж по оформлению и
выполнению).
Вот и кончился урок,
Он пошёл, надеюсь, впрок.
Спасибо всем за работу!
Молодцы!
Слушают учителя
Коммуникативные УУД