Напоминание

"История возникновения часов"


Автор: Ильина Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГКУСО СРЦН"Причал надежды"-Центр по профилактике семейного неблагополучия
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "История возникновения часов"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Цель:

1. Познакомить детей с историей возникновения часов, подвести к

пониманию их назначения и функции.

2. Уточнить знания детей о часах и их видах.

3. Обогащать словарный запас детей.

4. Способствовать развитию эстетического вкуса, фантазии и творчества.

5. Продолжать воспитывать навыки доброжелательного взаимодействия в

коллективе.

Материал: проектор, ноутбук, заготовка из тонкой фанеры в форме домика

для изготовления часов, картинки для оформления циферблата, клей-

карандаш для каждого ребёнка, тряпочки, раскраски-часы (грустные и

весёлые, раскраски - цветочные часы).

Ход занятия:

1. Организационный момент около выставки часов.

Восп: Доброе утро, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

Дети, вы помните, что у нас в группе недавно сломались часы. Вы стали

задавать много вопросов по назначению и устройству часов. И мы решили

исследовать этот удивительный мир часов.

Я побывала в часовой мастерской, отнесла наши старые часы. Мастер по

изготовлению и ремонту часов – часовщик, сказал, что часы уже не подлежат

ремонту. А пока мастер работал, мы успели с ним пообщаться. Он рассказал

мне много интересного о часах, передал для вас подарок и пригласил к себе в

гости.

Подарок часовщик попросил распаковать позже. А сейчас, присаживайтесь

на стульчики. Вы узнаете, что же интересного рассказал мне часовщик об

удивительном мире часов!

2. Просмотр слайдов и беседа .

На 1 слайде картинка с изображением часовщика за работой.

Восп: Оказывается, привычных для нас часов раньше не было. Но во все

времена были живые часы.

1)Слышите звук 2 слайд пустой - включить звук крика петуха. После ответа

- проецируется картинка с изображением петуха. Петух - это живой

будильник. Он всем говорит, что наступило утро и пора вставать.

А еще живыми часами весной и летом могут быть поющие птицы. Например,

если запел соловей, то значит еще ночь, он поет самый первый. Включить

Звук пения соловья, проецируется картинка с изображением поющего

соловья ночью. А вот, воробей встает только в 6 утра. Как воробьи проснулись

– значит, и нам скоро пора вставать . Звук чирикания воробья, проецируется

картинка с изображением воробья

2) Слайд 3 с изображением жёлтых одуванчиков.

Восп: Живые часы – это и растения. Попробуйте догадаться, как цветы могут

нам сказать, сколько сейчас времени. (рассуждения детей)

Часы открывают свои лепестки и закрывают их строго в определенное время,

словно по команде. И они никогда не путаются! Например, одуванчики,

открываются ровно в 5 утра. Я для вас подготовила раскраски с цветочными

часами, в свободное время вы сможете ими воспользоваться. Как вы думаете,

чем удобны живые часы? А чем они неудобны? (Рассуждения детей)

4 Слайд с изображением солнечных часов.

Восп: Наблюдая за солнцем, люди изобрели солнечные часы. Ходит солнце

по небу, а по площадке ходит тень от колышка. Такие часы показывают время

только в солнечную погоду. На прогулке мы попробуем сделать такие часы. И

понаблюдаем за ними.

История часов продолжалась. Люди стали придумывать другие часы.

5 слайд с изображением водяных часов. Они придумали водяные часы.

Водяные часы сообщают о времени и ночью и днём и в хмурый день. В

высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливали воду и на

сосуде делали пометки-чёрточки. Но и такие часы оказались неудобны, т.к.

постоянно приходилось доливать воду. С тех пор так и говорят «Много воды

утекло», т.е. много времени прошло.

6 слайд с изображением песочных часов.

Восп: Потом люди сделали часы из песка. И назвали их – как? (ответы детей)

Песочные часы! За определённое время мельчайший песочек высыпается из

одного сосуда в другой. Песочные часы есть на 2, 3, 5 и 10 минут. Поставить

перед детьми часы на 3 и 10 минут для сравнения. Это ваши любимые часы,

вы часто приносите их в группу. На них просто приятно смотреть. Такие

часики используют в поликлинике на процедурах. (рассуждения детей)

7 слайд с изображением Курантов.

Восп: Шло время, и люди придумали новые приборы для измерения времени.

Появились башенные часы - на башне. Они были очень громоздкими и

сложными. Появился циферблат. На старинных часах была одна стрелка –

часовая. Люди тогда жили размеренно и никуда не спешили. Спустя время

появилась минутная стрелка, а потом и секундная. Люди стали следить за

временем. Уже много веков главным символом Москвы является Спасская

башня Кремля со знаменитыми Курантами 3.Динамическая

пауза.

А теперь немного отдохнём.

1) Офтальмологическое упражнение «Круг».

Представить себе большой круг. Обвести его глазами по часовой стрелке,

потом против часовой. И поморгать 2 раза.

4. Игровое упражнение «Названия часов» (в кругу с мячом)

Скажите, как называются часы, которые носят на руке? (наручные)

..часы для детей? (детские)

..часы для женщин? (женские)

..часы для мужчин? (мужские)

..часы, которые стоят на столе? (настольные)

..часы, которые висят на стене? (настенные)

..часы, которые носят в кармане? (карманные)

..часы, сделанные из золота? (золотые)

…На башне - башенные, на полу-напольные, из цветов - цветочные, из песка

- песочные, из воды - водяные.

Игра «Родственные слова» ( на стульчиках полукругом)

Восп: Молодцы! А теперь давайте снова присядем на стульчики и продолжим

слушать истории.

Часовщик мне сказал, что у слова часы много слов-родственников, например,

Зима-зимний, зимовать.

Давайте теперь попробуем подобрать слова-родственники к слову часы.

Часики, часовая(стрелка), часовщик(мастер по изготовлению и ремонту

часов), часовой (военный на посту), часовня, часок, часочек, сейчас.

Какие вы молодцы!

Ребята, я хочу вам рассказать историю из детства. Однажды мы пришли в

гости, и я услышала необычный звук. Сначала я испугалась, а потом просто

восхитилась красотой.

Включить звук часов с кукушкой. Изображение часов с кукушкой на слайде 8.

Дети, хотели бы вы узнать о часах ещё больше? А научиться определять

время? Тогда мы продолжим исследование и изучение различных часов.

Слайд 9- изображение различных часов: атомные, будильник, наручные, часы

из цветов, детские.Мир часов очень удивителен и разнообразен.

Офтальмологическое упражнение «Круг»

5. Продуктивная деятельность и подведение итогов.

А теперь настало время открыть долгожданный подарок от часовщика.

1)В подарке записка.

Здравствуйте, ребята. Я, надеюсь, вам понравилась сегодняшняя история о

часах. Скажите, какие живые часы вы знаете?...

Понаблюдайте за ними летом в деревне или на даче!

Какие ещё часы сегодня вам запомнились?...

Вы большие молодцы! Настоящие юные исследователи! Желаю вам удачи и

новых открытий! Приходите в гости в мою мастерскую! До встречи,

часовщик. И помните, ПОРЯДОК-ВРЕМЯ БЕРЕЖЁТ!

2)Открытие подарка.

Дети, часовщик, подарил нам основу для часов в виде домика. Дети должны

обнаружить, что на часах нет стрелок и отсутствует часовой

механизм. Ребята, когда часовщик узнал какие вы творческие, предложил нам

самим сделать часы и украсить их. Помните, вы вчера раскрашивали

маленькие рисунки по теме школа, мальчики выбирали свои картинки, а

девочки – свои. Я предлагаю украсить наши часы этими картинками. Сейчас

девочки возьмут свои картинки и начнут украшать часы, а мальчики пока

рассмотрят экспонаты в музее часов. Потом мы поменяемся.

Дети и воспитатель украшают часы. Звучит мелодия «Ходики с кукушкой»

Дети приклеивают с помощью клея-карандаша на циферблат картинки.

Воспитатель устанавливает часовой механизм и стрелки. Де

ти наблюдают и

общаются.



В раздел образования