Напоминание

"Единицы массы: килограмм, грамм"


Автор: Суханова Татьяна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Ардатовская СОШ"
Населённый пункт: Республика Мордовия, Дубёнский район, село Ардатово
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Единицы массы: килограмм, грамм"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока по математике.

Предмет: Математика.

Класс: 3-й класс.

Тип урока: открытие новых знаний (УМК «Школа России»).

Тема

Единицы массы: килограмм, грамм.

Цель:

Задачи:

Создать условия для расширения и углубления знаний детей о единицах измерения массы и

формирования понятия «грамм».

Формировать умение заменять крупные единицы измерения мелкими, выполнять обратную

операцию.

Закрепить умение решать задачи изученных видов

Формировать умение работать в паре, в группе.

Воспитывать коммуникативную культуру.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: познакомятся с единицами массы: килограмм, грамм; научатся выполнять вычисления

с именованными числами, выбирать гири определенной массы для набора заданного количества

граммов, решать составные задачи разными способами.

Метапредметные: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы,

обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои

достижения на уроке, пользоваться учебником.

Личностные: понимают универсальность математических способов познания окружающего мира.

Основные понятия

Единицы массы - грамм.

Организация

пространства

Фронтальная работа, групповая, работа в парах.

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, презентация, лабораторные весы, напольные весы, ручные

пружинные весы,

листы с таблицей для индивидуальной работы, предметы для взвешивания.

Этапы урока

Деятельность

Деятельность

Планируемые результаты

учителя

учеников

предметные

личностные,

метапредметные

I.

М о т и в а ц и я

к

учебной

деятельности

-

Здравствуйте,

ребята!

Я,

Татьяна

Михайловна,

буду

у

вас

вести

урок

математики.

Давайте, ребята,

Учиться считать,

Прибавлять, вычитать.

Запомните все,

Что без точного счета

Не сдвинется с места

Любая работа.

Лень долой!

Долой зевоту!

Принимайся за работу!

- Прежде чем начать урок, создадим себе

и

друг

другу

хорошее

настроение.

А

хорошее

настроение

начинается

с

улыбки.

Улыбните сь

друг

д р у г у.

Поприветствуем

гостей,

улыбнитесь

гостям.

Слушают учителя

Выполняют действия.

Нравственные

каче ства

(личностные УУД).

Планирование

учебного

сотрудничества

(коммуникативные УУД).

Проговаривать

последовательность

действий на уроке

(регулятивные УУД).

II.

П о с т а н о в к а

учебной

проблемы,

ц е л е й

и

формулирование

темы урока

Цель:

-организовать

постановку

учебной

проблемы

- Начнем наш урок с устного счета.

1.Решение задач.

- Решите задачи и

запишите решение в

тетрадях.

Задача №1 (слайд 1)

Ширина тротуара 3 метра, а ширина

проезжей части улицы в 9 раз больше.

Найдите ширину проезжей части.

Проверяем. (слайд 2)

Задача №2 (слайд 3)

От ленты длиной 70 см отрезали одну

десятую часть. Сколько см ленты

отрезали?

Проверяем. (слайд 4)

Задача №3 (слайд 5)

Решают задачи. Проверяют.

Пользоваться

единицей

измерения

массы

Рефлексия

спо собов

и

условий действия, контроль

и

о ц е н к а

п р о ц е с с а

и

результатов

деятельности;

(Познав. УУД)

Масса бурого медведя 400 кг, а

медвежонка – в 100 раз меньше. Какова

масса медвежонка?

Проверяем.. (слайд 6)

- Проверьте себя. Слайд №4

-Оцените свою работу с помощью

знаков. На полях поставьте «+», «-», «!».

«!» - молодец, все выполнено верно.

«+» - допущена 1 ошибка

«-» - допущены 2-3 ошибки.

-Назовите единицы измерения, которые

встретились в задачах?

- Какая из них лишняя, почему? (слайд 7)

- Вспомним, что такое масса.

- У меня - пакет муки. Можно ли его

массу измерить килограммом?

- Можно ли килограммами измерить

массу пачки чая? Почему?

- Как измерить массу этой пачки?

- Новая единица измерения должна быть

больше или меньше кг? Почему?

- Кто знает название этой единицы

измерения?

- Новая единица измерения называется

грамм.

Предположите, чем будем заниматься

сегодня на уроке?

Сформулируйте тему урока (слайд 11)

Какова цель нашего урока?

Оценивают свою работу.

- м, см, кг.

- кг.

м и см единицы измерения длины,

а кг - единица измерения массы.

М а с с а

э то

в е л и ч и н а ,

обозначающая

степень

тяжести

предмета.

- Да.

-Нет. Пачка чая легче

- Нужна новая единица измерения.

Ответы детей.

-

Познакомимся

с

более

мелкой

единицей измерения массы.

-Единица

измерения

массы

-

грамм.

- Познакомиться с новой единицей

Постановка учебной задачи

на основе соотнесения того,

ч т о

у ж е

и з в е с т н о

(регулятивные УУД).

- Как получить новую единицу

измерения?

«Кило» - значит тысяча. Какое

соотношение установим между кг и г ?

Килограмм

уменьшили

в

1000

раз

и

получили

новую

единицу

измерения

грамм.

1кг = 1000 г

измерения массы – граммом и

соотношением между килограммом

и граммом.

Закрепить умение решать задачи

изученных видов.

III.

О т к р ы т и е

нового знания

Цель:

– организовать поиск

решения

у ч е б н о й

проблемы.

-

Итак,

сегодня

мы

познакомимся

с

единицей измерения массы - граммом.

(Слайд .)

Основной

мерой

массы

является

килограмм.

И

вот

так

выглядит

его

эталон.

В

России

копия

хранится

в

институте

метрологии Д. И. Менделеева в городе

Санкт – Петербурге. С международного

эталона сделано более 40 копий.

(Слайд: эталон килограмма).

С

давних

времен

люди

испытывали

необходимость

знать

вес

разны х

предметов. Для этой цели

придумали

весы.

На

сегодняшний

день

суще ствует

огромное количество видов весов.

Н а п р и м е р , электронные

весы.

С

помощью таких весов удобно измерять

очень маленький вес.

Ручные пружинные весы.

Слушают учителя

Ответы учащихся.

Использовать

в

р е ч и

названия

единиц

измерения

массы.

П о и с к

и

выделение

необходимой

информации

(познав. УУД)

-Как вы думаете, для чего нужны такие

весы?

Механические или чашечные весы.

По

области

применения

весы

бывают разные.

Багажные – для взвешивания

багажа.

Торговые – взвешивают товар в

магазине.

Медицинские – необходимы при

приготовлении лекарств.

Почтовые – они помогают

взвешивать посылки.

Железнодорожные- с помощью

которых взвешивают грузы,

располагающиеся в составе поезда

или пустые вагоны.

Бытовые, которые люди

используют дома, в быту.

Кулинарные весы – для

взвешивания продуктов.

Напольные весы – для

собственного взвешивания.

Детские весы – для взвешивания

маленьких детей.

Вот

такие

совершенно

разные

весы

придумали

люди,

чтобы

взвешивать

самые разные предметы.

- Чаще всего, чтобы что-то взвесить в

граммах используют аптечные весы. Их

используют в аптеках для приготовления

различных

лекарств,

чтобы

правильно

соблюдать

дозировку

того

или

иного

Слушают учителя

Добывать

новые

знания:

вещества.

Сейчас в основном используются

электронные весы, они наиболее точные.

- Сегодня мы подробно изучим новую

единицу

массы

грамм,

с

помощью

которой мы как раз и сможем выразить

вес маленьких предметов.

При взвешивании на механических или

чашечных весах, чтобы определить

массу предмета используют гири.

Гири бывают разные. Бывают гири

килограммовые – 1кг, 2 кг, 5 кг.

А есть гири, с помощью которых можно

взвесить массу более легких предметов –

100 граммов, 10 граммов, 1 грамм;

200 граммов, 20 граммов, 2 грамма;

500 граммов, 50 граммов, 5 граммов.

Работа

с

весами.(напольные,

ручные

пружинные, лабораторные, электронные)

-

Проведем

работу

по

измерению

предметов на весах.

-

Давайте

посмотрим,

как

работают

лабораторные весы.

- Взвесим массу пачки чая.

Масса пачки чая равна 100 г.

Давайте

поработаем

с

напольными

весами. Это механические весы, в них

есть

шкала

со

стрелкой

или

чаши

с

гирями.

-Кто хочет узнать массу своего тела?

-Кто

хочет

на

электронных

ве сах

взвесить

массу

пенала?

У цифровых

(электронных)

весов

есть

табло,

где

высвечивается масса предмета.

Измеряют массу пачки чая

Один

ученик

выходит

к

доске.

Измеряется его масса тела.

Один

ученик

выходит

к

доске.

Измеряет массу своего пенала.

н а х о д и т ь

о т в е т ы

н а

в о п р о с ы ,

и с п о л ь з у я

учебник; вычитывать

все

в и д ы

т е к с т о в о й

информации

(познавательные УУД).

Сравнение (познав.УУД)

-

Давайте

взвесим

массу

портфеля

с

помощью

ручных

весов.

Они

еще

называются безмен. В ручных весах тоже

шкала со стрелкой.

- Поработали с весами, а теперь давайте

отдохнем

Ученик

измеряет

массу

своего

портфеля. (Взвешивание бизменом)

IV.

Физкультминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали.

И на месте побежали.

Дети говорят стихотворение и

выполняют активные движения

V.

П р и м е н е н и е

нового знания

Цель:

о р г а н и з о в а т ь

применение

новых

знаний.

Работа в группах.

- А сейчас поработаем в группах. Каждая

группа получает задание.

1 группа (5 человек) взвесьте свой

вес и запишите данные в таблицу.

2 группа (5 человек) взвесьте

фрукты и овощи,

результаты

запишите в таблицу.

1. 4 яблока,

2. 10 картофелин,

3. 1 кочан капусты.

3 группа (5 человек) взвешивают:

мешочки с крупой (пшено, гречка),

соль, сахар.

4 группа (5 человек) взвешивают:

– Применяют новое знание.

Учащиеся работают по группам,

измеряют массу предметов.

Взвешивают с помощью напольных

весов.

В з в е ш и в а ю т

с

п о м о щ ь ю

электронных весов.

Взвешивают

с

помощью

ручных

весов.

Пользоваться

при

измерении

массы

новой

единицей

измерения

-

грамм.

Ф о р м и р о в а т ь

у м е н и е

сотрудничать с учителем и

сверстниками;

работать

в

г р у п п е ,

у п р а в л е н и е

п о в е д е н и е м

п а р т н ё р а

(конт роль ,

ко р р е к ц и я ,

о ц е н ка

е го

д е й с т в и й )

(коммуникат.УУД).

К о н т р о л ь

и

о ц е н к а

(регул.УУД)

П о и с к

и

в ы д е л е н и е

необходимой

информации,

извлечение. (познав.УУД)

( м о д е л и р о в а н и е )

точилку, ластик, тюбик клея.

Проверка результатов по группам.

- Представитель из каждой группы

расскажет о проделанной работе.

- Молодцы.

Работа с учебником.

- Сейчас выполним №2 на стр. 54.

Прочитайте задачу.

– Что нужно сделать?

-

Кто

догадался,

какой

вопрос

можно

поставить?

- О чём говориться в задаче?

- Что нам известно?

Составим краткую запись.

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос

задачи?

- Что нужно найти?

- Как мы можем это найти, каким

действием?

- Кто догадался, как решить эту задачу?

В з в е ш и в а ю т

с

п о м о щ ь ю

лабораторных весов.

-Оценивают работу группы.

Самостоятельно читают задание.

-

Поставить

вопрос

и

решить

задачу.

- Найти массу всей покупки

(На

сколько

граммов

печенья

девочка купила больше, чем чая?)

О

печенье

и

о

чае,

их

купила

девочка.

Печенья -? 2 п. по 200г

Чая – ? 2п. по 50г.

- Нет

-

Сколько

граммов

печенья

и

сколько

граммов

чая

купила

девочка.

-Умножением.

Решать

текстовые

задачи.

(познав.УУД)

Контроль (регул.УУД)

- Кто выйдет к доске и напишет решение

задачи?

- Остальные пишут в тетрадях.

- Проверяем.

1. 2 * 200 = 400 (г) – печенья

купила девочка

2. 2 * 50 = 100 (г) – чая купила

девочка.

3. 400 + 100 = 500 (г) – масса всей

покупки.

Ответ: 500 г.

Или

3. 400 – 100 = 300 (г)

Ответ: на 300 г. печенья больше,

чем чая.

VI.

Практическая

деятельность.

- Решите уравнения.

№ 3 стр. 54.

- Проверяем. Слайд

Выполняют задание

Контроль (регул.УУД)

VII.

Р е ф л е к с и я

учебной

деятельности

н а

уроке .

Цели:

з а ф и к с и р о в а т ь

новое

содержание

урока;

о р г а н и з о в а т ь

рефлексию

собственной учебной

деятельности.

Организация рефлексии

– Назовите тему урока?

– Какую цель ставили?

- Мы достигли цели?

- Что узнали о грамме?

- В каких случаях мы используем

Единицы

измерения

массы:

килограмм, грамм.

- Познакомиться с новой единицей

измерения массы – граммом и

соотношением между килограммом

и граммом.

- Да.

- Грамм – единица измерения

массы

- Грамм используют для измерения

Умение

с

д о с т аточ н о й

полнотой

и

точно стью

выраж ать

свои

м ы с л и

(коммуникативные УУД).

Соотношение

результата

своей деятельности с целью

и оценка его (регулятивные

УУД).

измерения в граммах?

- Что должны запомнить?

Где мы можем применить наши знания в

жизни?

- Оцените свою работу на уроке.

- Поставьте себе в дневник оценку,

которую, по вашему мнению заработали

на уроке.

- Покажите своё настроение с помощью

смайликов.

- С каким настроением вы закончили

работу?

массы более мелких или лёгких

предметов.

В 1кг – 1000г.

Ответы учащихся.

(Учащиеся прикрепляют свой

смайлик к соответствующей чаше

весов на доске)

VIII.

Д о м а ш н е е

задание.

Цель:

организовать

домашнее задание

1. №4, стр54

2. Дома найдите информацию о

старинных единицах измерения массы.

Найти пословицы, в которых

встречаются старинные единицы массы.

С какими источниками будете работать?

(Интернет, справочник, и т. д. )

(Проводит инструктаж по оформлению и

выполнению).

Вот и кончился урок,

Он пошёл, надеюсь, впрок.

Спасибо всем за работу!

Молодцы!

Слушают учителя

Коммуникативные УУД



В раздел образования