Автор: Онеева Лидия Александровна
Должность: методист
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дом детского творчества" Волжского района Республики Марий Эл
Населённый пункт: пгт. Приволжский
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационный поиск как средство развития учреждения дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
Инновационный поиск как средство развития учреждения
дополнительного образования детей
Инновационные
процессы
реализуются
сегодня
практически во
всех
сферах
человеческой
деятельности.
Нововведение
в
учреждениях
дополнительного образования являются достаточно важным и необходимым
механизмом творческой деятельности, который отличает одно образовательное
учреждение от другого. Именно поэтому одним из направлений деятельности
Дома
детского
творчества
является
результативная
инновационная
деятельность, как процесс освоения тех составляющих, которые позволяют
добиваться
качественно
новых
результатов
и
становиться
все
более
привлекательными и необходимыми для детей и их родителей.
Бесспорно, педагог
занимает
ключевую
позицию
в
образовательном
процессе: от его квалификации, профессионализма, личных качеств зависит
эффективность
решения
многих
проблем
в
учреждении.
Новые
веяния времени требуют от педагога дополнительного образования постоянной
активной
позиции
и
выхода
за
рамки
своего
узкого
мирка
обучения
в
конкретном детском объедении.
Если для педагога, работающего в традиционной системе, главными
были
специальные
и
методические
знания,
достаточно
было
владеть
педагогической техникой, иметь педагогическое мастерство, позволяющие ему
осуществлять
образовательный
процесс на
профессиональном
уровне
и
добиваться его
высокой
эффективности, т о для перехода в инновационный
режим
определяющим
является
готовность
педагога
к
инновациям
и
приоритетными
становятся
знания
теоретические
(знание
современных
психолого-педагогических
концепций),
методологические
(знание
общих
принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации
обучения и воспитания) и технологические (знание не только традиционных, но
и
инновационных
образовательных
технологий).
Профессиональная
деятельность
педагога
неполноценна,
если
она
строится
только
как
воспроизводство
однажды
усвоенных
методов
работы,
если
в
ней
не
реализуются объективно существующие возможности для достижения более
высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности
самого педагога. Без творчества нет педагога - мастера. На сегодняшний день
реалии таковы, что педагогу необходимо постоянно расти в профессиональном
плане.
О с о б о е
з н а ч е н и е
в
п р о ц е с с е
п р о ф е с с и о н а л ь н о г о
самосовершенствования педагога имеет инновационная деятельность.
Инновационные изменения в Доме детского творчества идут сегодня по таким
направлениям, как:
-
формирование
нового
содержания
образования
путём
создания
новых
образовательных
программ
дополнительного
образования
детей
или
новых
модулей и разделов к ним;
-
применение
современных
методов,
приёмов,
средств
о своения
образовательных программ дополнительного образования;
- разработка и реализация новых технологий обучения;
- интеграция основного и дополнительного образования;
- создание инновационной площадки.
Под интеграцией мы понимаем определённую форму взаимодействия, в
рамках
которой
учреждение
дополнительного
образования
детей
и
другие
учреждения функционируют в едином нормативном и организационном поле,
оставаясь
самостоятельными
юридическими
лицами.
При
этом
содержание
образовательного
процесса
не
изменится,
только
значительно
обогатится.
Условно мы выделяем два вида интеграции: «внешнюю» и «внутреннюю».
«Внешняя»
интеграция
осуществляется
с
образовательными
учреждениями,
находящимися на территории нашего района. Многие школы являются базой
для развития дополнительного образования детей, и многие учителя совмещают
должность педагога дополнительного образования. Такая интеграция позволяет
обновлять
и
разнообразить
содержание
общего
образования.
Роль
дополнительного
образования
в
данном
случае
можно
рассмотреть
через
реализацию следующих принципов: личностная ориентация, комплексность,
обеспечение
преемственности,
усиления
творческой,
практической
и
социальной составляющих содержание образования.
Достоинством «внешней» интеграции можно считать создание условий
для работы с одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями
здоровья и другими особыми категориями детей, или же иными словами, в
процессе
интеграции
могут
реализоваться
разнообразные
социально-
педагогические образовательные программы. В нашем учреждении по работе с
детьми
с
органиченными
возможностями
здоровья
реализуются
3
образовательные программы: «Фантазёры», «Весёлые петельки», «Бусинка».
Обязательным
условием
реализации
данных
программ
является
то,
что
образовательный
и
воспитательный
процесс
должно
строиться
при
сопровождении
педагога
–психолога.Педагоги
в
начале
года
определяют
индивидуальный
образовательный
маршрут
и
ведут
индивидуальную
карту
достижений своих воспитанников.
А работа с одаренными детьми проводится почти во всех детских
объединениях индивидуально.
Какие же формы работы с одаренными детьми применяются в нашем
учреждении? Одна из форм работы – проектно-исследовательская деятельность.
Это
целенаправленная
и
результативная
творческая
работа
воспитанника
(группы воспитанников), выполненная под руководством педагога. Этот вид
деятельности
успешно
реализуется
в
детских
объединениях
нашего
Дома
детского
творчества:
«Истоки»,
«Юный
краевед,
«Судомоделирование»,
«Страна мастеров». Обучающиеся данных объединений ежегодно участвуют в
конкурсах
регионального,
всероссийского
уровней
и
показывают
неплохие
результаты.
Главным достижением инновационной работы
нашего учреждения
нужно считать создание республиканской инновационной пилотной площадки
на
тему:
«Сетевое
взаимодействие
как
модель
повышения
доступности
дополнительного образования на селе». Тема актуальная, особенно для нашего
учреждения, т.к. мы не имеем своего здания, педагоги работают на базе других
образовательных
учреждений,
таким
образом,
педагоги
могут
пользоваться
материально-технической
базой
того
учреждения,
в
котором
они
работают
(конечно
же,
подобное
сетевое
взаимодействие
осуществляется
на
двусторонней договорной основе). На сегодня подобные договоры заключены с
9 школами.
В зависимости от целей и задач инновационные площадки подразделяются
на
следующие
виды:
исследовательская,
стажировочная,
пилотная,
учебно-
методическая
лаборатория,
межшкольный
методический
центр,
ресурсный
центр профессионального образования. Мы выбрали пилотную инновационную
площадку, т.к. этот вид инновационной площадки больше подходит нашему
учреждению по содержанию его деятельности.
В рамках данной площадки
провели республиканский семинар по технической направленности «Развитие
творческого потенциала на занятиях технической направленности» на основе
договора (01 сентября 2016 г.) с Центром детско-юношеского технического
творчества» республики Марий Эл, а также принимали участие на вебинаре по
теме «Обновление содержания и технологий в дополнительном образовании
детей: техносфера дополнительного образования».
Как видите, сетевое взаимодействие мы осуществляем с образовательными
организациями
нашего
района
и
с
республиканскими
образовательными
организациями.
Пока
договор
заключили
с
Центром
детско-юношеского
технического
творчества
Республики
Марий
Эл,
но
в
перспективе
сетевое
взаимодействие планируем расширять.
В дальнейшем мы надеемся и постараемся, чтобы инновационные процессы
активно
внедрялись
в
образовательно-воспитательную
систему
нашего
учреждения и способствовали решению актуальных проблем образования.